29 марта 2024, пятница, 13:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 ноября 2003, 14:58

Амбиции и амуниция российской и украинской молодежи: 1985-2001

Над темой номера работали В. Магун, М. Энговатов

Эль Лисицкий.
Новый.
El «isitsky.
A new
(1920/1921)



<«I>Четыре замера притязаний и готовности бороться за их достижение <«I>Я б в директора пошел- <«I>Широкое общественное признание нужно не всем <«I>Рай в шалаше не актуален <«I>Почему в последние годы притязания молодых не растут <«I>Сколько люди готовы «платить» за достижения <«I>Тратить или накапливать?

Четыре замера притязаний и готовности бороться за их достижение

Последние полтора десятилетия ХХ века принесли огромные перемены в жизнь населения бывшего СССР. Как повлияли эти перемены на притязания и готовность преодолевать жизненные трудности у поколений российской и украинской молодежи, вступавших на протяжении этого периода в раннюю юность? Изучению этого вопроса были посвящены 4 социологических опроса 1.

Первый из них проводился в Киеве в 1985 году, второй v в Москве и Киеве в 1990-1992 годах, третий v в обеих столицах (Москве и Киеве) и в провинциальных российских городах (Орле и Мценске) в 1995 году, четвертый v в 2001 году v в четырех упомянутых городах и в сельских районах Саратовской области 2. Таким образом, наблюдение охватывает период бурных перемен с 1985 по 2001 год.

Важнейшими экономическими событиями в период между опросами 1995 и 2001 годов с точки зрения возможного влияния на уровень притязаний и представления молодежи о способах их реализации, были острый финансовый кризис 1998 года, затронувший и Россию, и Украину, и начавшийся вслед за этим экономический рост (впервые после непрерывного спада, характерного для 1990-х годов).

Объектами изучения каждый раз были 16-17 v летние учащиеся выпускных классов обычных общеобразовательных школ. Таким образом, сохранив принципы формирования выборки и инструментарий опроса, мы имеем возможность сравнить жизненные притязания и стратегии четырех поколений российской и украинской молодежи. Число опрошенных: в 1985 году в Киеве v 625 человек, в 1990-1991 годах в Москве v 387 человек, в 1992 году Киеве v 205 человек, в 1995 году в Киеве 203 человека, в Москве 200, в Орле 208 и в Мценске 186 человек, в 2001 году в Киеве 200, в Москве 230, в Орле 253, в Мценске 219 и в сельских поселениях Саратовской области 176 человек. В общей сложности было опрошено 3092 человек.

Чтобы оценить притязания, респондентов спрашивали о том, что они сочли бы для себя достаточным. При этом фиксировались их властные притязания («достаточная» должность), притязания на тот или иной уровень материального положения (зарплата, основное жилье, дача, автомобиль, библиотека, общий уровень «богатства»), уровень образовательного и культурного статуса (уровень формального образования, размер домашней библиотеки), уровень признания (престижа), а также ожидания (феномен не идентичный, но коррелирующий с притязаниями) в отношении числа будущих детей.


Я б в директора пошел-

Как менялись от поколения к поколению старшеклассников их жизненные притязания? Рассмотрим вначале некоторые частные показатели уровня притязаний и начнем с вопроса о том, какой ступени на должностной лестнице респонденты хотели бы достичь.

На рис. 1 показана динамика ответов на вопрос о должностных притязаниях (для демонстрации основных тенденций мы ограничились тремя вариантами ответов из пяти). Как видим, с 1985 по 1995 год эти притязания резко повысились: судя по графикам, и в Киеве, и в Москве доля ответов, указывающих на желание юношей и девушек занять две наиболее высокие позиции в должностной иерархии, значительно выросла 3, а желание стать руководителем небольшого коллектива (т.е. занять самую низшую из руководящих должностей) стало за эти годы гораздо менее популярным. Но затем v после 1995 года v и в Киеве, и Москве тенденция изменилась, рост притязаний прекратился, статистически значимая динамика уровня притязаний впервые за все время исследования отсутствует.



Рисунок 1. Межпоколенная динамика ответов на вопрос «Какую должность вы считаете для себя достаточной?», 1985-2001 годы, % от числа ответивших

Изменения в Орле и Мценске выглядят на графике более заметными v в обоих этих городах выросла доля тех, кто хочет занять наиболее высокие должностные позиции, и снизилась доля согласных быть всего лишь руководителем небольшого коллектива. Но и эти изменения оказались статистически незначимы, что позволяет распространить на Орел и Мценск заключение об отсутствии роста притязаний, сделанное в отношении мегаполисов.


Широкое общественное признание нужно не всем

Притязания, касающиеся уважения и признания, также были предметом изучения во всех четырех опросах. Как видно из рис. 2, динамика этих притязаний в разных городах не одинакова. В Киеве на протяжении всего периода наблюдений, начиная с 1985 года, снижается доля тех, кто стремится к публичному признанию («широкому общественному признанию» и «всеобщему почету и уважению, признанию потомков»), и, наоборот, растет доля тех, кто готов ограничиться признанием и уважением в приватной сфере (со стороны «семьи, близких, друзей» и «большого круга знакомых»). Мы объясняли эту тенденцию разрушением старой, советской системы общественного признания в ходе радикальных социальных трансформаций постсоветских обществ, а также общей переориентацией системы ценностных доминант с публичной на приватную сферу.4




Рисунок 2. Межпоколенная динамика ответов на вопрос «Чье признание Вы считаете для себя достаточным?», 1985-2001 годы, % ответивших

Притязания московских старшеклассников имеют иную динамику. Точно не известно, каковы были эти притязания в 1985 году, но можно допустить, что они мало отличались от притязаний их киевских сверстников. В таком случае получается, что в первые годы социальных трансформаций (т.е. в период «Перестройки») в Москве, как и в Киеве, притязания на публичное признание снижались, и росла готовность ограничиться более скромными формами признания со стороны семьи, друзей и знакомых. В 1990-1991 годах был проведен первый опрос московских старшеклассников, и о дальнейших изменениях их притязаний можно судить уже по реально имеющимся данным. Они свидетельствуют, что с 1990-1991 годов в Москве публичное признание неуклонно набирает популярность, а готовность ограничиться приватным признанием снижается (различия между 1990-1991 и 2001 годами по Москве статистически значимы). Таким образом, судя по этим данным, у московских старшеклассников на протяжении 90-х годов притязания на социальное признание росли. Возможно, на новой социальной основе происходило восстановление уровня притязаний, снизившегося на начальном этапе радикальных общественных перемен.


Рай в шалаше не актуален

Переходим теперь к сфере потребления. Начнем с «жилищных» притязаний. Отвечая на вопрос «Какие жилищные условия Вы считаете достаточными для Вашей будущей семьи?», респонденты указывали число комнат в квартире или в доме и ожидаемый размер будущей семьи, для которой эти комнаты предназначены. Конечно, спрашивая о числе комнат, мы получали лишь самое грубое представление об уровне «жилищных» притязаний молодежи. Тем не менее, этот простой индикатор оказался достаточно информативным и чувствительным.

Во всех рассматриваемых группах во все годы ожидаемое число членов семьи приблизительно равнялось четырем (респондент, его брачный партнер и двое детей). Что же касается достаточного числа комнат, то оно менялось. Если в 1985 году оно приблизительно равнялось трем, то, начиная с 1990 года, оно ни в одном поселении не опускалось ниже четырех (табл. 1) 5.

Таблица 1. «Достаточное» число комнат, 1985-2001 годы, средние значения

1985 1990 v 1992 1995 2001 Москва v 4,2 4,5 4,2 Киев 3,2 4,9 5,0 4,4 Мценск v v 5,2 5,0 Орел v v 4,8 4,4 Саратовская обл. v v v 4,4 4 города v v 4,9 4,5


Число комнат в жилище v это наглядное, хорошо понятное благо для каждого современного человека. Опыт пребывания в том или ином жилище есть у каждого из наших молодых респондентов, следовательно, этот вид притязаний v один из наиболее естественных, в наименьшей степени навязываемых молодому человеку самой процедурой опроса. Поэтому прибавление от одной до двух комнат в притязаниях юношей и девушек с 1985 по 1995 годы v яркое проявление «революции притязаний», происшедшей в этот период и в России, и на Украине. Причем в конце 1980-х годов была преодолена важная смысловая граница: если в 1985 году «достаточное» число комнат соответствовало формуле советских лет «число членов семьи минус 1», то в 1990-1995 годах количество комнат сначала сравнялось (Москва, 1990-1991 годы) с числом членов семьи, а потом на единицу превысило это число. Иными словами, люди стали более требовательны к важнейшему элементу повседневной жизненной среды и изменили сам принцип подхода к определению желаемого размера жилья.

Однако после 1995 года произошел новый поворот: во всех 4 городах, по которым мы располагаем сопоставимыми данными за 1995 и 2001 годы, среднее число комнат, которое респонденту представляется достаточным, снизилось (табл. 1). Таким образом, здесь ситуация похожа на ту, которая наблюдалась в отношении должностных притязаний, с той лишь разницей, что снижение жилищных притязаний имеет более явный и универсальный характер.

Уменьшилось и значение разности между количеством комнат и числом членов семьи, хотя v и это важно отметить v и в 2001 году в каждом из пяти рассматриваемых поселений количество комнат, в среднем, превышает число членов семьи (см. рис. 3). Значит, по-прежнему действует принципиально иной по сравнению с советскими временами подход к формированию жилищных притязаний, и некоторое их снижение в период с 1995 по 2001 год не означает возврата к стандартам советского времени.




Рисунок 3. Межпоколенная динамика индекса «Достаточное число комнат МИНУС ожидаемое число членов семьи», средние значения, 1985 v 2001 годы

В качестве второго компонента жилищных притязаний рассматривались планы приобретения садового участка и дачи («второго жилища»). Вопрос в анкете звучал так: «Если вы предполагаете в будущем иметь для себя и своей семьи садовый участок, то какая постройка (дача) на нем была бы для вас достаточна?» Варианты ответов: (1) v не предполагаю иметь участка; 2 v легкая временная постройка («времянка»); (3) v небольшой деревянный дом; (4) v большой деревянный дом; (5) v капитальный кирпичный дом (рис. 4).

Как и в других притязаниях, в запросах, относящихся к даче, резкий сдвиг вверх произошел к началу 90-х годов: прежде всего, сильно уменьшилась доля тех, кто вообще не планировал иметь земельный участок и загородный дом. Уменьшилась также популярность «небольшого деревянного дома» и резко возросла частота выбора наиболее качественных домов v «большого деревянного» и «капитального кирпичного». На рис. 4 (данные по Киеву) виден взлет популярности двух наиболее качественных вариантов домов уже на начальном этапе социальной трансформации советского общества, в период с 1985 по 1992 год.





Рисунок 4. Межпоколенная динамика ответов на вопрос «Если Вы предполагаете иметь для себя и своей будущей семьи садовый участок, то какая постройка на нем была бы для Вас достаточной?» 1985-2001, % ответивших

Как видно из графиков, все последующие изменения несопоставимы по своему масштабу с тем, что произошло в самом начале. Что же касается последнего наблюдаемого периода (от 1995 к 2001 году), то он характеризуется некоторым (статистически незначимым) снижением уровня притязаний.


Почему в последние годы притязания молодых не растут

Каждый вид притязаний имеет свою специфику, но естественно ожидать, что притязания взаимосвязаны. В таком случае и динамику их изменений можно регистрировать не по каждому показателю в отдельности, а по их интегральным характеристикам (индексам).

Для построения интегральных показателей был использован факторный анализ, который определил конфигурации взаимосвязей между показателями. Далее, на основе этих взаимосвязей были сформированы интегральные (факторные) индексы.

Главный из них v общий (или генеральный) индекс притязаний, который как бы суммирует значения 6 частных показателей, характеризующих притязания респондентов на определенную должность, уровень творческих возможностей в труде, уровень социального признания, размер будущего жилища и тип дачи, а также ожидания, касающиеся числа будущих детей 6. Динамика этого генерального индекса притязаний представлена на рис. 5.



Рисунок 5. Средние значения генерального индекса притязаний, 1990-2001 годы

Судя по значениям этого индекса, на протяжении первой половины 1990-х годов общий уровень притязаний старшеклассников значительно вырос, причем в Москве этот рост был статистически значим. Тенденции второй половины 90-х годов иные. Динамика изменений в 1995-2001 годах в разных городах совпадала не полностью, но ни в одном из них не наблюдалось статистически значимого роста обобщенного фактора притязаний: в Киеве средний индекс обобщенного уровня притязаний резко (и статистически значимо) снизился, а в трех остальных городах статистически значимых отличий между показателями притязаний в 1995 и 2001 годы вообще не обнаружилось.

Само по себе отсутствие динамики не заслуживало бы, возможно, специального внимания, если бы не контраст с десятью предшествующими годами, на протяжении которых притязания юношей и девушек неуклонно росли. Налицо явная смена тенденций: рост уровня притязаний, наблюдавшийся с конца 1980-х годов, сменился консервацией или даже снижением достигнутого уровня.

Первоначальный взлет уровня притязаний объясняется глубокими изменениями, происшедшими в конце 1980-х v начале 1990-х годов в социально-культурных, экономических и политических основах жизни бывшего советского общества. Речь идет об общем настроении социального оптимизма (и даже эйфории) в отношении возможностей нового общественного строя, начавшего утверждаться в России и на Украине в конце 80-х v начале 90-х годов. Эти настроения, действуя посредством описанного в психологии «принципа удовольствия», порождали представления не только о более высоких уровнях возможных жизненных достижений, но и о большей легкости реализации этих притязаний.

Конкретные социальные механизмы, обеспечившие повышение уровня притязаний, были связаны со снятием барьеров на пути движения информации, людей и товаров между развитыми капиталистическими странами и бывшим Советским Союзом. Российским и украинским гражданам открылось и стало для них референтным новое v «западное» v пространство с более высокими стандартами достижений и уровня жизни. Новые стандарты стали активно проникать и на территорию бывшего Советского Союза, формируя облик новых референтных групп уже внутри постсоветского пространства.

Одновременно возникали и возможности реализации этих новых уровней достижения, снимались многие социальные ограничения, данным достижениям препятствовавшие (запрет на предпринимательство, ограничения товарно-денежных обменов, ограничения свободы выезда за границу и других видов территориальной и социальной мобильности, свободы слова и политической деятельности и т.п.). Все это v явные и неоспоримые результаты процессов разрушения тоталитаризма и освобождения личности, происходивших в бывшем Советском Союзе с 1985 года и повлиявших на процесс социализации поколений юношей и девушек, оканчивавших среднюю школу в начале и в середине 1990-х годов.

Стагнация уровня притязаний молодежи, наступившая во второй половине 1990-х годов (а частично даже его снижение) могут, как нам кажется, быть поняты в рамках тех же представлений, что были использованы для объяснения его предшествующего роста.

Скорее всего, представления молодежи об абстрактно возможных уровнях достижений изменились мало, более вероятно, что изменениям подверглись представления о возможностях воплощения этих притязаний в жизнь. Первоначальный всплеск ожиданий и идея открывшегося богатства возможностей постепенно дополнились более трезвым осознанием барьеров, ограничивающих реальные достижения как общества в целом, так и отдельных его членов. Сформировалось представление и о гораздо более медленной, чем ожидалось, скорости позитивных изменений. В этой связи характерно название одной из последних статей выдающегося российского социолога Л.А. Гордона v «Времена и сроки демократических перемен: тяжкая медлительность исторического движения» 7.

Подобное изменение общественных настроений происходило под влиянием огромного числа больших и малых событий, но, возможно, важнейшим из них (применительно к той категории притязаний, динамику которых мы сейчас анализируем) был финансовый кризис 1998 года, заставивший как элиты, так и массовые слои населения в России и на Украине остро осознать упомянутые барьеры и ограничения.

В то же время важно со всей определенностью подчеркнуть, что возврата к уровню притязаний, который был характерен для поколения, опрошенного в 1985 году, не произошло. Даже более умеренные притязания образца 2001 года резко превосходят те, которые были характерны для «доперестроечной» молодежи. Об этом наглядно свидетельствует динамика отдельных видов притязаний молодых москвичей и киевлян, представленная на рис. 6.




Рисунок 6. Межпоколенная динамика притязаний на должность, загородный дом и размер основного жилища в Москве и Киеве, 1985-2001 годы


Сколько люди готовы «платить» за достижения

На что нацелены сегодняшние молодые люди, которые завтра будут отвечать за судьбу страны: на стратегию уступок, снижения своих притязаний перед лицом возникающих препятствий или на стратегию их преодоления? На снижение амбиций или на рост «амуниции», накопление знаний и квалификации, укрепление «человеческого капитала»?

Чтобы оценить готовность молодежи к самостоятельным усилиям, старшеклассникам была предложена серия вопросов о том, согласятся ли они ради осуществления своих жизненных планов терпеть лишения и преодолевать трудности: разлучаться с семьей, выполнять физически тяжелую, или вредную, или монотонную работу, трудиться в условиях сурового климата, жертвовать своим свободным временем, выполнять работу, связанную с опасностью для жизни, усердно учиться в «трудном» институте, переучиваться и осваивать новую профессию и т.п. С каждым из перечисленных действий можно было согласиться или не согласиться, для чего предлагалось три варианта ответов: «скорее, нет» (несогласие на трудности и жертвы, оцениваемое баллом «1»), «трудно сказать» (полусогласие v полунесогласие, оцениваемое баллом «2») и «скорее, да» (согласие, оцениваемое баллом «3»).

В предыдущих публикациях по данному проекту мы сформулировали представление о двух типах трудностей и стратегий их преодоления; первую из них была названа стратегией уступок в качестве жизни, а вторая v стратегией накопления высокой квалификации («человеческого капитала») 8.

Ответы показали, что респонденты выражают минимальную готовность к уступкам в качестве жизни. Они отрицательно реагируют на предложение работать в условиях сурового климата, в условиях вредных для здоровья 9, выполнять однообразную либо неквалифицированную, ниже уровня их способностей и умений работу, требующую частой перемены места жительства и разлуки с семьей. Ни юноши, ни девушки не хотят также жертвовать чувствами при заключении брака, и, кроме того, девушки не согласны на физически тяжелую или на опасную работу. Во всех перечисленных случаях ответ «скорее, нет» является наиболее частым, и средние показатели степени готовности к преодолению трудностей не превышают 1,6 балла.

Готовность же к активной достижительной стратегии, к преодолению трудностей и жертв, которые ведут к саморазвитию, накоплению и полному использованию человеческого капитала, наоборот, сравнительно высока: когда респондентов спрашивают о готовности усердно учиться в «трудном» институте, выполнять работу с повышенной ответственностью и жертвовать ради нее свободным временем, переучиваться и осваивать новую профессию, не заводить семью до достижения определенного уровня образования, материального и социального положения, они чаще всего дают ответы «согласен» или «трудно сказать». Во всех перечисленных случаях средние показатели степени согласия равны или превышают 2 балла. 10

Так же, как и частные показатели притязаний, отдельные показатели готовности преодолевать трудности (всего их было 15) были подвергнуты классификации с помощью факторного анализа и последующему объединению в более интегральные индексы. Несмотря на разнородность исходных показателей, здесь тоже был выделен общий (или генеральный) фактор, который объединил в своем составе готовности человека самостоятельно преодолевать разнообразные жертвы и трудности.

На основе этого фактора был построен генеральный индекс готовности к самостоятельным усилиям и жертвам, который, как бы суммирует значения 15 частных показателей. Межпоколенная динамика этого индекса оказалась почти одинаковой в различных городах. Как видим, в первой половине 90-х годов его средние значения снижались (рис. 7). При переходе от 1995 к 2001 году направление изменений интегрального показателя готовности резко изменилось, он начал расти и в результате у поколения, опрошенного в 2001 году, готовность преодолевать трудности превысила значения не только 1995 (различия по объединенному массиву 4-х городов статистически значимы), но и 1990-1992 годов.



Рисунок 7. Готовность к собственным усилиям и жертвам: средние значения генерального фактора, 1990v2001 годы

Итак, выпускники школ в середине 1990-х были менее готовы терпеть лишения и преодолевать трудности, чем их сверстники в начале 1990-х (и тем более в середине 1980-х годов), но затем тенденция сменилась на противоположную. Учащиеся, оканчивавшие школу в 2001 году, демонстрировали гораздо большую готовность идти на жертвы и преодолевать трудности, чем их сверстники не только в середине, но и в начале 1990-х.11

Подобно тому, как «принцип удовольствия» на начальном этапе быстрых социальных изменений одновременно влиял и на рост притязаний, и на снижение ожидаемых затрат, ассигнуемых на их достижение, на более позднем этапе «принцип реальности», позволяющий более трезво осознавать трудности и ограничения, привел одновременно и к снижению притязаний, и к росту готовности больше «платить» за их достижение. Иначе говоря, возросла «удельная трудоемкость» единицы планируемых достижений.


Тратить или накапливать?

Структура готовностей идти на жертвы и преодолевать трудности не исчерпывается описанным выше генеральным (или общим, универсальным) индексом притязаний. В ходе факторного анализа был обнаружен и второй фактор (или индекс), более сложный по своей структуре: одна группа признаков входит в него с положительными, а другая v с отрицательными знаками. Положительно с фактором связаны готовности усердно учиться в трудном вузе, выполнять работу с повышенной ответственностью, переучиваться, осваивать новую профессию, отложить создание семьи, отрицательно v готовности выполнять работу ниже уровня своих способностей, выполнять монотонную работу, работать в условиях, вредных для здоровья, в условиях сурового климата, а также готовность пожертвовать чувствами при заключении брака.

Общий смысл показателей, связанных с фактором отрицательно v это готовность человека к физическим (тяжелая работа, условия сурового климата), информационным (однообразная работа) и эмоциональным (чувства при заключении брака) лишениям, а также к лишению себя возможности полностью использовать имеющиеся способности, реализовать свой потенциал (соответствующий показатель имеет наиболее выраженную отрицательную нагрузку). Общий же смысл показателей, имеющих по фактору положительные нагрузки, как раз в том, чтобы накапливать новые умения и способности (усердно учиться в трудном институте, осваивать новую профессию), обеспечивать для этого необходимые условия (откладывать создание семьи) и полностью реализовывать накопленный потенциал (выполнять работу с повышенной ответственностью).

Эти две группы готовностей как раз и воплощают два типа жизненных стратегий, о которых шла речь выше. Идя на физически тяжелую, вредную, монотонную работу или на брак по расчету (симптоматично, что установки в сферах труда и семейной жизни оказались взаимосвязаны), на недоиспользование имеющихся способностей, человек тем самым ухудшает свои физические качества, свое эмоциональное состояние и утрачивает свои способности как работника (поскольку неиспользуемые знания и навыки забываются). Соглашаясь же учиться и переучиваться, откладывать брак или идти на ответственную работу, человек тоже испытывает лишения (в частности, жертвует отдыхом и досугом), но при этом поддерживает имеющиеся у него способности и накапливает новые, развивается, сохраняет и наращивает свой человеческий капитал.

В итоге рассматриваемый фактор можно назвать фактором взаимно обратных соотношений между двумя стратегиями достижения успеха v стратегией жертвы своими качествами и способностями и стратегией сохранения и преумножения своих способностей (человеческого капитала).

Межпоколенная динамика данного индекса оказалась почти одинаковой в разных городах (рис.8).



Рисунок 8. Факторный индекс «готовность преодолевать трудности учения и ответственности (+) vs готовность преодолевать физические, информационные и эмоциональные лишения ( v )», средние значения, 1990 v 2001гг.

С 1990 по 2001г. средние значения данного индекса во всех исследуемых географических точках неуклонно снижались, и это означает, что у каждого следующего поколения выпускников школ баланс все больше сдвигался в пользу стратегии накопления человеческого капитала 12.

Известно, что в советскую эпоху сам по себе квалифицированный труд, как правило, не обеспечивал работнику высокого уровня благосостояния v наоборот, квалифицированная часть средних слоев оказывалась «в наиболее невыгодных условиях» 13. Поэтому ухудшение условий и содержания труда было наиболее распространенным способом заметно повысить доход. Но в ходе социальноvкультурных и социальноvэкономических трансформаций, стартовавших в конце 80-х годов, ситуация начала меняться, и общество все в большей степени стало вознаграждать некоторые виды квалифицированного труда, отказавшись от существовавших ранее «потолков» заработка и дохода 14. Таким образом, у молодых людей появилась возможность связать перспективу реализации своих очень высоких притязаний уже не с жертвами «экстенсивного» характера, присущими прежним временам, а с другими формами своей активности: мобилизовать энергию и способности на приобретение конкурентоспособной трудовой квалификации 15.

В предшествующих публикациях один из авторов данной статьи высказывал предположение о том, что в постсоветских России и Украине стала сильнее вознаграждаться квалификация, только в качестве гипотезы. Она должна была объяснить рост готовности молодых людей преодолевать трудности, связанные с получением высшего образования и последующим выполнением ответственной работы. Но на сегодняшний день имеются уже серьезные эмпирические доказательства обоснованности выдвинутой ранее объяснительной гипотезы. Д. Нестерова и К. Сабирьянова, показали, что в России и в других постсоциалистических странах «отдача» на образование в виде прироста заработной платы на каждый дополнительный год обучения действительно заметно выросла в первой половине 90 v х годов по сравнению с временами социализма16. Впоследствии К. Сабирьянова показала также, что «отдача» на образование вообще и на высшее образование в частности устойчиво росла на протяжении всего периода 90-х годов и приблизилась к той, что характерна для экономически продвинутых стран 17.


Примечания

1 Замысел и методический инструментарий первого из них был разработан Е.И. Головахой и В.С.Магуном (См. Головаха Е.И., Магун В.С. Теоретические и методологические проблемы исследования // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под. ред. В.Л. Осовского. Киев: Наукова думка, 1987, с. 276-282; Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988; Магун В.С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью // Психологический журнал, 1991, » 6).

2 Еще один опрос был проведен под руководством В.Б. Звоновского и С.В.Вершины среди молодежи Самарской области в 2002г. См.: Магун В.С., Энговатов М.В. Жизненные притязания молодежи Самарской области. Молодежь Самарской области в 2002 году: современное положение и тенденции развития. Под ред. В.Б. Звоновского. Самара, 2003.

3 Различия по Москве и Киеву между данными 1990-1992 и 1995 гг. статистически значимы. Здесь и далее статистическая значимость определялась с помощью процедуры ANOVA (критерий Тамхэна), значимыми считались различия, при которых вероятность ошибки равнялась 0,05 или ниже. К сожалению, статистическую значимость сравнений с Киевом 1985 года определить таким способом оказалось невозможным, поскольку первичные данные по киевскому массиву были утеряны, и сохранились лишь процентные распределения ответов на вопросы.

4 Магун В.С., Литвинцева А.З. «Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: Институт социологии РАН, 1993; Магун В.С. Ценностный реванш в современном российском обществе». В кн: Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. Вып. I. Под ред. Т.И.Заславской и Л.А.Арутюнян. М.,1994; Magun V. «abor culture. In: Russian Culture in Transition: Paradoxes of Postcommunist Conciousness. Boulder, Co.: Westview Press, 1996.

5 Цифры в таблице 1 несколько ниже тех, что приводились в более ранних публикациях по данному проекту. Это объясняется тем, что, готовя данную публикацию, мы исключили из рассмотрения «выбивающиеся» значения, превышающие 10 комнат. Всего было исключено 2,5% ответов.

6 Соответствующий вопрос звучал так «Как вы думаете, сколько у вас будет детей?» Строго говоря, он характеризует ожидания, а не притязания респондентов, но эти две характеристики тесно связаны между собой, поэтому можно рассматривать ответ на указанный вопрос как приблизительную оценку притязаний.

7 Гордон Л. А. Времена и сроки демократических перемен: тяжкая медлительность исторического движения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. » 5.

8 Магун В.С. Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи в столицах и провинции: от 1985 к 1995 г. В кн.: Куда идет Россия?..Трансформация постсоветского пространства. Вып. III. Под ред. Т.И.Заславской. М., 1996; 2) Революция притязаний и изменения жизненных стратегий молодежи 1985-1995гг. В кн.: Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985-1995 годы. М.: Институт социологии РАН, 1998; 3) Изменения притязаний и жизненных стратегий выпускников школ, 1999. http://2001.isras.ru/Publications/Magun/Magun_Speech2 v 1999.htm

9 Старшеклассники не просто не готовы жертвовать здоровьем: судя по специальному вопросу, который был включен в анкеты 1995 и 2001гг., для 60% респондентов оно входит в число ценностных приоритетов.

10 Более высокая готовность к преодолению второго типа трудностей тесно связана с притязаниями учащихся получить высшее профессиональное образование, эти притязания характерны для подавляющего большинства респондентов (для 86% городских учащихся по всем опросам с 1985 по 2001г.).

11 В связи с отсутствием первичных данных мы не имеем возможности вычислить значения интегрального показателя для киевской выборки 1985 г. Но судя по сопоставлениям частных показателей, полного возврата к уровню 1985 года не произошло: в 10 из 11 случаев показатели готовности к собственным усилиям были в 1985 году выше, чем в 2001, а итоговый средний разрыв составил 0,2 балла (что примерно в 10 раз превышает величину ошибки средних).

12 Значимыми являются различия по Москве и Киеву между оценками 1990-1992 и 1995 гг., по Орлу, Мценску и объединенному массиву 4-х городов v между оценками 1995 и 2001гг.

13 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995. С.210.

14 Некоторое представление об этих видах квалифицированного труда дают списки профессий, пользующихся наибольшей привлекательностью для наших респондентов и для других групп молодежи. См. например: Дубин Б.В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. N 1. С.14-18; Константиновский Д.Л.Динамика привлекательности профессий и социальные изменения//Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Под ред. В.Н.Шубкина и Д.Л.Константиновского. М.,1996 и др.

15 Об усилении ориентации молодежи на квалификацию и образование свидетельствуют и некоторые факты, полученные другими исследователями. Одно весьма тонкое наблюдение принадлежит Е.А.Хибовской: оказалось, что мотивируя свое неучастие в образовательной деятельности молодые люди (выборка от 16 до 30 лет), опрошенные в 1995 г. лишь в 15% случаев приводят аргумент «у меня достаточно высокий уровень образования». Особенно примечательно, что по сравнению с 1991 г. эта цифра снизилась в три раза. (См.:Хибовская Е.А. Ориентации молодежи в сфере образования// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. N 5. С.29.) См. также: Харченко И.И. Образование в системе ценностей и жизненных планах старшеклассников: методология и результаты социологического исследования в Новосибирске//Социальные изменения в России и молодежь/ Под ред. В.С.Магуна. МОНФ. М.: 1997.

16 D. Nesterova, K. Sabirianova. Investment in human capital under economic transformation in Russia. EERC Working paper series. 1999. No 99 / 04.

17 Klara Sabirianova Peter. Skill v Biased Transition: The Role of Markets, Institutions, and Technological Change. Доклад на конференции «Микроэкономический анализ перераспределения рабочей силы», Michigan, август 2003 г. v http://www.upjohninstitute.org/confindex.htm

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.