28 марта 2024, четверг, 12:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 декабря 2003, 18:41

Замечания Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ООН к докладу Российской Федерации

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Экономический и социальный совет

Распространение:

ОБЩЕЕ

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

28 ноября 2003 г.

ОРИГИНАЛ

: АНГЛИЙСКИЙ

Неофициальный русский перевод

 

КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ, СОЦИАЛЬНЫМ

И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ

31

-я сессия

10 – 28

ноября 2003 г.

 

РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ, ПОДАННЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ

В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 16 И 17 ПАКТА

Заключительные замечания Комитета по

экономическим, социальным и культурным правам

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  1. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам рассмотрел четвертый периодический доклад Российской Федерации о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (E/C.12/4/Add.10) на своих  41-м, 42-м и 43-м заседаниях, состоявшихся 17 и 18 ноября 2003 г. (E/C.12/2003/SR.41-43), и принял на своем 56-м заседании, состоявшемся 28 ноября 2003 г., следующие заключительные замечания.
  2. A. ВВЕДЕНИЕ

  3. Комитет приветствует подачу Государством-участником Пакта четвертого периодического доклада, подготовленного в целом в соответствии с рекомендациями Комитета. Комитет также высоко оценивает всесторонние подробные письменные ответы на подготовленные Комитетом вопросы и дополнительную письменную информацию, предоставленную в ходе диалога.
  4. Комитет приветствует откровенный и конструктивный диалог с высокопоставленной делегацией Государства-участника.
  5.  

    B. ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

  6. Комитет с удовлетворением отмечает, что Конституционный суд продолжает применять положения Пакта в своих решениях.
  7. Комитет приветствует комментарий Государства-участника по факультативному протоколу к Пакту, где Государство-участник вновь выражает свою поддержку процедуры подачи жалоб.
  8. Комитет приветствует принятие Федерального закона "О политических партиях", в котором содержатся положения, призванные содействовать участию женщин в политической жизни.
  9. Комитет приветствует принятие нового Трудового кодекса в 2001 г., в котором предусмотрена дополнительная защита от принудительного труда и от дискриминации в сфере труда и занятости.
  10. Комитет приветствует ратификацию Государством-участником Конвенции МОТ 182 (о наихудших формах детского труда) 25 марта 2003 г.
  11.  

    C. ФАКТОРЫ И ТРУДНОСТИ, МЕШАЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПАКТА

  12. Комитет отмечает отсутствие каких-либо существенных факторов или трудностей, мешающих эффективному выполнению Пакта Российской Федерацией.
  13.  

    D. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОЗАБОЧЕННОСТЬ

  14. Комитет глубоко озабочен неудовлетворительными условиями жизни в Чеченской Республике и с сожалением отмечает, что в докладе Государства-участника не была предоставлена достаточная информация по этой проблеме. Признавая трудности, вызванные продолжающимися военными действиями, Комитет тем не менее озабочен теми проблемами, которые встают перед жителями Чеченской Республики в связи с получением базовых услуг, включая медицину и образование.
  15. Комитет озабочен незащищенным положением коренных малочисленных народов в Государстве-участнике, что отрицательно влияет на их право на самоопределение, провозглашенное статьей 1 Пакта. Комитет отмечает, что Федеральный закон 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", предусматривающий порядок образования территорий традиционного природопользования и защиту прав малочисленных народов на пользование землей, до сих пор не выполняется.
  16. Комитет озабочен сообщениями о случаях, когда отсутствие регистрации по месту жительства и других документов, удостоверяющих личность, на практике приводит к ограничениям прав, включая такие сферы, как трудоустройство, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и образование. Комитет также озабочен сообщениями о том, что некоторые группы лиц, включая бездомных и народность рома (цыгане), сталкиваются с особыми трудностями при получении удостоверяющих личность документов, в том числе регистрации по месту жительства.
  17. Комитет отмечает заявление государственной делегации о том, что любой бывший гражданин СССР, проживающий в данный момент в стране, может обменять свой старый советский паспорт на новый паспорт Российской Федерации без каких-либо трудностей. Однако Комитет озабочен сообщениями о том, что в регистрации и признании гражданства отказывают некоторым группам, в частности, туркам-месхетинцам в Краснодарском крае.
  18. Комитет по-прежнему озабочен гендерным неравенством в Государстве-участнике, в частности, в отношении дискриминации в сфере труда, в семье и в плане представительства в политических органах.
  19. Комитет по-прежнему озабочен относительно высоким уровнем безработицы в Государстве-участнике, в особенности среди молодежи, женщин, лиц предпенсионного возраста и инвалидов. Он также с озабоченностью отмечает существенное неравенство между регионами, при котором уровень безработицы в девяти наиболее пораженных ею регионах достигает от 32,4 до 56,5%.
  20. Комитет с озабоченностью отмечает, что за последние годы существенно снизилась занятость инвалидов. Комитет выражает сожаление по поводу того, что две существенные налоговые льготы, которые ранее служили стимулом к найму инвалидов и были отмечены как положительный момент в прошлых заключительных замечаниях Комитета, на данный момент отменены.
  21. Комитет с озабоченностью отмечает, что в Государстве-участнике значительно выросла неформальная экономика и широко распространена нелегальная трудовая миграция, а это означает, что большое число людей работают без правовой и социальной защиты.
  22. Комитет по-прежнему озабочен низким уровнем заработной платы в Государстве-участнике, при которой около 32,8% работников получают зарплату равную прожиточному минимуму или ниже. Комитет отмечает, что ситуацию осложняет постоянная проблема задержек заработной платы. Низкий уровень минимального размера оплаты труда также вызывает озабоченность по той причине, что он по-прежнему намного ниже прожиточного минимума и не обеспечивает удовлетворительное существование работников и их семей (статьи 7 и 11 пакта).
  23. Комитет по-прежнему озабочен тем, что в Государстве-участнике наблюдается высокий уровень тяжелых несчастных случаев на производстве.
  24. Комитет озабочен разницей в оплате труда мужчин и женщин, а также условиями труда женщин. Он также озабочен проблемой сексуальных домогательств в отношении женщин на работе.
  25. Комитет озабочен тем, что Трудовой кодекс налагает неоправданные ограничения на право проведения забастовок, требуя для объявления забастовки наличия кворума из двух третей от общего числа работников и согласия не менее половины присутствующих на собрании работников.
  26. Комитет по-прежнему озабочен неадекватными размерами пенсий и социальных пособий, отмечая при этом, что проблема их задержек решается.
  27. Комитет весьма озабочен тем, что в Государстве-участнике наблюдается высокий уровень торговли людьми, а также отсутствием достоверной статистики о количестве людей, ставших жертвами такой торговли, и отсутствием сведений о случаях преследования виновных в соответствии с существующим законодательством о запрете торговли людьми.
  28. Комитет по-прежнему озабочен тем, что в Государстве-участнике наблюдается высокий уровень домашнего насилия и тем фактом, что при существующем законодательстве жертвы домашнего насилия не получают адекватной защиты.
  29. Комитет озабочен тем, что различия в уровне доходов, которые за отчетный период усугубились, оказывают отрицательное воздействие на уровень жизни значительной части российского общества, и тем, что, несмотря на экономический подъем последних нескольких лет, уровень бедности в Государстве по-прежнему не удалось снизить до показателей до 1998 года. Также Комитет глубоко озабочен тем, что согласно последним данным (2002 год), около 35,8 миллионов человек, или 25% населения страны, живут на доходы ниже прожиточного минимума.
  30. Комитет по-прежнему озабочен проблемой бездомных детей на улицах крупных городов Государства-участника. Комитет также глубоко озабочен растущим числом детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей.
  31. Комитет с озабоченностью отмечает, что растущей проблемой в Государстве-участнике является бездомность.
  32. Комитет озабочен задержками выплаты компенсации гражданам за их дома, разрушенные в ходе военных действий в Чечне.
  33. Комитет озабочен сообщениями о жестоком обращении с солдатами срочной службы в вооруженных силах, а также о неудовлетворительных условиях жизни солдат и об отсутствии у них адекватного питания и медицинского обслуживания.
  34. Комитет озабочен нестабильностью положения более 100 000 внутренне перемещенных лиц из Чечни, живущих в данный момент на территории Ингушетии. Комитет подчеркивает в этой связи свою точку зрения о том, что закрытие палаточных лагерей без предоставления беженцам альтернативного жилья было бы нарушением Пакта.
  35. Комитет озабочен общим снижением наличия и доступности качественного медицинского обслуживания в Государстве-участнике. Комитет также с озабоченностью отмечает, что в стационарах и клиниках в менее обеспеченных регионах страны часто нет в наличии необходимых лекарств и что, несмотря на конституционные гарантии бесплатного медицинского обслуживания, многие медицинские клиники взимают плату за услуги и требуют, чтобы пациенты сами покупали для себя лекарства. Кроме того, Комитет озабочен плохим состоянием здоровья коренных малочисленных народов Севера, продолжительность жизни которых по подсчетам на 15-20 лет ниже, чем в среднем по стране.
  36. Комитет отмечает, что в Государстве-участнике отсутствует федеральное законодательство о правах пациентов, включая, помимо прочего, положения о профессиональной этике и компенсации за медицинские ошибки.
  37. Комитет по-прежнему озабочен высоким уровнем заболеваемости туберкулезом в Государстве-участнике, особенно в тюрьмах, в Чеченской Республике и районах Крайнего Севера, в особенности среди коренных народов.
  38. Комитет с озабоченностью отмечает резкий рост уровня ВИЧ-инфекции за последние три года, повышение числа случаев заражения ВИЧ при гетеросексуальных контактах и увеличение количества детей, рожденных у ВИЧ-положительных матерей.
  39. Комитет озабочен высоким уровнем младенческой и материнской смертности в Государстве-участнике. Он также с озабоченностью отмечает, что главной причиной материнской смертности по-прежнему являются нелегальные аборты.
  40. Комитет по-прежнему озабочен ростом наркомании в Государстве-участнике.
  41. Комитет по-прежнему озабочен сообщениями о том, что значительное число детей по причине миграции, бездомности и отсутствия опеки не посещают школу.
  42.  

    Е. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  43. Комитет призывает Государство-участник выделить достаточное финансирование на восстановление основных услуг, включая медицинскую и образовательную инфраструктуру, в Чеченской Республике.
  44. Комитет, ссылаясь на право на самоопределение, провозглашенное в статье 1 Пакта, призывает Государство-участник активизировать свои усилия по улучшению положения коренных многочисленных народов и предотвратить утрату ими средств к существованию. Комитет также рекомендует Государству-участнику обеспечить фактическое выполнение закона о территориях традиционного природопользования.
  45. Комитет призывает Государство-участник обеспечить, чтобы отсутствие регистрации по месту жительства и других документов, удостоверяющих личность, не было препятствием к реализации экономических, социальных и культурных прав.
  46. Комитет призывает Государство-участник принять эффективные меры по обеспечению того, чтобы никто не был лишен юридического статуса и прав в результате истечения срока действия советских паспортов 31 декабря 2003 г. Комитет также призывает Государство-участник добиться того, чтобы власти Краснодарского края легализовали проживание на территории края турок-месхетинцев и других этнических групп, которым, согласно полученным сообщениям, отказывают в регистрации.
  47. Комитет рекомендует Государству-участнику активизировать усилия по обеспечению гендерного равенства и рекомендует принять Федеральный закон "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин в Российской Федерации", проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе.
  48. Комитет призывает Государство-участник обеспечить целенаправленную реализацию программ занятости в наиболее затронутых безработицей регионах и группах населения.
  49. Комитет рекомендует Государству-участник принять эффективные меры по обеспечению интеграции инвалидов на рынке труда, включая такие меры, как усиление системы квот на прием инвалидов на работу или установление системы штрафов для работодателей, не нанимающих инвалидов.
  50. Комитет рекомендует Государству-участнику активизировать усилия по защите прав человека в отношении работников неформального рынка труда с целью “создания условий для беспрепятственного соблюдения прав мигрантов и для защиты законных прав и интересов мигрантов” (доклад Государства-участника Пакта, п. 69). Комитет также призывает Государство-участник рассмотреть возможность ратификации Международной конвенции о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей.
  51. Комитет призывает Государство-участник принять эффективные меры по повышению размера заработной платы, предотвращению задержек ее выплаты и по обеспечению выполнения статьи 133 Трудового кодекса, который в соответствии с Пактом предусматривает, что МРОТ не должен быть ниже минимального прожиточного уровня работника.
  52. Комитет призывает Государство-участник обеспечить выделение адекватных средств на предотвращение несчастных случаев на производстве и дать дополнительные ресурсы и полномочия трудовым инспекциям, чтобы гарантировать применение санкций в отношении работодателей, не соблюдающих правила безопасности на производстве.
  53. Комитет рекомендует Государству-участнику принять эффективные меры, включая аффирмативные действия, для улучшения условий труда женщин и обеспечения равной платы за труд равной ценности. Комитет также рекомендует Государству-участнику принять законодательство, которое приравнивало бы сексуальные домогательства на рабочем месте к уголовному преступлению.
  54. Комитет рекомендует Государству-участнику пересмотреть статью 410 Трудового кодекса с целью снижения кворума, который требуется при голосовании с целью принятия решения о забастовке.
  55. Комитет призывает Государство-участник обеспечить, чтобы при новой пенсионной системе, введенной Федеральным законом от 1 января 2002 г., размер основной части пенсии был увеличен до прожиточного минимума. Учитывая, что для достижения этой цели может потребоваться время в силу ограниченности ресурсов, Комитет призывает Государство-участник уделить первоочередное внимание повышению минимального размера пенсии и адресной выплате социальных пособий наиболее нуждающимся семьям.
  56. Комитет призывает Государство-участник обеспечить фактическое выполнение существующего законодательства о запрете торговли людьми. Он также рекомендует Государству-участнику принять предложенные к нему поправки и законопроект “О противодействии торговле людьми”, призванные обеспечить более эффективную защиту жертв такой торговли и преследование виновных. Кроме того, Государство-участник должно обеспечить наличие и доступность кризисных центров, где жертвы торговли людьми могли бы получить помощь.
  57. Комитет призывает Государство-участник активизировать борьбу с домашним насилием путем принятия законодательства, приравнивающего домашнее насилие к уголовному преступлению, и путем организации обучения сотрудников правоохранительных и судебных органов по теме домашнего насилия как тяжкого уголовного преступления. Кроме того, Комитет призывает Государство-участник обеспечить наличие и доступность кризисных центров, где жертвы домашнего насилия могли бы получить убежище и помощь.
  58. Комитет призывает Государство-участник, с целью соблюдения его обязательств согласно статье 11 Пакта, обеспечить, чтобы увеличение средств в государственном бюджете использовалось, помимо прочего, на цели обеспечения адекватного уровня жизни всем гражданам, в том числе посредством комплексной национальной стратегии борьбы с бедностью. Комитет просит Государство-участник предоставить в своем следующем докладе обновленные статистические данные, в сравнении с предыдущими периодами, по результатам усилий, предпринимаемых с целью снижения к 2006 году до 28-30 миллионов общего числа граждан, живущих на доходы ниже прожиточного минимума.
  59. Комитет призывает Государство-участник активизировать меры по предупреждению социального сиротства и по обеспечению адекватного содействия и социальной реабилитации социальных сирот и детей, оставшихся без опеки родителей. Государство-участник должно принять эффективные меры для преодоления причин социального сиротства, в частности, путем увеличения помощи семьям, имеющим детей, в том числе повышения социальных пособий таким семьям.
  60. Комитет призывает Государство-участник активизировать усилия по решению проблемы бездомности, в том числе обеспечить выделение адекватных ресурсов на предоставление социального жилья, в первую очередь наиболее социально незащищенным группам населения. Комитет также призывает Государство-участник провести исследование проблемы бездомности для получения более точной картины масштабов и причин данной проблемы.
  61. Комитет призывает Государство-участник гарантировать своевременную выплату в законном порядке адекватной компенсации всем лицам, имущество которых было уничтожено в ходе военных действий в Чечне.
  62. Комитет призывает Государство-участник установить соответствующие механизмы для обеспечения соблюдения основных прав военнослужащих, проходящих службу по призыву, включая обеспечение их адекватного питания и медицинского обслуживания.
  63. Комитет напоминает Государству-участнику о его обязательстве согласно Пакту обеспечить предоставление адекватного временного жилья тем лицам, которые не желают возвращаться в Чечню из опасений за свою безопасность.
  64. Комитет призывает Государство-участник добиться того, чтобы результатом текущей реформы здравоохранения было улучшение качества и общедоступности медицинского обслуживания во всех регионах страны. Государство-участник также должно принять эффективные меры по улучшению состояния здоровья коренных малочисленных народов в районах Крайнего Севера.
  65. Комитет рекомендует Государству-участнику рассмотреть вопрос прав пациентов и включить в свой следующий периодический доклад Комитету информацию по данному вопросу.
  66. Комитет рекомендует Государству-участнику активизировать усилия по борьбе с туберкулезом в рамках целевой федеральной программы “О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в России на период 1998-2004 гг.”, в том числе путем обеспечения доступности лекарств и создания адекватных санитарных условий в тюрьмах и путем принятия особых мер по борьбе с эпидемией в наиболее пораженных регионах.
  67. Комитет, в соответствии с Комментарием общего порядка №14 о праве на наивысший достижимый уровень здоровья, призывает Государство-участник принять срочные меры по приостановлению распространения ВИЧ/СПИДа. Государство-участник должно обеспечить информированность всего населения об этом заболевании и о мерах защиты, в том числе путем полового просвещения в школах, и наличие средств защиты от заражения по доступным ценам. Кроме того, целью просветительских кампаний должно быть преодоление дискриминации в отношении ВИЧ-положительных граждан.
  68. Комитет призывает Государство-участник активизировать усилия по снижению младенческой и материнской смертности. Государство-участник должно содействовать знанию о безопасных методах контрацепции и обеспечить проведение абортов в адекватных медико-санитарных условиях.
  69. Комитет рекомендует Государству-участнику обеспечить эффективное выполнение программ профилактики и борьбы с наркоманией, нацеленных на молодежь и наиболее пораженные регионы страны, и включить в свой следующий периодический доклад Комитету информацию по данному вопросу.
  70. Комитет рекомендует Государству-участнику усилить меры по выполнению федеральной программы “Молодежь России (2001-05 гг.)” для того, чтобы ни один ребенок не был лишен права на образование. Комитет отмечает, что в 2003 г. было проведено статистическое обследование с целью установления числа детей, не посещающих школу, и просит Государство-участник в следующем периодическом докладе предоставить дезагрегированные сравнительные данные об уровне посещаемости и преждевременного ухода из школы мальчиков и девочек, а также отдельно представителей незащищенных групп населения. Комитет рекомендует Государству-участникe обратиться к тексту Комментария общего порядка № 13, в котором указано, как следует готовить для доклада информацию о праве на образование.
  71. Комитет просит Государство-участник обеспечить широкое распространение данных заключительных замечаний среди всех групп общества и в следующем периодическом докладе информировать Комитет о всех мерах по выполнению этих замечаний. Комитет также призывает Государство-участник обеспечить участие неправительственных организаций и других представителей гражданского общества в процессе обсуждения на национальном уровне следующего периодического доклада перед его подачей в Комитет.
  72. В заключение, Комитет просит Государство-участник подать следующий, пятый периодический доклад к 30 июня 2008 г.
  73. -------------------

    Редакция

    Электронная почта: polit@polit.ru
    VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации
    Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
    Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
    средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
    При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
    При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
    Все права защищены и охраняются законом.
    © Полит.ру, 1998–2024.