Пенсионерам индексируют только инфляцию

Подробное рассмотрение принятого бюджета Пенсионного фонда на будущий год настораживает сразу по нескольким пунктам. Повышение пенсий в лучшем случае компенсирует инфляцию, резерв будет растрачен, а ставка единого социального налога вряд ли будет снижена в обозримом будущем.

Параметры пенсионного бюджета на 2004 год следующие. По доходам он составит 1.3 трлн. руб., или 121,6% к утвержденным поступлениям текущего года. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФР, определены в размере 457,26 млрд. рублей, из них взносы, направляемые на выплату страховой части трудовых пенсий, составляют 380,37 млрд. рублей, а взносы, направляемые на выплату накопительной части, - 76,89 млрд. рублей. Поступления в бюджет ПФ единого социального налога из федерального бюджета в 2004 году на выплату базовой части трудовой пенсии определены в 438,21 млрд. рублей.

Расходы фонда утверждены в сумме 946 млрд. 640,2 млн. руб. или 109,5% к утвержденным расходам на текущий год. В их структуре на 2004 год ассигнования по обязательному пенсионному страхованию составят 841,77 млрд. рублей, или 88,9% всех расходов фонда. Их рост к ожидаемым ассигнованиям 2003 года составит 5,2%.

Сопоставление роста доходов и расходов сразу же настораживает. Доходы растут на 21%, расходы - только на 10%, причем связанные с обязательным пенсионным страхованием - вообще только на 5%. Зачем планировать такое отставание доходов от расходов, ведь размер пенсий невелик, и было бы лучше весь рост доходов отправить на их повышение. Хотя бюджет следующего года предусматривает, конечно, рост пенсий, но не такой большой, как рост доходов Пенсионного фонда.

Согласно заложенным в бюджет показателям, в будущем году предполагается увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 апреля с 598 до 620 рублей, а с 1 октября - до 660 рублей. То есть на 10%. На эти цели потребуется 301,5 млрд. рублей. А среднюю пенсию в будущем году планируется увеличить на 15,2%, или до 2022 рублей.

Увеличение пенсий на 15% - это, конечно, слезы. В лучшем случае, этот прирост доходов пенсионеров сможет покрыть только инфляцию. Если, она, конечно, не превысит запланированный уровень. Но на это надеяться не приходиться, так как реальный рост цен всегда превышает целевые установки бюджета, и отчетный индекс цен совпадает с планируемым только в отчетах Государственного комитета по статистике.

Но, согласно закону о Пенсионной системе, пенсия должна ежегодно индексироваться не только на инфляцию, но и на прирост доходов работающей части населения. Что бы доходы пенсионеров не слишком от них отставали и не порождали у отставников чувство социальной несправедливости. И заодно желания эту несправедливость ликвидировать путем устройства на какую-нибудь работу, чему Пенсионный фонд всячески препятствует, чтобы не плодить "работающих пенсионеров".

Но, судя по уже практически принятому бюджету, индексация пенсий в меру роста доходов экономически активной части населения не предусматривается. Или правительство, Пенсионный фонд и Дума считают, что заработные платы в 2004 году вообще расти не будут? Не знаем, как в будущем году, но в текущем, за период январь-октябрь они выросли на 24% по сравнению с тем же периодом прошлого года. И вряд ли их рост замедлиться. Поэтому, индексируя пенсии только в меру роста инфляции, исполнительная и законодательная власть прямо нарушают свои собственные решения. Поэтому, по-хорошему, пенсии надо было бы индексировать не на 15%, а прямо на 39%, а если денег не жалко - то и на все 40% сразу. Но, судя по всему, денег жалко, потому что их крайне мало. И для того, что бы проиндексировать те жалкие пенсии, которые люди преклонного возраста сейчас получают, Пенсионному фонду приходиться залезать в свой резерв. Который был сформирован за три последних, более или менее благополучных года, и который теперь придется раскассировать.

Финансовый резерв бюджета Пенсионного фонда, который на начало 2004 года составит 90,3 миллиарда, будет сформирован из остатков средств ПФ, скопившихся за прошлые годы. Из этого резерва средства в сумме 19,7 млрд. руб. будут направлены на покрытие дефицита бюджета фонда в части, связанной с выплатой трудовых пенсий. Таким образом, не смотря на рост доходов и относительно небольшой рост расходов у Пенсионного фонда образуется дефицит. И для его покрытия ему приходиться залезать в свой резерв.

В этом, казалось, нет ничего особенного. Для того резервы и создаются, что бы использовать их для покрытия расходов тогда, когда доходы или падают, или растут не слишком быстро. Но в нашем случае финансовый резерв Пенсионного фонда - это больше, чем заначка на черный день. Так как, хотя бы теоретически, доходы от инвестиций этого резерва можно было бы сделать сначала дополнительным (наряду с единым социальным налогом), а потом и основным источником дохода Пенсионного фонда. Хотя по закону об инвестировании средств пенсионного резерва его суммы могут вкладываться только в малорискованные ценные бумаги (подразумеваются облигации государственных займов), которые сейчас малодоходны, но в принципе, по мере улучшения общей финансовой ситуации, Фонду можно было бы разрешить увеличить список объектов для инвестирования. И тогда, в недалеком будущем, по мере роста доходов от этих инвестиций, можно было бы или увеличивать пенсии, или снижать налоговую часть доходов Пенсионного фонда, то есть ЕСН. Но, увы, этим надеждам не суждено было сбыться, и финансовый резерв будет потрачен, не успев стать достаточно значимым. А единый социальный налог так и останется единственным источником доходов Пенсионного фонда.

Хотя еще весной идея снижения этого налога широко обсуждалась, причем вполне радикальным образом. Сокращение эффективной ставки ЕСН (включая тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) предлагалось осуществить путем установления ставки ЕСН в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, в размере 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и в размере 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей на одного работника. Такой подход мог обеспечить существенное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения для уменьшения суммы налога.

Напомним, что сейчас порядок ставок и облагаемой базы немного другой. Доходы до 100 тыс. руб. в год облагаются по ставке 35,6%, от 100 тыс. до 300 тыс. руб. - по ставке 20% , от 300 тыс. до 600 тыс. - по ставке 10%, и при доходе свыше 600 тыс. - по ставке 2%.

Реализация этого предложения могла привести к снижению в 2005 году эффективной ставки ЕСН примерно на 5,7 процентных пункта к фонду оплаты труда (с 30,1 % до 24,4 %), что привело бы к снижению поступлений по сравнению с действующей шкалой этого налога (без учета расширения налоговой базы за счет легализации части заработной платы) примерно на 224 млрд. рублей, а с учетом расширения налоговой базы за счет легализации налогоплательщиками расходов на оплату труда - примерно на 194 млрд. рублей. А с учетом роста социальных обязательств внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного, их совокупный дефицит может составить к 2005 году примерно 340 млрд. рублей.

Получив такой результат, авторы проекта по снижению ЕСН, естественно, дали задний ход. Так как вся их надежда была на то, что падение доходов внебюджетных фондов из-за снижения ставок налога компенсировалось бы увеличением доходов из-за роста легализованных выплат заработной платы. На это, конечно, была слабая надежда, поэтому проект был заморожен. И. судя по финансовому состоянию Фонда, заморожен надолго. Так как проводить подробную реформу можно было только имея на руках финансовый резерв, за счет которого компенсировались бы выпадающие доходы. Но финансовый резерв будет потрачен уже в следующем году, поэтому проводить опасный эксперимент по снижению ЕСН уже не придется. И наша Пенсионная система по-прежнему останется чисто административной.