Скоро наступит новый, 2004 год, с начала которого будут отменены налог с продаж и уменьшен налог на добавленную стоимость. Отмену одного и уменьшение другого налога можно, по идее, рассматривать как новогодний подарок правительства всем потребителям России. Однако никто ничего у нас не почувствует. Потребительские цены снижены не будут. К тому же правительством упущен еще один хороший повод (предыдущий повод – пенсионная реформа) вступить в нормальные экономические отношения с гражданами.
Так как НДС и налог с продаж входят в цену всех товаров и уплачиваются потребителями при их покупке, снижение налогов могло бы привести к снижению розничных цен. Причем это снижение должно быть существенным. Если верить официальной статистике, то за текущий год инфляция составит около 12%. А налоговые новации в логике простой арифметики должны были бы вместе дать не менее 6% снижения цен, что уменьшает инфляционную накачку в два раза.
Но реальная ситуация такова: наблюдаем первую попытку, когда правительство отменяет довольно-таки собираемый налог. И при этом, если не ставить целей по этому поводу, то вообще непонятно, в чем смысл. Отмену налога с продаж в первую очередь мог бы почувствовать средний класс. Люди с низким доходом и не могли почувствовать, потому что повседневные продукты питания выведены из-под налога. Так же не облагаются налогом, но, не по причине налогового освобождения, а в связи со спецификой применяемых платежных схем покупки наиболее состоятельных лиц. Такая покупка, как покупка квартиры, автомобиля, никогда не сопровождалась взиманием налога с реальной суммы сделки. Эффективно взимался налог с телекоммуникационных компаний, здесь действительно налог заложен в цене, и очень четко можно отследить отчисления этого налога. Только в этой сфере могут быть эффекты.
Многочисленные торговые сети, активно агитировавшие за отмену налога с продаж, уверяли, что стоит только правительству и Государственной Думе отменить этот налог, как они тут же снизят цены на товары на те же 5%. И это могло произойти, хотя бы для того, что бы устроить небольшую рекламную компанию для привлечения дополнительных покупателей. Однако недавно стало известно, что они от этой мысли отказались. Налоговая реформа таким образом проходит все дальше мимо граждан, которые, между прочим, налоги платят, хотя и не те, которые принято считать налогами на граждан.
Особенностью российской налоговой системы является существенный перевес косвенных налогов, которые включаются в цену потребительской продукции, над прямыми налогами, которые уплачиваются гражданами из своих доходов. Формально физические лица платят только четыре прямых налога: подоходный, на имущество и на землю (у кого они есть), и транспортный налог (у кого, опять же, есть в собственности транспортные средства), появился еще и псевдоналог на доходы граждан – страхование автогражднаской ответственности. Иногда могут уплачиваться налоги на наследство и на дарения. Поскольку ставка подоходного налога относительно небольшая и привычная, а остальные налоги тоже не большие, и платят их далеко не все население страны, то создается обманчивое впечатление легкости, или почти полного отсутствия налогового бремени у физических лиц.
Но если бы налоговая система России больше походила на западные системы, то подоходный налог был бы гораздо выше. Хотя бы за счет того, что шкала этого налога прогрессивная, а не линейная. И тогда физические лица, подпадающие под верхние ставки прогрессии, почувствовали бы тяжесть налогового бремени просто физически. Но у нас не запад, эксперимент с введением прогрессивного подоходного налога с одновременной подачей налоговой декларации и контролем за крупными покупками окончился полным провалом, прогрессивная шкала была заменена линейной, от контроля за покупками отказались, а заполнение декларации носит формальный характер. Поэтому прямой налог на доход у нас относительно небольшой и как бремя не воспринимается. Потому что бремя воплощено в других налогах, которых на поверхности просто не видно.
Реальная степень налогового изъятия у физических лиц гораздо больше, чем пресловутые 13% подоходного налога, которые к тому же платятся с белой части доходов. Потребители уплачивают налогов в бюджет гораздо больше, так как кроме прямых налогов, скажем, повторяясь, есть еще и косвенные. Косвенные (или налоги на потребление) отличаются от прямых тем, что они не обязательны для уплаты, и их уплата происходит в случае приобретения какого-либо товара или услуги, в цене которых находятся эти налоги. Виды косвенных налогов – это таможенные тарифы, налог с продаж, НДС и акцизы. Например, акцизы включаются в цену алкогольной продукции, табачных изделий, бензина и дизельного топлива, легковых автомобилей и ювелирных изделий. Соответственно, приобретая бензин или алкоголь, физическое лицо автоматически уплачивает эти налоги. А если не приобретает, то и не уплачивает. То же самое происходит и с импортными тарифами. Если покупатель приобретает товар иностранного происхождения, то в его цене уже сидит импортный таможенный тариф, а если приобретает отечественный аналог – то никакого тарифа там нет. Немного сложнее обстоят дела с НДС и налогом с продаж, которыми облагаются почти все товары, поступающие в розничные торговые точки. Вне зависимости от того, какого происхождения данный товар или какого назначения, эти два налога сидят в его цене и уплачиваются всеми потребителями при их покупке. То есть если в случае с подакцизными или импортными товарами теоретически избежать уплаты косвенного налога еще как-то можно, то в случае НДС и налога с продаж этого сделать практически нельзя.
Итак, два наиболее распространенных по степени охвата налога будут сокращены, в том числе один - до нуля. Отмена налога с продаж для сетевых компаний на потребительском рынке имеет смысл. Это выравнивание условий для конкуренции, потому что до этого они были в неравных условиях, потому что малый бизнес этот налог не платил. Сейчас налог отменяется, и компании могут более агрессивно конкурировать с мелкими предпринимателями, которые занимаются розничной торговлей.
Выгоды и невыгоды для отдельных лоббистских групп можно обсуждать. Но совершенно очевидно, что “снижение налогового бремени” вообще бессмысленно с точки зрения страны и целей реальных реформ. Правительство не будет использовать это даже в обычном популизме, потому что пока нет никого, которому было бы интересно, что думают российские граждане по поводу российской экономики. И это диагноз. Причем не только налоговой реформе, но и всему курсу страны. Вернее - его отсутствию.