По итоговому количеству мест в Думе пятого созыва блок “Родина”, прошедший выборы под националистическими и условно-националистическими лозунгами, занимает третье место. Четвертое – ЛДПР, с содержанием идеологии которой все более или менее ясно. По телевидению сатирик Михаил Задорнов снова рассказывает о невиданной смекалке русских и о небывалой тупости американцев, которые неверно интерпретируют заветы Христовы, и о “наших политиках”, которые хотят, чтобы русские тоже перестали Христа понимать, наевшись американских бифштексов. Ученые фиксируют “активность этнического большинства” - тревожный симптом, как показывает история межэтнических конфликтов. Популярность экстремистских газет и сайтов беспрецедентна. В общем, все умерли.
Не то, чтобы в последнее время появились новые идеи – вряд ли. Скорее, давно известные, но до сей поры маргинальные теории стали превращаться в центральную идеологию, мейнстрим, официоз и становиться хорошим тоном. Идея единства, чистоты и богоизбранности нации растворилась в повседневной риторике. У этой идеологии нет единого транслятора - это было бы еще понятно и могло бы вызвать плюралистическое умиление – мол, и такие у нас есть.
На фоне классических, издавна существовавших идей “русскости” как “анти-западности” или “не-южности/восточности” появляются новые. Причем, источники одной и той же теории порой находятся в диаметрально противоположных концах: ностальгия по золотому прошлому, где “докторская” по 2 руб 30 коп., легко сочетается с речами о традиционном православии и общинности, а заодно – о восточной мудрости, умноженной на технологии XXI века. Уже мало кого смущает понятие “православный коммунист”, а его оппонент выступает под именем “еврейского фашиста”.
Я не стану подробно повторять характеристику прославленного “поколения 90-х”, с его “разорванным сознанием” и “отсутствием” чистых-конкретных “ценностей”, однако болевая точка нащупана. Утопическое мышление снова в цене, и теперь оно выступает в стиле “New Age”, где эзотерика всех времен и народов без особых затруднений перемешивается с протестантской этикой или, на худой конец, марксизмом. Так выстраивается одна из “новых” идеологий с однозначными ответами на все нерешенные вопросы. Вырастает она, как ей и положено, на старых дрожжах.
У патриотически настроенных идеологов есть огромная целевая аудитория. И этот факт автоматически переводит современный националистический сюжет из разряда интеллектуальных курьезов в группу общественно значимых проблем: если среди россиян такой высокий процент сочувствующих, то кто виноват и что делать? На недавней пресс-конференции, посвященной “праву быть нацистом в России”, писательница, и общественный деятель, депутат Госдумы первого созыва Алла Гербер говорила о текущей послевыборной ситуации, победе националистических сил в российском парламенте, явном сходстве их программ с текстами раннего Гитлера, о том, что сам Гитлер пришел к власти демократическим путем, о том, что наша прокуратура всячески содействует националистическим проявлениям, что она управляется структурами из администрации президента, что давно пора корректировать законодательство, посвященное разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и, наконец, что надо говорить об этих проблемах не традиционным шепотом, а громко и уверенно. С каждым из перечисленных фактов трудно спорить, но собранные все вместе они как нельзя лучше демонстрируют изначальную противоречивость любых возможных программ антинационалистических действий – по крайней мере, в России. Ведь если действия прокуратуры целиком контролируются “структурами”, то бесполезно менять законодательство, надо только честно признаться в авторитарности российской власти, чтобы не пудрить мозги Западу, Востоку и соотечественникам. И тогда остается вести привычную партизанскую борьбу с Системой. А если мы натурально живем в демократии, у нас есть надежда на формирование гражданского общества, наша законодательная система эффективна и мы можем через нее регулировать экстремизм любой части общества, в том числе – и государственных органов, то почему прокуратура безнаказанно нарушает сами законы и процедуры рассмотрения дел, причем в пользу “новой” государственной идеологии русофильства и православности (см. истории издателя Корчагина, учебника “Основы православной культуры”, выставки “Осторожно, религия!” и т.д., и т.п.)?
Проблема национализма, особенно когда он начал обладать статусом легитимной идеологии, лежит значительно глубже, чем проблема коррекции законодательства и привлечения экстремистов к уголовной ответственности. Надежды или, наоборот, страхи обнажения и демифологизации власти бессмысленны – это противоречит самой ее природе. Но так иногда хочется попросить открыть личико…