29 марта 2024, пятница, 00:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 марта 2004, 18:36

Куда ведет "новый курс" президента Путина?

Неделю назад, 24 февраля, объявляя об отставке правительства Михаила Касьянова, президент Путин заявил, что это действие “продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию в вопросе о том, каков будет курс развития страны после 14 марта 2004 года”. Однако тогда президент так и не сказал, в чем будет заключаться его политический курс. В течение недели политологи, журналисты гадали, в чем же будет заключаться курс Путина и кто будет призван его воплощать на посту главы правительства. Решили подождать с окончательными выводами относительного главного для страны вопроса – вопроса стратегии – до объявления фамилии нового премьера. И дождались…

Вчера Владимир Путин объявил, что выдвигает Михаила Фрадкова, представителя России в Европейском Союзе, на должность руководителя правительства.

Чиновники и губернаторы хором поприветствовали выдвижение Фрадкова, эксперты и оппозиционные политики назвали его “техническим премьером”, старательным исполнителем воли Путина и курса, который проводит президент. С вопросом, стал ли ясен курс развития страны по президенту Путину после этого назначения, “Полит.ру” обратилось к известным политологам.

Глава Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский считает, что выдвижение Фрадкова стало продолжением той паузы относительно своего политического курса, которую “президент держит все четыре года своего правления”.

Другой вопрос, что из действий Путина вполне этот курс прослеживается, хотя и не декларируется. “Это авторитарная модернизация. Обреченная на неудачу попытка прорыва к постиндустриальному обществу с использованием дурных средств – управляемой демократии, ограничения свобод. Путин вдохновляется примером государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, которые весьма успешно, используя эти методы, перешли от аграрного к индустриальному обществу. Однако провалились при переходе к обществу постиндустриальному. Путин этой ошибки не понимает, и всей своей практикой, подтверждаемой и назначением Фрадкова, создает бюрократическую авторитарную систему”.

Остальные эксперты воздержались от однозначных выводов и, признав, что курс им так и не стал ясен – “президент нигде развернуто об этом не говорил” - предпочли прогнозировать ход реформ.

Эксперт Центра Карнеги Андрей Рябов считает, что новое правительство в своей работе будет руководствоваться принципом ключевых звеньев – заниматься реформой ЖКХ и административной реформой. “Мне кажется, что новый премьер будет очень осторожным и правительство для первого этапа своей работы выберет несколько ключевых направлений, которые неоднократно уже были озвучены Путиным. Это – ЖКХ, административная реформа и, видимо, завершение налоговой реформы”.

По мнению Рябова, первый, пробный этап работы правительства займет максимум полтора года, после чего будет принято принципиальное решение о проведении других, более болезненных реформ – здравоохранения, образования. “Если перевод ЖКХ на рыночные рельсы принесет пользу не единицам, а массе населения, то реформы продолжатся. В случае же провала реформ, новые, еще более болезненные, начинаться не будут. Потому что президент не рискнет нарушить ту стабильность и позитивное отношение к себе населения”. Именно поэтому Рябов называет и крайним сроком для принятия такого решения полтора года: “Два года - это уже рубеж перед новыми выборами, и Путин не решится на резкие шаги в плане реформ, если не будет уверен в их успехе. При этом я не уверен в том, что остальные реформы уложатся в путинское четырехлетие”.

Заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко также перечислил основные реформы, которыми займется новое правительство, и при этом отметил, что нефтяная тема не будет играть ключевой роли в предстоящие четыре года. “Не стоит переоценивать нефтяную тему в общем курсе, однако жесткий заслон нефтяному лоббизму поставят. Правительству предстоит разработать механизм увеличения налоговой нагрузки: возможно, в виде дифференцированной ставки на разные месторождения”.

“Полит.ру” как раз считает, что нефтяная тема как раз-то и окажется наиболее актуальной в следующем сезоне, но не в виде разговоров о природной ренте, а в виде перераспределения денежных потоков из нефтяного сектора в сектор ВПК. Мы долго гадали, на что пойдут нефтедоллары? И надеялись получить ответ на вопрос, куда движется Россия, из ответа, куда эти нефтедоллары будут инвестированы. И, похоже, назначение Фрадкова расставило все по своим местам. Сначала изъять у нефтяников сверхдоходы, а потом передать их в машиностроение, в том числе военное, и попытаться расширить экспорт его продукции. И, исходя из этой логики, вполне понятно становится, каким образом президент Путин намерен завоевать мировой рынок вооружений.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.