29 марта 2024, пятница, 17:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 апреля 2004, 11:16

Информационные итоги недели, 3 - 9 апреля

**Выборы как шутка**

То, что губернаторские выборы в Алтайском крае выиграет записной юморист Михаил Евдокимов, не мог предсказать ни один аналитик, ни один политолог. Его выигрыш, по мнению большинства газет, стал одной из главных сенсаций политического сезона. Хотя второе место профессионального шутника на первом туре выборов должно было бы насторожить тех, кто внимательно следит за политической ситуацией в регионе и в стране.
На стороне экс-губернатора Александра Сурикова было все: административный ресурс, прямая поддержка Кремля и - редкое дело - всего политического спектра, представленного на Алтае. Губернатора-ветерана поддержали "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, СПС и "Яблоко"; похоже, такого прецедента в новейшей истории России еще не было.
И тем не менее Суриков проиграл. При этом есть некоторые сомнения в том, что передача г-на Евдокимова так уж неимоверно популярна в Алтайском крае. Вряд ли сердца алтайцев покорила "истинно сибирская" внешность своего бывшего земляка, сделавшего карьеру в столичном шоу-бизнесе. Ряд газет в качестве причин победы указывают на помощь Евдокимову со стороны энергетиков и угольщиков; действительно, экс-губернатор Суриков был открытым противником чубайсовского варианта реформы РАО "ЕЭС России", а Алтайский край является относительно крупным потребителем кузбасского угля. Отрицать энергетические и угольные интересы в крае не стоит, но ведь мало кто из губернаторов поддерживает чубайсовские энергореформы, и позиция Сурикова вряд ли побудила Анатолия Борисовича бросить все силы на его отстранение. Да и для угольщиков Алтай - далеко не самое сладкое место, за которое надо биться, не щадя живота своего. Какие-то деньги г-н Евдокимов, конечно, получил, но вряд ли они сыграли решающую роль в его победе. Трудно также представить, чтобы тот же Чубайс и "угольные генералы" стали бы оказывать массированную поддержку комику, против которого выступила практически вся политическая элита страны.
По мнению некоторых изданий, результаты голосования на Алтае - тревожный звонок для всей российской элиты. Провал Сурикова показывает, что даже поддержка президента, на которую привыкли рассчитывать политики как на некое "абсолютное оружие", вовсе не ведет кандидата к автоматической победе, а левые, центристские и правые партии не имеют сколько-нибудь серьезной поддержки среди электората, во всяком случае алтайского. Если на парламентских и президентских выборах те, кто на них все-таки приходит, вынужден, стиснув зубы, выбирать из тех партий и персоналий, кто ему наименее противен, то на губернаторских и местных выборах граждане чувствуют себя намного свободнее и готовы продемонстрировать свое неприятие всего политического бомонда страны.
Еще один урок алтайского "чуда" - развенчание мифа о всевластии административного ресурса. Думские и президентские выборы создали у чиновников иллюзию такого всемогущества, но возможность "дотянуть" того или иного кандидата до нужной цифры ограничено: избиркомовские чиновники готовы закрывать глаза на нарушения законодательства только в экстренных ситуациях - таких, например, как выборы президента. Постоянно игнорировать законы они не готовы.
Победа Евдокимова - своего рода протестное голосование. Так как организованного протестного движения пока нет, его фигурантами и героями становятся в общем-то случайные люди, - главное, чтобы они не ассоциировались с надоевшими политиками. Можно ожидать, что в дальнейшем на постах губернаторов и мэров будут появляться совершенно неожиданные люди.

**Узел затягивается**

Покушение на президента Ингушетии Мурата Зязикова - первое в России преступление, жертвой которого чуть было не стал чиновник такого уровня. Гибли мэры и вице-губернаторы, жертвой убийц стал даже один из региональных руководителей - губернатор Магаданской области Цветков. Теперь стало понятно, что от пуль и гранат убийц не спасает даже самая высокая должность.
Причины покушения на Зязикова лежат на поверхности: бывший генерал-спецслужбист честно пытается изменить роль вверенной ему республики в северокавказском конфликте. Его предшественник, генерал Руслан Аушев, превратил Ингушетию в тыловую базу чеченских сепаратистов - там они держали заложников и прятали свои семьи, собирали средства для продолжения войны, отдыхали и залечивали раны. Почти наверняка для очень многих ингушей, как чиновников, так и простых торговцев и водителей, чеченская война стала хорошим источником доходов. А президент Аушев практически открыто поддерживал сепаратистский режим, выступая в качестве проводника и защитника сепаратистских идей в российских верхах. В "благодарность" за помощь чеченские отряды не проводили боевых операций на территории Ингушетии.
Именно поэтому Москва решилась на отстранение Руслана Аушева от должности: победа над чеченскими боевиками была бы невозможна без ликвидации их тыловых структур. Афганского ветерана и "отца-основателя" Республики Ингушетия заменили на другого генерала - на сей раз из ФСБ. Чеченское "раздолье" в Ингушетии сразу прекратилось: в лагерях беженцев и в частном секторе, где разместились чеченцы, начались обыски, многие отдыхающие боевики оказались в тюрьмах, постепенно иссякала и финансовая подпитка чеченского сопротивления. И сразу в еще недавно спокойной республике началась стрельба: в последние месяцы в Ингушетии произошло едва ли меньше вооруженных акций чеченских сепаратистов, чем в самой Чечне. Беспрерывные боевые столкновения ингушских милиционеров с боевиками из соседней республики сделали их кровными врагами. Жестокости боевиков Гелаева по отношению к мирным ингушам во время летнего вторжения его отряда в Ингушетию наглядно демонстрируют изменение отношения чеченцев к "братскому" ингушскому народу.
Профессиональные действия охраны спасли жизнь Мурата Зязикова. Но можно ли верить в то, что покушения на ингушского президента не повторятся? У чеченских боевиков нет выбора: война в Чечне окончательно превратилась в "конфликт низкой интенсивности" (согласно НАТОВской квалификации), крупных акций сепаратисты не проводят уже больше года - на это нет сил. Продлить существование "горячей точки" на Северном Кавказе можно только одним способом: распространять войну на сопредельные кавказские земли. И это делается: в Ставрополье свирепствует малочисленный, но очень опасный "ногайский батальон", в Дагестане время от времени местные фундаменталистские и сепаратистские устраивают взрывы и перестрелки, в Ингушетию прорываются "непримиримые" чеченцы, в Карачаево-Черкесии обнаруживают то одну, то другую базу ваххабитских подпольщиков... Удастся ли прекратить (о предотвращении говорить уже поздно) расползание чеченской войны по всему Северному Кавказу и возвращение к временам имама Шамиля и Мухаммеда Эмина? Это зависит от эффективности работы российских спецслужб и общей социально-экономической ситуации в регионе. И президент Зязиков - одна из ключевых фигур, влияющих на положение на всем Северном Кавказе. Покушение на него показывает, что пока кавказский узел затягивается.

**Тучи над городом**

Тучи сгущаются, как можно догадаться, над столицей нашей Родины, городом-героем Москвой. Точнее, над его мэром - в который раз дружно выбранном москвичами Юрием Лужковым. Череда трагедий - обрушение аквапарка Трансвааль, взрыв в метро и дотла сгоревший Манеж - что-то слишком много даже для такого огромного города, как Москва. Реакция центральной прессы на эти трагедии, выявление, мягко говоря, двусмысленной роли в них московской мэрии заметно изменило отношение москвичей к своему мэру. Надо сказать, не в лучшую сторону.
Со времени трагической гибели людей в Трансваале прошло уже много времени, а виновники так и не найдены. Почему-то в качестве таковых пресса пыталась выставить то проектировщиков комплекса, то его владельцев (которые по понятной причине решили остаться неизвестными). Но на первый план все более настойчиво выдвигается вопрос о вине городской власти: действительно, дело проектировщика - проектировать, дело владельца - стричь купоны и платить налоги, а вот дело властей - проверять, насколько безопасно для посетителей столь большое развлекательное сооружение. Если кто виноват, то как раз городская власть, либо принявшая негодный проект, либо не проконтролировавшая качество строительных работ. Совершенно неважно, имеет ли отношение к Трансваалю супруга градоначальника Елена Батурина (судя по упорным попыткам скрыть имя владельца, наверное, имеет); виновата городская власть. И об этом в последние дни пресса не преминула напомнить жителям столицы.
Если виновника трагедии в аквапарке найти пока не могут, виноватый в пожаре Манежа отыскался очень быстро. В качестве такового столичные власти, ничтоже сумняшеся назвали... Аугустина де Бетанкура - архитектора этого грандиозного, когда-то самого большого в России архитектурного сооружения. Видите ли, в начале XIX века он не использовал железобетонные перекрытия для строительства здания. Даже прошедшее по всем новостным агентствам и газетам официальное сообщение московских пожарников, что причиной пожара был "термический удар", то есть попросту поджог, осталось поначалу незамеченным. Об этом вспомнили тогда, когда в развалинах Манежа закипела работа. Нет, не по восстановлению уникального памятника архитектуры, а по строительству подземных коммерческих сооружений. И одновременно оказалось, что план восстановления (реконструкции) Манежа существовал еще до пожара. Вот если бы он не сгорел, пришлось бы организовывать разрешения многочисленных инстанций. Они, инстанции, никогда бы не пошли против воли московских властей, а вот общественность наверняка бы запротестовала. А тут - "термический удар". Необходимость в реконструкции и доказывать никому не надо.
Все это (вкупе со странным вояжем в Батуми), похоже, начинает раздражать как федеральные власти, а также (вкупе с борьбой против "ракушек", попыткой брать деньги за использование шипованных шин и законом о конфискации незаконно перепланированных квартир), - рядовых москвичей. Недоброжелателей, готовых использовать любой прокол Юрия Лужкова, более чем достаточно, его опорой до последнего времени оставались только сами столичные жители. Потеряв их поддержку в результате своих грубых попыток содрать с населения деньги за все, что только можно и нельзя, столичный градоначальник может легко лишиться должности.

**МДМ уходит в тень**

На прошедшей неделе группа МДМ, одна из крупнейших финансово-промышленных корпораций России, объявила о самоликвидации. В СМИ на этот счет высказывались разные мнения: например, одно из изданий предположило, что руководители группы решили избавиться от названия, "вызывающего неприятные ассоциации", другое восприняло сообщение о ликвидации группы как свидетельство начала предпродажной подготовки ее активов или даже уход ее верхушки из бизнеса.
Как считают экономические обозреватели и аналитики, ликвидация МДМ вовсе не означает, что ее владельцы А.Мельниченко и С.Попов уходят из бизнеса. В этой связи пресса отмечает, что активы группы остаются в собственности ее владельцев. Так, акции энергокомпаний и угольные активы группы, объединенные входящие в состав Сибирской угольной компании (СУЭК), будут объединены и отданы под начало экс-председателя правления МДМ В.Рашевского. Сохраняется контроль владельцев МДМ и над Трубной металлургической компанией, и над "ЕвроХимом".
Некоторые издания считают, что ликвидация МДМ на самом деле означает структурирование активов по направлениям деятельности и формирование крупных и рентабельных холдингов. По сути МДМ пошло по тому же пути, что и другие крупные российские корпорации - по пути оптимизации бизнеса. Как справедливо отметила одна из газет, бизнес МДМ представлял собой "кучу-малу", состоящую из совершенно разных предприятий. Теперь он будет более прозрачен и управляем. Судя по всему, владельцы МДМ решили отойти от непосредственного управления своими предприятиями и активами, поручив это занятие высокооплачиваемым наемным менеджерам. Таким образом МДМ вслед за другими российскими ФПГ переходит к более рациональной схеме управления, аналогичной тем, что применяются в развитых странах.
Предположения, что таким образом МДМ желает защититься от чиновничьих претензий, сами руководители группы отвергают: по их словам, активы группы переводятся из зарубежных офшоров в Россию, а значит, становятся более уязвимыми для всяческих проверок и претензий. Впрочем, эти же господа уверены, что никакие преследования их не коснутся, так как их жертвами становятся участники приватизационной кампании начала 90-х, а МДМ в ней не участвовала, приобретая все свои активы на вторичном рынке.
Что бы ни говорили бывшие руководители бывшего МДМ, угроза со стороны правоохранителей, прокуроров и налоговиков вряд ли связаны с участием той или иной ФПГ в приватизации. Просто участие в ней делает "наезды" на бизнес более простым и убедительным в глазах населения. Но и те, кто в приватизации не участвовал, не могли не нарушать законы (их безусловное исполнение просто не давало возможности заниматься бизнесом) в период "дикого капитализма" 90-х годов. Так что спокойное развитие бизнеса всем предпринимателям, включая и бывшую МДМ, может быть гарантировано только хорошими отношениями с властью. А с этим у группы А.Мельниченко-С.Попова-В.Рашевского в настоящее время вроде бы все в порядке.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.