28 марта 2024, четверг, 22:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 июня 2004, 09:49

Военные "разборки"

В режиме строжайшей секретности в Государственную Думу были представлены поправки к Закону Российской Федерации “Об обороне”. Обсуждение поправок в первом чтении прозвучало для Генштаба как гром среди ясного неба. Стало ясно, что Генштаб перестает быть самостоятельной единицей в системе безопасности страны и превращается в технический придаток Министерства обороны.

Хорошо это или плохо для нашей страны, сказать трудно. У каждого государства свой подход к данному вопросу. В России концепция строительства Вооруженных сил, по сути, отсутствует. Концепция национальной безопасности представляет собой некую абстракцию. А без этой концепции трудно определить, какой статус Генштаба нашему государству нужен. Однако специфика отечественной политики подсказывает, что в данном случае решаются частные вопросы, а не проблемы строительства Вооруженных сил. Либо речь идет об урезании амбиций начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Либо - об отдалении Генштаба от влияния на денежные потоки по вооружению. А скорее всего - и о том, и о другом вместе.

Личность начальника Генштаба достаточно одиозна. Начнем с того, что Анатолий Квашнин не имеет специального военного образования. Он окончил Курганский машиностроительный институт и в качестве лейтенанта был призван в армию на два года. Это уже много позже были в его жизни две военные академии – бронетанковых войск и Генштаба, окончание которых, по военным меркам, является чистой формальностью. Таких в армии пренебрежительно называют “шляпами” или “пиджаками”. Поэтому назначение Квашнина на должность начальника Генштаба было встречено не очень приветливо, тем более что в первую чеченскую войну Квашнин проявил себя не лучшим образом, и с уст офицеров не сходила фраза – “более бездарного командования еще не было”.

Не успев стать начальником Генштаба, на глазах у всей страны Квашнин бросился сражаться с тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым. Видавшие виды генералы были шокированы. Такого неуважения к министру армия еще не знала. Дальше - больше. Чтобы убрать Главкома сухопутных войск генерала Владимира Семенова, разгоняются сухопутные войска. В то время Семенов котировался как кандидат на пост министра обороны и не скрывал своего отношения к начальнику Генштаба. Потом сухопутные войска, конечно, восстанавливаются, так как без них, прямо скажем, обойтись не может ни одна армия мира. Почти аналогичная история происходит с ракетными войсками, только теперь целью является генерал Владимир Яковлев. Квашнин получает контроль над ядерным вооружением и избавляется от молодого и перспективного конкурента. Далее “в списке” был командующий десантными войсками - Георгий Шпак, которого в армии хотели видеть начальником Генштаба. Убрать Шпака Квашнину удалось, а вот разогнать ВДВ – нет. Как нетрудно догадаться, все эти “фокусы” начальника Генштаба обошлись армии очень не дешево, и это при постоянной нехватке средств на вооружение и личный состав. Вообще, в определении “первостепенных” задач Генштаб не знает себе равных. Так, на переименование военных училищ в институты, а военных академий - в университеты было затрачено около миллиона долларов. Прошло немного времени, и в Генштабе готов новый приказ об обратном переименовании: институтов в училища, а университетов снова в академии. Ведь нашим офицерам просто некуда девать деньги…

Теперь у Квашнина остался один конкурент в борьбе за власть и право тратить деньги по своему усмотрению – министр обороны Сергей Иванов. Последняя стычка заклятых друзей состоялась в конце января на ежегодном собрании Академии военных наук, когда после выступления министра обороны начальник Генштаба в ответном слове во всеуслышание заявил, что полностью не согласен с предыдущим оратором. Привыкший к тому, что Кремль благосклонно смотрит на все его выходки, Квашнин был уверен, что “битва” с Сергеем Ивановым также закончится в его пользу. И вдруг - эти поправки в закон “Об обороне”.

В соответствии с документом, будет полностью ликвидирована 15-я статья закона, определяющая основные функции Генштаба. Таким образом, Генштаб уже не сможет влиять на военную доктрину и на строительство Вооруженных сил России. Не сможет планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению ядерной безопасности, заказывать вооружение и контролировать денежные потоки. И, главное, начальник Генштаба уже не сможет напрямую выходить на Президента, так как теперь его прямым и единственным командиром станет министр обороны. Львиная доля функций Генштаба будет передана разным структурам Министерства обороны. Ведомству Квашнина же останутся только вопросы стратегии и оперативного искусства.

В армии такая постановка вопроса была воспринята неоднозначно. Одни считают, что все делается правильно и “Генштабу давно пора заняться своей прямой обязанностью”. Другие офицеры убеждены, что нужно было снять Квашнина с должности начальника Генштаба, а не лишать Генштаб самостоятельной роли в строительстве Вооруженных сил России. Один из высокопоставленных военных чиновников как-то сказал: “Если бы Квашнина кто-нибудь одернул, не было бы такого бардака. Проблем и так выше крыши, а мы занимаемся хрен знает чем”.

Но есть еще один немаловажный аспект. Ранее Генштаб обеспечивал координацию всех силовых структур, содержащих военную компоненту, и имел право участвовать в разработке предложений по расходам на оборону. Все это вместе позволяло начальнику Генштаба бороться за право стать Единым заказчиком вооружения и военной техники для силовых структур. При новом же положении вещей шанс захватить денежные потоки сводится к нулю. Таким образом, Кремль убирает одного из серьезных конкурентов Федеральной службы по оборонному заказу.

Судьба самого начальника Генштаба многими военными чиновниками тоже ставится под вопрос. Как сообщил источник в Министерстве обороны, почти одновременно с внесениями поправок к закону “Об обороне” к Президенту был вызван заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский. Беседа длилась менее получаса, но если учесть, что министр обороны Балуевскому явно симпатизирует, то можно предположить, что господину Квашнину скоро будет предложена новая должность – вне стен Генштаба.

В настоящий момент генштабовские лоббисты активно работают с депутатами Госдумы. Предпринимаются отчаянные попытки изменить поправки к закону и сохранить за Генштабом влияние на финансовые потоки Министерства обороны. Но если уж глава думского Комитета по обороне Виктор Завардин, считавшийся ставленником Квашнина, не счел нужным поставить начальника Генштаба в известность об этих поправках, думается, что генштабовским лоббистам мало что удастся сделать.

Теперь, чтобы Федеральная служба по оборонному заказу во главе с Андреем Бельяниновым смогла сосредоточить в своих руках все финансовые потоки по вооружению, осталось “разобраться” с Алексеем Московским – заместителем министра обороны и начальником вооружения. В настоящий момент в аппарате господина Московского работают одновременно несколько проверяющих комиссий. И хотя деятельность их еще не завершена, уже известно, что начальнику вооружения будут инкриминированы неэффективное использование военного бюджета, незначительное поступление новой техники в войска и серьезные проблемы с автоматизированными системами управления тактического и стратегического звена.

Правда, пока еще не решен вопрос – нужно ли избавляться от Алексея Московского или же просто подчинить его Андрею Бельянинову, так как аппарат Федеральной службы по-прежнему не способен самостоятельно создавать Государственный оборонный заказ и контролировать его исполнение. Рассматривается также вариант, при котором Федеральная служба станет контролирующим органом аппарата начальника вооружения. Правда, в таком случае Кремлю придется создать еще одну структуру, которая будет контролировать саму Федеральную службу. А при полном отсутствии общественного контроля никто так и не узнает, сможет ли Бельянинов более эффективно использовать военный бюджет и получат ли наши силовые структуры современное вооружение.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.