НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 июня 2004, 07:58

Экономика страдает от недопоя

Россия по праву считается ведущим мировым производителем крепких алкогольных напитков. Не столь изысканных, конечно, как коньяк, но все же стоящих на одном уровне с такими тяжеловесами алкогольной индустрии, как виски и бренди. Крепкий алкогольный напиток, по праву считающийся национальным символом России, называется хорошо известным всему цивилизованному миру словом "vodka", которое давно вошло во все общеупотребительные словари наряду с другими русскими словами, такими как "kulaks", "sputnik", "perestroika" и, конечно, "glassnost".

Но если с "perestroika" и "glassnost" у нас уже давно все в полном порядке, а "sputniks" продолжают бороздить просторы космического океана, то вот с "vodka" дела как-то не заладились. Как, впрочем, и с кулаками, то бишь - фермерами. Но бог с ними, с фермерами – пусть выбираются сами как хотят, но вот ситуация с производством и потреблением этилового спирта из пищевого сырья, а также ликеро-водочных изделий не может не беспокоить каждого сознательного и трезвомыслящего гражданина Российской Федерации.

Ситуация же в отрасли сложилась аховая, причем настолько, что ею даже заинтересовалась Счетная палата РФ. Заинтересовавшись и проведя служебное расследование, аудиторы палаты пришли к обескураживающему выводу: оказывается, национальный символ России, ее, если можно так выразиться, национальная гордость, испытывает серьезные затруднения. Как выяснила Счетная палата, у основного производителя веселящей продукции – государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" – загружено только 30% имеющихся производственных мощностей. А остальные 70%, увы, простаивают, хотя на них можно было бы производить много всего полезного.

Информация о критическом состоянии дел в отрасли наложилась на не менее тревожные сообщения государственных статистических и налоговых органов о падении производства водки и спирта в прошедшем, 2003 году, а значит, и уменьшении поступления акцизов на спирт и алкоголь в доходы государственного бюджета по сравнению с плановым заданием. Объем производства спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции уменьшился на 3% по сравнению с прошлым годом, а их отгрузка потребителям – на 6%. Сбор акцизов хотя и вырос за год на 14%, но все же не добрал 1,5% до уровня, установленного Законом о бюджете на 2003 год.

Каковы же причины такого грустного явления, выглядящего очень странно на фоне всеобщего экономического роста? Счетная плата решила, что все дело в том, что большая часть водочных изделий, производимых на периферийных предприятиях, выпускается под малоизвестными брэндами и поэтому не находит широкого сбыта. А хорошо известные товарные наименования уплывают в частные руки, и государство от этого сильно теряет. Эта точка зрения хорошо понятна и особых возражений не вызывает. Но нам кажется, что вопрос несколько более сложен, и поэтому его надо рассмотреть поподробнее. Так сказать, в исторической ретроспективе.

Напомним читателям об объемах производства алкогольной продукции в предперестроечные годы, на которые лучше всего ориентироваться, проводя разного рода сравнения в этой отрасли. За период 1980-1984 годы, который в народе ласково называли "запоем", среднегодовое общесоюзное производство зеленого змия составляло около 285 млн. декалитров. Потом началась антиалкогольная компания, во время проведения которой объемы производства алкоголя на государственных предприятиях резко упали.

Но поскольку спрос от этого не упал, то резко возросло производства самогона. Причем именно в период 1985-1990 годы оно стало принимать отчетливую товарную форму – не для личного потребления, а на продажу. Одновременно с расширением самогоноварения резко усилилось значение вино-водочных спекулянтов, которые, благодаря антиалкогольной компании, смогли сконцентрировать значительные денежные средства, пущенные потом в нелегальный оборот.

Осознав через несколько лет ошибочность своих действий, власти дали задний ход и разрешили увеличить выпуск алкоголя на государственных заводах. Но эта мера носила половинчатый характер, так как большое количество мощностей, особенно в винодельческой и пивной отраслях, было уничтожено физически и быстро восстановиться не могло. Для увеличения производства нужно было время и, что самое главное, средства, которыми в конце 80-х годов советское государство уже не располагало.

Поэтому, наряду с увеличением выпуска алкоголя на уцелевших мощностях, власти пошли на резкое расширение алкогольного импорта, чтобы хоть как-нибудь удовлетворить текущий и отложенный спрос населения. Таким образом, модель алкогольного рынка России в общих чертах сложилась еще при прежнем политическом и экономическом режиме: подпольное товарное производство, "черный" налично-денежный оборот при реализации, весомая доля импорта.

Экономические реформы 1992 года по сути дела только легализовали сложившуюся практику, хотя выйти из тени и получить государственную лицензию на производство и оборот алкогольной продукции захотели далеко не все производители и торговцы (по причинам, связанным с налогообложением их сверхдоходов). В результате, не выдерживая конкуренции с качественным импортом и некачественным, но дешевым "самопалом", официальное производство продолжало снижаться, пока не вышло на точку минимума в 1996 году – 69 млн. декалитров водки и ликеро-водочных изделий.

Только после 1998 года начинается подъем производства, связанный, во-первых, с девальвацией рубля, благодаря которой импорт иностранного крепкого алкоголя минимизировался. Во-вторых, с резким усилением борьбы с нелегальными производителями. Окончательно процесс восстановления производства и отрасли был завершен в 2000-2001 годах, когда было создано государственное унитарное предприятие "Росспиртпром", в состав которого были включены 108 государственных ликеро-водочных и спиртовых заводов. Также было создано государственное предприятие "Союзплодоимпорт", которое получило права на использование всех товарных марок водок, производившихся в свое время в СССР.

В результате официальное производство ликероводочных изделий значительно увеличилось и достигло максимума в 2002 году, составив 139 млн. декалитров.

Что же касается ситуации 2003 года, то падение производства алкоголя могло произойти по стандартным причинам, характерным для всей российской экономики: рост налогообложения, рост курса рубля, рост стоимости сырья и энергии, появление новых товаров-конкурентов. В отношении спиртовой и водочной отрасли в прошлом году все эти четыре фактора действовали на полную мощность.

Во-первых, неурожай в 2003 году погнал цены на зерно вверх, что не могло не отразиться на себестоимости продукции, так как доля зернового сырья в производстве спирта составляет 50%. Тарифы на газ и электроэнергию также повысились, что еще больше увеличило себестоимость спирта. Во-вторых, ставки акциза на алкоголь были в очередной раз проиндексированы, что тут же отразилось на ценах в розничной торговле. В-третьих, ревальвация рубля плюс общий рост доходов сделали импортный алкоголь более доступным для широких слоев потребителей, вот он и стал быстро заполнять прилавки винных магазинов. И в-четвертых, расширение выпуска слабоалкогольных коктейлей могло привести к вытеснению традиционного напитка россиян в рейтингах популярности на более низкое место.

Действие этих четырех факторов не замедлило сказаться: внутреннее производство и реализация водки тут же снизились. Более того, и в текущем, и в следующем годах нас скорее всего ждет повторение этого сценария, так как правительство постоянно индексирует и ставки алкогольных акцизов, и тарифы на энергоносители. А надежды на хороший урожай в нашей стране никогда не оправдывались.

Разыскания же Счетной палаты немного далеки от реальности. Для внутреннего потребления известных товарных марок у нас и так хватает, и дело только в том, чтобы население смогло их покупать у официально зарегистрированных производителей. А для этого нужны более или менее приемлемые цены, повлиять на формирование которых государственные аудиторы никак не смогут.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.