НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 июля 2004, 09:59

Нефтяники расширяют профиль

Неинтересно и неумно пытаться анализировать то, что происходит в кремлевских “коридорах власти”, тем более на основе статьи удивительно невнятной для столь профессионального издания как Daily Telegraph. По информации газеты, речь идет о проекте кремлевской администрации - поручить экспорт добываемой ЮКОСом нефти Геннадию Тимченко, руководителю ряда средних по объему нефтетрейдерских фирм, человеку из питерского окружения президента Путина, и, таким образом, взять компанию под контроль.

Вполне возможно, что именно этот вариант имелся в виду президентом, когда он сказал, что государство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа. Во всяком случае рынок акций ЮКОСа отреагировал на сообщение из-за границы как на возвращение надежды на сохранение компании.

Скорее всего, если российская политика поддается какому-то анализу, то структура власти должна выглядеть так – некий внутренний кабинет вокруг президента. Воспринимая сигналы, исходящие именно из этого круга, опытные инвесторы решают, покупать яйца Фаберже или заводы, занимающиеся каслинским литьем, инвестировать в химическую промышленность в расчете на стабильно низкие цены “Газпрома” или вкладывать последние трудовые миллиарды в развитие ЖКХ. Кто входит в этот круг нам сейчас неинтересно, равно как и то, как там принимаются решения. Можно лишь предположить, что все политики входящие туда, за исключением президента, не публичны. Вокруг этого “узкого кабинета” должен существовать круг исполнителей, доверенных специалистов, отвечающих за определенные участки работы. За то, чтобы попасть в этот круг и идет борьба как среди чиновников, так и среди олигархов.

Но интересует нас не сам Тимченко и его покровитель, по мнению британской газеты, - замглавы администрации Игорь Сечин, а инструмент, с помощью которого будет произведено изъятие нефти у ЮКОСа, – государственная компания “Транснефть” и ее руководитель – Семен Вайншток. Именно ей, по версии издания, будет поручено обеспечить экспорт юкосовской нефти единственному трейдеру – компании Геннадия Тимченко.

В течение длительного времени Вайншток позиционировал себя как независимого специалиста, удержавшего от разрушения главный экспортный канал России – систему трубопроводов “Транснефти”. С 1985 года инвестиции в трубопроводы не производились и стоило немалых усилий сохранить потенциал системы, особенно учитывая украинские игры с тарифами на транзит нефти.

Сохранение Вайнштоком и его командой сети российских трубопроводов, самых низких в мире тарифов, низких показателей аварийности при том, что до трети трубопроводов построены тридцать лет назад, является безусловной заслугой главы “Транснефти”. Кроме того, по личной инициативе Вайнштока, была построена труба в обход украинской территории - до Новороссийска, а также создана альтернативная существующим Балтийская трубопроводная система. Впрочем, личные заслуги Вайнштока не смогли предотвратить появления в 2002 году слухов о неминуемой скорой отставке…

Однако в 2004 году риторика руководства “Транснефти” изменилась – и Вайншток, и его заместители стали говорить о том, что “Транснефть”, как самая опытная компания, должна не только обеспечивать эксплуатацию “трубы”, но и контролировать экспортные поставки. Первым сигналом этого процесса стало появление транспортных карт “Транснефти” - своего рода путевых документов на партии нефти - на суде по делу ЮКОСа.

Затем Вайншток выступил с предложением, которое было восприняты как продолжение его исторической нелюбви к компании ЛУКОЙЛ, – передать под контроль государственных компаний “Траснефть” и “Траснснефтепродукт” терминалы, построенные нефтяниками в Высоцке и Варандее.

“С функциями оператора терминала в Высоцке лучше справится компания, которая специализируется на транзите нефти – не наша компания, государственная компания “Транснефтепродукт”, – заявил в мае Вайншток. – Что касается Варандейского проекта, то я думаю, что для ЛУКОЙЛа это был бы выигрыш, если бы он получил такого оператора как “Транснефть””.

Тогда многие аналитики объяснили эти высказывания тем, что глава “Транснефти” откликнулся на выступление Путина: экспортный канал для транзита нефти должен быть государственным. “Он же хоть и Семен Михайлович, но все-таки Вайншток, а не Буденный, чтобы просто так, без приказа кидаться на олигархов с шашкой”, – сказала тогда эксперт Центра Карнеги Маша Липман.

Однако теперь можно предположить, что дело было не только в этом. Выступление Вайнштока стало не только политически выверенным, но и своевременным: сразу после выступления президента и накануне того, когда в Кремле решили, что “Транснефть” может снова понадобиться – теперь для того чтобы взять под контроль большую часть экспортных поставок ЮКОСа. Кстати, судя по дате заявлений Вайнштока – 24 мая, сечинский проект по использованию “Транснефти” для передачи экспортных партий юкосовской нефти доверенным людям был задуман несколько раньше, чем пишет английская газета.

Ну что же, Вайншток всегда считал точно, просто сейчас для выживания недостаточно быть просто компетентным специалистом в своей отрасли, нужно уметь доказывать свою полезность в других сферах.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.