29 марта 2024, пятница, 08:02
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 августа 2004, 07:25

Разделенные властью

Данный текст является заметками к выступлению на митинге 29 июля 2004 года; разумеется, все это сказано не было, да и не могло быть произнесено за отведенные две минуты - но были, кажется, обозначены все темы, заявленные в этом тексте.

Было бы логично, если, выступая здесь от имени общества «Мемориал», я бы говорил об отказе государства - Российской Федерации - от материальных и моральных обязательств перед жертвами террора. Или о том, что, согласно Конституции, не могут приниматься законы, ущемляющие права и свободы граждан. Или же о том, что, согласно той же Конституции Россия - социальное государство, и в этом смысле пакет законов - вроде бы о замене льгот денежными выплатами, на самом деле, меняет общественный строй в стране.

Но все это так или иначе уже было сказано. И я заранее приношу извинения за свои слова - я постараюсь говорить то, что не сказали и не скажут другие ораторы.

Главные вопросы сегодня: «зачем» и «почему» - зачем это делается и почему мы здесь.

Ведь здесь, на площади нас не так уж и мало. Целых две, а может быть и три тысячи человек - на антивоенные манифестации приходит в несколько раз меньше народу. И телекамер присутствует немало. Но не нужно было быть провидцем, чтобы понять: массовому россиянину (читай - телезрителю) вряд ли сообщат что-то вразумительное об этом митинге. Тем более - о целой волне акций протеста, приуроченных к думскому голосованию по «льготному» пакету законов во втором чтении. Точно так же, не нужно быть провидцем, чтобы понять: законы эти будут приняты, несмотря на все эти акции. Здесь предлагали продолжать протесты, предлагали даже инициировать референдум - но вряд ли и эти инициативы принесут успех. «Поправленный» заранее Закон «О референдуме» делают практически невозможным его проведение по инициативе «снизу». По сути мы здесь - в центре Москвы - оказались в политическом тупике.

Но зачем нашей исполнительной власти эти «льготные» поправки, почему их протаскивают любой ценой, несмотря даже на очевидное социальное напряжение? Многочисленные ссылки на незаурядные личные качества наших властителей, звучавшие в предыдущих выступлениях - это эмоции, а отнюдь не аргументы.

Утверждается, что льготы, предоставляемые целым категориям населения, недостаточно адресны, не доходят по назначению, зато легко расхищаются чиновниками. А если-де путем монетизации их расшифровать в виде денежной помощи, они-таки дойдут до каждого из нуждающихся, а коррупция будет побеждена. Адресность и прозрачность, господа! Конечно, в этом рассуждении есть доля истины. Но если внимательно взглянуть на «льготный» пакет, становится ясно: из числа адресатов помощи государства исключаются целые категории социально незащищенных людей.

Это впечатление усилится, если рассмотреть другой важный для всех пакет законов, посвященный реформе жилищно-коммунального хозяйства. Жилищные гарантии для сирот, вчерашних детдомовцев, отменяются - тем самым государство закладывает мину замедленного действия под свое будущее. То же самое касается больных туберкулезом: ликвидируются положения жилищного законодательства, препятствовавшие распространению этого очевидно социального недуга. Примеры эти можно продолжать. Социальные проблемы, которые касаются всей страны и могут быть решены лишь усилиями всего государства, это самое государство со своих плеч сбрасывает.

Отказ государства от своей социальной ответственности происходит на фоне призывов к социальной ответственности бизнеса. Это выглядит особенно цинично на фоне завершающегося погрома и близящейся распродажи за бесценок ЮКОСа - наиболее прозрачной и социально ответственной российской кампании. Делалось это при полном одобрении народа и вроде бы для его же для блага... Но вот вышел «из тени в свет» начальник путинского секретариата Игорь Сечин - он теперь глава «Роснефти». Теперь можно не сомневаться, что дележ неправедно нажитого олигархами пройдет как обычно: «старшим горбушки, остальным тоже по справедливости».

Но, даже если отбросить эмоции, сказанное позволяет сделать вывод о ложности прокламируемых задач, но не о действительных целях государства. Действительно, зачем?

А есть ведь еще и третье направление этих вроде бы косметических реформ - отмена отсрочек от службы в армии - якобы служат там сейчас лишь около одной десятой из числа призывников, а теперь эту долю поднимут раза в три. Цифры-то эти на самом деле лукавые, полученные путем нехитрого шулерства - все последние годы призывали свыше трети. Если этот показатель утроить, получится больше ста процентов... что, впрочем, сразу указывает и на цели нынешней власти, и на абсурдность этих целей.

С этой «призывной» картой реформенный пасьянс «государственная Дума» вполне складывается. Зачем, для чего все это делается?

Очевидный ответ - для государства. Для модернизации - прежде всего, силовых и административных структур: армии, полиции, спецслужб. Они сегодня многочисленны, неэффективны и несовременны. Они, действительно, отстают от времени на десятилетия. Россия - даже если бросить всё и заниматься удвоением ВВП - не в состоянии поддерживать своих «силовиков» в прежнем числе и одновременно доводить до современного состояния. Если, конечно, не откажется, во-первых, от бремени жилищно-коммунального хозяйства и, во-вторых, от социальных обязательств. Что, как видим, и делается. У граждан же остается обязанность платить государству налоги и поставлять рекрутов.

И все это - для возвращения России статуса мировой державы. С одной оговоркой: если понимать государство, как сверхценный объект, стоящий отдельно и превыше своих граждан, если не считать атрибутами державы в начале XXI века развитые институты демократии и социальную сферу. Это, в общем, возвращение в первую половину века XX-го. Массовая мобилизационная армия - это ведь из того же самого прошедшего времени. В тридцатые годы прошлого века задача модернизации решалась в СССР теми же, по сути, методами - в сфере экономики тогда это было «раскулачивание» «нэпманов» и крестьянства, и «затягивание поясов» всею страною, и как политическое обеспечение - массовый террор.

Советская модернизация была куда радикальнее германской, поскольку шла за счет собственного населения - благосостояние же немцев было одной из целей нацистов вплоть до «тотальной мобилизации» 1944-го. Так что, по здравом размышлении, красные знамена должны здесь не протестовать против действий президента и правительства, но приветствовать их. Ведь сегодня, разоряя ЮКОС и отменяя льготы, Кремль не отказывается от советской традиции, напротив - продолжает ее. Беда в том, что с этими реформами Путин, как бы это помягче выразиться, опоздал: в итоге страна отнюдь не продвинется в будущее, но окажется отброшена почти на век назад.

Беда не только в том, что повлиять на это мы - здесь собравшиеся - при всем нашем желании сегодня не можем. Для этого просто нет инструментов - прежде всего средств массовой информации и представительства в парламенте. И вот для этого мы, россияне, в том числе и стоящие на площади, сами сделали немало. Мы избрали послушный исполнительной власти парламент, на волне «борьбы с террористами» приведя туда «единороссов», а на кампании войны с «олигархами» сделав их конституционным большинством. Так что теперь некому голосовать против. За эти годы не стало независимого телевидения - и тоже при полном нашем попустительстве. Чечня, НТВ, ЮКОС - все это шло при нашем молчаливом согласии, если не при полном одобрении.

Ведь все это делалось вроде бы для «блага государства»! Впрочем, в предыдущие годы политики, журналисты и предприниматели за редким исключением готовы были поступиться «второстепенными» правами и свободами граждан во имя ценностей не менее абстрактных. Разделяй и властвуй - этот метод вновь показал свою эффективность. Собственно, потому мы и стоим здесь - не поймешь: рядом то ли со стройкой, то ли с развалинами. А не поняв, каким путем мы пришли, вряд ли отсюда выйдем.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.