12 декабря 2019, четверг, 02:20
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 августа 2004, 09:52

Когда взлетит авиапром

Очередное аэрошоу в Жуковском лишний раз напомнило, что Россия является скорее выставочной площадкой для демонстрации успехов иностранных производителей, чем витриной собственных достижений. Хотя задумывалось все, конечно, строго наоборот. Но демонстрировать всему миру успехи российской авиационной промышленности оказалось невозможно по одной простой причине – эта промышленность уже много лет влачит жалкое существование без малейших шансов на улучшение ситуации.

Конечно, непреходящие трудности испытывает далеко не вся отрасль – производство военных самолетов и вертолетов идет вроде бы успешно. Но что касается гражданской авиатехники, то здесь ситуация самая плачевная. По сообщению отдельных представителей “Росавиакосмоса”, который курирует в том числе и гражданскую авиацию, производство серийных гражданских самолетов в России за последние 10 лет сократилось в 6-7 раз, до 5-12 машин в год, что совершенно недостаточно для обновления парка российских авиакомпаний. Правда, перевозчики особо и не торопились выдавать заказы на производство новых самолетов. Причем, если раньше к этому подталкивала непростая ситуации в отрасли, которая за время с 1992 по 1998 годы характеризовалась непрерывным падением объема перевозок, то с 1999 по текущий год перевозки постоянно росли, что, однако, не привело к соответствующему росту заказов для российского авиапрома.

Отчаянные попытки производителей и аффилированных с ними некоторых финансовых структур хоть как-то наладить производство и поставку относительно новых моделей авиатехники ни к чему не приводили и лишний раз свидетельствовали о безысходности ситуации. Хотя, все это очень странно, с учетом того, что для России, с ее гигантскими расстояниями и слабо развитой наземной транспортной инфраструктурой, потребность в авиаперевозках является такой же насущной, как и в самом хлебе. На чем же мог споткнуться российский авиапром, который в отличие от других отраслей российской экономики, до сих пор все никак не выйдет из кризисного состояния?

Чтобы взглянуть на вопрос шире, начинать надо издалека, то есть с 1930-х годов, когда Советский Союз, наряду с другими производствами, стал создавать и авиационную промышленность. Отметим сразу, что несмотря на глобальные факторы, определяющие потребность России в авиации, реальных экономических предпосылок для развития отрасли тогда в стране не было, потому, что в те годы, да и в последующие за ними десятилетия (включая пореформенные 90-е) не существовало достаточного количества людей, которые могли бы оплатить авиаперелет полностью из своего кармана. Проезд по железной дороге или на пароходе оплатить могли, а вот полет на самолете – нет. Слишком уж дорогим было это удовольствие для широких потребительских масс. То есть отдельные граждане могли себе такое позволить, но их было так мало, что специально для них создавать производство гражданских самолетов смысла не было. Это, кстати, сознательно или нет, учитывали руководители тогдашнего авиафлота, предпочитавшие для гражданских нужд импортировать самолеты из-за границы, а не налаживать их внутреннее производство. Так, внутри страны строились заводы для сборки венных самолетов, а скромные гражданские нужды обслуживались импортом.

Но время шло, авиаотрасль набирала обороты и выходила на новые рубежи, ей по плечу становились новые задачи, в том числе производство гражданской авиатехники. Задача производства гражданских самолетов существенно упростилась в 50-е годы, когда, благодаря созданию и массовому производству дальнемагистральных бомбардировщиков, стало возможным использовать их серийные компоненты в «мирных целях». Это и привело к резкому увеличению гражданского сектора авиационной промышленности.

Но решение технических задач вовсе не означало решения задач экономических. Как не было в стране достаточного количества состоятельных людей, готовых платить из своего кармана за авиабилет, так их и не появилось. Поэтому, чтобы не гонять самолеты вхолостую, перевозки пассажиров дотировалась государством. Как, впрочем, дотировалась и масса других товаров и услуг, производимых в плановой советской экономике. Соответственно, не испытывая никаких ограничений со стороны платежеспособного спроса, производство гражданских самолетов развивалось по восходящей, которая только иногда могла загнуться вниз, если военному сектору вдруг требовалось больше ресурсов, и он изымал их из гражданского.

Это «мирное сосуществование» прекратилось в 1992 году, когда отпущенные на свободу цены на авиабилеты и на авиационное топливо сразу же показали, что чего стоит, и что, несмотря на все реформы, богатых людей у нас все-таки недостаточно, чтобы загрузить имеющийся авиапарк по полной программе. Поэтому объем пассажироперевозок постоянно снижался, а вместе с ним снижалась и потребность в новых самолетах, так как постоянно падающая нагрузка на имеющийся парк летательных аппаратов делала не нужным его обновление. Ситуацию усугубляли еще два обстоятельства. Во-первых, самолеты – это товары долговечные, которые могут эксплуатироваться лет по двадцать, а то и больше. Поэтому авиакомпании серьезной нужды в обновлении своего парка не испытывали очень долго. А во-вторых, выравнивание внутренних цен на авиатопливо с мировыми серьезно подорвало финансы многочисленных авиакомпаний, которые образовались на месте прежнего советского монополиста «Аэрофлота». В результате, чтобы свести концы с концами, перевозчики просто исключили расходы на закупку новой техники из своих бюджетов. Авиапромышленность тут же обеднела, так как вместо сборки новых лайнеров стала пробавляться ремонтом и продлением ресурса существующего авиапарка.

Так продолжалось вплоть до 1999 года, после которого рост деловой активности вызвал рост пассажирских и грузовых перевозок, и позволил авиакомпаниям впервые за много лет показать не убытки, а прибыли от основной деятельности. Но появление положительного финансового результата у потребителя авиатехники не привело к такому же улучшению дел у ее производителей. Всю вновь полученную прибыль перевозчики были вынуждены сначала отдавать на погашение долгов, возникших в период кризиса 1998 года, потом формировать разного рода резервные фонды под возможные будущие убытки, и только в 2003 и особенно в 2004 году у них появились свободные средства, которые можно было направить на развитие авиапарка.

Но и здесь производителям серебристых машин не повезло. Часть авиакомпаний стала расширяться за счет того, что скупала небольшие провинциальные компании вместе с имуществом, в которое входили все те же морально устаревшие и физически изношенные самолеты еще советского производства. А другая часть скупала или арендовала самолеты иностранного производства, тоже, кстати, морально устаревшие. И это несмотря на охранительные пошлины, которыми правительство пытается оградить отечественное авиастроение от иностранной конкуренции. В результате даже относительно небольшие денежные суммы российских авиакомпаний в очередной раз проплыли мимо носа авиастроителей, которые остались сидеть на бобах.

Попытки улучшить ситуацию в отрасли за счет иностранного рынка или государственного бюджета тоже, к сожалению, больших результатов не принесли. Повторить успех военных авиастроителей гражданским специалистам не удалось. Российский бюджет еще не достаточно прочен, что бы финансировать развитие отрасли, потребность в продукции которой не очень актуальна. Это, вот, США могут себе позволить поддержать на плаву свои корпорации, если те испытывают кризис сбыта в рыночном секторе экономики. Как «Боинг», потерявший в 2003 году половину своих объемов производства гражданских самолетов (около 300 штук), тут же получил госзаказ на производство и поставку в вооруженные силы США тысячи самолетов-заправщиков. Естественно, что у нас подобные фокусы не пройдут, да и самолетами разных типов военный авиафлот и так забит под завязку.

Поэтому уделом гражданской авиационной промышленности еще долгие годы будет полуголодное существование, опирающееся в основном на ремонт находящегося «на крыле» авиапарка. Какой-то реальный прорыв возможен только в случае массового выбытия эксплуатируемой авиатехники, роста инвестиционных фондов авиакомпаний и, конечно, появления новых моделей самолетов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11.12 21:53 Эд Ширан стал лучшим артистом десятилетия по версии Official Charts
11.12 21:49 Глава аппарата Мосгордумы назвал депутатов «мудаками». Он не заметил, что микрофон включен
11.12 20:17 YouTube усилит цензуру видеороликов
11.12 19:34 Олег Соколов предложил выплатить компенсацию семье убитой им аспирантки с доходов от книги о Наполеоне
11.12 19:02 Садовник в Италии нашел похищенную картину Климта
11.12 18:27 «Мемориал» признал Владислава Синицу политзаключенным. Его осудили на пять лет за твит
11.12 17:55 Кадыров обвинил Александра Сокурова в разжигании розни. Режиссер усомнился, достоин ли тот звания Героя России
11.12 17:46 Новый председатель СПЧ выступил против амнистии фигурантов «московского дела»
11.12 17:23 Иван Голунов подал заявление в ФСБ на полицейских
11.12 17:09 У берегов Японии найден пропавший полтора месяца назад российский катер
11.12 16:30 Time назвал Грету Тунберг человеком года
11.12 16:18 Создатели популярного антивируса Avast продавали информацию пользователей с 2013 года
11.12 15:59 ФБК подал документы на исключение из списка иностранных агентов и через день получил новый платеж из-за границы
11.12 15:32 Совет Федерации одобрил отмену «внутрибанковского роуминга»
11.12 15:28 Китайский мигрант попробовал перебраться через границу США в стиральной машине
11.12 14:50 Число жертв в перестрелке в Нью-Джерси выросло до 6 человек, в том числе убит полицейский
11.12 14:15 ФСБ задержала сторонника «Правого сектора» при попытке теракта в Мурманске
11.12 14:13 Любимое платье принцессы Дианы продали за $313 тыс. на лондонском аукционе
11.12 13:52 ТАСС: в 2022 году порог беспошлинного ввоза интернет-покупок снизится до €20
11.12 13:38 США остановили обучение всех военнослужащих из Саудовской Аравии
11.12 13:30 Бабушки-косатки увеличивают шансы внуков на выживание
11.12 13:29 На российском телевидении впервые покажут «Слугу народа» с Зеленским
11.12 13:08 Конституционный суд заставил московские власти выделить жилье жертвам репрессий
11.12 12:40 Под Владивостоком столкнулись 48 автомобилей
11.12 12:00 Сатурн наделил свой спутник Энцелад «тигровыми полосами»
11.12 11:46 ЛГБТ-активистке Юлии Цветковой назначили штраф 50 тыс. рублей
11.12 11:28 В Канаде совершил полет первый в мире электрический самолет
11.12 11:04 Напавшего на дом Памфиловой отправят в психбольницу
11.12 11:00 Археологи нашли на территории Омана древнеегипетский амулет «око Гора»
11.12 10:32 Боксеры сборной России отказались выступать на Олимпиаде под нейтральным флагом
11.12 10:13 В Москве прощаются с Юрием Лужковым
11.12 09:42 В России появился хайтек-омбудсмен. Это топ-менеджер фонда дочери Путина
11.12 09:28 На якутского шамана Габышева завели дело о насилии над представителем власти
11.12 08:19 Гендиректор «Метростроя» арестован в Петербурге по делу о присвоении и растрате
11.12 08:00 Новость из прошлого: 11 декабря 1999 года – Путин: на Северном Кавказе не война, а борьба с террористами
11.12 07:41 Компания Facebook отказалась предоставить властям США доступ к зашифрованным сообщениям
11.12 06:56 США ввели санкции против главы УМВД РФ по Грозному Аслана Ирасханова
11.12 05:54 Российские книгоиздатели просят признать Telegram пиратским ресурсом
10.12 23:40 Премию «Большая книга» получили авторы биографии Венедикта Ерофеева
10.12 21:51 Компания Apple начала продажу нового Mac Pro, топовая комплектация стоит более $52 тыс.
10.12 21:02 Издатель «Тинькофф-журнала» Александр Рай погиб при трагических обстоятельствах
10.12 20:44 Девятилетний вундеркинд не смог закончить университет из-за конфликта с ректором
10.12 20:02 Российский депутат арестован за торговлю наркотиками. Он продавал запрещенные вещества в подъезде
10.12 19:37 Twitter назвал самые обсуждаемые темы и персоны 2019 года
10.12 19:26 Главой Финляндии стала молодая женщина
10.12 18:31 Операторы связи купили оборудование за 10 млрд рублей для «закона Яровой»
10.12 17:40 В Петербурге 7 мужчин избили 18-летнюю девушку из-за внешнего вида
10.12 17:08 Кубанские полицейские заставили прохожего сорвать конопли и завели против него уголовное дело
10.12 16:32 Трое грабителей в Бурятии украли сейф с 2.7 млн рублей, но открыть его так и не смогли. Им грозит до 15 лет тюрьмы
10.12 16:32 Фигурантов дела о теракте в метро Петербурга приговорили к срокам от 19 лет до пожизненного
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.