НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2004, 18:16

Игра без «сукина сына»

С начала собственной независимости Украина попала в сложный геополитический расклад, заложницей которого остается и посей день. Граничащая с Россией и Евросоюзом, Украина обеспечивает транзит российских энергоносителей в Европу, а, обладая Севастополем и Крымом, является геополитическим ключом к северному побережью Черного моря. Если добавить к этому обширную территорию (603 тыс. кв. км), большое и образованное население (около 48 млн. чел.) и оставшийся после Советского Союза высокий промышленный потенциал (обеспечивший в этом году 12,5% рост ВВП), то становится понятно, почему эта территория не могла не оказаться под пристальным вниманием основных субъектов евразийской геополитики — США, ЕС и России.

Эта геополитическая матрица с начала украинской независимости проецируется и на ее внутреннюю политику. Олицетворением колебания Украины между этими центрами силы в разное время становились различные политики, но выбор Украины всегда складывался в системе координат «Восток-Запад».

Первый президент Украины Леонид Кравчук, бывший глава идеологического отдела ЦК Компартии Украины, в 1991 году выиграл кампанию, заимствовав риторику у набиравшего вес националистического движения «Народный Рух» (лозунгом кампании Кравчука было «державность, демократия, добробут, духовность, доверие»). Это была пора националистического романтизма, и независимость мыслилась как независимость от «проблемной» России ради абстрактного «европейского образа жизни». США и Европа как реальные игроки со своей спецификой, интересами и требованиями тогда еще не появились в горизонте сознания ни украинских элит, ни украинского избирателя. Если вспомнить те годы, то и в России тогда США и Европа еще однозначно воспринимались в качестве политического и цивилизационного образца.

Леонид Кучма, выигравший у Кравчука досрочные президентские выборы в 1994, в своей президентской кампании пообещал придать русскому языку статус государственного (позже он предпочел «забыть» о своем обещании), что принесло ему голоса избирателей на востоке Украины. Тогда же Кучма-политик сделал для себя одно из своих главных открытий: идеологическое противостояние «русскоязычный восток — националистический запад» можно воспроизводить и «разыгрывать». В 94-м году в отсутствие коммунистического кандидата за него проголосовал коммунистический электорат, а в 99-м, когда во втором туре Кучма — действующий президент встретился с Петром Симоненко — кандидатом от Коммунистической партии Украины, голоса Кучме принес украинский Запад.

Выборы-2004 для Украины являются развитием, а возможно, и кульминацией ее 13-летнего неопределенного метания между США, ЕС и Россией. В первую очередь это связано с тем, что внешние игроки становятся все определеннее, и если раньше суть выбора можно было прятать за штампами «союз братских народов» или «европейские ценности» и «европейский образ жизни», то сегодня геополитические реалии Украины приобретают все более и более определенные очертания.

Европейский союз однозначно дал понять, что не желает в ближайшем будущем видеть Украину в своих рядах. Вступление в ЕС 1 мая 10-ти стран Восточной Европы и Прибалтики, во многом «продавленное» Соединенными Штатами, уже легло тяжелым бременем на плечи старых членов Евросоюза. Экономические проблемы и политические неурядицы, реально мусульманская (а не декларативно светская) Турция, упорно настаивающая на своем членстве в ЕС — это составляет на ближайшее время повестку дня объединенной Европы. Неопределенный статус «страны-соседа ЕС», дарованный Брюсселем Украине не дает ей никаких особенных выгод, и разочарование нынешней правящей элиты в ЕС — налицо.

Одновременно с этим, проблемы, которая испытывает соседняя Польша после вступления в ЕС и необходимости соблюдения европейских финансовых и производственных норм и стандартов, становятся видны невооруженным взглядом. Рейды поляков в Украину накануне и после вступления в ЕС за дешевым бензином и товарами первой необходимости — был первым тревожным звонком для рядового украинца. По мере интеграции новых членов ЕС в единую экономику Союза этих звонков будет все больше и больше, поэтому еще сохраняющиеся украинские «евроинтеграционные» настроения будут подвержены еще большему испытанию.

Соединенные Штаты, еще в 90-х идеологически не очень сильно отделяемая от Европы, составляющая вместе с ней единый «западный» образ, сегодня начинает доминировать на внутриполитической арене Украины, опережая географически куда более близкую Украине Европу. Наладив официальное сотрудничество по линии НАТО, США активизирует свое участие на внутреннем политическом фронте Украины. Первым заметным прецедентом стало участие США в «кассетном скандале», когда бывший майор службы охраны президенты Н. Мельниченко опубликовал запись, где голос, похожий на голос президента Украины предлагал главе Службы безопасности «разобраться» с оппозиционным журналистом Гонгадзе, обезглавленное тело которого вскоре было найдено под Киевом. Скандал вспыхнул вскоре после выборов Кучмы на второй срок и в преддверии затеваемой президентом конституционной реформы, которая бы усиливала роль парламента и парламентского большинства. Подлинность пленки доказать не удалось, но тема «криминальности» существующего режима получила прописку в западных и оппозиционных украинских СМИ именно с 2000-го года. Примерно с этого же времени майор Мельниченко получил прописку в США.

Следующим шагом со стороны Соединенных Штатов, сильно усилившим скепсис украинской власти по поводу «евроатлантической интеграции» был инициированный Штатами скандал с украинской станцией радиотехнической разведки «Кольчуга». Это образец по ряду параметров превосходящий американские и российские аналоги, позволяющий обнаруживать и распознавать практически все известные на это время активные радиотехнические средства, устанавливающиеся на наземных, морских и воздушных объектах. В 2002 году США обвинили Украину в поставке «Кольчуги» в Ирак и потребовали предоставить им полную техническую документацию на «Кольчугу» и информацию о ее поставках в Китай. Под угрозой экономических санкций Украина выполнила эти требования почти в полном объеме.

В числе последних событий — мощное давление американских наблюдателей на Украину. Официальный предлог — проведение честных и демократических выборов. Киев считает, что таким образом США работает на одного из кандидатов в президенты — Виктора Ющенко. В основании этого — ряд заявлений, которые сделали американские наблюдатели во время своей недавней поездке по Украине. На фоне заявлений сторонников Ющенко о его сходстве с Михаилом Саакашвили (из уст Давида Жвании, члена партии «Наша Украина») и готовности к украинской «революции роз» (Юлия Тимошенко, вошедная в предвыборную коалицию Ющенко) Киев подозревает США в наличии собственного сценария украинских выборов.

На фоне всего этого позиция России, которую до недавнего времени можно было спутать с ее отсутствием, смотрится достаточно выигрышно. Не выработав до сих пор методов собственного участия в политических процессах сопредельных стран, Россия, в отличие от США, не «отличилась» вмешательством в суверенные дела украинского государства.

Этот результат смотрится особенно выигрышно на фоне инвестиций российского бизнеса в украинскую экономику (главным образом, это нефтяные и алюминиевые компании) и изменившейся риторике России по отношению к Украине. Отказ от знаменитого принципа ельцинских времен — «когда кончится газ, вы к нам на коленях приползете», признание Украины равноправным партнером и шаги ей навстречу в вопросах газового экспорта составляют тот фон, на котором Россия смотрится как стратегически более выгодный партнер, чем ЕС и Соединенные Штаты. Поддержка России в связи с этим Виктора Януковича — из той же стилистики, это не игра на «своего сукина сына» — такового у России просто нет. Это ставка на независимую Украину с сильным промышленным капиталом, основой которого являются Донецк и Днепропетровск.

Есть ли при этом у России более долгосрочная стратегия на Украине, нежели чем тактическая попытка противостоять американскому влиянию в ключевом для себя регионе, вопрос открытый. Единое экономическое пространство нет дает ответа на политические вопросы.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.