В субботу состоялось знаменательное событие – были сварены секции экспортного нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД) имени первого секретаря, а в последствие президента Азербайджана Гейдара Алиева, пуск которого состоится в феврале 2005 года, а его эксплуатация начнется весной.
Нефтепровод должен связать азербайджанские месторождения нефти с турецким портом на Средиземном море Джейхан транзитом через Грузию. Далее нефть танкерами будет следовать в европейские и другие государства. Протяженность нефтепровода — около 1 тыс. 800 километров; из них по территории Грузии проходит 247 километров нефтяного пути, по территории Азербайджана — 445 километров. Пропускная способность нефтепровода составляет 50 млн. тонн нефти в год ( ок. 1 млн. баррелей в день) . Строительство обойдется более чем в $3 млрд.. Оператором проекта является компания British Petroleum.
БТД изначально был политическим проектом. Он появился вскоре после прихода к власти в Азербайджане бывшего первого секретаря КП Азербайджана Гейдара Алиева, который предложил Западу альтернативу российской нефти и российским маршрутам нефтяного транзита.
Эксперты помнят, что сведения о крупных месторождениях нефти на Каспии появились еще в 1980 году. Тогда по заданию первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева геологи Азербайджанского института нефти обнаружили на Каспии огромные месторождения нефти. Новое месторождения стратегически ценного сырья означали в то, давнее советское время новые фонды и ресурсы, весьма нелишние при экономике развитого социализма в его закавказском варианте.
Потом во время перестройки появилось письмо академиков-геологов, что результаты изысканий были подтасованы по личному указанию первого секретаря. Между тем большую нефть на Каспии нашли, только оказалась она не в Азербайджане, а в казахском секторе Каспия – на Кашагане. Однако пока все еще это - прогнозируемые, а не реально извлекаемые запасы
О том, что с азербайджанской большой нефтью не все в порядке свидетельствует и то, что с момента заключения пресловутой "сделки века" в 1994г. в различных нефтяных консорциумах на Апшероне побывали и успели "улетучиться" многочисленные нефтяные фирмы, в основном западные и японские. Побывал там кстати и российский “ЛУКойл”. Последним таким проектом был перспективный блок Зафар - Машал, на котором американская нефтяная компания ExxonMobil - оператор освоения не обнаружила коммерческих запасов углеводородов и решила ликвидировать скважину.
Скорее всего, умный и дальновидный Алиев умело сыграл на опасениях Запада гегемонии России на пост - советском пространстве и на реальных потребностях обеспечить безопасный транзит нефти в обход ненадежной России и нестабильного Северного Кавказа (тогда большая часть транзита шла по территории независимой Чечни, и “Транснефть” только начинала строить нефтепровод в обход территории независимой республики. Тогда –в 1994 году и был презентован “проект века”, обеспечивающий Азербайджан миллиардными инвестициями.
Однако главной целью проекта века было не обеспечение стабильности режима Алиева, а создание вокруг нефтепровода оси в Закавказье, сюда же планировать подключить еще и Казахстан, не дав ему попасть в орбиту Ирана и России. Тогда же появился проект украинского нефтепровода Одесса - Броды. Цель этого Глобальный проект был разработан компанией KB&R, близкой к американской администрации и пролоббированного фирмой Amerada Hess Corp., близкой и семейству Бушей и к семейству Тэтчер. Кстати сын Маргарет Тэтчер, Денис трудится в директорате BP – оператора проекта. Идея заключалась в создании оси прозападных режимов, которые бы как на игле сидели на экспортном нефтепроводе.
Надо подчеркнуть, что глубоководный порт в Средиземном море Джейхан действительно очень подходит для регионального нефтяного терминала. Он дает возможность погрузки крупных танкеров. Однако тариф – суммарный тариф на перевозку нефти по БТД существенно превышает тариф российских вариантов экспорта.
Однако у авторов проекта оказался наготове еще один ход. В 2003 году Турция пошла на ограничение доступа российских танкеров в Босфорский пролив, а Босфор – главная транспортная артерия для российской нефти. Потери нефтетрейдеров на прохождение пролива повысили стоимость российского пути.
На торжественной церемонии соединения нефтепроводов Саакашвили и Алиев подчеркнули особую роль в реализации проекта строительства бывшего президента Азербайджана Гейдара, а также США, Великобритании и Турции. “Многие думали, что помешают реализации проекта и смогут воспрепятствовать энергетическому развитию региона, но это не получилось”, — заметил Саакашвили. Алиев, в свою очередь, подчеркнул значимость строительства нефтепровода с точки зрения безопасности региона.
По словам американского спецпосланника Стивена Манна, “это проект мирового значения”. “Он способствует развитию энерогобизнеса на Евразийском пространстве, способствует защите окружающей среды и развитию социальных программ”, — отметил он.
Между тем “Транснефть” уже зарегистрировала резкое снижение поставок азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск (Азербайджан должен поставлять по межправительственному соглашению 7 млн. т в год. Из этого аналитики делают вывод о подготовке Азербайджана к заполнению нефтепровода “Баку-Джейхан”. Между тем, глава “Транснефти” Семен Вайншток заявил, что не видит перспективы в южном экспортном направлении из Азербайджана. Для того чтобы заполнить нефтепровод в соответствие с проектной мощностью (50 млн. т) нужно участие Казахстана или России. При этом Россия и Казахстан используют собственные маршруты транзита нефти через Северный Кавказ до порта Новороссийск.
Азербайджан продолжает переговоры с Казахстаном на предмет возможного подключения казахской стороны к данному проекту, однако пока конкретного соглашения казахская нефтегазовая монополия "Казмунайгаз" не подписала (хотя одновременно с переговорами Казахстан ведет строительство танкерного флота и увеличил долю государства в кашаганских проектах нефтедобычи).
Надо отметить, что по оценкам специалистов, к 2010 г. в Каспийском регионе будет ежегодно добываться немногим менее 200 млн. т нефти, вопрос только в том, как распределятся эти запасы. На долю Казахстана скорее придется более 50% всей добычи, на долю Азербайджана - около 15 - 30% (по прогнозам Wood Mackenzie, к 2010 г. добыча нефти в Азербайджане будет порядка 55 млн т в год, при внутреннем потреблении около 13 млн.т). Таким образом, по логике вещей, судьбу каспийских трубопроводных проектов определит прежде всего Казахстан. Однако Казахстан планирует развивать собственный трубопроводный проект с Каспия в Китай, и его отношение к проекту БТД будет определяться исходя из потребностей собственного проекта, практически безграничных.
Тогда на что надеются разработчики БТД – проекта, который многие аналитики называют кавказской нефтяной пирамидой? Может быть раздувая пузырь нефтяных цен, подключая к этой игре большие деньги американских пенсионных фондов, они понижают порог окупаемости нефтяных проектов? Впрочем это уже другая история – об играх в которые играют нефтяники.