28 марта 2024, четверг, 10:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 октября 2004, 09:39

Залог процветания Украины - спирт

Существует предвзятое мнение, что рост цен на нефть – это хорошо только для нефтедобывающих стран, таких, как Саудовская Аравия или Кувейт, Норвегия или Россия. Доходы у них от этого растут, занятость поднимается, потребление увеличивается. В общем, сплошная благодать. А вот у нефтепотребляющих стран дела идут, наоборот, очень плохо. Топливо дорожает, за ним дорожают перевозки, отопление квартир, подскакивает стоимость посевной и уборочной (если есть, конечно, что убирать), в общем, все плохо.

По мере роста цен разрыв в уровне жизни нефтедобывающих и нефтепотребляющих стран все больше и больше увеличивается, что приводит к абсолютному обогащению одних и абсолютному обнищанию других. Мирного выхода из этой ситуации вроде бы не наблюдается – нефтепотребляющие страны могут ослабить давление высоких нефтяных цен, и заставить их упасть только путем резкого сокращения внутреннего потребления. Но для этого надо на некоторое время перейти на режим жесткой экономии и во многом себе отказать. А это очень тяжело.

Но, как ни странно, даже из подобной, тупиковой, на первый взгляд, ситуации, есть выход. Для всех подряд покупателей нефти он не применим, но для тех из них, кто имеет развитое, высокоинтенсивное и высокопроизводительное сельское хозяйство и развитую пищевую промышленность, проблема нефтяной зависимости может быть успешно решена. Но, прежде чем перейти к рассмотрению роли и места сельского хозяйства в топливно-энергетическом обеспечении, мы должны, для полноты картины, рассмотреть и другие возможные варианты получения топлива из альтернативных источников, по возможности близких к промышленному сектору.

Так, хорошо известно, транспорт в качестве топлива может использовать не только бензин или дизельное топливо, но, например, и природный газ. Так что для некоторых стран, у которых нет нефти, но есть газ, нефтяная зависимость кажется несколько преувеличенной. Надо только наладить его добычу, переработку и дистрибьюцию, и тогда по проспектам крупных городов и улицам небольших поселков будут, как и прежде, весело пофыркивая, бегать миллионы стальных коней, ослепляя пешеходов блеском своих фар. При этом выхлоп у них (в смысле вонь) будет уже не такими противными, как при использовании жидкого топлива.

Если в стране нет и газа, то это тоже не беда, так как и здесь есть выход. Нужно, что бы территория страны обладала большой лесистостью, и имелись в наличии большие ватаги лесорубов, способные оперативно доставлять к местам потребления аккуратно нарубленные чурки, которые могут использоваться как топливо в газогенераторных установках. Здесь нет никакой инновации, так как подобный метод организации снабжения топливом транспортных средств активно использовался во время второй мировой войны во многих воюющих и нейтральных странах. А поскольку сейчас ситуация на мировых нефтяных рынках близка к боевой, то и военные методы энергоснабжения имеют право на существование. Естественно, что полученные подобным образом дрова могут использоваться и по своему прямому назначению, то есть как печное топливо.

Но, вот, если в стране плохо из нефтью, и с газом, и с лесом, то тогда ничего не остается, кроме как использовать производительные возможности сельского хозяйства. Основная деятельность растениеводческой части которого, как хорошо известно, состоит в производстве органический соединений под названием пшеница, рожь, овес, картофель, брюква и свекла. И, вот, как раз об использовании последней в качестве замещающего энергоносителя и пойдет у нас речь.

Если нефтезависимая страна специализируется на производстве этого, нехитрого на первый взгляд продукта, который традиционно используется для создания сахара, а отходы – как корм для коров, то у нее есть серьезные шансы скинуть со своей шеи удавку, наброшенную нефтяными картелями. В качестве примера подобной политики можно привести соседнюю Украину, которая обладает всеми указанными достоинствами и недостатками.

Почти год тому назад, 26 сентября 2003 г. президент Украины подписал указ “О мерах по развитию производства топлива из биологического сырья” за № 1094. Этот документ издан с целью уменьшения зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов, обеспечения развития агропромышленного комплекса, улучшения экологической ситуации и с учетом Директивы 2003/30/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 8 мая 2003 г. о содействии использованию биологического и других видов возобновляемого сырья. Последние по нормативам ЕС должны увеличиться в балансе энергоресурсов с 2% в 2005 г. до 5% в 2010 г.

На Украине, в соответствии с подписанным указом, правительству было поручено разработать и утвердить до 1 января 2005 г. программы развития производства биологического дизельного топлива и биогаза на период до 2010 г.. Учитывая важность и связь указа с утвержденной кабинетом министров в июле 2000 г. программой “Этанол”, предусматривающей переоснащение и перевод мощностей 50 спиртзаводов на выпуск высокооктановой добавки к бензинам (этанола) и технических спиртов, президент Украины поручил правительству проанализировать ее выполнение и обеспечить внесение в нее необходимых изменений. Сегодня на Украине более 10 спиртзаводов из 94 перепрофилированы на выпуск этанола и технических спиртов.

Отмечая важность для экономики и оздоровления экологической среды Украины принятого указа президента, следует принять во внимание проблематичность выполнения некоторых его пунктов, объясняемую в первую очередь отсутствием необходимых инвестиций и механизма стимулирования развития производства биотоплива, которое является более затратным по сравнению с моторными топливами нефтяного происхождения.

Более высокая затратность производства биотоплива не является сногсшибательной новостью. Многие читатели, наверняка, помнят неудачный опыт Бразилии, которая в эпоху бешеного роста нефтяных цен в 1970-е годы реализовала программу перевода транспортного парка на спирт, производимый из сахарного тростника. Все было сделано, как надо, но программа не пошла как раз из-за дороговизны нового вида топлива. Но сейчас Украине, которая вроде бы готова повторить опыт со спирто-нефтяными граблями, может и повезти, так как рост нефтяных цен в далекие 70-е – это просто цветочки по сравнению с тем, что твориться с нефтью сейчас. И стоит нефтяным ценам продержаться на достигнутом уровне еще несколько месяцев, как механизм стимулирования развития производства биотоплива заработает сам, причем на очень высоких оборотах.

Кроме того, производство этилового топлива на спиртзаводах в рамках государственной программы может быть дополнено массовым индивидуальным промыслом в домашних условиях, который всегда презрительно назывался самогоноварением, но сейчас может стать существенным подспорьем в деле освобождения Украины от нефтяной зависимости и улучшения ее топливно-энергетического баланса, особенно, если льготные отношения с Россией в какой-то момент станут невозможными.  

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.