15 октября 2019, вторник, 04:51
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 января 2005, 10:26

Рождение подполья

Подведение итогов года в музыке - институт, исключительно развитый. Отчетные рейтинг-листы за год в литературе или в театре - вещь куда менее распространенная, а вот свой список лучших дисков последних 12 месяцев, главных музыкальных событий, прорывов, разочарований и прочего считают нужным предложить читателю или слушателю практически все издания, телеканалы или радиостанции. Значимость, которая обычно придается всевозможным итогам года, обусловлена целым рядом причин, одна из которых - историческая. Дело в том, что поп-музыка (в широком смысле слова) изначально была тесно связана с разного рода хит-парадами и чартами, определявшими востребованность и уровень доходов того или иного артиста.

Впрочем, сейчас ситуация, конечно, не так проста - для большинства изданий (от наиболее авторитетного в области всевозможного мейнстрима журнала "Q" до главного по части независимой музыки сайта Pitchfork) итоги года служат не только и не столько констатацией факта успешности того или иного артиста. Чаще всего основная функция подобных текстов - определение собственных предпочтений, выстраивание своей версии того, какова нынче ситуация в музыке, где проходит "линия фронта" и что следует считать важнейшими тенденциями. Итоги года - это не только ретроспектива того, что произошло в отчетный период, но и взгляд в будущее, попытка определить, в каком направлении индустрия будет развиваться дальше - и кто из её нынешних представителей определит это развитие.

Не находя особенного смысла в построении различных иерархий, попробуем обрисовать ситуацию в отечественной современной музыке в 2004-м и попытаемся выявить некую общую картину её развития. Именно в прошлом году в ней проявились наконец-то позитивные и перспективные тенденции.

На первый взгляд, впрочем, ничего такого радостного в ситуации нет. Ещё яснее проявился кризис сконструированного "Нашим Радио" направления, тесно связанного с возрожденным и взятым на вооружение трендом "русский рок". В 2003-м главными "новыми выдвиженцами" патронируемой Михаилом Козыревым радиостанции стала группа "Звери", в 2004-м коллектив только упрочил свои позиции, стал ещё популярнее и сотворил очередную порцию громких хитов. Новым открытием стал нижегородский дуэт "Уматурман", сочинивший самую, пожалуй, заметную поп-песню сезона (прилагавшуюся к блокбастеру “Ночной дозор”). В применении к этим (весьма успешным коммерчески) группам традиционные лозунги о "настоящей музыке" и противопоставленном "попсе" "Роке" с большой буквы звучат нелепо и смешно: "русским роком" "Звери" и "Уматурман" являются разве что с точки зрения инструментария, но никак не идеологически. Несколько отличаясь в своей стилистике, группы эти похожи тем, что играют ладно скроенную и грамотно продвигаемую поп-музыку со всеми соответствующими атрибутами: цепкими мелодиями, клишированными песенными структурами, гладким и безупречным саундом, плоской и броской лирикой о юношеской любви и бесшабашной дворовой молодости. Сами музыканты и не претендуют на то, чем они не являются – достаточно прочесть любое интервью с лидерами групп, чтобы увидеть, что никаких громких заявлений об "искреннем роке" или попытке передать какие-то сложные смыслы, никакой декларации оппозиции к коммерческой поп-музыке в них нет. Что Рома Зверь, что Владимир Кристовский спокойно рассуждают о том, что они "простые парни" и что они очень рады любви широких масс к их незатейливым, но за душу берущим песням. И это, вообще говоря, совершенно нормально.

Ненормально же на этом фоне смотрится сам ярлык "русский рок", а также музыканты, которые пытаются эксплуатировать старое его содержание. Увы, та часть "классических" русских рокеров, с которыми прежде всего термин и ассоциируется, в новых условиях превращается скорее в самопародию, чем в альтернативу новым выдвиженцам "Нашего Радио". Константин Кинчев со своей "Алисой" ударился в агрессивную и до смешного прямолинейную пропаганду православия, Юрий Шевчук занимается карикатурной борьбой с попсой - борьба с индустрией превращается в борьбу с самим собой, в разрушение собственного "героического" образа. Основная проблема и "Алисы", и "ДДТ", и молодых боевых рокеров вроде "Пилота" или "Короля и Шута" в том, что они пытаются в новых условиях вести себя по-старому, оперировать приемами, которые больше не работают. Лозунг последнего хита "Пилота" - "мы просто играем рок" - превращается в декларацию непонимания того, что происходит, или неосознанного использования выхолощенных штампов.

Возможно, самый показательный релиз в контексте всего вышеописанного - новый альбом группы "Сплин" "Реверсивная хроника событий". "Сплин" вообще можно назвать хедлайнером всего "нового русского рока", эта группа попробовала вести себя иначе, чем прочие коллеги по цеху. "Реверсивная хроника событий" - попытка осмысленной игры на том же самом поле, альбом, претендующий на концептуальность - и, увы, своих претензий не оправдывающий. Александр Васильев и компания, очевидно, стремились радикально поменять представление слушателей о самих себе. Но альбому не хватает элементарного мелодизма для того, чтобы воспринимать в контексте достойного рок-мэйнстрима, а претензии на концептуальность (вроде полуэлектронных инструментальных композиций или оформления альбома) выражены столь прямолинейно и неловко, что не срабатывают. Стоит добавить сюда и сделанный по всем стандартам качества, а оттого - слишком плоский саунд альбома, и можно констатировать, что единственная попытка представить "русский рок" в новой ипостаси успехом не увенчалась.

Разумеется, речь не идет о крахе проекта "Наше Радио" в целом - тут, в каком-то смысле, все даже наоборот: новые протеже "НР" становятся популярными, а значит - приносят больше денег. Однако крах идеологический, несоответствие изначальной концепции тому, во что все это превратилось, налицо: искусственно возрожденный "русский рок" стал знаком радиоформата и в итоге убил себя сам, захлебнувшись в десятках новых групп, взявшихся впрямую использовать навязшие в зубах клише.

Значит ли это, что "рок-н-ролл мертв"? Не совсем. В уходящем году вышли альбомы групп, которые, хоть и не имели самого прямого отношения к классическому "русскому року", все же с ним стойко ассоциируются - "Зелененький" группы "Звуки Му" (от которой, впрочем, уже довольно давно остался один Петр Мамонов) и "Долгая счастливая жизнь" "Гражданской Обороны". При всей значительной разнице, в культурном поведении Мамонова и Летова можно заметить нечто общее: оба никак не вписаны в большую индустрию, они существуют как бы параллельно ей и включаются в неё неохотно и почти поневоле. Оба живут отшельниками и создают свои записи без оглядки на конъюнктуру, оба занимаются творчеством как некоторым экзистенциальным процессом: их музыка - это прежде всего исследование отношений между собой и окружающим миром, и уже потом - некий продукт, предназначенный для представления и распространения. Обоим не видать ротаций: первому - по причинам чисто эстетическим (вряд ли можно представить, чтобы диджей решился завести на своей станции какую-нибудь из душераздирающих песен Мамонова - так ведь и работы можно лишиться), второму - по идеологическим (Летову отказано в ротации на "Нашем Радио" из-за его политического экстремизма, от которого музыкант, впрочем, уже давно отошел). И "Звуки Му", и "Гражданская Оборона" находятся вне коммерческого тренда "русский рок" - и при этом записывают пластинки, по своей силе весь этот тренд перевешивающие.

О Летове и его новом диске мы уже писали, на этих страницах и не только. Можно сказать, что "Долгая счастливая жизнь" - это русский психоделический панк в его самой яростной, первобытно-примитивной ипостаси, которая оказывается на удивление актуальной и впечатляющей. Мамонов - явление, в чем-то ещё более маргинальное, чем Летов, и стоящее не только вне каких-либо трендов, но и вне всего вообще: аналог тому, что делает музыкант в последние годы, подобрать крайне трудно. Он записывает свои пластинки в деревне, тренькая один аккорд на гитаре и шурша проводами, под почти отсутствующий аккомпанемент говорит, стонет и кричит свои странные тексты. В его песнях нет мелодий, нет схем, они, скорее, представляют собой некий аудио моноспектакль, исследующий глубины, которые можно отыскать даже в самых привычных будничных действиях. Мамонов - это почти форма жизни, "дядечка такой особенный", национальное достояние, в конце концов, и на его альбомах, крайне минималистичных в плане выбора выразительных средств, внимательное ухо услышит больше, чем на иных перепродюсированных записях.

Понятно, конечно, что вообще представление о "русском роке" как важнейшем для отечественной музыки течении восходит во многом к прежним временам - и сейчас не слишком релевантно. Основными героями осмысленного мейнстрима стали в прошедшем году группы, с роком соотносящиеся, но к нему не сводящиеся: главными альбомами в можно было бы назвать последнюю пластинку группы "Ленинград" "Бабаробот, или Как надо делать саундтреки", альбом Дельфина "Звезда" и саундтрек к фильму "Похитители книг", созданный группой "Мумий Тролль". Для этих, опять-таки довольно разных музыкантов тоже можно выделить важную общность стратегий поведения: неоднозначность, хитрое лавирование между трендами, стремление отказаться от неких заранее заданных рамок и, наоборот, подчинить их себе.

Об историческом значении группы "Мумий Тролль" уже говорилось: именно Илья Лагутенко со товарищи первыми начали делать по-хорошему модную гитарную музыку, не вписывавшуюся в традиционное представление о русском роке, именно они первыми овладели многими технологиями шоу-бизнеса, которые до того не были освоены в России, именно к ним генеалогически восходят и пресловутые "Уматурман" со "Зверями". Лагутенко почти в шутку придумал для обозначения своей деятельности смешное слово "рокапопс" - оно прижилось и стало общим названием всей той плеяды коллективов, что ринулись продолжать дело "Мумий Тролля" по пересаживанию британского поп-рока на русскую почву. Сама группа, однако, никогда не была столь прямолинейна и ловко манипулировала собственным статусом и популярностью, умудрившись одинаково прочно обосноваться и в рок-лагере, и в поп-сообществе. В этом году "Мумий Тролль" в качестве саундтрека к невзрачному фильму "Похитители книг" выпустил блестящий альбом, показав всем, кто в доме хозяин. Ничего особо хитрого в этой музыке нет: Лагутенко по-прежнему большой мастер в сочинении изысканных мелодий и песен, в которых сплошными намеками повествуется о любви во всех её проявлениях. Таковы и "Похитители книг": переизбытка гламура, иногда свойственного "Мумий Троллю", здесь нет, зато есть и цепкие боевики в духе ранних альбомов группы, и нежные баллады, и милые инструментальные пьески. Главная прелесть этого трогательного, камерного поп-рока, с переливами баяна, негромким постукиванием ударных и атмосферными гитарными пассажами, в том, что легкость восприятия не мешает осмысленности. Музыка красива без вычурности, пафоса попросту нет - это приятный и качественный гитарный поп-альбом, в котором при желании можно услышать отголоски самых актуальных западных представителей жанра (за модой Лагутенко всегда следил внимательно).

Те же отголоски куда слышнее у Дельфина - музыканта, который всегда плохо вписывался в любые отечественные тренды. Раньше его фирменным знаком были бьющие изо всех композиций отчаяние и тоска, воплощавшиеся то в агрессивном хип-хопе, то в шумной и истеричной гитарной каше. Его новый альбом - это самая тихая и, вероятно, самая музыкальная пластинка артиста. Общее настроение вечного пессимизма, перетекающего в глубокую депрессию, не изменилось, - но обновилась подача. "Звезда" - это, в принципе, инди-поп в его актуальном состоянии: соединение “умной электроники” с гитарным роком, монотонность, оборачивающаяся содержательностью, внимание к оттенкам и отзвукам. Дельфин теперь не читает, но поет: поет неправильно и, в конце концов, плохо, но вопрос тут не в качестве вокала, но в подходе - предельно личном и по-настоящему честном. Это, конечно, не идеальный диск, есть тут и очевидно проходные треки, да и тексты Дельфина, в которых теперь слышен не только общий настрой, но и отдельные строчки, местами уж слишком наполнены всевозможными клише, - но, так или иначе, он определенно важен и на удивление современен в плане саунда.

Очередной альбом выпустил и "Ленинград", о котором мы также уже писали. Сергей Шнуров, как всегда, повел себя не так, как можно было ожидать, - записал в кухонной атмосфере остроумный трэш-аудиоспектакль, повествующий о нелегкой судьбе человека, принятого за робота. В каком-то смысле, "Бабаробот" - наиболее открытая реализация того, чем Шнуров всегда занимался: за те полчаса, пока идет спектакль, переосмысляются и пародируются сразу с десяток жанров - от современных политических гимнов и русского шансона до песен из советских мультфильмов и модных мелодий. Эта пластинка вопиющим образом отвергает всякую осмысленность - в каком-то смысле, это просто домашние музыкально-театральные экзерсисы, этакий "Ленинград - КВН". Однако и в рамках этой, совершенно необязательной формы, Шнуров проявляет себя и как отменный хитмейкер, и как мусорщик-постмодернист, смешивающий и деструктурирующий в своем ведре все подряд. Шнуров вообще сейчас может считаться самым востребованным персонажем отечественного шоу-бизнеса – он и композитор, и актер, и колумнист, и музыкант - и все свои роли он исполняет как бы играючи. Ни к одной из его ипостасей нельзя относиться до конца серьезно - все это, в конечном счете, только маски. Однако в целом к Шнурову и созданному им "Ленинграду" как феномену отечественной поп-культуры серьезно относиться, определенно, приходится. Они не двигают музыку вперед, не претендуют на героев поколения - они выворачивают наизнанку поп-клише, доводят их до абсурда, тем самым наглядно демонстрируя их несостоятельность. Парадокс, конечно, в том, что всерьез их все-таки воспринимают - иначе бы "Ленинград" не был одной из самых популярных групп в стране.

Наиболее любопытными музыкантами в области мейнстрима оказываются те, кто “сопротивляется материалу”, либо разрушая традиционные клише, либо используя их в необычных контекстах. Однако нормальной можно считать ситуацию, когда наряду с мейнстримом существует параллельная ему независимая линия. Два этих мира строятся по схожей модели: имеются и лейблы, и похожие технологии продвижения музыкантов, и многое другое. Разница, впрочем, тоже есть. Она - в масштабе и, что важнее, - в установке. Дело в том, что именно в инди-индустрии сейчас появляется новая музыка, не возрождающая старых героев, но создающая нечто ранее неслыханное и исключительно интересное. Независимая музыка - индустрия, связанная не только с развлечением, инди-музыканты претендуют на то, что их продукция должна заставить слушателя задуматься о самой музыке, скорректировать свои представления о ней, расширить горизонты. Грубо говоря, если для мейнстрима в словосочетании "музыкальная индустрия" важнее второе слово, то для андеграунда - первое.

Независимая индустрия существовала в России и раньше, но независимой она была в том смысле, что ничего от нее не зависело. Многочисленные группы, гордо именовавшие себя "инди", варились в собственном соку, устраивали фестивали для самих себя и играли не слишком интересно, более или менее удачно копируя уважаемые западные коллективы. Существовавшее сообщество было скорее тусовкой людей с близкими музыкальными вкусами, чем местом, где действительно рождалось что-то новое. Однако 2004-й стал годом прорыва: наконец-то появились русский пост-рок и альтернативный хип-хоп - сделанная отечественными силами самобытная и по-настоящему актуальная независимая музыка.

Если говорить об отечественном хип-хопе, то из многочисленной плеяды музыкантов, выведенных в свет группой "Каста", появился, наконец, проект, который делает толковый, сильный по текстам и по-хорошему злобный классический хип-хоп (Смоки Мо с альбомом "Кара-тэ"). Это, впрочем, неудивительно - хип-хоп как таковой сейчас можно считать наиболее развивающимся направлением современной поп-музыки, причем как в мейнстриме, так и в андеграунде. Удивительно другое - русский независимый хип-хоп возник как будто ниоткуда и оказался вменяемым и интересным. Альбом дуэта 2H Company "Психохирурги", сделанный двумя питерскими рэперами в сотрудничестве с видными представителями отечественной электроники, группой "Елочные игрушки", можно назвать одним из важнейших русских релизов уходящего года. "Психохирурги" - это яркое и очень красочное подтверждение тезиса о том, что в новом хип-хопе так называемая "умная электроника" (IDM - intelligent dance music) обретает новую жизнь. Треки 2H Company изобилуют колючими звуками, нерегулярным битом, накладывающимися друг на друга слоями ритмов - казалось бы, все это осталось где-то далеко позади, в 90-х, и сейчас не может восприниматься как нечто осмысленное и передовое. Как выясняется, может: взаимодействие с речитативом, игра на соответствиях между рэпом и электронной подкладкой заставляет звучать "интеллектуальную электронику" "Елочных игрушек" по-настоящему свежо. Сами же речитативы бойки и остроумны, традиционные хип-хоп темы (политический протест или рассказы о социальных аутсайдерах) 2H Company переосмысляют и пересмеивают в своих забавно-бредовых историях о путешествиях за пределы сознания или о попытке знакомства со знаменитой телеведущей. Музыканты умны и ироничны - они перекладывают в хип-хоп формы сюжеты культовых фильмов, предлагают современную версию "Превращения" Кафки, да и рифмовать у 2H Company получается вполне удачно. Самое важное состоит в том, что "Психохирургов" никак нельзя назвать прямым заимствованием находок западных рэперов с лейбла Anticon - тут скорее можно говорить о свежем взгляде и собственном подходе, в котором напрочь отсутствует пафос, который иногда столь раздражает в "остросоциальном" хип-хопе.

Если альтернативный хип-хоп - история довольно недавняя, то пост-року скоро исполнится 10 лет, что для музыкального направления немало. Тем не менее, до последнего времени в России пост-рок играть если и пытались, то малоудачно. Альбом "Pieonear" московской группы Silence Kit - в этом отношении безусловный прорыв, и дело тут не только в том, что музыканты хорошо усвоили основные свойства жанра и научились играть минималистичную и атмосферную инструментальную гитарную музыку, основанную на долгом и вдумчивом варьировании небольших мелодических отрывков и еле заметных переходах от одного пассажа к другому. Silence Kit на умелом следовании образцам не остановились и создали вариацию пост-рока вполне самобытную: апокалиптические звуковые пейзажи в их композициях сменяются жестким и быстрым хардкором, и эффект от этой музыки достигается именно через контраст двух крайностей: где-то между ними и возникает то настроение, которое метко названо "хмурым". Silence Kit не только играют независимую музыку, они ещё и следуют всем канонам её существования: свой альбом они записали в собственном гараже и сами же его выпустили.

Однако, по счастью, это все же история не из разряда "сама садик я садила - сама буду поливать". На два наиболее заметных русских независимых релиза этого года уже обратили внимание и внимательные музыкальные издания, и наиболее прогрессивные клубы (так, и 2H Company, и Silence Kit выступали в этом году в клубе "16 тонн"). Наконец, в сентябре открылся постоянно действующий "Авант клуб". А в его лице появилась, наконец, площадка, где инди-сообщество сосредотачивается и формируется в полной мере. На сцене клуба каждую неделю выступают разные группы, многие из них вполне могут стать героями уже нового, 2005-го года - поскольку полноценная независимая музыкальная индустрия из двух имен, разумеется, состоять не может. Промоутеры "Авант клуба" начали привозить в Россию молодые зарубежные коллективы, ещё не успевшие заслужить "культового" статуса, но играющие музыку, достойную пристального внимания и показывающую возможные перспективы будущего развития (так, в 2004-м приехала великолепная группа Xiu Xiu, мешающая пост-панк с авангардом и интеллектуальной электронникой, а также молодой боец бодрого инди-попа Патрик Вульф).

Понятно, что мейнстрим и андеграунд существуют не строго параллельно - однако отношения между ними нельзя описать простой оппозицией "центр - периферия". Silence Kit никогда не выступать на стадионах и не звучать по радио – хотя бы потому, что ни одна радиостанция не поставит в своей эфир 18-минутную инструментальную композицию (то же самое, впрочем, касается угловатых ритмов и нетривиальных речитативов 2H Company). К чему в итоге может привести возникновение полноценного российского инди-сообщества, сказать пока трудно, - однако после заглавия этого текста уже можно не ставить знак вопроса.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14.10 19:28 «Новая газета»: Рамзан Кадыров проводит «зачистку ближайшего круга»
14.10 18:18 Мосгорсуд оставил без изменений приговор по «дадинской» статье Константину Котову
14.10 17:25 Режиссер «Джокера» рассказал, что танцевальной сцены Флека не было в сценарии
14.10 16:39 Экоактивистку, которая боролась против мусорного полигона на Шиесе, обвинили в распространении порнографии. В ее доме провели обыски
14.10 15:55 Правоохранители задержали четырех новых фигурантов «московского дела». Еще двое подозреваемых скрываются
14.10 15:49 Ирландец перед смертью записал аудио, чтобы разыграть близких на своих похоронах
14.10 15:00 C 2007 года заболеваемость раком в мире выросла на треть
14.10 14:49 В Астрахани на троих полицейских завели уголовное дело. Их обвиняют в фальсификации дела о наркопритоне
14.10 14:28 12 каталонских лидеров получили от 9 до 13 лет по делу о независимости Каталонии. В Барселоне начались протесты
14.10 14:25 В Екатеринбурге храм Святой Екатерины построят на месте бывшего завода. В опросе приняли участие 100 тыс. горожан
14.10 13:24 Лауреатами Нобелевской премии по экономике стали борцы с бедностью
14.10 13:19 В России отключили аналоговое телевещание – для этого символически нажали на кнопку на МКС
14.10 13:15 В Петербурге после массовой драки на Апраксином дворе полиция задержала 43 нелегальных мигрантов
14.10 13:10 В Томской области задержали экс-полицейского. Он подозревается в серии изнасилований на протяжении 15 лет
14.10 12:02 В Петербурге мужчина ограбил банк на восемь миллионов. На два из них он уже купил BMW и часы
14.10 12:00 Собаки снижают риск смерти от инфаркта и инсульта у своих хозяев
14.10 11:39 В Волгограде общественник организовал платную парковку на месте для инвалидов. Его посадили на четыре года
14.10 11:29 В Башкирии и в Воронеже дешевле всего снимать однокомнатную квартиру
14.10 11:00 Около тысячи средневековых монет найдены в лесу в Дании
14.10 10:20 Президент Израиля попросил Путина помиловать девушку, которую осудили на 7,5 лет за гашиш в багаже
14.10 10:14 В Москве задержали активиста «Декоммунизации» Дэнни Кулинича. Еще к пятерым пришли с обысками по «московскому делу»
14.10 10:04 В Приморье администрация заплатит за каждый пострадавший дом от паводка по 10 тыс. рублей
14.10 10:00 «Геномный иммунитет» был открыт благодаря заражающему коал вирусу
14.10 09:12 «Коммерсант»: суд вынес приговор по делу о хищении 250 млн рублей. Один из подсудимых освобожден в зале суда
14.10 08:38 Число погибших от тайфуна «Хагибис» выросло до 44 человек
14.10 08:05 «Коммерсант»: судья КС РФ усомнился в «репутации» дипломов российских вузов
14.10 07:34 Избирком Екатеринбурга подсчитал 50% опросных листов. Больше половины участников одобрили строительство храма напротив городского парка
14.10 06:57 Конгрессмен США поздравил американские ВМС фотографией российского крейсера
14.10 06:15 Минздрав: смертность россиян из-за алкоголя снизилась на 30%
14.10 05:48 Подмосковье и Ленинградская область возглавили рейтинг регионов по строительству жилья
14.10 05:11 Сборная России всухую победила Кипр и досрочно вышла на Евро-2020
13.10 18:48 В Москве прошли пикеты в поддержку фигуранта «московского дела» Константина Котова
13.10 17:43 Активисты объединились в межрегиональную коалицию «СТОП ШИЕС»
13.10 16:58 The New York Times: в мае Россия нанесла авиаудары по четырем больницам в Сирии
13.10 16:04 В Элисте прошел митинг против назначения мэром экс-главы ДНР. Люди также против бывшего топ-менеджера «Россетей»
13.10 14:55 Осужденный за педофилию автор саундтрека из «Джокера» не получит роялти
13.10 14:07 Иркутский губернатор Сергей Левченко увеличил себе оклад. Объяснил это заботой о бюджетниках
13.10 12:45 The Bell: Дуров может отложить запуск криптовалюты из-за судебного запрета США
13.10 11:40 Общегородской опрос по поводу строительства храма в Екатеринбурге признан состоявшимся
13.10 10:28 Тайфун «Хагибис»: 18 погибших, 16 пропавших без вести
13.10 09:40 Около двух тысяч сотрудников ГИБДД будут сокращены в России
12.10 22:38 Прошла жеребьевка «ВТБ Кубок Кремля 2019»
12.10 19:26 Бизнесмен сделал пожертвование в ФБК. Их признали иноагентом, а бизнесмена завалили угрозами
12.10 18:09 Нижегородская область первая в РФ утвердила тариф на раздельный сбор мусора. Он оказался ниже обычного
12.10 16:50 Начальника петрозаводской колонии №9 уволят за избиения заключенных
12.10 16:27 В Кремле «не обсуждают» возвращение смертной казни. В соцсетях это тема №1 из-за убийства девятилетней девочки
12.10 15:29 На Японию обрушился самый мощный тайфун за 60 лет. Уже пострадало 50 человек
12.10 14:47 Кенийский бегун установил мировой рекорд: он пробежал марафон быстрее двух часов
12.10 13:37 Посольство России в Конго: в авиакатастрофе Ан-72 погибло двое россиян
12.10 12:30 Экс-губернатора Челябинской области обвиняют в хищении 20 млрд рублей
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.