29 марта 2024, пятница, 02:15
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 января 2005, 11:36

Отрицание Холокоста: история и современные тенденции.

В годовщину освобождения лагеря "Освенцим" мы публикуем фрагменты книги М.М. Альтмана "Отрицание Холокоста и современные тенденции". В ней идет речь об одном из направлений современной праворадикальной идеологии, сторонники которого активно пропагандируют пересмотр истории Второй мировой войны и отрицают нацистскую политику уничтожения евреев. Угроза возрождения нацистской идеологии и риторики ставит  главный вопрос: есть ли смысл в историческом опыте и  возможно ли усвоение уроков Холокоста? Книга опубликована на сайте фонда "Холокост".

Введение

После окончания Второй Мировой войны в исторической публицистике ряда европейских стран появились работы, подвергающие сомнению многие выводы Международного Нюрнбергского трибунала над нацистскими преступниками.

Особенно активно стал разрабатываться тезис о том, что нацисты вовсе не истребляли евреев. Это положило начало идеологии “исторического ревизионизма”, выступившей за пересмотр истории Второй Мировой войны и реабилитацию нацизма.

Одним из главных тезисов этой идеологии стало отрицание Холокоста - геноцида еврейского народа нацистами и их пособниками в 1933-1945гг.

В нашей стране историческая память о Холокосте оказалась нарушенной в результате самых разных причин , в том числе - политики государственного антисемитизма и идеологических установок в послевоеный период. В итоге, это событие не было в должной мере осознано, не сформировалась преемственность в его изучении, утратилась связь времен и поколений.

А беспамятство, как известно, грозит повторением ошибок прошлого.... Не потому ли так легко возрождается в нашей стране национал - экстремизм, а идеологические постулаты антисемитизма чаще и активнее звучат с различных трибун, в том числе - высшего законодательного органа страны.

Примечательно, что за осуждение антисемитских высказываний члена фракции КПРФ в Государственной Думе РФ прежнего созыва генерала Макашова проголосовало только 107 депутатов; против - 120.

Нынешний состав Государственной Думы отклонил резолюцию депутата А.Федулова с осуждением антисемитизма.Вице-спикер Госдумы В.Жириновский и часть депутатов активно протестовала в апреле 2001г. против предложения почтить минутой молчания память жертв Холокоста.

А ведь массовое уничтожение еврейского населения нацистами является зловещей страницей и нашей отечественной истории.

Около трех миллионов евреев - половина всех жертв  Холокоста - были гражданами СССР. Именно на советской территории чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение. Здесь людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей, не щадя даже детей от смешанных браков. Десятки тысяч гитлеровцев и их пособников участвовали в этом неслыханном народоубийстве.

Еврейские жертвы были лишь первыми в чудовищном перечне преступлений нацистов на территории СССР - и в этом один из важнейших уроков Холокоста.

По данным специально созданной Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских преступников и их пособников (ЧГК), гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты физически уничтожили около 7 миллионов мирных советских жителей.(1)

Помимо евреев, массово истреблялось цыганское население. В зоне активности партизан и при отступлении нацистов сжигались и уничтожались вместе с их жителями тысячи сел и деревень. Десятки тысяч людей были расстреляны и замучены в тюрьмах, концлагерях и лагерях смерти за сопротивление оккупантам или неисполнение их приказов.

Трагичной оказалась судьба миллионов советских военнопленных.

Скрывая свои истинные цели в войне против СССР, в том числе чудовищные планы по уничтожению и депортации славянского населения, нацисты в первые месяцы оккупации лишь евреев декларативно объявляли “неарийцами”; пытались - далеко небезуспешно - привлечь местных коллаборационистов к унижению и уничтожению своих соседей - евреев.

Важно подчеркнуть, что более одного миллиона  евреев СССР было истреблено к началу 1942 года, т.е. еще до принятия гитлеровским руководством “окончательного решения еврейского вопроса” на Ванзейской конференции, состоявшейся в пригороде Берлина в январе 1942г.

На территории восточнее Днепра, находившейся под контролем военной администрации, в том числе - во всех оккупированных гитлеровцами 23 областях и краях России - еврейское население ,как правило, поголовно уничтожалось после регистрации и взимания контрибуции.

Для уничтожения евреев на советской земле применялись не только массовые расстрелы - десятки тысяч людей были убиты в течение одного дня в Киеве и Ростове, Бердичеве и Харькове - но и поистине изуверские средства. Евреев топили в Западной  Двине, сжигали в синагогах Риги и Белостока, бараках и свинарниках Велижа и Богдановки, замуровывали в каменоломнях Одессы, живыми сбрасывали в угольные шахты Донбасса. Уже осенью 1941г. знаменитые машины - душегубки, в которых людей убивали выхлопными газами, были опробованы именно на советских евреях.

Уничтожение евреев и освобождение страны “от жидо - большевизма” - такие цели были впервые поставлены вождями Третьего Рейха только в ходе подготовки и проведения кампании на Восточном фронте. Не щадили (в отличие от самой Германии) даже детей-полукровок. Только советских евреев - военнопленных, в том числе офицеров, гитлеровцы стремились выявить и немедленно уничтожить. Именно на Восточном фронте войска вермахта активно участвовали в Холокосте.

Нацистская пропаганда (более 400 периодических изданий на языках народов СССР), ежедневно “разъясняла” населению оккупированных территорий, что именно евреи, захватившие власть в СССР, являются их истинным и главным врагом. На них списывались все преступления сталинского режима.

Удивительно совпадение позиций, терминологии и аргументов редакторов и авторов этих изданий с современной национал - патриотической прессой. Та же антисемитская риторика, те же агрессивные лозунги и призывы расправляться с евреями... Тот же неприкрытый расизм, ксенофобия и единый для всех времен “образ врага”.

Невольно возникают вопросы:  “Так есть ли смысл в историческом опыте?  И возможно ли, в принципе, усвоение уроков Холокоста?”

Безусловно - да, если никогда не забывать, какой ценой далась нашей Родине победа над нацизмом, результатом последовательной политики которого и стал Холокост.

Холокост - не просто понятие, помогающее осознать одну из глобальных катастроф  XX века. Это историческое явление, которое перевернуло мир, поставило под сомнение его нравственные устои, дегуманизировало общество, заставило многих людей   иначе мыслить и иначе жить.

Этой теме посвящены сотни научных монографий, сборников документов и воспоминаний, десятки документальных и художественных фильмов, завоевавших (“Список Шиндлера”, “Жизнь прекрасна”и др.) самые престижные кинопремии. Музеи и мемориалы Холокоста созданы во всех уголках мира: в США и Европе, Аргентине и Южной Африке, Канаде и Японии. В 1998 году. президент России открыл Музей Холокоста в Москве на Поклонной Горе. Ежегодно во всех странах чтят память жертв Холокоста и героев Сопротивления. В Украине национальным Днем памяти и скорби является 29 сентября - день трагедии евреев Киева, уничтоженных в 1941 году в Бабьем Яре. В нескольких европейских государствах, включая Германию, Польшу, Великобританию, Швецию, Италию и Финляндию таким днем стало 27 января - дата освобождения крупнейшего нацистского лагеря смерти Освенцим Красной Армией.

Состоявшаяся в январе 2000 года Стокгольмская конференция по Холокосту - с участием 47 руководителей государств и правительств, а также ведущих ученых и преподавателей мира приняла - Декларацию, в которой соединены идеи сохранения памяти о жертвах и необходимость борьбы с любыми проявлениями идей расовой ненависти.

В этих условиях сторонники отрицания существования газовых камер , лагерей уничтожения, нацистской политики истребления евреев все активнее заявляют о себе не только печатными работами, изданными десятками тысяч экземпляров, но и многочисленными сайтами в Интернете. Отрицание Холокоста в России также затронуло определенные общественные круги и нашло своих явных сторонников в среде национал-патриотических и экстремистских движений. Они достаточно активны, хотя и малооригинальны. В США и европейских странах представители этого направления называют себя “ревизионистами” и разоблачителями  “одного из главных мифов” истории ХХ века, претендуя на “научное” обоснование своих идей и призывая к полемике профессиональных исследователей.

В последние годы такие дискуссии если и ведутся, то в ходе судебных процессов. Примечательно, что некоторые из них инициировали сами “оскорбленные” отрицатели. В целом ряде европейских стран за распространение и публичную пропаганду подобных взглядов предусмотрены запрет на преподавательскую деятельность и даже тюремное заключение. Не поэтому ли все больший интерес отрицатели Холокоста проявляют к России, где, к сожалению, есть немало возможностей и предпосылок для распространения их идей?

Одна из них - почти полвека забвения памяти о Холокосте и его жертвах. Да и сегодня эта тема еще только робко входит на страницы школьных и вузовских учебников. Выросли целые поколения, искренне убежденные, что нацисты не делили своих жертв по национальностям. Вот почему знание о Холокосте (в том числе - посредством раскрытия истинных целей идеологов его отрицания) должно, на наш взгляд, стать составной частью образовательных программ по отечественной истории .

                                                 * * *                                           

В последние годы на Западе, прежде всего в США,  появилось немало содержательных работ, посвященных рассматриваемой теме. Это прежде всего книги К.Стерна, М.Шермера и А.Гробмана, Д.Липстадт и др.(2)

К.Стерн подробно рассмотрел историю возникновения отрицания Холокоста в США, других странах и подверг обоснованной критике их основные утверждения. Принципальная оценка движения отрицателей в книге Д.Липстадт вызвала их негативную реакцию, которая проявилась в том числе и в судебном иске к ней со стороны Д.Ирвинга. Авторы одной из последних работ об отрицании Холокоста, М.Шермер и А.Гробман проанализировали пути становления, характерные черты и особенности этой идеологии. Особое внимание уделено доказательству необоснованности аргументов отрицателей на основе комплексного использоваия самых разных  исторических источников.

Отдельные статьи об опыте противостояния отрицанию Холокоста В США опубликованы в России в сборнике “Тень Холокоста”.(3) Интересен факт, приведенный одним из авторов -М.Мермелштейном (бывший узник Освенцима) о его личном опыте судебного разбирательства с отрицателями.

В нашей стране пока отсутствуют  специальные научные исследования, посвященные проблеме отрицания Холокоста. Хотя в последние годы появились статьи, затрагивающие отдельные аспекты этой темы и привлекающие внимание к ней общественности.(4)

Работы зарубежных ученых по данной теме также пока не переведены в России, в то время как книги некоторых отрицателей опубликованы массовым тиражом. Как следствие, в российских право-радикальных и некоторых иных изданиях все активнее используются выводы и идеологические постулаты западных “ревизионистов”.

В данной работе мы сочли необходимым проанализировать цели, задачи, идеологическую направленность и предметную сущность этого явления, а также обобщить выводы зарубежных специалистов, на протяжении многих лет  изучающих деятельность отрицателей и выявивших их научную несостоятельность.

Наше исследование рассматривает историю возникновения  отрицания Холокоста, направления, приемы и методы основных фальсификаций, анализ причин и тенденций распространения подобных взглядов в России.

Работа состоит из введения, трех разделов , заключения и приложений. В приложениях представлен материал, не вошедший в основной текст исследования, но имеющий важное значение для изучения отрицания Холокоста.

Автор выражает благодарность за оказанную помощь в проведении данного исследования Елене Батенковой, Дмитрию Бродскому и Татьяне Друговой. Подготовку текста к печати осуществил Александр Альтман.

 

Раздел 1. Что такое отрицание  Холокоста?

Отрицание Холокоста некоторые западные социологи называют одной из форм расизма, а политологи обоснованно считают это направление важным элементом современной антисемитской пропаганды.Почему же отрицателям так важно “развенчать” Холокост, объявив его “мифом”?

Истоки массового уничтожения евреев Европы - в идеологии нацизма и ее расистских корнях. Для ее защитников важно “отмыть”, “очистить” нацизм от этих преступлений. Ведь именно Холокост сфокусировал в себе все ужасы фашизма, все самое отвратительное, недостойное и пагубное, что отразилось в его политике, идеологии и практике.

Вполне понятно, что именно последователи нацистской идеологии всеми возможными и невозможными способами пытались и пытаются отрицать или преуменьшить масштабы этой трагедии. Они называют себя “ревизионистами”. Однако, в современной западной историографии Холокоста их справедливо обозначают термином “отрицатели, подчеркивая ненаучную основу таких утверждений.

Первые публикации, подвергающие сомнению массовое уничтожение евреев нацистами, появились в конце 40-х годов. Они не являлись специальными исследованиями по данной проблеме. Процесс становления взглядов отрицателей происходил постепенно. Вначале их тезисы не были слишком категоричны и касались, преимущественно, количества уничтоженных гитлеровцами евреев.

Одним из первых отрицателей в Европе был французский историк Поль Рассинье ( бывший социалист и анархист; в годы войны - узник Бухенвальда ). В своих работах он выразил сомнения в количестве жертв Холокоста и в том, что немцы специально убивали евреев. Рассинье предпринял попытку оправдать нацистов,  высказав тезис, что в гибели евреев виновны... они сами - в лице “капо”. Данный аргумент на многие годы вошел в общую схему взглядов отрицателей. Отдельная работа Рассинье была посвящена отрицанию показаний очевидцев трагедии, в которой он поставил цель выявить как можно больше противоречий в рассказах выживших, чтобы подвергнуть сомнению  достоверность их сведений.(“Драма европейских евреев”, 1964 г.)

Рассинье стал весьма удачной фигурой для пропагандистов отрицания Холокоста. Его книги до сих пор популярны среди сторонников этого движения в других странах.(5).

В конце 50-х годов профессор английского языка Остин Дж. Эпп повторяет тезисы Рассинье о значительном преувеличении числа жертв - евреев и об отсутствии у нацистов специального плана их уничтожения. Не был оригинален Эпп и в своем оправдании целесообразности нацистского “переселения” евреев.

В 60-70-е годы, когда на Западе появляются многочисленные исследования, воспоминания, художественные произведения, фильмы по теме, значительно активизируется деятельность сторонников отрицания Холокоста. Появляется специальная “ревизионистская” литература, а вместе с ней и идеологическая основа отрицания. Одним из основателей этой идеологии в Америке считается Элмер Гарри Барнс. Его книга, вышедшая в 1966 году, называлась “Ревизионизм - ключ к миру”.(6)

С середины 70-х годов в концепции отрицания Холокоста появляется новый тезис: опровержение использования газовых камер для уничтожения евреев. Одним из первых подобное мнение высказал американский профессор, преподаватель электротехники, Артур Батц. Впоследствии, утверждение о применении газовых камер только для дезинфекции, а не как средства массового убийства, станет основополагающим для всех отрицателей. В своей книге (“Мистификация ХХ века”, 1977 г.). Батц обвиняет сионистов в придумывании Холокоста и отвергает доказательность всех без исключения свидетельств чудом выживших евреев. (7)

В конце 70-х начинается содержательно новый этап в отрицании Холокоста. В 1979 году в США был создан Институт  пересмотра истории, основной целью которого была переоценка итогов Второй мировой войны, реабилитация Гитлера и его идеологии. С 1981г. его возглавил  известный антисемит Виллис Карто.

Издание этим Институтом собственного исторического журнала помогло не только объединить отрицателей в единое движение, но и придать их деятельности форму псевдонаучности. Редактором журнала стал специалист по современной истории Европы  Марк Вебер. Степень магистра не мешает Веберу крайне негативно относиться к евреям, считая их “традиционными врагами”, представляющими угрозу Америке и мировой культуре.(8) Его оценки, касающиеся истории евреев, в том числе и Холокоста, отличаются явной тенденциозностью. Биография Вебера отмечена и его связями с неонацистской организацией (“Национальный союз”) В.Пирса, в которой он был издателем их печатного органа. Данные приоритеты редактора журнала не могли не повлиять на его редакционную политику.

Став международным центром современного “ревизионизма”, Институт организовывал ежегодные конференции, на которые съезжались представители неонацистских и откровенно расистских ( Ку-клус-клан и т.п. ) организаций со всего мира.

Активная деятельность Института по пропаганде отрицания Холокоста способствовала расширению круга его сторонников в разных странах. На рубеже 70-80-х годов эта тема заняла ведущее место в исследованиях и публикациях “ревизионистского” толка по сравнению со всеми другими темами истории Второй мировой войны.

В 80-е годы идеология отрицания Холокоста активно распространяется в Канаде. Некоторые из представителей этого движения стали известны в результате судебных процессов над ними. Один из них - Эрнст Цюндель*, одержимый идеей “освободить немецкий народ от чувства вины за Холокост”, член неонацистской группы. Суд над ним состоялся в 1983 году после выхода книги “ Неужели шесть миллионов действительно умерли? ”; в которой он уменьшил цифру уничтоженных евреев до 300 тысяч и обвинил Израиль в придумывании Холокоста. Первоначально он был приговорен к 15 месяцам тюрьмы, а через 5 лет состоялся повторный судебный процесс, вынесший более лояльное решение - 9 месяцев тюремного заключения.

В ходе этого процесса общественность узнала о Фреде Лейхтере, который по заданию Цюнделя представил на суде так называемый  “Отчет о газовых камерах” . Отрицатели очень расчитывали, что этот документ  положит “конец мифу о газовых камерах”.Однако, судья отверг методологию Лейхтера как “большую спекуляцию”. При попытке суда установить степень компетентности Лейхтера в математике, физике, химии оказалось, что он имеет самые поверхностные знания в этих областях. У него также не оказалось диплома инженера. В результате, судья отказал Лейхтеру в разрешении

*В английской транскрипции Зандель, хотя в ряде изданий его фамилию переводят как Зюндель или Зундель

свидетельствовать о воздействии циклона “В” на людей, так как Лейхтер не был ни токсикологом, ни химиком и никогда не работал с газом.(9)

Сведения из “Отчета Лейхтера”, несмотря на их непризнание  судом, продолжают цитироваться во всех ревизионистских изданиях.

Более десяти лет школьный учитель Джеймс Кигстра пропагандировал “ревизионистские” взгляды на Холокост своим ученикам. В 1985 году его судили за нарушение канадского законодательства, запрещающего распространение ненависти. В 1992 Кигстра был вторично осужден по той же статье.

Получив отпор профессиональных историков и проиграв ряд судебных процессов , отрицатели нацелились на студенческую молодежь и университетские газеты. Специальная организация (“Комитет открытых дебатов по вопросам Холокоста”) с 1988 года целенаправленно занималась пропагандой своих взглядов среди студенчества. В рамках этой программы ветеран отрицания Холокоста в США Брэдли Смит подготовил трактат, который был опубликован в 15 университетских газетах. Однако 30 университетов сочли этот документ порочной пропагандой.

В Европе наиболее популярными среди отрицателей стали английский писатель и историк Дэвид Ирвинг и бывший профессор французской литературы в Лионском университете Роберт Фориссон.

Д.Ирвинг называет себя “умеренным фашистом” и в своих книгах  старается  преуменьшить преступления Гитлера и всячески оправдать его перед историей. Одним из первых он выдвинул тезис о том, что Гитлер не знал о политике геноцида евреев, а вину за их убийства возложил на его ближайших соратников (“Война Гитлера”,1977г.).(10)

Пользуясь своей популярностью, Ирвинг играет роль публичного пропагандиста идеологии отрицания Холокоста. Он позволяет себе провокационные заявления, расистские и антисемитские высказывания, эпатажное поведение и другие действия, оскорбляющие честь и достоинство не только евреев, но и всех граждан. Именно этот аспект его лекций и выступлений, преимущественно перед молодежной аудиторией, несет в себе опасность девальвации демократических и нравственных основ  современного общества. Достаточно активны его действия по распространению и пропаганде “Отчета Лейхтера”. В 1989 году Ирвинг не только впервые опубликовал этот отчет в Великобритании, но и отправил его членам парламента.

Фориссон, один из активнейших сторонников “исторического ревизионизма”, сосредоточил свое внимание на опровержении существования газовых камер и применении Циклона - “В” в Oсвенциме.

В 1979 г. он становится членом издательского консультативного совета Института по пересмотру истории и постоянным автором издаваемого институтом журнала. В 1988 году Фориссон публично продемонстрировал свои взгляды, выступив на суде (как и Ирвинг) в защиту канадского неонациста Цюнделя.

В 90-е годы отрицание Холокоста набирает новую силу, расширяя сферу воздействия и географию своих последователей. В этот период стали издаваться новые ревизионистские журналы в США, Германии и Франции (“Запрещенное обозрение“, издатель В.Карто; “Исторические факты”, издатель У.Валенди; “Историческое ревизионистское обозрение” - запрещено после выхода шести номеров ).

В настоящее время не только на страницах прессы, но и в Интернете имеется общедоступная информация, подготовленная отрицателями Холокоста - представителями разных стран. Для многих эти сведения являются первыми, наиболее доступными и часто единственными, относящимися к проблеме Холокоста. Причем сайтов у так называемых “ревизионистов” намного больше, чем у их противников.

Скандальную популярность благодаря Интернету и судебным процессам приобрели Р.Харвуд, Ю.Граф, Г.Ферстер, Д.Ирвинг и др.

Швейцарского учителя Юргена Графа его соратники называют “ведущим ревизионистом Холокоста” последнего десятилетия.  Одна из самых распространенных книг Графа, в том числе и в России, - “Великая ложь XX века” ( первое русское издание называлось “Миф о Холокосте”), ставшая настольной книгой российских националистов.(11) В 1993 году, после выхода книги “ Холокост на испытательном стенде ”, Ю. Граф был уволен с должности преподавателя латыни и французского языка в средней школе. В настоящее время он считает себя борцом за свободу слова в условиях “диктатуры“ и “чистейшего сталинизма”, охватившего Швейцарию. Граф умело использует как возможности Интернета ( имея свой собственный сайт ), так и трибуны судов для пропаганды идей национал - социализма и ксенофобии.

Западное общество, реально оценивая опасность отрицания Холокоста, старалось противодействовать его распространению. На протяжении 70-90-х годов прошло несколько судебных процессов в разных странах. Многие сторонники отрицания Холокоста были осуждены на разные сроки тюремного заключения или отстранены от преподавательской деятельности.

Итак, отрицание Холокоста начиналось с общих демагогических заявлений и сомнений  отдельных представителей научной и околонаучной среды. Но уже тогда их объединяло стремление пересмотреть  исторические факты в пользу гитлеровской Германии и главных идеологов нацизма. Постепенно отрицатели в Европе, США, Канаде и др. выработали целую систему своих претензий к истории Второй Мировой войны и конкретным фактам в истории Холокоста.

Особенно популярным являяется антиизраильский и антисионистский подтекст их нападок. Начиная с заявлений о “ложности” и “нереальности” Холокоста, объявляя его результатом “сионистской пропаганды”, не забывая периодически сомневаться в статистике жертв, отрицатели постепенно от простого отрицания и неприятия этого явления перешли к открытой фальсификации его истории и  истории Второй  Мировой войны в целом.

В конце 70-х годов уже отчетливо проявились идеологические приоритеты так называемого “исторического ревизионизма” - это неонацизм, расизм и антисемитизм. В последние годы отрицатели сосредоточились на том, чтобы всеми им доступными средствами опровергать убийство евреев в газовых камерах. Их усилия основаны на поиске и придумывании всякого рода технических несоответствий в  конструкциях и пропускной способности газовых камер, на откровенных спекуляциях по поводу уничтоженных нацистами секретных документов, на предвзятости к свидетельствам евреев, переживших Холокост и т.д.

Один из основных методов отрицателей состоит в том, что материал подается как сенсация, и это действует на неподготовленных читателей. Их лексика проста и доходчива. Преимущественно используется утвердительно повествовательная форма, не предполагающая альтернативы. Безапеляционность - отличительная черта отрицателей, своего рода излюбленный прием, который старательно используется при каждом удобном случае. Такой метод, в первую очередь, рассчитан на молодежь и людей, не знакомых с научной литературой по теме.

Расовый и национальный детерминизм является одним из основных элементов идеологии отрицателей. Именно этот фактор в большей степени роднит и объединяет их с немецким национал - социализмом.

Многие отрицатели являются членами неонацистских и профашистских организаций, считая себя последователями Гитлера и его идей. Большинство из них ратует за возрождение нацизма и реабилитацию режима  III - го Рейха.

Важное значение в концептуальных построениях отрицателей имеют антисемитские лозунги, призывающие к определенным действиям против евреев. Именно этот аспект позволяет исследователям увидеть в “доктрине” отрицания Холокоста наступление на основополагающие демократические ценности.

Несомненно, что отрицание Холокоста, как и любой другой предрассудок, представляет собой иррациональную ненависть.

Почему люди из определенных общественных групп начинают отстаивать ложные утверждения, верить в подделки и преднамеренно фальсифицировать противоречивые исторические факты? Американские исследователи Д. Джордж и Л. Вилкокс определили основные характерные черты психологии экстремизма:

n    абсолютная уверенность в своей правоте;

n    открытая ненависть к оппонентам;

n    отрицание процесса демократии и неверие в демократические институты;

n    приверженность теории “ всемирного тайного заговора”;

n    готовность отрицать основные гражданские свободы для определенных групп населения ( т.к. "враги" не заслуживают свобод );

n    склонность к безответственным обвинениям и к террористическим актам. (12)

По оценкам ученых, данные психологические характеристики распространяются и на отрицателей Холокоста, в связи с этим представляет интерес следующее заключение Джорджа и Вилкокса: экстремисты прибегают  “...к наклеиванию ярлыков, обобщениям в большом масштабе, голословным утверждениям, защищают двойные стандарты, пользуются слухами, присваивают себе моральное превосходство над другими”. (13)

Безусловно, сущность отрицателей не исчерпывается вышеуказанной характеристикой, но она многое объясняет в их поведении.

В последние годы некоторые отрицатели (возможно, в связи с привлечением их к судебной ответственности) прибегают к ухищрениям такого рода: “...мы не отрицаем преследование евреев нацистами - мы отрицаем газовые камеры...”. Либо:  “.. мы не отрицаем расстрелы евреев СССР - мы отрицаем Освенцим, как лагерь смерти” и т.д. Эти демагогические приемы используются для того, чтобы ввести в заблуждение относительно истинных установок отрицателей и создать иллюзию поиска истины. В этой ситуации очень важно четко разобраться в терминах: “отрицание Холокоста” и “отрицатель Холокоста”.

В суде по иску английского историка Д. Ирвинга к американскому профессору Деборе Липстадт (Лондон, 2000г.) на основании заключений экспертов, в частности доктора Эванса, было дано определение понятию “отрицатель Холокоста”:

Термин “Холокост” обычно понимают как попытку нацистской Германии под руководством Гитлера уничтожить еврейское население в Европе, попытку, в результате которой было убито от 5 до 6 миллионов евреев различными способами, включая массовое удушение газом в лагерях, построенных для этой цели;

Следовательно, “отрицатель Холокоста” - это тот, кто по той или иной причине отвергает, что вышеназванные определение Холокоста подходит к описанию того, что было сделано с европейским еврейством нацистами во время II-ой Мировой войны.

Одной из характерных черт отрицания Холокоста является политически мотивированная фальсификация истории.

По мнению Эванса, основные утверждения отрицателей Холокоста следующие:

- евреев не убивали в газовых камерах или по крайней мере не в таком масштабе;

- нацисты не проводили политику систематического уничтожения евреев Европы жертвы, которые имели место, были следствием отдельных эксцессов, не разрешенных свыше;

- количество убитых евреев не исчислялось миллионами,  настоящее количество потерь было гораздо меньше;

- Холокост полностью или по большей части миф, созданный во время войны .... пропагандой, а после войны поддерживаемый евреями для получения финансовой поддержки вновь созданного государства Израиль. (14)

У отрицателей, естественно, своя “методика” определения как понятия “ Холокост”, так и масштаба этой трагедии. Они изначально извращают истину, приводя в своих работах якобы общепринятое определение Холокоста “как целенаправленное массовое истребление евреев с помощью газа”. (15)

Идет ли подобное заблуждение от незнания историографии или оно является специальной уловкой в их бесконечных  попытках переделать и переписать историю? В любом случае, основываясь на этой неправильной установке, они говорят о “нереальности” и технической невозможности убийства в газовых камерах 6 000 000 евреев.

На международном суде в Нюрнберге были обнародованы доказательства применения нацистами самых разных методов уничтожения евреев Европы. Беспрецедентным  стало известие о газовых камерах. С этого времени Холокост в широких общественных кругах на долгие годы стал ассоциироваться именно с газовыми камерами и лагерями смерти. Но специалисты, безусловно, включают в статистику Холокоста всех его жертв, независимо от методов уничтожения (т.е. погибшие в результате депортаций, в гетто, в концлагерях, от голода и болезней в результате  невыносимых условий содержания, непосильных работ, расстрелянные в ходе специальных “акций”, сожженные, утопленные, умерщвленные выхлопными газами в специальных машинах- “душегубках”и т.д.).

В рассматриваемой литературе, Холокост отрицается как исторический факт в его традиционном определении, принятом большинством исследователей. Это наиболее рапространенная, часто повторяемая установка большинства приверженцев “ревизионизма”, текстовые вариации которой выглядят следующим образом: “Холокост  - это миф...”; “Холокост - это ложь...”; “Холокост - это обман”; “Холокост - это фальсификация...” и т.д. и т.п.

Подобные утверждения выносятся и в названия книг, которые также неоднократно повторяются в разное время разными авторами. Тем не менее, идеологи отрицания претендуют на звание ревизионистов, предавая своим надуманным выводам окраску псевдонаучности. Рассмотрим подробнее их их основную аргументацию.

Освенцим - лагерь смерти.

Из всех лагерей уничтожения отрицатели больше всего и чаще всего эксплуатируют историю Освенцима. Их не устраивает ни реальная история  лагеря, ни тот факт, что сейчас  он является музеем  и, конечно, то ,что  Освенцим стал символом Холокоста.  Как доказательство порочной практики нацистской идеологии, он совершенно неприемлем ее современным последователям. Поэтому отрицатели утверждают, что Освенцим вовсе не был лагерем смерти, так как его план, конструкция и назначение не соответствуют тому, что должно быть в лагере смерти. Наиболее распространенный вариант их альтернативных суждений выражается в том, что Освенцим был “центром промышленного производства”(Т.Кристоферсен,Р.Фориссон).

Действительно, первоначальные намерения нацистов по поводу Освенцима были иные.

По плану Гиммлера 1940 года, Освенцим должен был стать центром развития промышленности, где собирались разместить завод по изготовлению красок. Ситуация изменилась после нападения Германии на СССР, когда в Освенцим cтали прибывать советские военнопленные.

Тысячи советских военнопленных ежемесячно умирали здесь от голода и болезней. В Освенциме быстро строились новые бараки и новые крематории, чтобы уничтожать тела умерших. Образцовый город, ставший лагерем для военнопленных, фактически превратился в лагерь смерти.(30)

Именно на советских военнопленных испытывалась эффективность применения газа Циклон-Б. Территория лагеря расширялась: к Освенциму были добавлены Биркенау,  несколько других меньших лагерей и заводы-гиганты, использующие даровую рабочую силу.

После Сталинградской битвы и происшедшего перелома в войне, поступление рабочей силы из России стало уменьшаться. В это время нацистское руководство уже было готово к “окончательному решению еврейского вопроса”.

Через несколько дней после Ванзейской конференции Гиммлер послал инспектору концлагерей Рихарду Глюку телеграмму о том, что “поскольку в ближайшем будущем не ожидается поступления военнопленных из России, посылаю в лагеря большое количество евреев, которые эмигрировали из Германии. Подготовьтесь в течение следующих 4-х недель к приему 100 000 евреев - мужчин и до 50 000 евреек”.

Через три недели в Освенцим пришел первый транспорт с евреями. Молодых и здоровых заставили работать, а старых и немощных удушили газом и сожгли. Впоследствии процесс удушения газом и кремации трупов перенесли за 3 км от основного лагеря, в Освенцим - 2 ( Бжезинка - Биркенау ), где были построены новые крематории.(31)

Как отмечено в работах многих  западных исследователей, в течение марта 1943 года в Освенцим привезли 200 тысяч евреев со всей Европы и к июню 1943 года все четыре крематория в Биркенау были приведены в рабочее состояние. После захвата Германией Венгрии (март 1944 г.) полмиллиона местных евреев были доставлены в Освенцим.

С 16 мая началось убийство венгерских евреев, продолжавшееся весь июнь. Крематории III и IV, которые не использовались с 1943 года, были введены в действие. Оберштурмфюрер СС Вернер Джотан приказал оборудовать их системой вентиляции (для удаления газа по окончании акции). По его приказу были установлены подъемники в крематориях II  и III для доставки трупов из газовых камер на небольших тележках .  Кроме того, были вырыты ямы для сжигания тел на открытом воздухе, т.к. крематории не могли справится с таким объемом за столь короткий срок.(32)

Считается, что за два месяца (май-июнь) 1944 года было  уничтожено наибольшее количество жертв Освенцима,  а именно 1/3 часть всех его узников.

7 октября 1944 года члены еврейской зондеркоманды восстали и взорвали крематорий IV. К концу ноября, по мере приближения советских войск, Гиммлер приказал прекратить акции по убийству газом, а крематории разрушить.(33)

В соответствии с современными данными, основаными на анализе новых источников и не известных ранее архивах, изменились оценки количества жертв в Освенциме и были скорректированы в сторону уменьшения(около 1,2-1,5 млн.человек, из которых  около одного миллиона - 1,1 млн. были евреи). Этот факт указывает прежде всего на стремления ученых к объективности в своих исследованиях, а не свидетельствует о том, что  история существования Освенцима является мифом, как спешат заявить отрицатели. Реальность функционирования этого крупнейшего из нацистских лагерей смерти не требует дополнительных доказательств, кроме признанных исторической наукой и правовой практикой. Но дальнейшее изучение истории лагеря с целью уточнения конкретных фактов, обстоятельств и количества замученных узников безусловно является предметом исследований ученых разных стран.

С 1979г. большая группа ученых в Государственном музее Освенцим-Биркенау трудилась над подготовкой пятитомного научного издания “Освенцим. 1940-1945”, привлекая все доступные на сегодняшний день материалы. Это фундаментальное исследование  недавно опубликовано на английском языке в США и подтверждает указанные выше минимальные цифры.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.