В чем ошиблись реформаторы

Сюжет о монетизации льгот по-прежнему является актуальным, так как Правительство продолжает предпринимать судорожные усилия по ликвидации последствий своих неудачных действий, а льготные категории граждан не собираются уходить с улиц и прекращать требовать возврата к старым добрым временам. Более того, по мнению большинства наблюдателей, массовые протесты будут продолжаться еще достаточно долго, так как впереди повышение тарифов на услуги ЖКХ и тому подобные прелести, которые распространяются на все без исключения категории льготников, да и на остальных граждан тоже. Естественно, новые условия расчетов за коммунальные услуги никого не оставят равнодушными, поэтому можно спокойно предсказать продолжение уличных шоу.

Тем не менее, сюжет о монетизации требует более широкого анализа, чем просто уровень “хорошо-плохо”, так как органами государственного управления допущена, по всей видимости, серьезная системная ошибка, которая и привела к массовым протестам населения. Если бы речь просто шла о замене одного вида выплат другим, многотысячные толпы не перекрывали бы основные магистрали многих крупных городов. Дело ограничилось бы, как всегда, стонами в райсобесах, письмами в редакции газет или, если уж совсем припрет, телеграммами в Администрацию Президента. Но все пошло по-другому.

В чем же состояла системная ошибка властей, которые задумали провести в общем правильное и нужное мероприятие? Напомним, что так называемым льготным категориям граждан решили заменить натуральные льготы денежными. И здесь сразу же появилась первая ошибка, которая состояла в том, что не все льготы надо было отменять. Например, если повышение платы за телефон, одновременно с выплатой компенсации, никто бы даже и не заметил, то вот отмена льготного и бесплатного лекарственного обеспечения больно ударила по всем нуждающимся, так как льготники, понятное дело, люди пожилые, часто болеют, вот, и лекарств потребляют очень много. И лекарства эти, как правило, очень дорогие.

Во-вторых, в одну кучу свалили сразу почти все льготы, а не разнесли процесс монетизации на несколько лет. Конечно, когда все делается сразу, можно рассчитывать на быстрый эффект. И он действительно имел место, но только не такой, как предполагали власти. Но трудно рассчитывать на невозмутимость людей, когда им одновременно отменят льготы и по лекарствам, и по транспорту, и по коммунальным услугам.

В третьих, наши власти, как всегда, решили сэкономить за счет народа, и установили объем компенсаций на уровне, значительно более низком, чем объем реальных расходов населения на льготируемые услуги. Так называемый “социальный пакет” в 450 рублей – это, конечно, слезы.

В-четвертых, замена льгот денежными компенсациями произошла одновременно с повышением цен на эти самые услуги. То есть цены на регулируемые органами госвласти услуги повышались и раньше, но льготников они, понятное дело, никак не затрагивали. А тут сразу и отмена льгот на услуги, и повышение на них цен. Причем, опять все производиться, как назло, в один день.

В-пятых, отменяя льготы и повышая стоимость услуг, государство как-то проигнорировало тот факт, что за прошлый год стоимость многих товаров, входящих в базовый потребительский набор, существенно повысилась. А, значит, по-хорошему, бюджетникам надо компенсировать не только отмену с нового года льгот, но и все подорожание жизни за год прошедший. Механизм индексаций, например, пенсий, предусматривает их повышение, если за определенный промежуток времени (квартал или полугодие) рост потребительских цен превысит определенную величину. В правительстве, по всей видимости, оперировали средним показателем роста потребительских цен, который за прошедший год составил около 12%, что было частично проиндексировано в 2004 году. Поэтому на 2005 год была предусмотрена совсем незначительная компенсация – в 100 рублей, которая должна была выплачиваться (очередная глупость) с 1 апреля. То есть отмена льгот и повышение тарифов на услуги происходит с 1 января, а вот компенсация – только с 1 апреля.

Но дело даже не только в несовпадении сроков отмены льгот и повышения пенсий. Сама цифра роста потребительских цен в 12% вызывает большие сомнения. В среднем, может, так оно и было, но вот по отдельным товарам скачок цен был впечатляющим. Так, по данным официальной статистики, за прошлый год цены на говядину и свинину выросли на 26%-34%, на яйца – на 29%, на хлеб – на 16%. Стоимость проезда в общественном транспорте подскочила вообще больше чем на 40%, и, кроме того, наши любимые жилищно-коммунальные услуги подорожали на 25%. Поэтому властям, если они не хотели иметь лишних неприятностей, при индексации пенсий надо было ориентироваться на индекс инфляции (и, соответственно, индексации) в 30%, а не в 12%. Но они, как мы уже говорили, решили малость сэкономить, и подкинули пенсионерам (кем и является большинство льготников) только 100 рублей, что составляет 3-5% к среднероссийской пенсии. При этом, как мы прекрасно знаем, деньги в государственном бюджете были, и их вполне можно было потратить на более полную индексацию и компенсацию. Но не захотели …

И, наконец, не последнюю роль в негативной реакции людей на нововведения послужил информационный фон, создаваемый государственными и полугосударственными СМИ. Если из месяца в месяц твердить людям про нескончаемые успехи в экономике, про рост ВВП, про увеличение валютных резервов, и, наконец, про успешную борьбу с олигархами, то у них вполне естественно возникнет вопрос: ну хорошо, успехи успехами, но когда они и до нас дойдут? Когда увеличатся наши доходы? Когда мы почувствуем на себе результаты успешной экономической политики? И вот, почувствовали…Реакция была хорошо предсказуемой, так как подобный обман вряд ли кто способен вынести спокойно.

См. также:

Не давайте деньги бедным

Как была провалена льготная реформа

Ценовая дискриминация третьей степени

Льготный обман населения

Социальный эксперимент вместо общественного диалога

Жадность и льготы

Кто выиграет от льготной реформы

Реформа коснется каждого

Хороший, плохой, бесцельный