29 марта 2024, пятница, 13:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 февраля 2005, 17:49

Авторская колонка Ольги Вайнштейн. Классика моды: списки полезных вещей

В литературе есть особые книги, которые хороши на все времена: это классика. Можно спокойно перечитывать «Красное и черное», «Анну Каренину», «Миссис Дэллоуэй», и  каждый раз с  удовольствием примечать новые нюансы. Литературная классика существует в пространстве постоянной востребованности, ибо ее энергетика сильна и самодостаточна. Но что такое классика в моде, если сама суть моды – вечная изменчивость, прихотливая смена новинок? Чтобы стать классикой, вещь должна не только соответствовать требованиям момента, но и оказаться незаменимой для миллионов потребителей, когда очередной модный сезон завершится. А для этого ей надо отвечать по крайней мере трем параметрам: ситуативная универсальность; комфортность; рациональность формы, позволяющая создать эстетический эффект минимальными средствами. Итак, что  дала нам мода в этом ракурсе? Таких перечней существует немало.

Самый популярный список полезных вещей включает боевую пятерку:  джинсы, маленькое черное платье (Шанель, 1926),  классический брючный костюм, кроссовки, сумку через плечо. Это все вещи, обеспечивающие свободу движений,  и в то же время они акцентируют обтекаемый, спортивный  силуэт. Они возникли на волне  доминантных тенденций 20 века: итальянский минимализм и английская мужская мода; мягкая, эластичная одежда; анатомический крой. Всё сходится: современный стиль  выявляет и подчеркивает тело, и не случайно именно тело стало излюбленной темой в западной философии последних десятилетий (Мишель Фуко, Марсель Мосс, Морис Мерло-Понти).

Вещи из первой пятерки снимают различие между массовым и элитарным потреблением, создавая впечатление равенства потребителей. И хотя подобное равенство отчасти  иллюзорно – всем известно,  что хороший костюм не может быть дешевым - все же это оптимальное на сей день  воплощение мобильности и собственного достоинства, проекция демократических идей в моде.  Показательно, что почти все эти  вещи (кроме маленького черного платья) ориентированы как на мужчин, так и на женщин, а кроссовки пользуются спросом не только среди молодежи, но и среди бодрых старушек: универсальность срабатывает по всем возможным признакам. 

В рубрике самых удачных технических изобретений обычно лидируют трикотаж, лайкра и ткани стретч, синтетические материалы, наручные часы, липучки, стиральные машины и электрический утюг. Из предметов одежды и туалета - женские брюки, колготки, костюм для бега, двусторонние куртки, платье-пуловер, майки-тишотки. А в недавно появившейся книжке Нэнси Макдоннелл Смит «Классическая десятка» к фаворитам добавляются белая рубашка, кашемировый свитер,  бусы из жемчуга, высокие каблуки, тренч-коут и губная помада.

И вот тут, увлекшись перечислениями, мы неожиданно натыкаемся на “подводный камень”. Каждый любитель моды знает, что ради красоты порой приходится горько страдать. А в списках «достижений» порой встречаются очевидно некомфортные вещи:  и одежда из синтетики (восхваляемая порой как удачное изобретение!), и бюстгальтеры, и корсеты, и высокие каблуки-шпильки, и даже галстуки. Достойны ли они звания классики? На мой взгляд –  вряд ли.

Однако задумаемся: насколько вообще корректен вопрос о комфортной или рациональной вещи? Для кого? Когда? При каких обстоятельствах? Ведь понятие “комфорта” и уж тем более “рациональности” очень относительно. Сейчас все считают корсет неудобным и приветствуют “освобождение” от него. Но в 19 веке корсет, безусловно, придавал женщине sex-appeal, заставлял её чувствовать себя в форме - психологические выгоды сознания собственной привлекательности явно перевешивали физические неудобства. Развязывание корсета числилось среди эротических забав эпохи и продлевало любовную прелюдию (о краткости которой порой сожалеют современные дамы). Так что, наверное, не стоит торопиться жалеть “несчастных” в корсетах - не зря же они отнюдь не бросились сразу облачаться в свободные платья в стиле Dress-Reform конца 19 века. Напротив, скорее всего они пожалели бы нынешних модниц, наращивающих себе внутренний “корсет” из мышц на тренажерах в спортзалах. Вот это наверняка показалось бы им “нерациональным” занятием...

Сходным образом очевидное физическое неудобство от туфель на высоких каблуках частенько компенсируется ощущением стильности и эротичности и сопровождается душевным подъемом. К тому же недавно хитроумные модницы додумались подкладывать в туфли тонкую гелевую стельку, облегчающую привычные страдания. А психоаналитик не преминул бы заметить по этому поводу, что каблук - фаллический символ и любительницы высоких каблуков успешно решают проблемы со своим комплексом “penis-envy”.

Аналогичное недоумение можно высказать по поводу колготок как самой комфортной вещи. Общее мнение гласит, что колготки “освободили женщину и подчеркнули её формы”. Конечно, носить мини-юбки стало гораздо удобнее, да и «подчеркнуть формы» - звучит неплохо, но все ли женщины хотят их подчеркивать? Сомневаюсь. А кто пробовал ходить в “утягивающих” (читай - перепиливающих пополам) колготках, знают: ощущения могут быть не слабее корсета! Или каково носить тонкие колготки зимой? (если, например, надо пойти на прием в вечернем туалете, а машины нет)... Или ненароком сесть на стул с вылезающими шляпками гвоздей (как сейчас помню, в школе таких стульев было полно).

“Колготки освободили женщину”... от чего? От менее удобного пояса с чулками? Да, но если уж брать сугубо физический комфорт, то брюки уж точно удобнее колготок - вот и градация вроде намечается. Но тогда почему радикальные разногласия по поводу джинсов? Они удобны, поскольку универсальны и долго носятся, но ежели Вы не обладаете стандартными пропорциями фигуры, то подобрать себе нормальные джинсы - муки вавилонские. С этой точки зрения брюки с защипами на талии гораздо комфортнее.

Наконец, есть еще один немаловажный критерий настоящей классической вещи: она создает для владельца нейтральную рамку, выгодно подчеркивающую личность. Известная истина: если мужчина поговорит 10 минут с незнакомой дамой в маленьком черном платье, он запомнит ее глаза и реплики. А если его собеседницей была женщина в красном платье, он непременно запомнит яркий туалет, а его хозяйку… это большой вопрос: в лучшем случае в его памяти останется алый наряд. Классика, будь то хорошие джинсы или костюм, сшитый на заказ, позволяет человеку самому регулировать собственную видимость – подчеркнуть свой вкус за счет выразительных деталей или по желанию отступить в тень, пользуясь успокаивающим эффектом надежности и невидимости. В любом случае владелец классической вещи остается хозяином положения. Дело за малым: перестать суетиться, позволить себе толику небрежности и холодный внимательный взгляд.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.