14 октября 2019, понедельник, 06:35
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 февраля 2005, 09:44

Голливуд: глобализация или универсализм?

Журнал
“Космополис”

 

С завидной частотой мы слышим об очередных инициативах по защите национального кинематографа путем квотирования показа зарубежного. Неконкурентоспособность в борьбе за зрителя отечественные кинодеятели и политики пытаются перекрыть административными барьерами. При этом качественное европейское кино все-таки ругать не решаются, зато постоянно работают с жупелом Голливуда как символом культурной агрессии единственной свехдержавы, фабрикой по производству киногамбургеров, инструментом унификации, якобы неизбежно сопутствующей империалистическому варианту глобализации.

“Полит.ру” публикует статью из журнала “Космополис”, написанную известным культурологом, специалистом по визуальным искусствам Елены Петровской. Материал посвященную анализу восприятия и культурной роли голливудской кинопродукции.

Голливуд обычно описывается в терминах глобализации. Достаточно вспомнить характеризующие его деятельность слова: экспансия, власть, деньги. В этом смысле его влияние приравнено к неумолимому движению капиталов, которое подчинено логике захвата и извлечения все новых прибылей при очевидном “использовании” простодушных зрительских масс. В указанном политическом измерении Голливуд представляется угрозой национальному кинематографу. Это измерение, собственно, и задает оппозицию — американское (но парадоксальным образом и общемировое) в противовес национальному. На данном макроуровне Голливуд опознается как активный субъект мировой культурной политики и, как таковой, наделяется волей, по преимуществу недоброй, а также почти целенаправленной стратегией. Во всяком случае, постоянное вложение денег в это предприятие изобличает в нем сверхгиганта пресловутой индустрии развлечений.

Между тем у общемирового распространения голливудской продукции есть и другая сторона, которую можно попытаться связать с понятием универсализма. Не секрет, что голливудские фильмы часто пользуются предпочтением. В России уже не первый год на экранах крупных кинотеатров показываются именно такие фильмы, которые проходят по разряду кинематографических новинок и имеют гарантированный кассовый сбор. Конечно, оставаясь в рамках глобалистской логики, можно считать, что так новоявленная периферия реагирует на утвердившуюся в своих правах империю. Однако смею утверждать, что в образной системе этих фильмов, в самой жанрово разветвленной голливудской продукции есть нечто такое, что делает ее не только привлекательной, но и необходимой для жизни в современном мире, где опыт, похоже, повсеместно опосредован системой образов.

Начнем с вопроса: кто смотрит голливудские фильмы? Что это за космополитическая аудитория, национальные признаки которой на удивление размыты?

Как известно, кинематограф фиксирует и выражает коллективный опыт восприятия. Даже если фильм смотрю “я”, механизм “моего” восприятия необходимым и даже априорным образом увязан с другими — фильм всегда смотрит некая общность, пусть ее контуры зыбки и ограничены собственно данным просмотром. В своем классическом эссе, характеризуя способ восприятия искусства вообще и кинофильмов в частности в первой трети прошлого века, В. Беньямин писал о его рассеянном характере. Это можно понимать как такой тип взгляда, где столько же концентрации, сколько и отвлечения, или когда концентрация и достигается благодаря отвлечению. Более того, такое “развлекательное, расслабляющее искусство незаметно проверяет, какова способность решения новых задач восприятия” [Беньямин 1996: 61].

Как ни странно, Голливуд оказывается на уровне этих новых задач. Предвижу первое и главное возражение, которое может в данной связи прозвучать: Голливуд — это набор жанровых и образных штампов, и национальные Голливуды (например, индийский) лишь тиражируют то, что само по себе лишено новизны. О каких же новых задачах восприятия может идти речь? Отмечу два момента. Во-первых, штамп — это не столько то, что является лишь тусклым и заезженным повторением некоего исходного и оригинального образца, сколько сам локус коллективных ожиданий и коллективного опыта, отпечаток фантазийной жизни коллектива. Банальное — способ существования в повседневности, которая, казалось бы по определению, лишена пространства воображения. Однако именно здесь, в этом опыте без опыта, формируются первичные связи и первичные аффекты. Эти связи не выходят на уровень социально фиксируемых образований и закономерностей, тогда как аффекты ослаблены и стерты. Данный уровень социального существования обычно отторгается любым объективирующим знанием, будь оно социологическим или историческим. В самом деле, как может знание присваивать себе то, что от него ускользает и что описывается в размытых терминах коллективно проживаемого времени или идеологии, находящейся в процессе становления? Вместе с тем этот уровень совместности и схватывается понятием “штамп”. Только приходится признать, что штамп употребляется здесь в специфическом смысле — как то, что является указателем такой совместности, а не то, что опознается как застывшая, омертвелая и легко манипулируемая форма.

Во-вторых, вводя этот уровень анализа, мы подвешиваем любые оценки в терминах “высокого” и “низкого”, да и вообще эстетики. Эстетика имеет дело с готовыми, состоявшимися формами, она исследует преимущественно произведение. В то время как штамп, в предложенной мной трактовке, размыкает произведение (в данном случае фильм) навстречу тому, что его питает и не дает стать замкнутым целым, навстречу самой, если угодно, жизни. В этой жизни еще нет необходимых различений, нет ни образцов, ни ценностей, ни интересов. Есть только опыт первичной, рассеянной совместности, который по-своему и преломляется в кино.

Возвращаясь к штампу, отмечу еще одну его особенность. С одной стороны, штамп выражает то, что имеет общее хождение, указывает на общность, но, так сказать, негероического типа, на общность “до” коллектива в качестве объективированной формы социальной жизни. С другой стороны, в штампе содержится указание на стандартную структуру повседневности, которая, несмотря на изрядные различия в уровне развития отдельных стран, приобретает все более всеобще-неразличимый характер. Наконец, если говорить о штампе применительно к образчикам визуальной продукции, включая голливудское кино, то это тот образ-аффект, который распознается на фоне и “внутри”, но и отдельно от представленной “картинки”.

Что же за штампы использует Голливуд? Подчеркну еще раз: я не говорю ни о структуре фильма в его объективной форме, как это делают отдельные исследователи, ни о коррелирующих с ней “архетипах массового сознания”. Я имею в виду, скорее, разделяемый опыт, опыт повседневности, субъективность, которую конституирует банальное. И вот этот специфический субъект, который более не является ни массой, ни коллективом в строгом смысле слова, выявляется, дублируется, создается голливудским кино. Сообщество современных зрителей, переживающих новый перцептивный сдвиг.

Приведу лишь один пример. Среди многих жанров голливудских фильмов есть сравнительно недавно расцветший жанр ретро (nostalgia movies). В своих квазиисторических лентах, с помощью ограниченного числа более или менее достоверных деталей, Голливуд воссоздает разные периоды как американской, так и мировой истории. Иногда это рассказ об отдельной декаде, например, о 1950-х годах. Помимо диегезы и различимых для глаза деталей в фильмах всегда есть нечто большее — атмосфера, благодаря которой и возникает “эффект реальности”. Но не надо думать, что такая атмосфера есть лишь простой технологический трюк. Она находится в прямом соответствии с тем историческим чувством, которое сегодня, по признанию самых разных исследователей, уже утрачено. Фильмы ретро не только позволяют восполнить нехватку, но фактически служат площадкой для коллективных фантазий, скажу больше — для коллективных фантазмов по поводу самой истории. Более того, сегодняшний субъект восприятия отмечен тем, что доступ к истории он получает именно благодаря “картинке”, то есть разветвленной сети образов, которые (особенно во второй половине ХХ в.) создали кинематографически темперированную чувственность.

На указанном “неверном” историческом чувстве играют некоторые из современных фотографов. В своей знаменитой серии “Untitled Film Stills” С. Шерман использует штампы самого коллективного восприятия: намекая на фильмы 1950-х и делая это, что называется, подручными средствами, с помощью случайно подвернувшихся костюмов и условной обстановки, Шерман обнажает интересную закономерность. Чем грубее материал, чем условнее детали, тем больший отклик это вызывает у смотрящих — многие из ее зрителей клялись, что видели все эти (несуществующие) фильмы. Здесь, надо полагать, срабатывает эффект коллективной памяти как забывания: именно потому, что каждая из деталей уже “достроена” взглядом других, “достроена” до нужной достоверности, она и воспринимается в ареоле этого априорно разделяемого взгляда — об истории мечтаю не “я” или “ты”, но некое “мы”, которое и проявляется, в свою очередь, серией изображений.

Голливудское кино приносит удовольствие. Может быть, в этом стыдно признаться тем, кто включен в общественные иерархии, вовлечен в культурную политику, для кого по-прежнему сохраняется смысл в различении “высокого” и “низкого”. Однако у политики есть и другое измерение, некий потенциал становления, предельный горизонт, открывающий новые возможности взаимодействия. Под универсализмом я как раз и понимаю то, что сплачивает, а не разделяет, то, что не дано в качестве тотальности или всеобщности, но что само требует усилий и опознается как событие. Решение новых задач восприятия возможно там, где материя кажется наиболее привычной и банальной, ибо в ней и, пожалуй, нигде более, по-прежнему коренятся подспудные, но и исполняемые ожидания и желания. Не образы, противостоящие реальности, и не образы, скроенные по навязываемым ею меркам, но образы в качестве реальности, несущие на себе аффективные метки, образы-настроения, передающие невыразимый опыт сообщества, например, масштабом в поколение.

Таких сообществ сегодня становится все больше. Это и флэш-мобы, и отчасти рейв-движение, и прочие спонтанные образования. Разве в этих локусах асоциальности не содержится взрывной потенциал, равно как и молчаливый комментарий к существующей системе отношений? Сообщество зрителей Голливуда движется такими же — поперечными — путями. Оно тоже как будто зондирует социальность, вскрывая в ней асоциальные токи новых связей или новых типов связанности. Эти токи пересекают границы, но иначе, чем это делают корпорации и капиталы. Подобными токами формируются контуры иных социальных идентичностей, возможно, таких, о которых нам ничего неизвестно. Во всяком случае, в ткани банального, в тени стереотипа кроется надежда: это то пространство, которое, оставаясь невидимым, не устает сопротивляться. По своему характеру частное, приватное, неизобразимое, оно, тем не менее, предполагает небывалый универсализм.

Примечания

Беньямин В. 1996. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Предисл., сост., пер. и прим. С.А. Ромашко. М.: Медиум.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

06:15 Минздрав: смертность россиян из-за алкоголя снизилась на 30%
05:48 Подмосковья и Ленинградская область возглавили рейтинг регионов по строительству жилья
05:11 Сборная России всухую победила Кипр и досрочно вышла на Евро-2020
13.10 18:48 В Москве прошли пикеты в поддержку фигуранта «московского дела» Константина Котова
13.10 17:43 Активисты объединились в межрегиональную коалицию «СТОП ШИЕС»
13.10 16:58 The New York Times: в мае Россия нанесла авиаудары по четырем больницам в Сирии
13.10 16:04 В Элисте прошел митинг против назначения мэром экс-главы ДНР. Люди также против бывшего топ-менеджера «Россетей»
13.10 14:55 Осужденный за педофилию автор саундтрека из «Джокера» не получит роялти
13.10 14:07 Иркутский губернатор Сергей Левченко увеличил себе оклад. Объяснил это заботой о бюджетниках
13.10 12:45 The Bell: Дуров может отложить запуск криптовалюты из-за судебного запрета США
13.10 11:40 Общегородской опрос по поводу строительства храма в Екатеринбурге признан состоявшимся
13.10 10:28 Тайфун «Хагибис»: 18 погибших, 16 пропавших без вести
13.10 09:40 Около двух тысяч сотрудников ГИБДД будут сокращены в России
12.10 22:38 Прошла жеребьевка «ВТБ Кубок Кремля 2019»
12.10 19:26 Бизнесмен сделал пожертвование в ФБК. Их признали иноагентом, а бизнесмена завалили угрозами
12.10 18:09 Нижегородская область первая в РФ утвердила тариф на раздельный сбор мусора. Он оказался ниже обычного
12.10 16:50 Начальника петрозаводской колонии №9 уволят за избиения заключенных
12.10 16:27 В Кремле «не обсуждают» возвращение смертной казни. В соцсетях это тема №1 из-за убийства девятилетней девочки
12.10 15:29 На Японию обрушился самый мощный тайфун за 60 лет. Уже пострадало 50 человек
12.10 14:47 Кенийский бегун установил мировой рекорд: он пробежал марафон быстрее двух часов
12.10 13:37 Посольство России в Конго: в авиакатастрофе Ан-72 погибло двое россиян
12.10 12:30 Экс-губернатора Челябинской области обвиняют в хищении 20 млрд рублей
12.10 11:29 «Джокер» собрал в российском прокате 1 млрд рублей. Популярнее него – только «Король Лев» и «Мстители. Финал»
12.10 10:56 Новость из прошлого: 12 октября 1999 года – ВЦИОМ: впервые с начала года количество сторонников реформ превысило противников
12.10 10:21 ПФР перестал учитывать уход за ребенком как стаж
11.10 22:00 В сеть попала видеозапись с избиениями заключенного в петрозаводской ИК‑9
11.10 20:42 С 14 октября будут отменены повышенные сезонные тарифы на проезд по платным дорогам
11.10 19:47 Акции «Яндекса» обвалились более чем на 20% из-за законопроекта об иностранном владении
11.10 19:44 МЧС перевело торговые центры в категорию высокого риска пожарной опасности
11.10 19:00 Пассажир рейса в Бургас забыл сдать пистолет. Самолет посадили в Ростове-на-Дону, а мужчину оштрафовали
11.10 18:08 У израильтянки нашли гашиш при пересадке в Шереметьево. Ее приговорили к 7,5 годам колонии
11.10 18:05 Краснодарский суд оштрафовал адвоката Михаила Беньяша на 30 тысяч рублей
11.10 16:51 Американский рэпер подписал контракт на $10 млн. Сейчас он находится в тюрьме
11.10 16:05 Умер советский космонавт Алексей Леонов. Ему было 85 лет
11.10 16:02 Около семи тысяч человек подписали петицию в поддержку тюменского учителя ОБЖ
11.10 15:47 Новость из прошлого: 11 октября 1999 года – Премьер Путин: «Мы не ведем переговоров с террористами»
11.10 15:07 В Бурятии мэр города уволил директора школы из-за «изготовления дорогостоящего изделия». Она участвовала в акциях протеста
11.10 15:00 Работа лекарства от астмы исследована на молекулярном уровне
11.10 14:47 Греф: Сбербанк отменит комиссию за внутрибанковские переводы в 2020 году
11.10 14:17 Прокуратура потребовала арестовать квартиру Навального в счет компенсации за летние митинги
11.10 14:14 «Победа» потребовала от аэропорта Кольцово возмещение за задержку рейсов после аварийной посадки Ан-12
11.10 14:00 «Лососевые вши» становятся неуязвимыми благодаря людям
11.10 13:43 Следственный комитет опубликовал видео допроса подозреваемого в убийстве девочки из Саратова
11.10 13:24 В Японии готовятся к приближению самого мощного за 60 лет тайфуна. Жители скупают еду и воду, предприятия останавливают работу
11.10 13:09 В Перми робот впервые станет помощником тренера. Он будет работать в баскетбольном клубе «Парма»
11.10 12:35 Лауреатом Нобелевской премии мира стал премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али
11.10 12:26 В Петербурге таксист избил клиента за долгое ожидание и отобрал у него восемь тысяч рублей
11.10 12:00 Новый вид хищных динозавров описан в Таиланде
11.10 11:32 Сборная России по футболу обыграла команду Шотландии
11.10 11:16 Теннисист Даниил Медведев вышел в полуфинал турнира ATP в Шанхае
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.