22 ноября 2019, пятница, 18:30
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 февраля 2005, 18:03

Дуня Смирнова: Подсудимый не всегда и не везде был таким гадом.

КРИТИЧЕСКАЯ МАССА

Дуня Смирнова – журналист, сотрудник издательских домов «Коммерсантъ» (1995-1998), «Московские новости» (1998), «Афиша» (1999-2000). Публиковалась в журналах «Сеанс»,
«Столица», газетах «Русский телеграф», «Ведомости» и др. Автор сценариев фильмов «Мания Жизели» (1995), «$ 8 ½» (1999), «Дневник его жены» (2000, Второй приз за сценарий на конкурсе The Hartley-Merrill International Screenwriting Competition, США), «Прогулка» (2003) и др. Соведущий ток-шоу «Школа злословия» (Культура, НТВ; премия ТЭФИ-2003). Беседу вел Глеб Морев.

Сейчас вы, как сценарист, работаете с Андреем Михалковым-Кончаловским над фильмом под названием "Глянец". Не касаясь содержания будущей картины, хотел бы спросить вас - пришлось ли в ходе этой работы вам, одному из самых заметных авторов русского глянца, внутренне "остраниться" от него, взглянуть на этот культурный феномен со стороны? Или эта внутренняя дистанция всегда в вас существовала?

Я, честно говоря, не совсем понимаю, с каких пор меня произвели в авторы глянца. За последние семь лет у меня опубликовано было пять текстов в Vogue (все так или иначе анти-гламурные), один рассказ в Playboy и одно интервью, даденное Marie Claire. Всё. Кроме того, последние два года я журналистикой вообще не занимаюсь – ни глянцевой, ни какой другой. Скрупулезность этого подсчета объясняется не моим пристальным интересом к собственной карьере, а как раз полным нежеланием смиряться с привешиванием мне глянцевой биографии.
Что касается работы над сценарием «Глянца», то во многом исходные позиции у Кончаловского и у меня совпадали. Кончаловский, правда, более радикален: он гламур ненавидит, последовательно, обдуманно, идеологично. Я не буду комментировать его соображения, поскольку это целая концепция, мировоззрение, базирующееся на неприятии капитализма как социальной системы в целом. Что до меня, то я давно и глубоко убеждена, что именно индустрия красоты уже несколько десятилетий полностью утратила какой бы то ни было гуманитарный здравый смысл. Даже в худших образцах голливудских киноаттракционов есть хотя бы гомеопатическая доля гуманитарных и моральных ценностей: желание утешить человека, приободрить его в трудном выборе, помочь ему уверовать в осмысленность жизни и смерти, в справедливость. В гламуре и всех его, как говорили в производственных романах, смежниках ничего подобного нет. Это заговор огромных корпораций против человека. Там и человека-то, как вы понимаете, нету, там только потребитель. Гламурные журналы – министерство пропаганды этой хунты. Именно они внушают идею вечной молодости, отвергая огромную культурную и цивилизационную категорию – старость. Именно они навязывают внешние и поведенческие стандарты, униформу, вытаптывая индивидуальности. Они до полного уже безумия раскручивают маховик консьюмеризма, они делают из людей рекламоносители. Они создают новые символы и, соответственно, новую религию, в которой на месте счастья – богатство, на месте поступка – покупка, вместо любви – половая физкультура, вместо самопознания – тесты, вместо борьбы с грехами – диеты, вместо семьи – фитнес-клуб, вместо мировоззрения – сезонная мода. Они выполняют заказ своих рекламодателей, и я искренне не понимаю, почему эти журналы должны продаваться за деньги, а не вкладываться в пакет с только что купленными трусами как подлежащие помойке флайеры и каталоги. И поскольку они, журналы, на мой взгляд, все-таки только инструменты, а не вдохновители этой войны с честным обывателем, то ненавидеть их я не могу, глупо ненавидеть армейские соединения. Среди их солдат, как это всегда и бывает, встречаются очень симпатичные люди.   

Когда я задавал первый вопрос, я имел в виду и вашу работу в «Афише». На мой взгляд, «Афиша», развивая Вашу милитарную метафору, – одно из самых боеспособных соединений армии, борющейся за победу консьюмеризма. Шпионский, так сказать, отряд, засланный на вражескую – интеллектуальную, гуманитарную – территорию. Или для вас глянец имеет более узкие границы?

Знаете, Глеб, оказалось, что про «Афишу» я просто как-то забыла. Но, отдавая должное вашей остроте о шпионском отряде, все-таки «Афишу» я гламуром не считаю. Я, правда, давно не читала этот журнал, но по крайней мере в то время, когда я там работала, никакого угнетения книг или фильмов с точки зрения возраста, фигуристости, богатства или нарядности их создателей там не было. Получается, что для меня одним из важнейших признаков гламура является смесь шовинизма (не национального, конечно) с детерминизмом. И хотя понятие «модности», столь чтимое и культивируемое «Афишей», детерминизмом отдает, но его все-таки не достаточно. Да и потом «Афиша» - издание прикладное, практическое, фактически справочник, а гламурные журналы – это скорее «все в жизни лишь средство для яркопевучих стихов». «Афиша» – не мировоззренческий журнал, а GQ – мировоззренческий, к сожалению.

Не соглашусь тут с вами: по мне, что «Афиша», что GQ, при всех различиях их поэтики – издания по сути прикладные, справочные, даром что в одном рекомендуют, кого и в каком кафе читать, а в другом – какой носок и галстук к каким ботинкам надеть и т. п. Другое дело, что, на мой взгляд, и та и другой – и мировоззренческие, по вашей терминологии, издания. Оба моделируют реальность, навязывая читателю регламент бытового и/или культурного поведения. Тотальность – вообще неотъемлемое свойство гламурного проекта, зона (воз)действия которого не ограничивается, по-моему, сферой периодики, но охватывает всю культуру. Усматриваете ли вы следы гламурной экспансии в близких вам культурных сферах – литературе и кино?

Может быть вы и правы, может быть, я необъективна по отношению к «Афише», поскольку в ней работает несколько симпатичных мне людей. Но мне и правда не кажется, что «Афиша» навязывает регламент культурного и бытового поведения. То, что Константин Агунович писал в «Афише» о живописи, не согласуется ни с каким регламентом. Его проза об изобразительном искусстве не имела ничего общего с «культурной политикой», проводимой, например, Екатериной Деготь: он никогда не играл роли бюро пропусков на проходной вечности. С его вкусами можно было солидаризироваться или нет, но никто вас за это не прорабатывал на парткоме. Точно так же соображения Алексея Васильева о кино могли быть пристрастны, но никогда не были «концептуальны» в смысле «Н принято хвалить, а НН ругать». Вообще сам факт того, что «Афиша» позволяет себе кого-то ругать, на мой взгляд, принципиально выводит ее из рамок гламура: гламур никогда не ругает, моделируемый им мир совершенно бесконфликтен и именно потому искусственен – когда гламур хочет поругать, он не замечает.
Для того чтобы содержательно ответить на ваш вопрос о гламурной экспансии в литературе, мне нужно было бы знать ее, современную литературу, а я, признаться, совершенно ее не читаю. Мои читательские интересы давно усохли до классики, российской истории и разного рода мемуаров. Вот, правда, Пелевина прочла последний роман. Очень понравилось. Следов гламура не заметила.
В кино, конечно, следы какие-то есть. Фильм [Филиппа Янковского] «В движении». «Гололед» [Михаила] Брашинского. Еще пара картин. Но я не решилась бы назвать это экспансией. Гламур ведь очень сильно сосредоточен на визуальной стороне жизни, и потому вполне естественно, что гламурные московские интерьеры, холодный свет никелированных поверхностей, резкое укрупнение деталей используются в современном русском кино именно как признаки, приметы его современности. Это так называемое модное изображение я сама не очень люблю, но считаю его нормальным явлением в формировании киноязыка, и думаю, что кинематограф тут просто использует глянец, а не наоборот. При том временно использует. Я не могу с другой стороны не отдать должное смелости своей приятельницы Алёны Долецкой, дающей приз Vogue за самое стильное визуальное решение месхиевскому фильму «Свои», произведению и впрямь визуально очень продуманному и осмысленному, но ни в какой степени не гламурному.
Некоторое подобие предполагаемой вами экспансии можно, наверное, наблюдать в телевизионном кино, в сериалах, то есть в продукции, обращенной ровно к тому же потребителю, что и полиграфический глянец. Это, по-моему, естественно.
Забавно то, что как раз культурными мнениями самого гламура очень просто манипулировать – они же все, как один, готовы по правильной команде обожать Киру Муратову, не понимая в ней ни шиша.

Говоря про «еще пару картин» – не имеете ли вы в виду кинематограф Алексея Учителя? Но, по-моему, его последний фильм «Прогулка» – просто образец кино-гламура. И блистательно созданная вами литературная, точнее даже – языковая основа этого фильма, сознательно «приподнимающая» героев над реальной языковой средой и жизнью, вполне согласуется с эстетизирующей эту жизнь режиссерской поэтикой.  

Меня до такой степени огорошило ваше соображение о ее гламурности, что я как-то даже растерялась. Мы с вами, видимо, безнадежно по-разному толкуем это понятие: вы – бесконечно широко, я – значительно уже. С вашей позиции судя, получается, что в «Анне Карениной» множество гламурных страниц. А уж «Обыкновенная история» Гончарова – просто чистейший журнал Elle. Так все-таки нельзя, по-моему. Эстетизация действительности, в которой вы упрекнули «Прогулку», есть, прошу прощения, просто один из признаков искусства. Фильм «Брат», по глубокому моему убеждению, тоже эстетизирует действительность в высшей степени. И что? Конечно, «Прогулка» - романтическая история, и стилистика для нее выбрана соответствующая. Но в основе сценария – и меня не перестает удивлять безграмотность наших критиков, не заметивших этого, - лежит классическая схема комедии-дель-арте: Пьеро, Коломбина и Арлекин. Вынуждена напомнить, что комедия-дель-арте была искусством прежде всего народным, площадным, и совсем недаром все действие «Прогулки» происходит на улице. Ну и что тут гламурного? Прыгающая камера? Так она была выбрана только по техническим соображениям, иначе как с рук было не снять. То, что многие считают, что таких молодых людей нынче не бывает? Но это неправда. И вы, и я встречали много молодой интеллигенции. Да и потом, это вообще не аргумент: мало кто из итальянских журналистов был похож на Марчелло, девушки типа самойловской Вероники редко усыновляли детей, найденных на улице, а реальный Данила Багров вряд ли произносит достоевские монологи над предателем-братом. Я решительно не могу найти в этом фильме признаков гламура.
 По моим понятиям, их два. Первый: гламур под видом бескорыстного служения прекрасному всегда что-то продает. «Прогулка» не продает ничего. Даже продакт-плейсмента там нет, к моему большому сожалению, он, наверное, отразился бы на гонораре драматурга. Второй признак гламура: гламур отрицает не только трагедию, но и драму – в него не помещается ни смерть, ни горе. Пользуясь словами группы «Сплин», «думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть – это то, что бывает с другими». Выдуманные люди гламура то же самое думают не только о смерти и страданиях, но даже о неудачах: в их несуществующей жизни есть место только легким неудовольствиям, Джеки Онасис они никогда не описывают как несчастную вдову, пережившую нечто ужасное, но всегда – как богатую красавицу. Если вы заметили в «Прогулке» хотя бы отзвуки подобного мировоззрения, то мы с вами разные фильмы смотрели. В том, который смотрела я, все трое героев в конце очень несчастливы.

Говоря о своих «глянцевых» текстах, вы определили их как компромиссные («так или иначе антигламурные»). Помимо экономических резонов – был ли в этом компромиссе – участии интеллектуала в глянце – культурный смысл? Каковы, на ваш взгляд, стратегии интеллектуала в глянце? И наоборот – глянца по отношению к интеллектуалу? Ведь, опять же – так или иначе – без последнего не обходится: вспомним Набокова (а у нас - Битова) в Playboy, Бродского – в Vogue. 

Я, конечно, тот еще интеллектуал. Особенно в предложенном вами контексте. Не знаю, как насчет стратегии, но я для себя видела смысл как раз в том, чтобы закопать несколько мин на необъятной вражеской территории: сказать несчастным, депрессированным женщинам, читающим всю эту красоту, что и с толстыми ногами, неряшливо одетым мужем и – страшно сказать – даже с внуками, без свечей, кружевного белья и тихой музыки, без ботекса и латекса можно жить вполне удовлетворительно. Даже иногда испытывать моменты счастья. Например, тяпнув с мороза водки да под селедочку, да с грибком маринованным. Или, совсем напротив, перечитывая «Анну Каренину». Насколько мне известно, в ответ на мои диверсии пришло много благодарных писем со стороны читателей, а героическую Алёну Долецкую долго и уныло мучило руководство. Я не вижу тут никакой стратегии: пишущий человек старается использовать почти любые возможности высказать свои соображения (если они у него в данный момент имеются), кроме совсем уж неприличных (возможностей, а не соображений). Да и то – Розанов или Лев Аннинский и неприличными не пренебрегали, печатались черт знает с кем бок о бок.
Что же касается стратегии самого глянца, то, конечно, меня соблазняет параноидальная мысль, что глянец вербует интеллектуала деньгами – поскольку больше он, как правило, ничем не соблазняется – с целью компрометации и растления: и ты такой же, и ты с нами делаешь наше плохое и вредное. Но вообще-то это не так. Глянец бездумен и легкомыслен. Он покупает не интеллектуала, а селебрити, знаменитость. Ему совершенно все равно, будет это текст Битова или Баскова, Басков даже, наверное, предпочтительнее, да вот беда – никак не освоит буквенную клавиатуру. Правда, не стоит забывать, что глянец меняется: и географически – сравните, например, французский Marie Claire с нашим, да и Playboy, и Vogue – в связи с национальными вкусами, и во времени. Я же не случайно сказала про утрату смысла именно в последние десятилетия. Того Playboy, в котором печатался Набоков, давно уже нет, а Vogue 1960-х годов был по сравнению с нынешним просто пощечиной общественному вкусу, ареной авангардных экспериментов. Одним словом, подсудимый не всегда и не везде был таким гадом, у него случались и хорошие дни. Я думаю, что перелом произошел в конце 1980-х – начале 1990-х. 

С чем вы связываете эту трансформацию?

То есть как, с чем? Время такое было, сынок. (Не сочтите за фамильярность, умоляю!) Я совершенно не имею способностей и склонностей вести культурологический разговор о времени. Мне просто кажется, что именно в эти годы истерика потребления переломила остатки идеалистических представлений 1968-го, и крах коммунистической системы сыграл в этом далеко не последнюю роль. Я, как вы понимаете, чрезвычайно далека от любых завываний над гробом Варшавского договора, но мы часто недооцениваем тот факт, что для многих западных умников, дураков и романтиков иллюзорное наличие альтернативы капитализму было одновременно и утешением, и тормозом. И когда оказалось, что «обманула та мечта, как всякая мечта», пропадать решили с музыкой. Да я, кстати, и не уверена, что пропадать: это же все живые процессы, для современников часто уродливые, а для потомков получающие совсем другой смысл. Ведь на соседней грядке с деньгошуршащим гламуром в той же пышной поре цветения произрастает новое пуританство, возрождение обрядовой религиозности, пропаганда семейных ценностей. Для нас с вами, как для людей культуры, именно оттуда может грянуть тяжкая опасность: протестантское сознание чрезвычайно мало ценит эстетику, а то, что в качестве таковой все-таки выбирает и начинает ценить, лучше бы было задушить во младенчестве. Но для нашей иудохристианской цивилизации, возможно, именно этот ужас нового ханжества, нетерпимости, клерикализма окажется спасительным. Впрочем, я не знаю.

Кстати, об опасностях. Мне кажется, что, будучи объективными, нельзя не заметить, как бесконфликтная глянцевая вселенная под влиянием происходящего в российском обществе дает первые трещины. Где-то мелькают портреты Ходорковского, в том же GQ Лимонов страстно пишет о жертвенности и в полный голос оплакивают разрушаемую Лужковым старую Москву. Наконец, только что ваша любимая «Афиша» устами своего главного редактора заявила о наступлении «нового времени» - времени «плохих новостей». Что это, на ваш взгляд – салонное фрондерство, коммерциализация радикального? Или возвращение «хороших дней» и общественного смысла для глянца еще возможно?

Начинается все, конечно, с салонного фрондерства и коммерциализации радикального. Но я уверена, что этим не закончится. Во-первых, по собственному опыту могу сказать, что иметь определенную общественную позицию довольно увлекательно. Наличие или отсутствие у человека политических взглядов значительно больше связано с его темпераментом, чем это принято считать. Соответственно со своими темпераментами и поведут себя трудящиеся гламура: наиболее азартные из них увлекутся политикой, оттащить их от нее будет трудно, а робкие их за это осудят. Во-вторых, несмотря на общепринятую глупость гламура, люди в нем трудятся совсем не глупые. Они не могут не понимать, что существующая сегодня политическая ситуация несет в себе потенциальную угрозу и для их уютного бархатного мира: меньше свободы в России означает в то же время и меньше денег; так называемая смена элит происходит в совершенном противоречии со всей стилистикой гламура. Ксения Собчак, занявшая место Ренаты Литвиновой – неадекватная замена, и ее, поверьте, никто не жаждет. Когда [вице-президент Альфа-банка Александр] Гафин уедет, они что, [замглавы администрации президента Игоря] Сечина будут на тусовках фотографировать? Вы его лицо видели? Кроме того, если даже мелкий бизнес, поначалу столь радовавшийся атаке на олигархов, уже приуныл и почувствовал на себе давление государственного рэкета, неужели вы думаете, что это не беспокоит какой-нибудь Bosco di Ciliegi? Конечно, отнять Vogue у Condé Nast значительно труднее, чем «Афишу» у [председателя Совета директоров ЗАО «Афиша интдастриз»] Антона Кудряшова, но при желании возможно и это. Поэтому салонное фрондерство очень быстро превратится в простую и искреннюю борьбу за существование. Кто-то, естественно, изберет тактику мирного сосуществования, быстро переходящего в сервильность. А кто-то, если изданию придется умирать, будет делать это красиво – уж в этом-то гламур толк знает.
Вообще, вы, наверное, заметили, как быстро мы возвращаемся к тому положению, в котором наши разногласия, еще вчера столь непримиримо нас разделявшие, становятся несущественными - ровно как позавчера. Так вот в гламуре, не стоит забывать, работает много людей из нашей с вами социальной среды, приверженных либерализму не меньше нас и получившим от него не меньше нашего (а в материальном исчислении, наверное, больше), рассматривающих возможность эмиграции как несчастье. И мне крайне трудно поверить, что никто из них не испытывает брезгливого возмущения, не чувствует своей прежней беспечной причастности к нынешней реставрации и не имеет желания ей противостоять.

Критическая масса, 2004, 4

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:05 В садике под Улан-Удэ нет отопления четвертый год. Дети играют в куртках
17:47 За 2019 год российские YouTube-блогеры заработали на рекламных интеграциях 3 млрд рублей
16:30 Попавшие в воду антидепрессанты влияют на поведение рыб
16:27 Чеченская соцсеть Mylistory включила Крым в состав Украины. Ее использует Кадыров после блокировки с Instagram
15:54 Один из самых успешных боксеров в мире Флойд Мейвезер вернется на ринг
15:38 Жителя Смоленской области оштрафовали за ролик во «ВКонтакте» со Сталиным
15:03 Военная прокуратура: за год в России от дедовщины пострадали более 100 солдат
15:01 Пол Маккартни выпустил две новых песни
14:15 Роспотребнадзор заметил «радиационный инцидент» в Южно-Китайском море
13:44 Глава «Тинькофф» обвинил Сбербанк в краже идей и сотрудников
13:09 Минздрав предложил следить за здоровьем работников с помощью телемедицины
13:00 Новая болезнь кораллов обнаружена в Тихом океане
12:51 Полина Гагарина судится за аранжировку «Кукушки». Истец настаивает, что Меладзе украл музыку
12:46 В Москве вручили премии «Просветитель» и «Просветитель.Digital»
12:00 Собачьи и овечьи кости помогут лечить переломы крыльев птиц
11:47 WWF потребовал, чтобы власти Карачаево-Черкессии остановили вырубку 25 га лесов в Архызе
11:45 Родственники жертв домашнего насилия потребовали проверить на профпригодность замминистра юстиции. Он называл проблему преувеличенной
11:08 В Башкирии бывших полицейских приговорили к трем годам лишения свободы за пытки электрошокером
10:44 Военкомат знал о склонности к суициду студента, устроившего стрельбу в колледже Благовещенска
10:18 «Яндекс» профинансирует новый сезон «Смешариков». Он выйдет в 2020 году
10:00 В Непале нашли место размножения самых редких в мире крокодилов
09:48 Victoria’s Secret впервые за 25 лет отменила показ
09:39 В Калифорнии прошла презентация первого электропикапа Сybertruck от Tesla
08:48 Приморскому бизнесмену отменили приговор по делу о хищении 300 млн рублей
08:02 «Победа» предупредила о возможных катастрофах из-за халатности сотрудников аэропортов
06:41 В московских аптеках впервые появилась услуга экспресс-кредитования
05:53 Самый первый номер комиксов Marvel продали за $1,26 млн
05:32 Twitter разрешил пользователям скрывать ответы на свои публикации
21.11 22:01 Российского программиста приговорили в США к четырем годам тюрьмы
21.11 21:23 Глава ФСИН пообещал россиянам новые тюрьмы
21.11 20:58 Оксфордский словарь назвал главное слово 2019 года
21.11 20:40 Группа KISS отыграла подводный концерт для акул, но ни одна из хищниц не захотела слушать
21.11 19:57 ФБК опубликовал подробное расследование о главе Роскосмоса. Рогозин назван «космически богатым»
21.11 19:35 Путин наградил звездами Героев России летчиков, которые посадили самолет в кукурузное поле
21.11 19:00 Испания начала расследование по поводу вмешательства ГРУ в дела Каталонии
21.11 18:07 В Курске несовершеннолетнего оштрафовали за отрывок из «Тома и Джерри» с нацистской символикой
21.11 17:16 Госдума приняла закон об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны
21.11 16:20 В Перми на школьницу завели дело об убийстве. Она спасала бабушку и подругу от побоев пьяного отчима
21.11 16:19 Госдума разрешила признать любого человека иностранным агентом
21.11 15:39 Большинство работодателей не будут выплачивать новогодние премии
21.11 15:35 Жители России выстроились в очередь к наркологам
21.11 14:55 «Каста» записала новый гимн России и предложила его Путину
21.11 14:17 В Петрозаводске чиновницу уволят за оскорбления горожан, которые «мусор до помойки не донесли»
21.11 14:02 Российский космонавт заявил, что космос не предназначен для женщин
21.11 14:00 Около тысячи лет назад на берега Аравийского полуострова обрушилось сильное цунами
21.11 13:32 ФСБ утверждает, что не крало унитазы с кораблей, задержанных в Керченском заливе
21.11 13:24 В Турции пропал российский футболист
21.11 13:03 Прототип ракеты SpaceX для межпланетных полетов взорвался во время испытаний
21.11 13:00 Найденное в Норвегии двойное погребение удивило археологов
21.11 12:51 ФБК подал иск к президенту России из-за уголовного дела против фонда
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.