25 сентября 2020, пятница, 17:08
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 февраля 2005, 22:35

Илья Хржановский: «Это были звуки ада».

Фильм Ильи Хржановского «Четыре» по сценарию Владимира Сорокина, его дебют в полнометражном формате, стал обладателем самого внушительного «тигра» - основной награды Роттердамского кинофестиваля. Премьера фильма состоялась в московском Доме кино. Снимался фильм долго и еще какое-то время тихо томился под спудом Минкульта, которое фильм профинансировало, а потом испугалось  выпустить его в прокат. Звезд в фильме нет, кроме Сергея Шнурова, сыгравшего там одну из главных ролей.Зато есть сестры-стриптизерши и много пьяных бабушек из деревни под Арзамасом-16. В российский прокат фильм все же выходит: победа в Роттердаме и собвыходит в апреле. Но уже сегодня он стал объектом бурных дебатов среди профессионалов и зрителей. Разговор с Ильей Хржановским ведет Алена Карась.

 

Илья, насколько это необычная ситуация, что после второго показа в Роттердаме были раскуплены билеты на все шесть сеансов вперед?

Обычно на фестивалях с каждым показом продажи падают. Здесь с каждым показом они росли. Теперь фильм выходит в 27 кинотеатрах Голландии. Он куплен многими странами для показов.

 Вы успевали следить за фестивальным контекстом?

В Роттердаме я не видел ничего. У нас был очень жесткий график интервью, переговоров по поводу следующих показов. Там было множество круглых столов. Вообще, фестиваль устроен невероятно свободно по атмосфере, притом, что это один из самых больших фестивалей мира: две с половиной тысяч гостей, десятки программ, все крупнейшие продюсеры, рынок новых кинопроектов.

Это фестиваль арт-хаузный?

Это независимый кинофестиваль, который, кажется, даже не входит в официальную классификацию – «А» или «Б». Но он невероятно влиятелен, потому что открывает новые имена. Это менее коммерциализованное мероприятие, чем все другие.

Почему фильм все еще не вышел у нас на экраны?

Мы должны были выйти в феврале, но в связи с замедлением получения разрешения на прокат фильм выйдет только в апреле.

С чем, на ваш взгляд, связана эта ситуация с задержкой выпуска фильма в прокат?

Для меня это область абсолютной загадки: как логика запрещения, так и логика разрешения. Но я это расцениваю как некую ошибку и взаимное недопонимание. Хочется верить, что это не тенденция. Хотя формально, действительно было запрещение.

В Роттердаме ваш фильм восприняли как кино про современную Россию или как-то иначе?

Никакая картина не может на вас действовать, если вы не понимаете, что это не только, скажем, про Африку, но и про вас.  И я очень благодарен Минкульту, что они увидели это. С нами в Роттердаме был начальник управления кинематографии господин  Лазорук. Сейчас Федеральное агентство по кинематографии рекомендует фильм для многих международных фестивалей: это означает, что к фильму относятся не как к политическому, но как к художественному продукту. И такая же реакция у западных зрителей.

Самый дискуссионный фрагмент вашего фильма связан с квазидокументальной сценой из «деревенской жизни», где бабушки делают кукол из хлебных мякишей и занимаются чуть ли не свальным грехом.  Насколько документален этот пласт повествования?

Мы снимали эту часть в огромной деревне, где живет больше тысячи человек, а не пять бабушек, как у нас. Деревня находится под Арзамасом-16. С другой стороны – Мордовия, где расположены зоны. С третей стороны – святые места Саров и Дивеево, с четвертой – родина Стеньки Разина и имение Карамзина. Это такая же игровая ситуация, как и в остальном фильме.  Весь фильм снимался летом, а в кадре - ранняя весна. На улице - плюс 25, а бедные бабушки в зимних тулупах. Какое уж тут документальное кино!

Некоторые критики  вам инкриминируют спаивание бабушек и доведение их до свинского состояния  в целях очернительства. Что вы с бабушками сделали?

В деревне трудно вести себя иначе, чем это в ней принято. Напиваясь, наши бабушки иногда раздевались. Они предложили сделать это в фильме и спросили: «Можно?». Я сказал: «Да, конечно». За время работы мы перешли с ними к приятельским отношениям: ведь фильм снимался неимоверно долго, так что я подружился с ними. 

«Четыре» представляет довольно темный лик нашей жизни. Вы не думали о том, что фильм может попасть в опасную зону «патриотической» критики?

Я не снимал картину про «образ России». Я снимал картину про людей, которые живут в определенной ситуации. И деревню я снимал как то место, где люди более открыты в своих светлых и черных проявлениях, чем в городе. В городе я никогда не узнаю, как ты плачешь, злишься, моешь руки, если не проведу с тобой много времени. Город огромный, люди общаются в нем на уровне «Как дела? – ОК!» В деревне тебе расскажут, как дела. Это другой тип отношений. И именно он меня интересовал. Люди стандартизируются, теряют лицо. Они все более зависимы от внешних условий жизни.

Роттердамское жюри дало емкую, изысканную  формулировку того, за что ими отмечен фильм. На мой взгляд, она   прекрасно представляет высокий уровень роттердамской экспертизы: "опустошительный кошмар, который вводит нас в неясное состояние между ложью и правдой. Илья Хржановский продемонстрировал большую смелость в выборе сюжета и показе распада общества, которое само себя пожирает… В особенности нам понравилось его радикальное отношение к женщинам в эпизодах, посвященных молодым проституткам и традиционным бабушкам". Как вы можете прокомментировать это?

Как достоинство картины  они отметили это мерцание между правдой и ложью. То, про что мы сделали кино, является глубинной проблемой во всем европейском мире, а не только в России.

Испытываешь сильный эстетический шок, когда видишь в фильме  старух, тискающих друг друга за обвислые груди. Но и история про мякиши, которые они делают своими беззубыми ртами, чтобы потом набивать ими куклы, шокирует не меньше. Вокруг этой части фильма и разгорелся целый спор, именно она, кажется, разделила зрителей на тех, кто «за» и кто «против». В чем для вас смысл этого мифа о  куклах?

Это история про потерю лица. Про живое и неживое. Эти вещи, тем более, когда получаешь их на неожиданном уровне, больно задевают всех, не только русских. Надеюсь, что именно так фильм в Роттердаме и восприняли.

Было ли неожиданностью для вас, что фильм, профинансированный Минкультом, им же поначалу не был допущен к показу?

Я этого совершенно не ожидал. Нам была предъявлена формальная претензия, что фильм не соответствует заявленному метражу. Далее, было сказано, что с точки зрения художественной логики такой хронометраж не убедителен. Но для подобных заявлений необходима экспертиза, коей не являются чиновники Минкульта. Всю эту историю с задержкой проката я воспринимаю как недопонимание, как внезапно возникшие страхи. Поначалу, видимо, решили, что я сделал высказывание идеологического характера. Но когда стало ясно, что это не так – решение было отменено, и фильм рекомендован к показам не только в отечественном прокате, но и на ряде фестивалей – в Ханты-Мансийске, на «Днях российской культуры» в Болонье...

В фильме  тематизированы боль, война, распад.

Это опасность, которая существует во всем мире - то, как живого человека превращают в массу, затем – в живое мясо, отправляемое на войну. Замороженное мясо – один из главных мотивов фильма. Но мы же не только мясо. Мы  - что-то еще...

Кажется, что это в большей степени наши родные страхи.

Какие же родные! Половина американских фильмов про то, что человека случайно могут взять и перемолоть. Конечно, я снимаю про то, что знаю. Я много ездил по деревням и до фильма, и специально для него. Я хорошо знаю, как выглядит русская деревня сегодня. И именно поэтому я вырезал очень много жесткого материала. Например, привезли мы продюсера Елену Яцуру на натуру. Ее как боярыню Морозову посадили в сани и повезли. Белый снег, возчик, и собачки за ними. И вдруг из какого-то двора выбегает еще одна собачка, побольше, и тогда возчик останавливается, достает топор, и ту, второю собачку разрубает пополам. У Яцуры – шок, а возчик говорит, улыбаясь и вытирая топор: «Не бойтесь, милая, со мной с вами ничего не случится». И поехал дальше. Это довольно жесткая система жизни, другой тип общения.
Я мог рассказать гораздо более страшные истории про деревенскую жизнь. Только не считал это нужным, не хотел в эту сторону идти. Но глупо, простите, осуждать Гойю, у которого в некоторых картинах есть старые женщины с голой грудью. Или задайте вопрос: «А не оскорбил ли жизнь художник Босх?» Это другой тип авторского зрения, его можно принимать или нет, он может быть более или менее совершенен, более или менее востребован временем.

История с деревней является внутренней оппозицией обезличенному городу? Вы для этого отправили сюжет в деревню?

Нет, чтобы найти не противоположный, а другой тип жизни, эмоциональных реакций, отношений. Другой тип социума. Почему там живут одни бабушки? Потому что мужики все вымерли или и от пьянства померли. И Марат, который продает куклы, - ему эта жизнь тоже невыносима. Он потому и вешается. Но в деревне другая степень откровенности: в городе врут, а в деревне не врут. Там все еще знают, что слово материально. Можно в это верить, можно нет, но слово имеет силу. С этого, собственно, и начинается фильм – с истории про клонирование, которую сочиняет один из героев. Все трое, собравшиеся случайно в ночном баре, понимают, что каждый из них врет. Но при этом каждый готов верить в ложь, которую предлагает другой. И наши сестры, кто они – фантастические клоны или близнецы? Правда или нет, что на рынке торгуют мясом 1969 года? Но правда, что годами замороженное мясо существует и продается. И собаки, которые так визжат, существуют. И они еще больше зависят от обстоятельств, чем люди. Про это фильм? Или про что-то, чему  еще нет имени, что вообще - не назвать. 

Что вы собираетесь снимать дальше?

У меня есть три разных проекта. Один – это современная версия «Шагреневой кожи» Бальзака. История про то, что человек не может прожить два варианта жизни: одну – стремительную, насыщенную, но короткую, а другую – очень осторожную, но долгую.
Другой проект – про академика Ландау по мотивам потрясающей  книги его жены Коры.
Еще один проект по мотивам «Райского сада» Хемингуэя, романа, который он писал всю жизнь. Это автобиографическая история про то, как герой с молодой женой едет в чудесное путешествие по побережью Франции и Испании, они любят друг друга, вкусно едят, пьют. И вдруг все начинает рушиться. Как написал мудрый Хемингуэй,  «это роман о безмятежном счастье, которое мы неизбежно теряем».

То есть, вы уходите от современности?

Эти проблемы не сегодняшние, просто они сегодня обострены. То, что мы не можем, не умеем быть счастливыми, что счастье превращается в кошмар – одна из главных историй человечества.

У вас есть рецепт спасения?

Рецепта нет, но мне кажется, что важно поставить вопрос, на секунду притормозить какие-то разрушительные события. Когда Анатолий Эфрос сделал свой выдающийся спектакль «Дальше тишина», многие говорили: это спектакль, после которого хочется позвонить родителям. Это не значит, что все переменилось в этих отношениях. Но то, что одним звонком стало больше – важно. Важно, если спектакль или фильм на секунду дал это почувствовать. Мы все время промахиваем важное – так комфортнее. А на самом деле, это промахивание – гарантия глубинного, чудовищного дискомфорта, который нарастает с каждой минутой.

Но если беречь себя, жить расчетливо и сдержанно, максимально охранять себя от внутренних и внешних взрывов …

… перестанешь быть человеком...

... зато оградишь свою жизнь от катастрофы…

…именно таким образом ты ее в катастрофу и превратишь. Не затрачивая ничего, можно опустошиться. Единственный в нашем фильме, в ком происходят страшные метания, кто раздираем невероятными вопросами, и, кто, тем не менее, выживает – это Марина.

Все темы, вокруг которых бродит ваше сознание, связаны ...

… со страхом. С ощущением невероятного страха за себя и за близких мне людей. Страха, что мы перестаем чувствовать. Эмоции испытываем, а чувства – нет. Я про себя говорю. И вот это ощущение ужаса от себя самого…

Мне кажется, что это чувство очень связано с вашим поколением.

Безусловно, и чем дальше, тем больше. Но вот мы говорили о «Шагреневой коже». Эта вещь написана полтора столетия назад!  И там  - тот же ужас.

С такими мыслями вам, вероятно, следует окончить жизнь в какой-нибудь забытой африканской деревне (если такая еще найдется к тому времени), и там предаваться первозданной невинности чувств.

Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях и приключениях. Я  учился в Германии и мог там снимать фильмы. Но вернулся я абсолютно осознанно. Там все эти процессы страшнее: они сами чувствуют, как зомбизируются. Но мы пока что чувствуем это намного острее.

У вас в фильме совершенно невероятный звук. Нечеловеческий. Как вы пришли к нему?

Я однажды шел по Никольской и увидел машину, которая откачивает воду из асфальта. Это были звуки ада.


 

Обсудите в соцсетях

Главные новости

17:05 Минздрав планирует внести препараты от COVID-19 в список жизненно важных
16:20 Прокуратура Красноярского края потребовала ликвидировать «Церковь последнего завета»
16:14 Путин предложил США и другим странам заключить соглашение о невмешательстве в выборы
15:38 В мэрии Москвы решили не штрафовать пенсионеров за выход из дома
15:17 «Интерфакс»: правительство готово ускорить вакцинацию от COVID-19 на фоне роста заболеваемости в России
14:59 Netflix покажет первый российский документальный фильм. Это лента о тюрьме «Кресты»
14:26 В Челябинской области завели уголовное дело из-за сбыта героина против 90-летней пенсионерки
14:00 Хромированную сталь впервые получили в XI веке в Персии
13:57 В Париже у здания Charlie Hebdo неизвестный напал с ножом на прохожих. Есть раненые
13:20 Роспотребнадзор потребовал от россиян сократить посещение общественных мест в связи с ростом COVID-19
12:22 Вице-мэра Ялты уволили за поддержку протестов в Белоруссии и обвинения в адрес российских силовиков
12:00 В Швеции нашли захоронение собаки времен неолита
11:27 В России число заболевших коронавирусом за сутки впервые с июня превысило 7 тыс. человек
11:03 МИД Франции начал выяснять, как в прессу попали детали разговора Путина и Макрона о Навальном
10:25 В Великобритании прочитан геном штамма плесени, из которого Александр Флеминг впервые выделил пенициллин
10:22 Ким Чен Ын извинился за убийство южнокорейского чиновника в КНДР
09:45 Навальный останется в Германии до окончания курса реабилитации
09:18 Собянин призвал москвичей старше 65 лет не выходить из дома с 28 сентября
24.09 21:54 «Ситуация усложняется»: Собянин заявил о значительном росте случаев госпитализации с ковидом
24.09 21:01 BI: Макрон был возмущен предположением Путина о том, что Навальный отравился сам
24.09 20:18 В Минске пропала адвокат Марии Колесниковой Людмила Казак
24.09 20:05 В Москве вновь могут вернуть карантин для пенсионеров
24.09 19:30 Tinder и Spotifay объединились с Epic Games в коалицию против комиссии App Store
24.09 19:00 Московские власти попросят 5 тыс. столичных компаний вернуть работников на удаленную работу
24.09 18:24 Россия требует от Германии передать все данные по делу Навального в течение следующих 10 дней
24.09 17:51 Златан Ибрагимович заразился коронавирусом
24.09 17:25 Спортивный суд в Швейцарии оправдал российских биатлонисток Романову и Вилухину по делу о допинге на Олимпиаде в Сочи
24.09 16:38 Российский препарат для лечения COVID-19 «Авифавир» будет стоить 8 тыс. рублей
24.09 16:37 Призовой фонд Нобелевской премии увеличен до $1,1 млн
24.09 16:02 ФСБ не будет инициировать проверку из-за статьи о слежке за Навальным
24.09 15:55 Приставы арестовали квартиру Навального в Москве
24.09 15:25 «Я думаю, что вытащил ослиные уши». Эдриан Броуди рассказал, что сделал прививку российской вакциной от COVID-19
24.09 15:14 Уборщица случайно победила на выборах главы поселка в Костромской области. Бывший глава пообещал ей помогать
24.09 14:24 Отец Максима «Тесака» Марцинкевича заявил, что нашел следы пыток на теле сына
24.09 14:03 По данным ВЦИОМ, 75% россиян не хотят видеть своих детей и внуков блогерами
24.09 14:00 В алтайской пещере нашли два зуба неандертальцев
24.09 13:58 Южная Корея обвинила КНДР в убийстве своего чиновника
24.09 13:05 Путина выдвинули на Нобелевскую премию мира. Ранее на нее выдвинули Навального
24.09 12:32 «Не все из этих фактов имели признаки состава преступления». Росфинмониторинг прокомментировал утечку документов Минфина США
24.09 12:00 Мимо Земли сегодня пролетит астероид размером с небольшой автобус
24.09 11:56 Трамп отказался пообещать мирно передать власть в случае поражения на президентских выборах
24.09 11:25 Умер оперный певец Вячеслав Войнаровский
24.09 10:58 В России зарегистрировали более 6,5 тыс. новых случаев COVID-19 за сутки
24.09 10:17 Корпорация Mars переименует Uncle Benʼs в Ben's Original
24.09 10:00 Новый вид микроквакш открыт в Таиланде
24.09 09:42 Частные клиники и аптеки остались без одной из самых популярных вакцин от гриппа «Ультрикс»
23.09 21:55 ФАС начнет проверку адекватности цены российского препарата от коронавируса «Арепливир». В аптеках он стоит от 12 тыс. рублей, клинические испытания в Японии показали его неэффективность
23.09 21:24 Санкции против Пригожина вызывали волну увольнений
23.09 21:03 Болгария вышлет из страны двоих российских дипломатов. Их подозревают в шпионаже
23.09 20:28 Прилетевших из-за рубежа россиян обязали пройти карантин
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.