Адрес: https://polit.ru/article/2005/02/28/ecomshreder/


28 февраля 2005, 00:03

Берлин - Багдад

Начинающийся визит канцлера Германии Герхарда Шрёдера в страны Персидского залива скорее всего будет сопровожден подписанием протокола о намерениях крупномасштабного проекта - строительства магнитной железной дороги "Трансрапид" для осуществления пассажирских перевозок нефтедобывающих эмиратах персидского залива. Самая длинная (ок. 800 км)сверхскоростная железная дорога - безусловно очень эффектный и капиталоемкий проект.

До сих пор германские опыты по строительству скоростных магистралей ограничиливались Китаем - там во время визита канцлера была открыта 30-километровая скоростная трасса, соединившая шанхайский аэропорт "Пудадунг" с гигантским мегаполисом.

Инвестиции в проект оцениваются в $11 млрд. Но не только это делает его столь значительным. Германские корпорации становятся все активнее в регионах, которые имеют ключевое значение на геополитической карте мира. Такими регионами безусловно являются и страны бассейна Персидского залива, и центральноазиатские страны.

Можно говорить также о значительных германских инвестициях в Иране, в Туркмении. Это - складывающаяся ось новой геополитической нефтяной игры - см. например "Индия меняет энергетическую карту мира". И пусть добычу нефти в странах Персидского залива продолжают контролировать американцы, но инфраструктура стран все больше формируется при непосредственном участии немецкого капитала.

Можно вспомнить активность германского капитала перед началом первой мировой войны - железную дорогу Берлин - Багдад - Басра, строившуюся при активном участии германских инженеров. Тогда немцы тоже, не торопясь, основательно  создавали инфраструктуру, воспитывали людей, которые стали основой блока Центральных держав. Эта "агентура влияния" стала проводником для германского влияния в ходе дальнейших событий на Ближнем и Среднем Востоке. 

 У России тоже есть в регионе свои собственные геополитические интересы - Россия рассчитывает принять участие в формировании стратегического корридора Персидский залив - Европа. Проект российской государственной компании РЖД по строительству порта Оля ( вблизи Астрахани) - как раз относится к такому геополитическому проекту, от которого Россия рассчитывает получить бонусы, как основной перевозчик грузов. Проблемы за малым - нужно достроить порт и договориться с Ираном

Германия, как уже сказано рассчитывает построить пассажирскую дорогу, а Россия строит инфраструктуру для перевалки грузов. Однако, время, которое Россия тратит  на реализацию проекта и рассогласованность действий разных российских ведомств и корпораций может привести к тому, что когда порт будет достроен, России придется столкнуться с новой реальностью. Признаком такой новой реальности и является проект германской скоростной трассы, приуроченной к визиту канцлера Шредера.