Адрес: https://polit.ru/article/2005/03/15/table/


15 марта 2005, 18:49

Формирование инвестиционного климата в электроэнергетике на основе государственно-частного партнерства

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Электроэнергетика России на протяжении длительного периода испытывает хронический дефицит инвестиций. В период экономического спада 90-х годов кратное снижение вводов мощности электростанций и электрических сетей, а также сокращение объемов регулярных ремонтных работ привело к ускоренному износу производственных мощностей.

По данным РАО «ЕЭС России» к 2003 г. физический износ оборудования на тепловых электростанциях достиг 70%, а на ГЭС - 80%. Нормативный парковый ресурс безаварийной эксплуатации выработан на 41% ТЭС и 50% ГЭС. Вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны за последние 15 лет составляли в среднем не более 1 млн. кВт в год, что в 4-5 раз ниже необходимых для компенсации выбывающих мощностей.

Вместе с тем устойчивый рост энергетических потребностей страны в течение следующих 10 лет заставляет особенно тщательно оценить существующие производственные возможности электроэнергетики, ее способность надежно и эффективно обеспечивать растущий спрос на электроэнергию и тепло, и на этой основе определить реальные масштабы необходимой модернизации и развития отрасли.

По прогнозным оценкам в зависимости от уровня электропотребления суммарная потребность в генерирующей мощности по ЕЭС России вырастет в 2005 г. до 197-199 млн. кВт, к 2010 г. до 211-217 млн. кВт, а к 2015 г. - до 227-241 млн. кВт.

В то же время суммарная установленная мощность действующих электростанций всех типов (без проведения технического перевооружения на ТЭС) снизится к 2010 г. на 15 млн. кВт, что составляет 7% от установленной мощности в 2000 г., а к 2015 году ожидаемое выбытие вырастет до 46 млн. кВт (22% от уровня 2000 г.).

В рамках действующего в России законодательства привлечение инвестиционных средств в электроэнергетику может осуществляться посредством целевых инвестиционных средств (ЦИС) в абонентной плате ОАО РАО «ЕЭС России», а так же с помощью привлечения кредитов, размещения облигаций и эмиссии акций. При этом на ЦИС приходится до 30-40% всех инвестиций в электроэнергетику (без учета АЭС). Целевой характер этих средств предполагает их использование, в основном, для реализации системных требований к развитию отрасли.

В динамике инвестиций наблюдается рост за счет собственных средств ОАО РАО «ЕЭС России», которые направляются на модернизацию и поддержание изнашивающегося паркового ресурса, а также на строительство новых объектов, таких как Бурейская ГЭС, Калининградская ТЭЦ-2 и ряд других объектов.

Возможность строительства новых электростанций ограничена существующим уровнем тарифов на электроэнергию и темпами его роста, задаваемых государством.

В связи с этим проблема привлечения инвестиций приобретает особую остроту, поскольку недостаток инвестиционных средств в отрасли и снижение мощности электрических станций могут привести к серьезным последствиям для всей экономики России.

Участники «круглого стола» обращают внимание, что основной принцип инвестиционной политики в электроэнергетике - обеспечение устойчивого и эффективного ее развития, удовлетворяющего потребности страны в электрической энергии, с сохранением технологической целостности Единой электроэнергетической системы и обеспечением энергетической безопасности России.

В ходе процесса реформирования электроэнергетики России существенно меняются условия инвестиций в отрасль и роль государства в данном процессе. Федеральным законом РФ «Об электроэнергетике» сформулирована государственная политика в сфере электроэнергетики и основные принципы организации экономических отношений в этой сфере. Наряду с сохранением традиционных приоритетов энергетической политики: требования энергетической безопасности, технологического единства, надежности и устойчивости функционирования электроэнергетики, законодательно предусматривается создание конкурентной среды, для развития которой требуется разработка адекватных ситуации механизмов управления и регулирования, сочетающих долгосрочные интересы государства и частного бизнеса.

Именно поэтому одна из главных задач реформ энергетики - привлечение стратегических инвестиций. Необходимо, чтобы инвесторы убедились в стабильности рыночных отношений и решились на инвестиции необходимого масштаба, ориентируясь на устойчивые ценовые  рыночные сигналы.

Очевидно, что для недопущения снижения надежности энергоснабжения необходимо уже на переходном этапе реформирования электроэнергетики создание действенного механизма гарантирования инвестиций, предусматривающего заключение долгосрочных договоров по формированию резерва генерирующих мощностей и долгосрочных договоров на поставку топлива.

Участники «круглого стола» полагают целесообразным развитие конкурентного рынка мощности целью которого является увеличение балансовой надежности и надежности функционирования энергосистемы, повышения эффективности производства электрической энергии, стимулирования снижения издержек.

При этом основным звеном в механизме гарантирования инвестиций в формирование технологического резерва является выбор контрагента в долгосрочном договоре с инвестором на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей. Оптимальным агентом, по мнению участников «круглого стола», может выступить Системный оператор ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», так как своим функциональным назначением обеспечивает наименьший конфликт интересов. В целях государственного регулирования и снижения рисков Правительство РФ может регламентировать порядок оказания и оплаты услуг по формированию технологического резерва мощностей, включая определение контрагента.

По прогнозным оценкам, применение механизма гарантирования инвестиций незначительно увеличит финансовую нагрузку на рыночное сообщество. При десятилетнем сроке гарантирования инвестиций, реализация указанного механизма, рассчитанного на введение 3 800 МВт установленной мощности, стоимостью ориентировочно 700 долларов за 1 кВт, при 15% норме доходности на инвестированный капитал увеличит существующий средний тариф на электрическую энергию для конечного потребителя на 2.7% или на 1.69 копейки при объеме рьюка электрической энергии порядка 600 000 млн. кВтч.

Предлагаемый  механизм  гарантирования инвестиций  означает,  по  сути,  смену сложившейся  за много  лет  системы,  в  соответствии  с  которой  сбор средств для инвестиций производился до осуществления самих инвестиций и обычно затягивался на годы.

В зависимости от долгосрочных сценариев электропотребления, для обеспечения балансов мощности и энергии на территории ЕЭС России необходимые вводы мощностей должны составить:

в 2010 году -19-25 млн. кВт;

в 2015 году - 46-62 млн. кВт.

Для реализации данной инвестиционной программы требуется капиталовложения в сфере генерации в объеме 48-65 млрд. долларов, следовательно необходимо инвестировать не менее 4,4 млрд. долларов в год. В настоящее время Инвестиционной программой РАО «ЕЭС России» предусматриваются инвестиции порядка 570 млн. долларов в год.

Представляется актуальным еще одно из направлений привлечения инвестиций в электроэнергетику, возможность финансирования инвестиционных проектов в области электроэнергетики посредством использования инструментов «Киотского протокола», ратифицированного Россией 05.11.2004.

Однако в настоящий момент возможность использования инструментов «Киотского протокола» в России существенно ограничена отсутствием правового поля, регулирующего взаимоотношения как между участниками «Киотского протокола», так и между государством и хозяйствующими субъектами.

Определяя политику развития отрасли, необходимо сформировать новый механизм государственного регулирования и контроля в этом секторе, адекватный условиям и результатам либерализации в электроэнергетике, создать систему экономических мер, стимулирующих движение инвестиций в электроэнергетике.

К числу таких направлений целесообразно отнести налоговые, кредитные, экспортно-импортные, использование которых делает экономически привлекательным разработку инвесторам стратегических планов и инвестиционных программ, предоставление государством гарантийных обязательств с целью снижения стратегических рисков инвесторов. Вариантами таких обязательств могут быть долевое финансирование, льготное кредитование, обеспечение облигационных займов, гарантированные закупки электроэнергии у сооружаемых электростанций, страхование и гарантирования доходности.

 Участники Круглого стола отмечают, что основой государственной политики в сфере инвестиций должна служить соответствующая законодательная и нормативно-правовая база, которая бы регламентировала присутствие инвесторов в электроэнергетике на основе соблюдения принципа неприкосновенности частной собственности, включая защиту прав миноритарных (мелких) акционеров законодательством и судебной системой.

 В новых условиях требуется рационализация структуры управления инвестиционным процессом в электроэнергетике с целью постоянного мониторинга выполнения инвестиционных программ, независимо от видов собственности объектов электроэнергетики, а также разработку прогнозов балансов электропотребления и на этой основе проведения мониторинга развития электроэнергетики в целом. Основной задачей при этом должно стать оценка соответствия принятых инвестиционных программ  тенденции стабильного и эффективного развития электроэнергетики.

Участники Круглого стола обращают внимание на то, что важным звеном в инвестиционной привлекательности электроэнергетики России является уровень ее информационной открытости, полноты и достоверности информации, свободного доступа к ней заинтересованных лиц в соответствии с федеральными законами, требованиями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Переход на рыночные механизмы ценообразования, сокращение государственных капитальных вложений в отрасль и поддержания необходимого энергостроительного и научно- технического потенциала обуславливают принятие и переход к новой инвестиционной политике в электроэнергетике, предусматривающей реализацию комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности компании, пересмотр приоритетов использования инвестиционных ресурсов, воссоздание системы долгосрочного прогнозирования электропотребления и максимума электрической нагрузки, основанной на прогнозах развития экономики страны и регионов и долгосрочных договорных отношениях с крупными потребителями электроэнергии или энергокомпаниями.

В целях формирования инвестиционного климата в электроэнергетике, создания благоприятных условий для вложения средств на основе государственно-частного партнерства, участники «Круглого стола» рекомендуют Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:

Сформировать совместную рабочую группу по разработке концепции государственно-частного партнерства в электроэнергетике с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, хозяйствующих субъектов и научных организаций;

Провести анализ реализации инвестиционных параметров Энергетической стратегии до 2020 года в электроэнергетике и внести соответствующие коррективы;

Проанализировать зарубежный опыт государственно-частного партнерства и рассмотреть перспективы его применения в Российской Федерации;

Повысить уровень информационной открытости энергетической отрасли, полноты, объективности и достоверности информации, свободного доступа к ней заинтересованных лиц на основании федеральных законов;

Разработать концепцию государственно-частного партнерства, предусмотрев при этом:

  • создание нормативной базы механизма гарантирования инвестиций в электроэнергетике в переходный период реформирования, развития рынка мощностей и системных услуг;
  • реализацию мероприятий по совершенствованию организационных и финансовых механизмов, создающих соответствующие условия привлечения инвестиций в электроэнергетику, в т.ч. налоговые, кредитные, экспортно-импортные, страхования и гарантирования доходности;
  • разработку нормативных правовых актов специального раздела законодательства, обеспечивающего эффективную реализацию в Российской Федерации положений Киотского протокола для расширения спектра инвестиционных проектов в электроэнергетике.

15 марта 2005 года