НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 марта 2005, 09:08

Размягченный доллар нефтяного президента

Очередной скачок доллара вверх тут же вызвал массу комментариев по поводу денежной политики США, которая внешне напоминает тяни-толкая: с одной стороны, эмиссия долларов постоянно растет, и это тянет американскую валюту вниз. С другой стороны, Федеральная резервная система периодически повышает процентную ставку, что тянет доллар вверх. Большинство комментаторов сходятся на том, что денежная эмиссия нужна США для поддержания депрессивной экономики “на плаву”, а периодические повышения процентных ставок должны подкрепить заявления высокопоставленных представителей американской администрации “о приверженности политике сильного доллара”.

Естественно, положительное воздействие на экономику от роста денежной массы гораздо сильнее, чем отрицательное влияние повышения процентных ставок. Тем более, что это повышение производится микроскопическими дозами, - каждый квартал на 0,25%, - да еще и с очень низкого уровня. Можно даже сказать, что экономика США пока малочувствительна к такому уровню процентных ставок, и поэтому, подкрепляя слова представителей монетарных властей делом, ФРС ничем не рискует. Кроме того, периодические скачки доллара выбивают козыри из рук европейских и азиатских оппонентов, очень недовольных удешевлением доллара и, соответственно, удорожанием евро и иены. Складывается ощущение, что как только европейский Центробанк или Банк Японии готовятся принять меры, направленные на удешевление своих валют, ФРС тут же повышает ставки, и доллар взлетает под небеса. И тогда потребность в специальных действиях по удешевлению евро и иены вроде бы становится неактуальной. Но потом, через некоторое время, все возвращается на круги своя, и американская валюта продолжает привычный путь вниз.

Причины, побудившие финансовые власти США несколько лет назад выбрать политику “мягкой валюты” хорошо и давно описаны, и мы на этом остановимся только вкратце. Еще в первой половине 2001 года столкнувшись с падением производства, которое было затем подстегнуто террористическими атаками, ФРС и Администрация США стали искать спасения в снижении налогов на бизнес и в расширении государственных расходов. Обе эти меры автоматически привели к росту бюджетного дефицита, который финансировался за счет покупки ФРС облигаций Правительства США. Покупая правительственные облигации, резервная система автоматически выпускала в обращение новые деньги, которые и использовались для финансирования государственных расходов. Госрасходы, оплаченные за счет денежной эмиссии, должны были поддерживать на нужном уровне платежеспособный спрос в самих Штатах, а, с другой стороны, обесценивая доллар относительно других мировых валют, удорожать импорт и защищать американских производителей от иностранной конкуренции.

Так было задумано, но не все, естественно, получилось. Иностранные производители ответили на снижение курса доллара снижением цен на свою продукцию, теряя при этом в прибыли, но сохраняя за собой прежнюю долю американского рынка. Кроме того, их усилия были поддержаны национальными Центральными банками, скупавшими доллар в неограниченных количествах, не давая ему, таким образом, упасть еще ниже. Поэтому расчеты на быстрое выздоровление американской экономики оказались преждевременными, хотя, по сравнению с другими мировыми экономическими центрами, хозяйство США выглядит лучше всего.

Правда, по мере затягивания периода выздоровления, появляется все больше сомнений, что оно вообще когда-нибудь наступит – эффект от принятых мер можно считать исчерпанным, а ничего нового американские экономисты не предлагают. Мировые финансовые рынки начинают с напряженным вниманием ждать, когда положительные эффекты регулирования перестанут действовать, а отрицательные, наоборот, разойдутся на полную мощность.

Одним из таких отрицательных эффектов могло бы стать увеличение инфляции, что означало бы, что американские товары начинают дорожать относительно европейских и японских и что меры по стимулированию американской экономики перестали ей помогать, наоборот, начав стимулировать хозяйственный рост у конкурентов. Подобные ожидания подкрепляются динамикой отдельных показателей инфляции, таких, например, как цены на бензин, которые начинают довольно быстро расти и могут потащить за собой цены на остальные товары. Таким образом, разогнав инфляционную волну, направленную сначала вовне, американская экономика имеет все шансы столкнуться с ее обратным воздействием, и далеко не факт, что сможет при этом устоять.

Так рассуждают многие эксперты, нам же кажется, положительный эффект от регулирования до конца пока не исчерпан, хотя бы потому, что США по-прежнему импортируют 67% потребляемой ими нефти, и эта зависимость от импорта является самой неприятной – ее хотелось бы снизить. Но сделать это можно только за счет расширения внутренней добычи, для чего цены на нефть на длительном отрезке должны быть стабильно высокими – только при этом условии американские нефтяные компании смогут увеличить разработку месторождений непосредственно на территории США. Вот этот-то рост внутренней добычи нефти поможет и снизить импорт, и создать новые рабочие места как в энергетическом, так и в сопряженных с ним секторах экономики.

Пока, видимо, этот механизм еще не срабатывает. Трудно судить, почему. То ли потому, что он плох в принципе, то ли потому, что цены на нефть еще не выбрали потенциал своего роста, и надо еще немного подождать. Но во всяком случае пока Президентом США является представитель нефтяной компании, страстно заинтересованный в обеспечении энергетической независимости своей страны, мы имеем возможность узнать, сработает этот механизм или нет.

См. также:

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.