Просматривая на “Полит.ру” отзывы на свои нехитрые текстики, я достаточно часто обнаруживаю магическое слово “русофоб”. То есть, термин из разряда обзываний, не требующий никаких дополнительных дефиниционных и усилий. Русофоб – и все тут. И как бы победил. И, вправду, что из арсенала магических и детских приемов.
Забавно, но на протяжении многих лет сталкиваясь с представителями самых различных национальностей, высказывая, порой, не самые глубокие суждения об их нациях (или о той же архитектуре Лондона, о немецком ordnung), я никогда не слышал от них такого определения как германофоб, англофоб, итальянофоб, японофоб или же китаефоб. Если твое высказывание кажется собеседнику неправильным, он просто возражает – без всякой попытки поношения. То есть отторжения тебя в зону, где ты уже не подлежишь никакой защите никаких прав на суждение и даже на жительство. Они оставляли меня в праве по-прежнему придерживаться своего мнения по всем обсуждаемым вопросам, хотя сами могли придерживаться диаметрально противоположного.
Совсем не как тот слесарь, в стародавние советские времена навестивший мастерскую известного художника Игоря Сергеевича Шилковского. Завершив что-то там свое слесарное и проходя обратно через комнаты, оглядывая работы художника, он мрачно заявил:
- Вроде ты мужик ничего, а то прямо бы убил за эти твои картинки!
Вот так прямо – убил бы!
Однако же нет, нет, вспомнил. Действительно, я встречал подобное русскому, достаточно схожее обостренно-болезненное отношение к чуждым суждениям по поводу всех проявлений, даже и не национального, а просто связанного со своим обиходом и бытовыми проявлениями. И это были евреи. Да-да, именно они. Именно в разговорах с некоторыми из них я замечал готовое сорваться с уст: юдофоб. Ну, их проблемы и комплексы понятны.
А вот отсутствие комплексов у других как-то даже неприятно поражает. Припоминается, как в преддверии Миллениума в знаменитом журнале “Economist” прочитал я неслабую подборку высказываний всякого рода иноземцев по поводу английской нации. Среди прочих (причем, не то чтобы очень уж выделяющихся) были: британская армия – это стадо ослов под водительством обезъян! Неплохо, правда? Или другое: только полнейший идиот примет британца за достойного собеседника. Я попытался обратить внимание этих самых британских собеседников на подобные инсинуации. Никакой реакции.
И мне представилось нечто подобное, напечатаное по поводу русской армии и ее военноначальников в каких-нибудь наших “Итогах”. Что бы было?! Дошло бы до разбирательства в Думе. А они только плечами пожимают – в смысле, а что такого? А то такого. Не понимают! Может, и, вправду, правы иноземцы по поводу тех самых ослов, обезъян и идиотов? Вот их к нам бы сюда на годик-другой в обучение. Да, нет, пропащая нация. Все равно ничему не обучатся. Пусть их! Нехай пропадают в своем невежестве и безразличие.
См. также: