15 октября 2019, вторник, 14:42
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 марта 2005, 08:49

Транспортный диагноз

Состоявшаяся в среду расширенная коллегия Министерства транспорта России подвела очередные итоги деградации общественного транспорта. Деградация эта длится уже много лет, и, что самое печальное, уже виден ее конец. Еще один-два года высоких темпов экономического роста, и “кровеносная система экономики” прекратит свое существование. А в месте с ней, надо думать, и сама экономика.

Транспортный комплекс России попал в безвыходное положение не по своей вине. Еще в советские времена, когда, казалось бы, не было никаких ограничений на бюджетные инвестиции, целые подотрасли сидели на голодном пайке, хотя их важность никем никогда не отрицалась. Это были, прежде всего, дорожное строительство и дорожное хозяйство, пригородное и междугородное автобусное сообщение, городские дороги и общественный транспорт. С другой стороны, явно избыточным оказалось финансирование железных дорог и авиационного транспорта. Но судить о размерах диспропорций в распределении капитальных вложений при плановом хозяйстве стало можно только после 1992 года, когда, во-первых, произошел сильный структурный сдвиг в перевозках, поскольку грузоотправители стали активно искать новые способы доставки товаров к потребителям. А во-вторых, доходы существенной части населения сильно упали, и значительная часть транспортных услуг стала для них недоступной.

Вследствие структурных сдвигов в грузовых перевозках значительная часть отправляемых товаров ушла из железнодорожного транспорта на автомобильный, а львиная доля пассажиров была вынуждена “спуститься с небес на землю”, сменив авиационный транспорт на железнодорожный. Тогда стальные магистрали застонали – они потеряли самых богатых клиентов, получив взамен самых бедных. Естественно, прибыли тут же сменились убытками, так как, несмотря на потерю доходов, расходы, в основном связанные с поддержанием в рабочем состоянии полотна дорог и подвижного состава, остались прежними. Но и другим подотраслям транспорта было не легче. Из-за снижения потока пассажиров масса авиамаршрутов и аэропортов стала убыточной и закрылась, а автомобильный транспорт натолкнулся на очень серьезное ограничение в виде слабой дорожной сети, которая и раньше-то плохо справлялась с поставленными задачами, а сейчас, после роста нагрузки, и вовсе стала ни на что не годной.

Другим структурным сдвигом в отрасли стало изменение направлений грузоперевозок. Если в советские времена они концентрировались в основном на обслуживании внутренних потребителей, то после либерализации внешнеэкономической деятельности в Россию хлынул поток импортных грузов, к приему и обработке которых мы оказались совершенно не готовы. Не хватало мощностей морских портов, финишные участки трубопроводов остались в странах СНГ, а про низкую пропускную способность автомобильных дорог, в том числе в западном направлении, мы уже говорили.

Таким образом, открытие экономики сразу же выявило “узкие места” на транспорте. Казалось, новая структура грузоперевозок достаточно ясно показывала, какие именно подотрасли нуждаются в инвестициях, а какие могут и подождать. Но дорожное хозяйство, которое в первую очередь могло рассчитывать на приток инвестиций, мало что получило от своего лидирующего положения. Поскольку проезд по дорогам у нас бесплатный, то финансирование на расширение и ремонт оно должно было получать из бюджета, средства в который поступают за счет налогов и потом уже распределяются Министерством финансов между всеми получателями. Правда, дорожное хозяйство некоторое время имело привилегию по сравнению с другими бюджетными отраслями экономики в виде целевых налогов (на владельцев автотранспортных средств и пользователей автомобильных дорог), поступавших во внебюджетные федеральный и региональные дорожные фонды. Средства этих фондов могли использоваться только на дорожное строительство, и поэтому какое-то развитие подотрасли имело место. Но в 2001 году федеральный Дорожный фонд под предлогом “непрозрачности” был включен в общий федеральный бюджет, а целевые налоги заменили имущественным транспортным налогом, прямо поступающим в региональные бюджеты, а не в территориальные дорожные фонды. И это сразу же привело к сокращению дорожного строительства.

Это сокращение еще можно было бы выдержать, если бы экономика России продолжала стагнировать. Но начавшийся в 2002 году рост мирового спроса на продукцию российского экспорта резко увеличил нагрузку на транспортную инфраструктуру страны, которая оказалась к этому совершенно не готова. Как минимум потому, что старая советская инфраструктура не была нацелена на работу на внешний спрос, а построить новую за 1992-2002 годы мы так и не сумели.

Правда, некоторые подотрасли смогли среагировать на мировую конъюнктуру достаточно оперативно. Например, компания “Транснефть” построила Балтийскую трубопроводную систему с выходом в Финский залив, направив за счет этого дополнительные объемы нефти на мировые рынки по новому, более эффективному маршруту.

Остальные же среагировать не успели или не смогли, поэтому сейчас транспортная сеть работает в условиях страшной перегрузки. Например, всем памятна ситуация 2002 года, когда из-за нехватки погрузочно-разгрузочных мощностей на подъездных путях в морских портах скапливались сотни вагонов с экспортным зерном. Менее известно, что система продуктопроводов, снабжающих авиационным топливом аэропорты, настолько изношена, что из-за этого происходит постоянное ухудшение его качества по сравнению с требуемым, и авиационное начальство от безвыходности готово возить топливо цистернами. Да и экспорт нефти и нефтепродуктов вырос настолько, что имеющихся трубопроводов оказывается недостаточно, и топливо приходится возить в тех же цистернах.

Поэтому необходимость массированных вливаний в отрасль не только назрела, но и перезрела. Тем более, что в отличие от “тощих” 90-х годов сейчас российская экономика не испытывает жестких бюджетных ограничений и может себе позволить долгосрочные капиталоемкие проекты. Но, высокая мировая конъюнктура, простимулировав промышленный рост в стране и увеличив доходы всех хозяйственных агентов, загнала транспортников в ловушку. С одной стороны, они работают с перегрузкой и срочно нуждаются в дополнительных вливаниях. С другой стороны, цены на ресурсы, которые они используют, растут дикими темпами, и поэтому инвестиционные возможности отрасли быстро сужаются. Так, цены на нефтепродукты и металл за прошлый год выросли более чем на 40%, при том, что общий индекс цен составил около 12%, а индекс тарифов на грузовые перевозки – 19%. Поэтому транспортный комплекс, чтобы выправить ситуацию, уже в этом году может резко поднять тарифы. И тогда поток грузов как в экспортном направлении, так и внутри страны может резко сократиться. После чего благоприятная мировая конъюнктура, которой мы наслаждаемся уже несколько лет, как бы перестанет для нас существовать. То есть мировые рынки по-прежнему будут хотеть российский металл, удобрения, лес и уголь, но увидеть их и потребить они не смогут.

Выходом, пусть и не самым удачным, может стать резкое расширение государственных инвестиций в “узкие” места отрасли. Но, как следует из бюджета на 2005 год, финансирование транспорта возрастает только на 8%, что не покрывает даже упоминавшегося роста цен на потребляемые отраслью ресурсы. Их, в лучшем случае, хватит только на поддержание существующих мощностей в рабочем состоянии, но ни о каком расширении речи идти не может. Правда, по итогам полугодового исполнения бюджета некоторые статьи могут быт пересмотрены в сторону увеличения, если бюджет будет исполняться с превышением фактических доходов над плановыми, но время, удобное для разворачивания строительных работ, будет во многом упущено.

В любом случае, Правительство своими действиями или бездействием должно прояснить ситуацию. Если отрасль получит бюджетные капиталовложения, то тогда произойдет перераспределение сверхдоходов экспортеров в пользу транспортников через механизм налогов и бюджетных ассигнований. Тогда разрыв между потребностью в перевозках и перевозными мощностями будет уменьшен. Если же отрасль бюджетных средств не получит, транспортные компании будут вынуждены поднять цены, и перераспределить ресурсы в свою пользу “рыночными” методами. Результат и в том, и в другом случае будет одинаковым, но, как нам кажется, второй путь менее удобен, так как постоянные “ценовые шоки” только дезорганизуют экономику.

См. также

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:11 Роспотребнадзор: 1,4 млн человек в год умирает от немытых рук
14:02 Издание «Момент истины» оштрафовали по статье о фейковых новостях. Это первый приговор по новому закону
14:00 Тающий ледник позволил найти потерянную тысячу лет назад стрелу
13:18 РАНХиГС: треть россиян заняты на теневом рынке труда
13:10 Кирилл Серебренников получил французский Орден искусств и литературы
12:38 Полиция задержала еще одного фигуранта «московского дела»
12:00 На древнем осколке горшка найдено изображение японской шаманки
11:35 Российские университеты вошли в топ-3 лучших вузов Восточной Европы
11:09 Рэпер Баста купил футбольный клуб СКА из Ростова-на-Дону
11:00 Желтые гипергиганты меняют свою температуру на тысячи градусов за несколько десятилетий
10:44 Криштиану Роналду забил 700-й гол в карьере
10:32 В Москве полиция завела дело о мошенничестве на 1 млрд рублей. Подозреваемые трейдеры вместо сделок выводили деньги за границу
10:00 Новый метод поможет иммунной системе разыскивать опухолевые клетки
09:51 В Дагестане два человека заболели сибирской язвой
09:05 Силовики пришли c обысками к сторонникам Навального в 30 регионах России
08:27 В Сан-Франциско похищена гравюра Сальвадора Дали
08:05 Чеченский министр назвал «фейками» сообщения о «чистке» в ближнем круге Кадырова
07:39 В Японии число погибших в результате тайфуна достигло 66 человек
06:57 Борис Моисеев получает пенсию в 50 тыс. рублей. Его директор назвал деньги небольшими
06:11 Россияне оказались на месте столкновения протестующих и полиции в Каталонии
05:44 Женщина погибла при обрушении дома в Приморье. Предварительная причина – взрыв водонагревателя
05:21 Два автора получили Букеровскую премию в обход правил
14.10 19:28 «Новая газета»: Рамзан Кадыров проводит «зачистку ближайшего круга»
14.10 18:18 Мосгорсуд оставил без изменений приговор по «дадинской» статье Константину Котову
14.10 17:25 Режиссер «Джокера» рассказал, что танцевальной сцены Флека не было в сценарии
14.10 16:39 Экоактивистку, которая боролась против мусорного полигона на Шиесе, обвинили в распространении порнографии. В ее доме провели обыски
14.10 15:55 Правоохранители задержали четырех новых фигурантов «московского дела». Еще двое подозреваемых скрываются
14.10 15:49 Ирландец перед смертью записал аудио, чтобы разыграть близких на своих похоронах
14.10 15:00 C 2007 года заболеваемость раком в мире выросла на треть
14.10 14:49 В Астрахани на троих полицейских завели уголовное дело. Их обвиняют в фальсификации дела о наркопритоне
14.10 14:28 12 каталонских лидеров получили от 9 до 13 лет по делу о независимости Каталонии. В Барселоне начались протесты
14.10 14:25 В Екатеринбурге храм Святой Екатерины построят на месте бывшего завода. В опросе приняли участие 100 тыс. горожан
14.10 13:24 Лауреатами Нобелевской премии по экономике стали борцы с бедностью
14.10 13:19 В России отключили аналоговое телевещание – для этого символически нажали на кнопку на МКС
14.10 13:15 В Петербурге после массовой драки на Апраксином дворе полиция задержала 43 нелегальных мигрантов
14.10 13:10 В Томской области задержали экс-полицейского. Он подозревается в серии изнасилований на протяжении 15 лет
14.10 12:02 В Петербурге мужчина ограбил банк на восемь миллионов. На два из них он уже купил BMW и часы
14.10 12:00 Собаки снижают риск смерти от инфаркта и инсульта у своих хозяев
14.10 11:39 В Волгограде общественник организовал платную парковку на месте для инвалидов. Его посадили на четыре года
14.10 11:29 В Башкирии и в Воронеже дешевле всего снимать однокомнатную квартиру
14.10 11:00 Около тысячи средневековых монет найдены в лесу в Дании
14.10 10:20 Президент Израиля попросил Путина помиловать девушку, которую осудили на 7,5 лет за гашиш в багаже
14.10 10:14 В Москве задержали активиста «Декоммунизации» Дэнни Кулинича. Еще к пятерым пришли с обысками по «московскому делу»
14.10 10:04 В Приморье администрация заплатит за каждый пострадавший дом от паводка по 10 тыс. рублей
14.10 10:00 «Геномный иммунитет» был открыт благодаря заражающему коал вирусу
14.10 09:12 «Коммерсант»: суд вынес приговор по делу о хищении 250 млн рублей. Один из подсудимых освобожден в зале суда
14.10 08:38 Число погибших от тайфуна «Хагибис» выросло до 44 человек
14.10 08:05 «Коммерсант»: судья КС РФ усомнился в «репутации» дипломов российских вузов
14.10 07:34 Избирком Екатеринбурга подсчитал 50% опросных листов. Больше половины участников одобрили строительство храма напротив городского парка
14.10 06:57 Конгрессмен США поздравил американские ВМС фотографией российского крейсера
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.