Адрес: https://polit.ru/article/2005/04/06/muratova1/


06 апреля 2005, 11:48

Кира Муратова: Я отклоняюсь и ответвляюсь

Вчера в кинотеатре "Ролан" состоялся пресс-показ новой картины Киры Муратовой "Настройщик". Фильм был снят полгода назад, но в Москву, после выборгского фестиваля "Окно в Европу" и 61-го Венецианского кинофестиваля, попал только сейчас. На пресс-конференцию приехала сама Кира Муратова, ее муж Евгений Голубенко (художник и соавтор сценария нового фильма) и продюсер Сергей Члиянц. Зная бескомпромиссный характер Муратовой, которая из-за проблем с пограничниками отказалась не так давно лететь в Венецию, ее присутствие - большая удача и для журналистов, и для организаторов пресс-конференции (компании "Кино без границ"). Обычно совсем не разговорчивая, она довольно подробно отвечала на вопросы - в том числе и вопросы корреспондента "Полит.ру", Нади Плунгян.  

Представляя свою новую работу, Муратова подчеркнула, что фильм получился очень традиционным, "плавного течения", и наиболее демократичным из всех ее работ. Действительно, это первый ее фильм за последнее время, который выйдет в широкий прокат: ни "Чеховские Мотивы", ни "Второстепенные люди" так и не добрались до широкого зрителя. Важен в данном случае, разумеется, и звездный актерский состав: Алла Демидова, Рената Литвинова, Георгий Делиев и Нина Русланова, которые, как обычно, снимаются у Муратовой рядом с непрофессионалами.


Актерский состав в сокращенном виде, но с тем же соотношением был явлен журналистам: знаменитая Алла Демидова, актер Юрий Шлыков, сыгравший короткую роль в первом эпизоде ленты, и школьница Оля Попова, которая, впрочем, была известна и по предыдущей работе Муратовой - "Чеховским Мотивам".

О "легком" характере фильма "Настройщик" Муратова говорила много. "Чем это объясняется – трудно сказать, во всяком случае, у него острый сюжет, "остренький", и он имеет в себе постоянно длящийся саспенс. Но саспенс «щадящий», как я его называю – там не стреляют в упор, не льется кровь, не очень страшно. Все минимализировано, как в искривленном уменьшающем зеркале: например, это преступление, но даже Раскольниковы тут какие-то измельчавшие. И это нас сейчас, после того, как мы пресытились какими-то ужасами – утешает, успокаивает. Зритель ассоциирует себя с героинями,  очень добрыми, очень хорошими – и обманутыми. И последнее, что он должен чувствовать: "вот и я такой же добрый, хороший, меня все обманывают, а я все равно их всех прощаю – так же, как эти героини".
Среди остальных вопросов была затронута и тема судьбы Одесской киностудии, на которой Муратова сняла большинство своих фильмов.

Кира Муратова: Сейчас на Украине сменилось руководство. Одесская  киностудия добивается статуса национальной. Есть такая версия, что кино зародилось в Одессе - действительно, был некий ученый, который одним из первых придумал всю эту машинерию, потом это как-то забылось. И вот у студии есть такое жалостное ощущение, что если они докажут это, им сразу будет вечное финансирование. Конечно, было бы хорошо, но как это сделать – не знаю. Знает ли это кто-нибудь?

Полит.ру: Кира Георгиевна, вы часто для сценария берете чужой сюжет, достаточно простой, но со временем он обрастает многочисленными деталями, иллюстрациями. Когда  большая часть работы сделана, сюжет все еще важен для вас – или это только этап на пути к совершенно другому?

Кира Муратова: На самом деле, там нет никакой середины фильма, начала, конца. Фильм все это время как будто "висит". Хотя, конечно, когда ты делаешь фильм, ты отплываешь от берега, и может показаться, что ты видишь только воду вокруг себя, это иллюзия – как бы страх, а не потерял ли я направление, правильно ли я плыву. Страхи нас преследуют постоянно, вы же знаете. Но нет такого, что вначале сюжет есть, а потом он исчезает: острый сюжет никогда никому помешать не  может. Он может только помочь. Я все равно отклоняюсь и ответвляюсь: важно потом в конце суметь отсечь лишнее, и если взять наш монтаж и режиссерский сценарий, они будут совпадать.

Хотя вначале мне, конечно, хотелось снимать бессюжетные фильмы, и в этом была моя ложная, как потом выяснилось, гордость. Вот ни о чем фильм, а зрителю будет интересно, такой message был. И должна сказать, вот я открою вам свою внутреннюю задушевную тайну: в этом свойстве я потерпела фиаско. (Мрачно) И вот я стала использовать сюжет.


Полит.ру: Первый раз в вашем фильме появляются новые технологии – компьютеры, мобильные телефоны – и это понятно, что они вплетены в сюжет, становятся средствами для осуществления афера. Они в вашей жизни присутствуют?


Кира Муратова: Да, я отношусь к ним очень хорошо, но не владею. А хотела бы, только времени не хватает. Дело в том, что когда каждый раз появляется желание что-то делать, по привычке хочется схватить ручку и бумагу.

Евгений Голубенко: Это единственный момент в сценарии, который, действительно, трудно было адаптировать к Аркадию Кошко (автору детективных рассказов начала века, по двум из которых был написан сценарий фильма – Н.П.). Модель аферы из его рассказов поразила нас своей элементарностью и современностью. А адаптация к современности – это как, знаете, такой узкий перешеек.

Полит.ру: В Ваших фильмах всегда много "случайных" лиц, непрофессионалов. У вас так бывает, что актеры сами вас находят? От кого идет импульс, как происходит отбор таких типажей?

Кира Муратова: Бывает и так, и эдак. На студию ходят всякие люди, которые хотят сниматься, они могут быть откуда угодно, хоть из уголовного мира. Правило мое такое –  давать волю случаю, не избегать случая. Бывает, актер уже утвержден на какую-то роль, а в это время открывается дверь, и кто-то входит и говорит: вдруг ты видишь, что это даже еще интересней. Бывает так, что даже драма возникает: начинает так нравиться и тот и другой, что переписывается сценарий, и из одного персонажа делается два – вот в "Астеническом Синдроме", скажем, девочка раздвоилась – стало две подружки. В том же "Астеническом Синдроме" была Балабанова такая, жутко плохая актриса, которая в Одессе «посъемывалась». Она, знаете, говорила так, как говорили в немом кино, когда только начинали со звуком снимать. Выспренно так – "Я-а лю-юб-лю-Вас, гра-аф" или "от-ста-аньте от меня-я, я ухо-жу в ка-а-зи-но". Она такая и была, причем внешность грубая, простая. Говорили ей: нет у нас для вас роли! Сначала вежливо, потом грубо, а потом придумали: пусть она такая и будет! И получилось, что очень плохое стало очень хорошим: но она не играет! А скажем, в фильме "Увлеченья" она играла эпизодик в цирке. Балабановой, уже в соответствии с ее возвышенной дурацкостью, было предложено, чтобы она ругалась матом. И она, конечно, совершенно не могла,  ей говорили: "Мы вас снимаем с роли; думаете, мы никого не найдем другого?!" Но она преодолела себя, такой акт жизненного героизма, и в ее исполнении это было, конечно, очень смешно. Я, конечно, строю себе такую иллюзию, но до сих пор хочу в актере увидть еще и человека. Присутствующая здесь Алла Сергеевна очень возмущалась, что я с ней не работаю, как с актрисой. "Я - Алла Сергеевна, я Медея, я не играю бытовые роли!", - говорила она мне. Я спрашиваю: "Ну сыр вы можете резать?" "Ну, сыр могу".

Алла Демидова: Вот так складываются легенды.