29 марта 2024, пятница, 11:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 апреля 2005, 08:54

Роспуск СНГ

1. Сегодня, после событий, связанных с переменой власти в Грузии, Украине и Киргизии, после того, как новые лидеры заявляют о более или менее радикальном пересмотре политики своих стран по отношению России, настало время проанализировать ситуацию, сложившуюся в СНГ и выработать позицию России по отношению к этому Союзу.

2. СНГ был создан  и функционировал для того, чтобы осуществить «цивилизованный развод» между республиками бывшего СССР. Он решал целый комплекс проблем: от военных до хозяйственных, от внешнеполитических до гуманитарных. Ни Российская Федерация, ни остальные страны-республики бывшего СССР не могли в начале 1990-х гг. обойтись без такого союза. Именно в его рамках происходило становление и созревание государственности новых независимых государств. СНГ подстраховывал все страны-участники при осуществлении экономических и хозяйственных преобразований, при формировании новых рыночных и демократических механизмов. В его рамках были созданы таможенные, внешнеполитические, военные структуры новых государств.

3. Сегодня, спустя 14 лет существования СНГ, явственно проявилось различие в темпах осуществления преобразований в странах-участницах. Активно происходит смена поколений власти. Новоизбранные, а также получившие власть в результате различных драматических событий лидеры стремятся проводить свою собственную политику, не обязательно ориентированную на Россию, а иногда и прямо противоречащую ее интересам. Для этих государств функция СНГ кардинально изменилась: сегодня они используют механизмы СНГ для давления на Россию с целью получения экономических преимуществ, более дешевого российского сырья и т.п., фактически - шантажируют Россию.

4. Такая ситуация возможна исключительно потому, что эти страны видят неготовность России отказаться от СНГ, видят, что Россия не в состоянии сформировать иной, альтернативный СНГ, механизм осуществления своей политики и своего влияния на постсоветском пространстве. Фактически, непомерные экономические (а иногда и политические) требования стран СНГ являются платой на нашу собственную неспособность отказаться от механизма СНГ и сформировать иные конструкции российского влияния.

Ситуацию сегодня можно уже сравнить не с «цивилизованным разводом», а с семьей, в которой выросли дети: они нужны матери больше, чем мать – им. Но это обусловлено тем, что мать не может сформировать нового отношения к уже повзрослевшим детям.

5. В этой ситуации самым эффективным первоочередным шагом для работы на постсоветском пространстве является признание ситуации «состоявшегося развода», состоявшегося становления государственности бывших республик СССР - и в этих условиях роспуск СНГ. Сегодня отношения между странами постсоветского пространства регулируется целым рядом двусторонних договоров и многосторонних соглашений (ЕЭП, ЕврАзЭС, Шанхайское соглашение, Таможенный союз и т.п.) в области как экономики, так и политики и военного сотрудничества, кроме того, страны имеют на территориях друг друга объекты собственности и участия в предприятиях. Таким образом, отношения сегодня весьма разносторонние и тесные, и в сохранении СНГ нет необходимости.

Более того: безусловная заинтересованность России в сохранении СНГ осознается остальными членами СНГ, что ставит Россию в неравное, невыгодное и слабое положение. Это положение может стать по-настоящему нелепым и поистине позорным, если иные страны начнут отделяться от СНГ и Россия останется его единственным членом – и без того слабость и неэффективность действий РФ на постсоветском пространстве в последнее время стало очевидной для всех, включая и политических противников.

6. Роспуск СНГ позволит начать новый этап в строительстве отношений между Россией и странами постсоветского пространства. Этот роспуск позволит «расчистить площадки» для начала процесса обсуждения двусторонних отношений и заключения соответствующих договоров, теперь уже вне всякой связи с предыдущими неформальными обязательствами, которыми были связаны лидеры уже сменившихся поколений.

Это тем более значимо, поскольку в СНГ не существовало общего порядка, в который были включены страны-участницы (как это, например, существует в ЕС). В любом случае отношения между странами-участницами регулировались системой взаимных соглашений.

7. Роспуск СНГ позволит отказаться и от той системы отношений России со странами-участниками, которую он обуславливал. Фактически в рамках СНГ воспроизводилась изоляционистская стратегия существования СССР. Любые попытки сохранения СНГ будут являться рецидивами того способа осуществления влияния и контроля, которое оказывал СССР на свои национальные республики.

Сегодня, в условиях существования нескольких оформившихся мировых держав, определяющих мировую политику, России надо изменить вектор своих международных приоритетов. Если до сих пор приоритетными объявлялись отношения со странами СНГ («ближнего зарубежья»), то сегодня, когда эти страны обладают самыми разными политическими устремлениями, необходимо строить отношения в первую очередь не с ними, а с ведущими мировыми центрами силы.

Россия пока является мировым центром силы, наряду с Европой, Китаем, США. И отношения и альянсы прежде всего нужно выстраивать с ними. Многополярный мир – это прежде всего союзы и отношения между мировыми державами. Страны же, обладающие суверенитетом, но не способные прежде всего из-за своего небольшого веса вести самостоятельную политику, должны будут определяться уже по отношению к этим альянсам (в качестве прообраза такой организации может рассматриваться ШОС).

Стратегические союзы Россия должна заключать с сильными державами, а соседние страны включать в зону своего влияния экономическими, военно-политическими и гуманитарными способами. В данной конструкции СНГ остается просто излишним.

8. Важнейшим средством, с помощью которого Россия может распространить свою сферу влияния на постсоветском пространстве, является ее влияние на бывших сограждан (в рамках СССР), на соотечественников, оказавшихся за пределами России.

Если Россия в 1991 г. приняла на себя все долги СССР и стала правопреемником всех международных обязательств, то принятие на себя ответственности за всех соотечественников бывшего СССР является логичным и последовательным шагом.

Необходимы эффективные программы защиты наших граждан и соотечественников за рубежом (причем включая и временно выезжающих за границу туристов, бизнесменов и т.д.).

Реально речь должна идти о предоставлении всем бывшим гражданам СССР российского гражданства практически в заявительном режиме (за естественными ограничениями: судимость и т.п., хотя для преследования по политическим мотивам может быть сделано серьезное исключение). Этот шаг позволит реально восстановить статус России в постсоветском пространстве, организует естественный центр притяжения для граждан бывшего СНГ, заставит сопредельные государства считаться с Россией под угрозой потери своих граждан и соответствующих экономических потерь.

Данный шаг потребует серьезного изменения миграционной политики России с принятием на себя ряда обязательств по адаптации новых граждан, по их социальной поддержке, по охране собственности и бизнесов и пр. Однако он безусловно окупится в средне- и долгосрочной перспективе, создав в России базис для ускоренного экономического роста, ориентировав граждан стран бывшего СНГ на Россию и позволив России осуществлять культурно-образовательную экспансию на эти страны, сохраняя их в сфере своего влияния (речь идет об адаптации возможных граждан к жизни в России, специальных курсах, выверенной языковой политики и политики СМИ). Подобную политику, разумеется, можно проводить и не только в странах бывшего СССР, но и в Европе, Израиле, Китае и т.п.

Вместо политического союза – влияние через соотечественников: именно таким должен быть сегодня принцип работы на постсоветском пространстве.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.