18 октября 2019, пятница, 07:00
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 мая 2005, 19:35

"Мелодия": "У нас появился шанс"

Все попытки обнаружить российские звукозаписывающие компании, занимающиеся классической музыкой, рано или поздно выведут на некогда крупнейшего производителя и дистрибьютора пластинок - легендарную студию грамзаписи "Мелодию". 

"Мелодия" до сих пор владеет фонограммными правами на беспрецедентный по масштабам архив не только классической музыки, но и советской эстрады, за счет чего потенциально является крупнейшим игроком на музыкальном рынке. О реальном положении дел в компании Валерию Золотухину рассказал заместитель генерального директора "Мелодии" Артур Горбачев и главный редактор Андрей Трошин.             

Какое количество дисков выпускает сейчас "Мелодия"?

Артур Горбачев. Сейчас у нас выходит примерно по одному новому изданию в день. В основном это классическая музыка, как архивная, так и современные записи. Из современных записей мы недавно выпустили диск Государственного Симфонического оркестра России, который получил награды в Европе. Однако записывать и тиражировать крупные российские оркестры на сегодняшний день можно только на спонсорские деньги. Это абсолютно убыточный проект. Минимальная сумма, в которую обойдется запись - это сто пятьдесят тысяч рублей. Сумма в договоре зависит от зала, от сложности произведения, от того, сколько тратится времени на репетиции, на запись. Одно дело - запись на концерте, и совсем другое -  именно студийная запись. «Мелодия» может позволить себе не более 2-3 подобных записей в год.

Андрей Трошин. Современные российские дирижеры, которые в свое время не пробились с записями на Западе, для звукозаписывающей индустрии - пустой звук. Хуже ситуация обстоит только с современными композиторами, которых государство вообще никак не поддерживает.

А.Г. Когда речь идет об издании современных композиторов, о коммерции вообще говорить довольно сложно. Их купит некоторое количество аудиофилов у нас, а западным дистрибьюторам мы можем предложить принять участие в рекламе и как-то попробовать увеличить интерес слушателей к композитору.

А.Т. Кормят-то нас "покойнички". Легче работать с записями, например, Баха, Моцарта и других. Их не надо раскручивать, не надо им платить авторские отчисления. Неслучайно же на рынке присутствует такое огромное количество дисков вроде «Гайдн. The Best». На обложке нет ничего, кроме имени композитора ни слова не написано. Может быть, Гайдна на нем играют деревянными ложками?

Какой процент записей классической музыки, хранящихся в архивах Мелодии, издан на сегодняшний день?

А.Г. Может быть, полпроцента.

А.Т. Для примера, из всех хранящихся записей такого крупного музыканта, как Рихтер, опубликована треть. Что уж тут говорить об исполнителях третьего эшелона.

На что вы опираетесь, когда принимаете решение, какую запись имеет смысл выпустить на музыкальный рынок?

А.Г. Эти вещи решаются на редакционном совете. Если мы понимаем, что запись с исполнительской точки зрения удачна, то, как правило, принимаем решение ее выпускать. Мы также анализируем, присутствуют ли аналогичные записи на музыкальном рынке. Учитывается даже та продукция, которую распространяют пираты.

А.Т. Мы также можем отреставрировать запись забытого исполнителя и продать на Запад готовую продукцию. Однако на внутреннем рынке мы серьезно зависим от западных лейблов и пиратов. Какой смысл издавать такую продукцию, если вся Москва и окрестности завалены Гайдном и Моцартом? Когда мы понимаем, что образовывается лакуна – Вагнера, например, мало – то начинаем выпускать нашу продукцию. Такое «посегментное» отслеживание – весьма сложное занятие. 

О музыкальном рынке в России можно судить хотя бы по стоимости компакт-дисков. Например, если на западном рынке диск стоит примерно от 12 до 20 евро, то в России отпускная цена нашего диска - 75-80 рублей. Получается, что единственные наши конкуренты на российском рынке - пираты, поэтому мы вынуждены опускать цены фактически до цены пиратской продукции. Иначе дистрибуция просто не берет диски в торговлю.

Какие тиражи у дисков классической музыки?

А.Г. Как правило, от одной до пяти тысяч экземпляров. Это не сильно отличается от тех тиражей, которыми выходит классическая музыка выходит во всем мире.

А.Т. Выпуская эстрадные записи, которые составляют примерно 10% от общего числа выпущенных дисков, мы пытаемся уйти от формата «ретро» и позиционировать такую музыку как современную. Есть, скажем, у нас такая серия «Подлинная история легкой музыки», которая рассчитана на определенных слушателей, поклонников жанра Easy Listening. К тем же изданиям советской «босса нова», удивительно красивой музыки, или, например, электронной музыки есть интерес у этой аудитории. Однако с выпуском таких записей появляются свои специфические проблемы: в основном, это репертуар 70-х и начала 80-х годов, и когда мы пытаемся найти ее авторов, нам отвечают: «Да он вообще исчез лет двадцать назад».

Есть ли еще на российском рынке компании, которые записывают классическую музыку?

А.Г. Да, есть немногие компании, которые записывают и издают классическую музыку. Есть такие, кто хочет каким-то образом купить лицензию, а есть те, кто просто делает пиратские перепечатки, пользуясь несовершенством законодательства в России.

А.Т.: Фактически две российские компании, которые занимаются классической музыкой – «Виста Вера» и Арт-Классикс. Сейчас «Виста Вера» перестала делать записи, поскольку это убыточно. По сути, выгодной в данном случае является запись крупных исполнителей, которые сами доплачивают за выпуск диска.

А.Г. В принципе, большинство новых записей, которые мы делаем, – либо планово убыточные, либо держатся на уровне минимальной рентабельности.

А.Т. Проблема, мне кажется, вот в чем. Есть, например, три тенора – Паваротти, Каррера и Доминго - которые оставляют после себя выжженную равнину. Бизнес организован так, что другие музыканты становятся больше не нужны. Для того, чтобы отрабатывать деньги в этой области, вполне достаточно их трех. Они не только вытесняют своих современников, но и закрывают путь молодому поколению, – становится невыгодно вкладывать средства в другие проекты. Из-за этой политики 95% записей и 98% исполнителей отбракованы. В нашей стране крупные исполнители (или те, кого объявили крупными исполнителями), либо их наследники, часто становятся рыночными агентами западных лейблов.

Поясните.

А.Г. Мы обращались к вдове Евгения Светланова за разрешением на выпуск записей, и нам было отказано. Однако есть информация о том, что она ведет переговоры с западным лейблом об оптовой продаже всех записей, в том числе, тех, которые принадлежат «Мелодии». Получается, что государство как правообладатель фонограмм никому не интересен.

Подождите, но получается курьезная ситуация: вдова Светланова не может по закону продать наследие дирижера тому, кому она считает нужным, а «Мелодия» не может издавать записи из-за ее несогласия с условиями договора?

А.Г. Она действительно не может продать права на эти записи с точки зрения закона. Мы же можем издавать эти записи без ее согласия, однако нам всегда интересней заключать договора с наследниками, когда дело касается таких крупных фигур. Вы представьте – речь идет, как минимум, о 300 часах записанной Светлановым русской симфонический музыки. «Мелодия» является государственной компанией, и государство в свое время заплатило за эти записи, а сейчас имеет право их выпустить со скандалом. Но мы заинтересованы в договоре с наследниками, отдавая себе отчет в несовершенстве российского авторского законодательства.

Расскажите, как устроено авторское право в области классической музыки? Проще говоря, кто является правообладателем?

А.Г. Авторские права принадлежат композитору. Владельцами прав, когда дело касается воспроизведения и тиражирования записей, являются автор, а на исполнение распространяются смежные права. Они разделяются на фонограммные, которые принадлежат тому, кто заплатил за запись, и исполнительские, принадлежащие тем, кто, собственно, исполняет произведение: дирижер, оркестр, солисты.  Оркестр и дирижер получают отчисления в том случае, если запись тиражируется. Если же она не тиражируется, то оркестр и дирижер получают деньги только за запись - и на этом все заканчивается.

Если в российском авторском праве все так логично, то почему возможны такие ситуации, как в случае с вдовой Светланова, или недавнего судебного разбирательства с Олегом Табаковым?

А.Г. С авторскими правами, как правило, проблем никогда не возникает, поскольку вся классическая музыка написана давно и уже не охраняется законом. Основные сложности связаны со смежными правами. В нашем законодательстве предполагается так называемая ретро-охрана на произведения, созданные в 1993 году (когда был введен новый закон об авторском праве) и ранее. Начиная с 1993 года, закон требует заключения договоров с исполнителями, и это логично, но при этом очень туманно объяснено, что делать, если исполнитель записывался и получал за это деньги до 1993 года. Как в таком случае он должен действовать после вступления в силу закона об авторском праве? Именно с этим был связан недавний иск Олега Табакова к "Мелодии" и "Твик-Лирек".

В чем суть претензии Табакова?

А.Г. Мелодия, которая является владельцем фонограммных прав, в 1999 году продала лицензию на свои фонограммные права радио-спектакля «Приключения Гекльберри Финна» в котором Табаков был постановщиком и исполнителем главной роли, издательству «Твик-Лирек». В свою очередь, они, с точки зрения закона, должны были заключить с Олегом Табаковым договор на оплату его исполнительского гонорара. Но запись эта в свое время уже тиражировалась, и согласия исполнителя на повторное тиражирование  по закону не требуется. «Твик-Лирек» решили, что исполнителю не требуется выплачивать деньги. Олег Павлович обратился в суд и вместе с «Твик-Лирек» решил наказать фирму «Мелодия», хотя сам указал, что «Мелодия» является обладателем фонограммы. Суд встал на его сторону.

На какой стадии сейчас находится это разбирательство?

А.Г. Мы подали жалобу в порядке надзора, и будем идти до верховного суда. Мы не считаем себя виноватыми в данном случае. Мы реализовали то, чем владели.

Признание правоты Олега Табакова может повлечь за собой подобные судебные разбирательства?

А.Г. Право у нас не прецедентное, поэтому повлечь это вряд ли что-то может. Во-вторых, на наш взгляд, суд целиком попал под авторитет Олега Павловича, и говорить о беспристрастности в данном случае невозможно. И это видно по решению суда - он признает права «Мелодии», но, тем не менее, присуждает штраф за то, что мы распорядились нашими правами.

А если в следующий раз с претензиями придет Олег Басилашвили, - ему ведь тоже авторитета не занимать, - не попадет ли и под его влияние суд?

А.Г. Поймите, это вообще довольно странная ситуация. К нам самим-то никто не приходит. Когда мы делаем какое-либо издание, несмотря на то, что закон нам это разрешает, мы стремимся заключать договора с исполнителями. Обиженных еще не было. В нашей практике был один случай - затянувшийся суд с наследниками Гилельса. Там вопрос касался исполнения, но в итоге мы заключили договора и сейчас выпускаем прекрасные издания.

Возьмем тогда для примера диск, который вы недавно выпустили – Евгений Мравинский с Ленинградским филармоническим оркестром исполняют 3 и 4 симфонии Брамса. Как решается вопрос с правами в данном конкретном случае?

А.Г. У нас заключен договор с наследниками Мравинского, и они получают отчисления за проданные записи. Есть случаи, когда мы не можем найти исполнителей - оркестр распался, например, - и тогда мы обращаемся в Общество по управлениями коллективными правами исполнителей и перечисляем им деньги. Они же сами ищут исполнителей и перечисляют им деньги.

А старые записи, сделанные во время войны и ранее. Допустим, Бетховен в исполнении Вильгельма Фуртвенглера, которого также выпускала «Мелодия» в свое время. Как дело с ними обстоит?

А.Г. Срок охраны прав с момента исполнения составляет 50 лет. На дворе 2005 год, и, соответственно, записи, сделанные до 1955 года, могут издаваться свободно.

А.Т. Выпускать записи 40-х и 50-х годов именно поэтому привлекательнее. Во-первых, на них не распространяется закон об авторских правах, а во-вторых, они довольно приличного качества и не требуют серьезной технической обработки. На два фуртверглеровских сочинения до сих пор распространяются авторские права, а исполнительские истекли. Однако это рождает другую проблему: небольшие лейблы могут заполнять рынок и издавать музыку, сыгранную в 30-е, 40-е и 50-е годы беспрепятственно, и их издания будут юридически абсолютно чисты. Поэтому надо ориентироваться на новую, эксклюзивную музыку. Мы пытаемся сейчас продвигать неизвестных композиторов на Западе, что стратегически более правильно. Допустим, в этом году исполнилось столетие со дня рождения Бориса Арапова, и мы издали диск с его музыкой, который даже получил в Европе награды. Но если мы во Франции продадим 20 экземпляров диска – то, поверьте, это уже будет большая победа. Французы нас поддерживают, делают про нас публикации, но когда в их обзорах дисков издание гиганта EMI получает 9 баллов, а издание «Мелодии» за тот же репертуар – 10, то я лично ничего хорошего не жду, поскольку в России агентов влияния западных компаний очень много и расплачиваться за успех придется дорого.

Как часто к вам обращаются западные лейблы на предмет покупки прав на то или иное произведение?

А.Г. Западные лейблы к нам не обращаются. Во-первых, у многих из них своих записей достаточно для того, чтобы их тиражировать. Во-вторых, достаточно сильно подорвало доверие к продукции "Мелодии" давний контракт с фирмой BMG. Он закончил свое действие в 2004 году по обоюдному согласию сторон. За три года было издано не более 300 дисков, и качество этих изданий могло бы быть, мягко говоря, лучше. Как мы сейчас понимаем, звукозаписывающие мировые "гиганты" этой индустрии просто убрали конкурента.

Как это произошло?

А.Г. Если у нас с вами заключен эксклюзивный договор, я плачу вам относительно небольшую сумму денег, а взамен беру обязательство по выпуску вашей продукции. При этом выпускаю небольшое количество среднего качества, открывая простор для своей продукции, которая намного дороже. У вас же нет возможности выйти с той же продукцией на рынок, поскольку эксклюзивные права вы продали. К этому стоит добавить, что в советские годы в «Мелодию» были вкачены десятки миллионов долларов. По количеству заводов, студий, фонограмм это была одна из крупнейших компаний в мире, коммерчески успешная как на внутреннем, так и на внешнем рынке. По сути, покупка «Мелодии» гигантом BMG, была очевидной конкурентной борьбой, которую мы проиграли. Прошел всего лишь год с того момента, как мы вновь получили возможность по собственному усмотрению распоряжаться своими лицензиями и печатать продукцию.

А.Т. В начале 90-х годов вся инфраструктура, включая музыкальные магазины «Мелодии», студии и т.д., была уничтожена. Ленинградский завод грампластинок был вывезен фактически целиком в Германию. Виниловые диски там в моде, тиражи печатаются, и можно сказать, что этому заводу еще повезло.

Выходит, что все 90-е годы «Мелодия» не печатала своих дисков?

А.Г. Мы начали печатать их только сейчас и практически прекратили работать на продажу прав.  Только сейчас мы начали как-то развиваться, делать записи с новыми исполнителями, а не тиражировать уже имеющиеся и продавать лицензии другим компаниям. У нас появился шанс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

06:25 Минобороны рассекретило документы об освобождении Белграда
05:58 Росстат: доходы россиян выросли на 3% впервые за год
05:24 Умерла одна из основателей балета Кубы Алисия Алонсо
17.10 22:23 Глава московского района Кузьминки рассказал о провале принудительного голосования на выборах в Мосгордуму
17.10 21:15 В Москве найден клад с монетами времён Петра I
17.10 20:20 В возрасте 62 лет умер Андрей Смирнов, двукратный призер Олимпийских игр по плаванию
17.10 20:18 Госдума выявила нарушения законодательства со стороны Meduza, «Русской службы Би-би-си» и «Радио Свобода»
17.10 19:51 Двое фигурантов дела «Нового величия» порезали вены в суде
17.10 19:24 PwC: московская скорая помощь – вторая в мире по эффективности
17.10 19:14 Госдума запретит бывшим сотрудникам ФСБ покидать Россию
17.10 19:04 Суд освободил из СИЗО четырех обвиняемых по делу о пожаре в «Зимней вишне»
17.10 18:55 В Кургане двух членов профсоюза «Альянс врачей» оштрафовали за неповиновение полиции. Они протестовали против закрытия больницы
17.10 18:31 В лонг-лист претендентов на «Оскар» вошел мультфильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе
17.10 16:39 Глава Disney четвертый раз возглавил рейтинг самых влиятельных людей Голливуда
17.10 16:25 Google снял с продажи первую камеру с искусственным интеллектом
17.10 16:22 Голова Петра I станет новым логотипом Петербурга. Вместо назначенных 40 дней, его разрабатывали год
17.10 15:10 Приставы арестовали квартиру актера Сергея Жигунова за долг в 38 млн рублей
17.10 15:01 В Великом Новгороде главный редактор газеты изнасиловал журналистку. СК завел дело после того, как федеральные СМИ поддержали коллегу
17.10 14:49 Фигурантка «Нового величия» Анна Павликова и осужденный по «дадинской» статье Константин Котов поженились в СИЗО
17.10 14:14 В СПЧ готовят рекомендации по изменению антиэкстремистского законодательства
17.10 13:56 ЕС и Великобритания пришли к соглашению по Brexit
17.10 13:35 Более 330 человек в 38 странах задержали по делу о детском порно в скрытой сети
17.10 13:15 На Украине ввели вознаграждение за сообщение о коррупции. Максимальная выплата составит $500 тыс.
17.10 13:00 Ген «короткого сна» предотвращает нарушения памяти при недосыпании
17.10 12:00 Высокое биоразнообразие сельскохозяйственных культур полезно для урожаев
17.10 11:55 В Тамбове полиция задержала вице-губернатора за крупное мошенничество
17.10 11:51 СК: пассажиры разбившегося в Шереметьево SSJ-100 погибли мгновенно от дыма и огня
17.10 11:19 Власти Якутии задолжали местным спортсменам более 30 млн рублей
17.10 11:16 В Пятигорске должник пытался гипнозом избавиться от требований приставов
17.10 11:00 До острова Наксос древние люди добрались уже 200 тысяч лет назад
17.10 10:57 Долг россиян по микрозаймам достиг 101 млрд рублей. Число просрочек выросло на четверть
17.10 10:56 Полиция нашла похитителей золотого унитаза из родового дворца Уинстона Черчилля
17.10 10:11 Бэнкси открыл онлайн-магазин. В нем можно купить дискошар-шлем полицейского
17.10 09:40 Смертельная болезнь лягушек добралась до перуанской Амазонии
17.10 08:54 В Находке спасатели освободили ребенка, застрявшего в ливневой решетке
17.10 08:41 Кадыров назвал ложью информацию о задержаниях чиновников в Чечне
17.10 08:08 «Известия»: банки начнут оказывать госуслуги в 2020 году. Эксперимент начнется Подмосковье, Петербурге и еще трех регионах
17.10 07:44 «Ромир»: россияне стали покупать меньше товаров для детей
17.10 07:13 Air Canada отложила новые полеты на Boeing 737 MAX до февраля 2020 года
17.10 06:44 Путин поручил узнать, чем молодежь занимается в интернете
17.10 06:05 Пятый обвиняемый в «московском деле» отправился под домашний арест
17.10 05:45 На улицы Барселоны вышли 20 тыс. протестующих. Полиция провела новые задержания
16.10 21:52 Генпрокуратура сообщила о новом способе хищения денег из банкоматов
16.10 20:33 Мосгорсуд оставил Арашуковых под арестом до 30 декабря
16.10 20:32 Бывший баскетболист сборной России приговорен к шести годам тюрьмы за хищения
16.10 19:51 Квартиры коррупционеров начнут продавать с торгов. Сейчас их должны бесплатно отдавать очередникам
16.10 19:36 В рейтинге репутации стран Россия заняла 51 место из 55
16.10 18:43 Футболист Лионель Месси в шестой раз получил «Золотую бутсу»
16.10 18:37 Евростат: в Болгарии наибольшее количество бедняков в Евросоюзе
16.10 17:41 Росавиация разрешила компании «Сибирь» летать в Грузию. Но она все равно не сможет их выполнять
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.