13 ноября 2019, среда, 12:46
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 мая 2005, 10:49

Филармонический "бронепоезд" и корабль современности

Внезапно взлетевший в нынешнем сезоне имиджевый и слушательский  рейтинг  Московской филармонии, вступившей  наконец на путь актуальных структурных реформ, стал  результатом освоения абсолютно новой для нее коммерческой модели концертной жизни и свежего,  не кастового  подхода к  аудитории. Все последнее десятилетие, оставаясь как бы глухой к  шуму  народившегося в России арт-бизнеса и концертного рынка, тут же схваченного без всякой конкуренции представителями «масс» и «шоу», филармония  угасала под жидкие аплодисменты своей верной, но оголившейся на три четверти зала аудитории.

Ни слушатели, ни исполнители в академические концертные залы не ломились. И только два года назад,  с приходом нового директора Алексея Шалашова и худрука Александра Чайковского филармонический «бронепоезд» стал сворачивать  с колеи старой,  «монопольной» идеологии  советского фасона, которая годами очерчивала круг исполнительских имен, репертуарный диапазон и  финансовую политику концертной жизни.  Тут-то и оказалось, что даже на бюджетной базе можно создать экономически мобильную структуру, которая позволит «без надрыва» представлять слушателям и титульные имена  мировых афиш, и «некоммерческую» генерацию молодых музыкантов, и полновесные фестивальные проекты, и "ноу-хау" типа небедного оперного цикла  совместно с Мариинским театром и Валерием Гергиевым. 

О новой стратегии Московской филармонии и о ее структурных изменениях Ирина Муравьева беседует с  генеральным директором Алексеем Шалашовым:

- Ваше убеждение, что для успеха концертного дела необходимо уметь связать  экономику и искусство. Как именно  влияют сегодня  на филармоническую практику законы рынка?

- Если говорить о рыночных отношениях в области концертной жизни, то уже в начале ХХ века искусство в России было товаром. Были импресарио, которые прекрасно ориентировались в том, кого, что и по какой цене можно продавать. Достаточно вспомнить Дягилева. Уже в те времена менеджеры умели рекламировали исполнителей, в том числе, и, вовлекая их в  скандалы, чтобы  пресса держала их в поле зрения. Но в советские времена мы попали в ситуацию, когда искусство стало частью идеологической системы, и вся концертная деятельность попала под контроль Отдела культуры ЦК, Министерства культуры, Госконцерта, Союзконцерта, филармонии.

Артистам предоставлялись залы, цены на билеты были утверждены, ставки и нагрузки исполнителей регулировались. По сути, филармония выступала в роли  монополиста, поскольку исполнители имели право выступать только от ее лица. Поэтому  никакого концертного бизнеса  в стране не существовало, и существовать не могло.

Тем не менее, тогда был «золотой век» российской исполнительской школы. Чем  можно объяснить советский расцвет концертной жизни, если  не было никаких экономических стимулов?

Уникальная ситуация, аналогов которой не могло возникнуть ни в одной стране мира, потому что у нас была создана гениальная система бесплатного образования: сеть музыкальных школ, училищ, консерваторий. Людям искусства  не было необходимости думать  о конкуренции, о бизнесе, о том, что надо себя продвигать, так что они могли спокойно заниматься  искусством. Стимулы были разные: от возможности оказаться в советской касте под названием «выездной», до почти несбыточной  мечты попасть  на международный конкурс, в мировые галы. Но главное - по настоящему реализовать себя в исполнительском искусстве. В Московской консерватории студенты занимались по 24 часа в сутки, но  конкуренция была тогда совсем не экономического характера.

А как строилась система оплаты исполнителей,  не по уравнительному же принципу? Рихтер, скажем,   играл по особой ставке?

Система не была уравнительной. Минимальная ставка была 5. 50 руб. за выступление, потом 6 руб., 7 руб. и т. д. Потом появлялись надбавки за мастерство, за звание. У мастеров доходило до 27 рублей. Конечно, у Рихтера была особая ставка, особое положение. По настоящему выдающимся артистам  не на что было жаловаться. Безусловно, они жили не так,  как западные звезды, но несопоставимо лучше, чем другие в нашей стране.  Леонид Коган, например,  мог свободно путешествовать на машине по Европе,  встречаться,  с кем хотел, подолгу жить там. Так же и Ойстрах,  Рихтер, Гилельс. А главное, что Московская филармония получала всех этих гениев без всякой конкуренции, попасть  в ее штат считалось счастьем. Сегодня филармония пересматривает свои отношения с солистами, потому что система штатных солистов полностью себя изжила. Артистическая профессия – по сути,  профессия гастролера: ни один исполнитель не может давать в одном городе больше 4-5 концертов в сезон – он просто не соберет зал. Следовательно, нужно гастролировать. Штатный же сотрудник должен регулярно получать  зарплату. Но мы не можем ставить человеку табель посещаемости, если его даже в стране нет. Кроме того, по пенсионной реформе сейчас невыгодно получать маленькую штатную зарплату, лучше чаще выступать в концертах и получать гонорары.


Какие еще изменения происходят в филармонии, которая продолжает оставаться бюджетной организацией и одновременно позиционирует себя  как полноправный участник концертного рынка? 

Естественно, филармония попала в новую ситуацию, когда надо бороться и за слушателей, и за артистов. Вместо монополии Госконцерта, контролировавшего когда-то всю концертную деятельность в стране,  образовалось множество агентств, напрямую работающих с музыкантами. Филармония же слишком долго не реагировала на эти изменения, не развивала внутри себя новых механизмов. Как существовало когда-то творческое планирование, отдельное от экономики, так до последнего времени и оставалось. Замечательные профессионалы, зарекомендовавшие себя в советской практике,  продолжали звонить Третьякову, Башмету, но не договаривались о деньгах, не знали,   сколько стоит зал,  реклама. Взамен этого музыканты сами стали заниматься на филармонических концертах продюссированием: кто-то доклеит афишек, кто-то допродаст билетиков, кто-то распространит абонементы. В результате исполнители стали уходить: Башмет ушел из филармонии, Спиваков, крупные оркестры – БСО, например. Консерватория тоже с середины 90-х годов повела самостоятельную политику, предложив филармонии платить аренду за свои залы. Причем, с каждым сезоном  размер арендной платы увеличивается: начинали от 30000 рублей за концерт, а в следующем сезоне будет уже 150000. Естественно, это сказалось на стоимости билетов.

Как сегодня удается вернуть слушателей в филармонические залы?

Мы учитываем, что в Москве появилось множество частных антреприз и форм досуга: по некоторым оценкам цифра их достигает  150 000  представлений в год. Конкуренция в культурной сфере увеличилась многократно. И традиционная филармоническая аудитория за счет этого естественно сокращается.  Но филармонические организации во всем мире – и в Вене, и в Берлине, работают по принципу абонементов, через которые продаются до 80% основных концертов. Поэтому не возникает острой необходимости в рекламе. Важнее, чтобы под маркой филармонии выступали исполнители, имеющие бренд. Именно в этом и кроется причина отставания филармонии с точки зрения музыкального бизнеса.


Какие принципы стали базовыми в нынешней перестройке филармонии?

Когда мы начали реформы, для нас  главным было соединение экономической и творческой составляющей. Во-первых, мы изменили систему продажи билетов: у нас появились зоны расценок. Предположим, прежде с 1 по 15 ряд  действовала одна цена. Теперь только в первом ряду билет  проходит шесть изменений цен: три в одну сторону и три - в другую. С экономической точки зрения очевидно, чтобы выиграть по выручке, середину надо продать дороже, а края – дешевле. Достижением  в прошлом сезоне  было то, что мы продали огромное количество билетов -  430000.  На сегодня 70% доходов филармонии составляет выручка от продажи билетов. Во-вторых, мы строим  концертную жизнь не как конвейер, а по индивидуальному проектному принципу. У нас есть директора программ, которые  рассчитывают все: какая должна быть программа, какая  ожидаемая и конечная аудитория, как эту аудиторию привлечь, сколько стоит артист, реклама, какая будет выручка и какая должна быть информационная поддержка этого концерта. И еще одно обстоятельство: раньше все планировалось в расчете на гарантированный бюджет. Сейчас мы имеем и спонсорские вложения, и доходы от продажи билетов.


На какую аудиторию вы ориентируетесь в ценовой политике?

Мы строим ценовую политику в расчете на весь социальный срез общества:  и на малоимущих, и на богатых. В этом сезоне самый недорогой билет по абонементу стоил 50 рублей. Это очень дешево, учитывая какого класса исполнители  выступают в концертах. У нас нет, как на Западе,  стоячих мест за два доллара,  зато мы продаем за полтора-два доллара места в первый и второй амфитеатр Большого зала консерватории, где сама лучшая акустика. Но если мы откажемся от дорогих билетов, то не сможем конкурировать на рынке за лучших артистов и  станем задворками мировой концертной жизни. Возможно, из любви к России к нам еще будут приезжать Третьяков,  Башмет, Крайнев, Вирсаладзе,  но современных звезд мы не услышим, потому что им нечем будет платить. К сожалению, российские спонсоры  имеют пока отношение к именам, которые, если выразиться корректно, с большим опозданием докатились до нашего сознания. Мы же ставим целью привозить артистов, которые сегодня, а не позавчера находятся в первых строчках мирового исполнительского рейтинга.


Вся концертная жизнь не может строиться в расчете на звезд. Как вы поступаете с убыточными проектами?

Мы стараемся действовать таким образом, чтобы все убыточное было осознанно убыточным. Например, исполнение современной музыки  не может быть прибыльным априори. Потому что, во-первых, никогда не соберется полный зал, а  во-вторых, приходится продавать билеты по более низкой цене. Но это осознанно дотируемые проекты. Их достаточно много: программа продвижения молодых исполнителей,  просветительские программы. На такие не окупаемые, но социально значимые проекты тратятся обычно средства из бюджета.

Филармония сегодня не рассматривает идею создания Попечительского совета по аналогии с крупнейшими оперными театрами - Большим, Мариинкой, которые получают «готовые» деньги на дорогостоящие проекты? 

Безусловно, рассматривает. Но бренд филармонии несопоставим с Большим театром, тем более что престиж ее в последние годы сильно упал. Достаточно сказать, что в списке учреждений культуры, рекомендованных консалтинговыми компаниями для вложения средств, Московской филармонии вообще нет.  Поэтому нашей первой задачей было поднять рейтинг  филармонии в  сфере общественных связей. Сегодня действительно  нет ни одной концертной организации, сопоставимой с нами: мы представляем 70% отечественного концертного рынка. Казалось бы, куда еще вкладывать? Сейчас мы  создали отдел по привлечению внебюджетных средств и планируем создать общественный совет. Будем надеяться, что постоянное присутствие ярких проектов и,  самое главное, привлечение к ним внимания, восстановят справедливость, и нас будут воспринимать как основного партнера в спонсировании музыкальных проектов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12:42 РБК: «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл» − богатейшие нефинансовые компании России
12:37 Основатель канадской цирковой компании Cirque du Soleil задержан за выращивание марихуаны
12:12 Сборная России по футболу отказалась играть в новой форме от Adidas
12:00 Биологически активные материалы для костных имплантатов получены из керамики и порошков
11:47 В Венеции из-за сильных дождей затопило более 80% города. Это сильнейшее наводнение за 50 лет
11:18 В США девушка выдавала себя за благотворителя с помощью соцсетей. Так она получила работу в Госдепартаменте
11:00 В молекуле уникального белка гигантских вирусов имеется странное отверстие
10:27 В Тульской области следствие потеряло вещдок − кота-наркокурьера. И заменило его похожим животным
10:22 Первый европейский завод Tesla построят в Берлине
10:04 Экс-фигурантка «макового дела» отсудила 700 тыс. рублей за незаконное уголовное преследование
10:01 Ущерб от деятельности экстрадированного в США Буркова оценен в $20 млн. Хакеру грозит до 80 лет тюрьмы
10:00 Цель «Новых горизонтов» получила название Аррокот. Оно взято из исчезнувшего языка
08:11 В России создано экологичное топливо из мусора
06:41 В Париже активисты сорвали премьеру фильма Полански из-за обвинений в изнасиловании
05:58 Facebook запустил новый сервис электронных платежей – Facebook Pay
12.11 21:59 Минюст внес в список нежелательных организаций чешскую «Человек в беде»
12.11 21:31 Instagram начал тестировать видеоролики, как в TikTok
12.11 20:46 Эксперту по «маковому делу» Ольге Зелениной назначили компенсацию за 6,5 лет незаконного уголовного преследования
12.11 20:00 В США выяснили причину отравления вейперов
12.11 19:29 Во время поиска останков аспирантки СПбГУ в Мойке нашли череп. Он оказался пособием по анатомии
12.11 19:14 В работе Disney+ произошел сбой сразу после запуска
12.11 18:46 Картину Марка Шагала выставили на торги за 1 рубль
12.11 17:55 В Тюмени блогера арестовали на 15 суток за пост во «ВКонтакте». Его вычислили по IP
12.11 17:20 В Великобритании работники McDonald`s устроили забастовку из-за низких зарплат. Сотрудники сети из США к ним присоединились
12.11 16:31 В Свердловской области мужчина отрубил головы двум кошкам и угрожал сделать то же с женой. Суд его оправдал
12.11 15:42 «Аэрофлот» лишил пассажира с толстым котом авиабонусов. Он должен был сдать животное в багаж
12.11 15:33 После убийства аспирантки в Петербурге девушки начали публиковать истории о харассменте со стороны преподавателей
12.11 14:42 ЕСПЧ присудил россиянке компенсацию в €25 тыс. Силовики избили отца у нее на глазах
12.11 14:34 Польша обвинила документальный сериал Netflix про нацистов в «переписывании истории»
12.11 14:24 Жительница Челябинской области покончила с собой после побега из дома ее детей. Она держала их взаперти 11 лет
12.11 13:30 Древние жители Шотландии сделали необычный сосуд из позвонка кита
12.11 13:29 В США актрису из фильма ужасов обвинили в настоящем убийстве
12.11 12:39 В Тюмени курсант умер от менингита. Еще 21 госпитализирован
12.11 12:30 Найденный в янтаре жук оказался древнейшим насекомым-опылителем
12.11 12:28 Бастрыкин поручил проверить старые обвинения против историка Соколова. Его арестовали за убийство студентки
12.11 12:11 Исследование: самыми востребованными в 2020 году будут разработчики iOS и Android и дизайнеры UI/UX
12.11 11:30 Объединившись, два штамма бактерий вызывают тяжелую болезнь
12.11 11:15 Израиль выдал США российского хакера. Его предлагали обменять на осужденную в России израильтянку
12.11 11:13 Рэперу Lil Reese прострелили шею
12.11 11:06 ВЦИОМ: российскую молодежь больше всего беспокоят беспорядки. Это не так
12.11 10:30 Не попадавшийся людям на глаза 30 лет вьетнамский оленёк был снят автоматическими камерами в лесу
12.11 10:00 Disney запускает онлайн-сервис Disney+. Он станет главным конкурентом Netflix
12.11 08:56 КС позволил изымать имущество в пользу государства у любого, кто не докажет его законность
12.11 07:51 В Кувейте россиянка Мария Лазарева приговорена к 15 годам тюрьмы за растрату госсредств
12.11 07:24 The Wall Street Journal: Google собирает личные медицинские данные американцев без их согласия
12.11 06:50 СК возбудил уголовные дела из-за угроз убийством в интернете судье Мосгорсуда
12.11 06:07 Alibaba в день распродаж установила новый рекорд – заработала $38,4 млрд
12.11 05:41 Максим Фадеев и артисты лейбла Malfa запишут новый альбом в кругосветном путешествии
11.11 21:58 Бывшего министра печати Дагестана задержали в Словении
11.11 21:32 Кремль выпишет газеты и журналы на миллион рублей
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.