11 декабря 2019, среда, 18:05
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 июня 2005, 10:34

Идеобаллия: мотивация и сообщество

Говоря об идеологии, мы чаще всего понимаем под этим некоторое интеллектуальное построение, отражающее интересы того или иного индивида или группы индивидов. Однако в этом понятии совсем не учитывается другая составляющая, которая на практике имеет не менее важное значение, чем производство собственно идеологии, - это экспансия идей. «Полит.ру» представляет исследование А.И. Сосланда, в котором автор вводит новый термин «идеобаллия», совмещающий в себе оба этих значения, и дает объяснения, как распространяется идеология, каковы ее основные составляющие и как она способна реализовываться в жизни различных сообществ, начиная от научных групп и заканчивая государственными образованиями. Впервые статья появилась (со значительными изменениями) в «Московском психотерапевтическом журнале» (2004. № 2).

Этим текстом мы хотим ввести в оборот несколько интересных концептов. Они связаны между собой определенной дискурсивной стратегией – описывают некие реалии и, по замыслу автора, могут обладать определенной привлекательностью.  Мы всерьез полагаем, что они помогут прояснить многое из того, что относится к жизни  разных  сообществ, формирующих культурное пространство.  Важным соображением здесь является то, что сообщества, о которых пойдет здесь речь, обслуживают некое желание. Их существование и функционирование обеспечено весьма интенсивной мотивацией.  Другая интенция данного текста – встроить жизнь психотерапевтического сообщества в более широкий контекст.

Идеология и идеобаллия

Концепт «идеология» является столь привлекательным, что разговор о ней приходится начинать с обзора, объединяющего в себе различное понимание этого дела. Вот что мы читаем в тексте А. Зорина :

« …английский марксист Терри Иглтон открывает свою книгу перечнем из шестнадцати определений идеологии, почти наугад извлеченных из работ последних лет и столь же произвольно оборванным. Список этот достаточно показателен, чтобы его привести:

            а) процесс производства значений, знаков и ценностей в общественной жизни;

            б) корпус идей, характеризующий определенную социальную группу или класс;

            в) идеи, способствующие легитимации господствующего политического порядка;

            г) ложные идеи, способствующие легитимации господствующего политического порядка;

            д) систематически искажаемая коммуникация;

            е) то, что позволяет субъекту принять определенную точку зрения;

            ж) мыслительные формы, мотивированные социальными интересами;

            з) конструирование идентичности;

            и) социально необходимые заблуждения;

            к) сочетание дискурса и власти;

            л) среда, в которой социально активные субъекты осмысляют мир;

            м) набор убеждений, программирующих социальное действие;

            н) семиотическое завершение;

            о) необходимая среда, в которой индивиды проживают свои отношения с социальными структурами;

            п) процесс, благодаря которому социальные отношения предстают в качестве естественной реальности» (Зорин А., 1998). 

Когда заходит речь об идеологии вообще и в частности, то, мы сталкиваемся с одним и тем же противоречием: речь идет о дискурсе, отражающем определенные интересы, в то время как путь, к реализации этих интересов намечен недостаточно.

Ясно, что без такого компонента, как экспансия, идеология теряет свой смысл. Она, собственно, создана для того, чтобы распространяться. Не дело идеологии и тех, кого она объединяет, пребывать в пассивном состоянии. Идеология является не только интеллектуальным построением, но и  энергетическим импульсом.  Она не замкнута в пространстве изолированного индивида, но существует в интерперсональном диалогическом  режиме. Мы убеждены, что необходим концепт, который объединил бы и производство идеологии, и ее распространение в единый процесс.

Итак, идеобаллия (idea – др. греч. общее свойство, идея, начало, основание, принцип, ballo – др. греч. бросать, кидать, метать) – деятельность, объединяющая в себе производство идеи и ее распространение в коммуникативном пространстве.

Мы полагаем, что идеобаллия как род деятельности обеспечена соответствующей мотивацией. Эта мотивация фундирована весьма основательно. Ясно,  что всякий стремится легитимировать свои склонности, преференции, действия. Всякий склонен включить их в крупномасштабный экзистенциальный контекст. Всякий желает рекрутировать в пространство своей идеологии еще кого-нибудь.  Так что, страсть создавать идеологии вполне психологически понятное дело.  Таким образом создается повод для гратификации целого ряда потребностей. 

И вот нам, соответственно, идеобаллическая мотивация (далее ИМ).  Она определяется именно единством производства идеи и ее распространения, начиная от «мелкомасштабных» индивидуальных принципов вплоть до крупномасштабных идеологий вкупе с желанием распространять эту идеологию.  Ясно, что эти два процесса связаны друг с другом неразрывно.  Легитимация любой идеи ставит ее в положение некоего правила, которое годится как минимум более чем только для одного автора идеи (или ее транслятора). 

Мы расширяем идеобаллию за пределы традиционного социологически ориентированного понятия идеологии (см. вышеприведенные определения) связывая ее отчасти и с психологическим дискурсом.

У Ж. Бодрийара мы читаем: «…соблазн представляет господство над символической вселенной, в то время как власть – всего лишь господство над реальной» (Бодрийар Ж., 2000, с.36).  Ясно, что это противопоставление в значительной степени искусственное, и что власть над реальным и символическим постоянно пересекаются, взаимодействуют, перетекают друг в друга.  Обсуждаемый здесь концепт, собственно и есть нечто такое, что связывает эти две вселенные – символическую и реальную -  воедино.

Как уже сказано, ИМ реализуется в стремлении личности включить Другого в пространство собственной идеологии, а лучше всего – других, причем количество этих Других в идеале стремится к большим числам. Сразу ясно, что ИМ состоит из трех основных моментов: производство идеологии, распространение ее в пространстве, рекрутирование максимального количества последователей этой идеологии.  Мы уверены, что ведем речь об весьма распространенном феномене, существующем в социальном пространстве повсеместно.

Конечно, всякий идеобаллический проект – это проект властный. Есть две возможности развить этот тезис. Можно сделать упор на содержательную часть идеологии, а можно – на экспансионистскую. Вместо того, чтобы заниматься непродуктивным анализом, что чему предшествует, идея ли властному стремлению или наоборот, мы предпочли синтетический теоретический ход, объединив обе части этого процесса в одном «зонтичном» концепте.  Зонтичный концепт, как ясно из названия, объединяет разрозненные положения, формируя из них более сложное и богатое образование с серьезным объяснительным потенциалом.

Пространственная структура идеобаллического движения носит своего рода центробежный характер. Двигаясь от некоего экзистенциального центра к периферии,  идеобаллия стремится к расширению своих границ.  При этом существование границ необходимо, ибо ими отделяется пространство одной идеологии от другой, враждебной, или же конкурентной.

Уровни функционирования

Существует несколько уровней функционирования идеобаллии. В первую очередь – это уровень индивидуальный, т. е. набор правил и принципов, которыми тот или иной человек руководствуется в жизни.  То, что идеология может быть ограничена всего лишь одним индивидом, разумеется, при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией.  Невозможно представить себе, чтобы человек, формулирующий некую систему идей и принципов добровольно, так сказать, в здравом уме и твердой памяти, предназначал ее лишь для себя одного.  Речь в этом – печальном, по правде сказать, случае, - идет или о том, что идеология слишком маргинальна,  или, что по каким-то иным соображениям ее невозможно предложить другим.

Другой уровень – микросоциальный. Идеология может ограничиваться пространством малой группы – семьи, школьного класса или уличной банды. Здесь важно то, что пространство функционирования идеологии заранее ограничено и не допускает возможности расширения. Этот уровень, что и говорить, тоже невелик, достойный производитель идеологии в его пространстве просто задохнется. 

И, наконец, макросоциальный уровень.  Идеологии большого стиля, функционирующие на этом уровне широко известны и, собственно, должны были бы стать предметом изучения «идеологологии», науки по исследованию идеологии, которая конечно существует уже давно, и, конечно, и долго томится, ожидая, кто бы ей дал, наконец, достойное имя, и сформировал бы вразумительный концептуальный аппарат.

 ИМ лежит в основе множества гуманитарных практик. Однако это производство не является универсальным для всех гуманитарных наук. ИМ лежит в основе гуманитарии, связанной с экзистенциальными факторами, социальными, личностными и т.п. ИМ в небольшой степени реализуется в академической психологии, но очень сильно в психотерапии. ИМ мало реализуется в лингвистике, но очень сильно в философии. Недостаточно реализуется в естественных науках, но очень сильно – в религии. Короче говоря, идеобаллия не касается сферы технических средств, но встроена в дискурс больших экзистенциальных целей. Очень плохо обстоит дело с реализацией ИМ Понятно, что идеобаллия не производит просто научные теории.  Основное в ней это формирование смыслов и ценностей для возможной идеологической паствы.

Вот как пишет М. Мамардашвили с соавторами относительно позиции философа «Классическим философским учениям была в той или иной степени свойственна просветительская, миссионерская установка. Их автор чувствовал себя монопольным обладателем истинных очевидностей, которые он должен был донести до неразвитой, ограниченной массы, погруженной в мирские тревоги и заботы». (Мамардашвили,  с. 57). Распространение идеологии предполагает существование тех, кто ей пока что не охвачен.  Собственно, идеобаллия не может рассматриваться только как синхронический феномен, это – процесс со своей динамикой и направленностью. Речь идет о процессе, протяженном во времени со своими этапами, фазами и пр.

Идеобаллия легитимирована некими вызовами. Идеология не существует ради себя самой. Можно предположить, что ИМ ищет вызовы, для того, чтобы поддержать собственное существование.  Речь тут может идти даже о своего рода идеобаллической паранойе.  Ну и конечно, под теорию отыскиваются практики, которые ее сохраняют и расширяют.

Пространственная структура идеобаллического движения носит, так сказать, центробежный характер. Двигаясь от некоего экзистенциального центра к периферии, идеобаллия стремится к разрыву границы, отделяющей внутреннее пространство личности от внешнего. 

ИМ можно разделить на более мелкие, идеобаллические субмотивации.

Удовлетворение их может выглядеть следующим образом: 

-         узаконить собственные склонности и преференции

-         занять позицию

-         высказать свое отношение к чему бы то ни было

-         продемонстрировать себя

-         получить признание в этом качестве

-         победить противника

-         создать пространство безопасного существования своей идеологии.

Идеологофобия.

Взаимоотношения индивида с идеологией могут носить различный характер.  По отношению к ней автор и транслятор могут находиться на различных дистанциях и в разных позициях, при этом так или иначе безусловно идентифицируя себя с нею, полностью или частично.  Реципиент идеологического послания, однако, может  сопротивляться идеологии разным образом.  Можно ее разделять, но при этом от нее дистанцироваться, оговаривая как-то свое стороннее отношение.  Можно от нее пассивно отгораживаться. Можно активно ей противостоять с любой степенью жесткости, в том числе и занимая активную антагонистическую позицию (или формируя ее).

При этом можно негативно относиться к идеологии как таковой.  Сам по себе факт наличия идеологии как формы организации дискурсивного и социального поведения, может вызывать отторжение по вполне понятным соображениям:

  1. Идеология как некая устойчивая система концептов, образов, принципов противопоставляет себя естественной спонтанности живой жизни, ограничивает ее многообразие и стремление человека к свободе.
  2. При любом раскладе идеология описывает реальность весьма приблизительно и односторонне. Моноидеологическое описание может ограничивать непредвзятый многосторонний реалистический взгляд на вещи.
  3. Ограниченность идеологии существует не только на описательно-аналитическом уровне, но и на прагматическом. Идеологически ангажированный автор скорее всего предлагает односторонне-ограниченные пути выхода из создавшегося положения.
  4. Идеология требует жертв и усилий, связана так или иначе с ограничениями гедонистического характера.
  5. Почти неизбежно связана с агрессивностью. В процессе идеологической экспансии может иметь место определенный экстремизм.
  6. Всегда создает иерархию внутри ИС, причем часто отмечается зазор между идеологическими требованиями и реальностью тех, кто требует их исполнения.

Все это создает и поддерживает то что мы здесь обозначаем  идеологофобией. Это  значит, что авторы идеологических построений, претендующих на привлекательность,  должны все это учитывать.  Включать в себя рефлексию по поводу всего этого, можно например, парадоксально отрицая идеологический статус собственной идеологии.  Ж.- Ф. Лиотаром ( Лиотар Ж.-Ф., 1998) описан процесс, происходящий в современном гуманитарном знании, - утрата влияния старых метанарративов (читай: идеологий).  Нетрудно предположить, что важную роль в этом феномене делегитимации сыграла именно идеологофобия.

Идеобаллия в науке.

В интересной работе В. Беляева (Беляев, 2002) сфера науки представлена как поле борьбы за некие «вненаучные» результаты.  Здесь наука рассматривается «как способ решения человеком своих задач как человека» (Беляев, с. 6)Очень многое из того, что происходит в научном сообществе и совершается как бы в режиме научной полемики, связано скорее с феноменами групповой динамики, чем с интересами науки как таковой. Описывая  интерперсональную ситуацию в научном сообществе, В. Беляев выделяет следующие виды борьбы:

«Борьба за самообоснование. Она является следствием того, что наука представляет из себя поле, в котором личности и социальные группы могут располагать свое существование. Каждый, строящий свой мир в поле науки, борется за возможность обосноваться там» (там же, с. 7).

Речь идет о феноменах всем и давно очевидных: научный мир есть пространство интенсивной групповой динамики.  Научные результаты, данные исследований и т. д. служат регуляторами этой динамики. Групповая динамика формируется интересами  присутствия и влияния, борьбы за превосходство и лидерство.  Без понимания этих обстоятельств, многое в жизни научного сообщества покажется непонятным.

Отвоевав себе пространство, ученый ввязывается и в иные виды борьбы:

« Борьба за идентичность. Она является следствием того, что наука не представляет из себя того поля, в которое человек может перейти полностью. Поэтому осознание принадлежности себя к другим полям существования делает неизбежным переходы от полей "не науки" к полю науки и обратно (там же).

Идентичность, индивидуальная и групповая, оказывает существенное влияние на взгляды ученого, его положение в сообществе, разделение его на «свое» и «чужое». Фиксация идентичности может привести к формированию строгих дискурсивных рамок, являющихся одновременно идентификационными признаками (я из этой школы). 

Интересы научной группы, с которой ты себя отождествляешь– один из сильных аспектов ИМ.

Борьба за коммуникативное пространство. Она является следствием того, что наука представляет из себя поле, в котором одновременно создаются миры разных личностей и социальных групп. Каждый строящий свой мир борется за обладание этим полем (там же).

Борьба за пространство культуры. Она является следствием того, что наука представляет из себя определенный способ организации культуры, который можно стремиться сделать фундаментом культуры в целом, если верить в необходимость этого» (там же).

Эти два тезиса в особых комментариях не нуждаются. Они вытекают естественным образом из предыдущих.

Здесь важно отметить, что в мире естественных и точных наук эти борцовские аспекты смягчены вполне понятными обстоятельствами.  Верифицируемость данных, экспериментальная воспроизводимость может поставить точку в любом научном споре. В гуманитарном мире все не так: невозможность экспериментального подтверждения  положений той или иной теории делает возможным конкурентно-полемическое сосуществовование разных идеологий, школ и пр. Забегая вперед, скажем, что именно трудность верификации данных психотерапевтической работы, не преодоленные пока сложности в сравнительном анализе психотерапевтических методов делают борьбу за присутствие и влияние в психотерапевтическом мире особенно интенсивной.

Идеобаллия и тоталитаризм

Печальная правда заключается еще и в том, что ИМ лучше всего реализуется через тоталитарные властные структуры. Совершенно ясно, что либерализм и политкорректность ослабляют идеобаллию.  Множественность идеологий ослабляют энергетическое поле каждой из них.

С другой стороны – появление и распространение идеологии есть реакция на некий кризис. Чем острее кризис, тем сильнее тоталитарная тенденция, тем более насущной становится наличие идеологии для группы, находящейся в состоянии кризиса.

Разумеется эти обстоятельства вполне могут усиливать негативный образ идеобаллической деятельности как таковой, могут провоцировать и углублять идеологофобию.  Формируя привлекательный идеобаллический дискурс, необходимо все это учитывать и  включать в его структуру необходимые оговорки, смягчающие все эти, безусловно нежелательные для субъекта идеобаллической деятельности, обстоятельства.  Самая толковая стратегия составления оговорок – ссылки на внешнюю необходимость. Дескать, не ради себя самого идеобаллист (или идеобалл, идеобаллёр – как лучше?) осуществляет свою деятельность, а есть сумма обстоятельств, провоцирующих его к такой деятельности.

Идеобаллическое сообщество

Идеобаллическая мотивация удовлетворяется людьми на протяжении множества веков.  Эта мотивация сформировала в обществе целый класс своего рода. В обществе давно осуществлена специализация идеобаллии.

Издавна существуют идеобаллические специалисты – философ, священник, миссионер, политик. Производство идей вместе с их распространением – их глваное дело. Существуют также и маргинальные варианты существования идеобаллических персонажей – сектант, революционер, лидер молодежного объединения.

Одно из главных направлений удовлетворения идеобаллической потребности - формирование идеобаллического сообщества (далее - ИС).  Этот вид сообщества существует в различных редакциях, но имеет свои инвариантные свойства.

Итак,  для ИС типично следующее:

1. Единая идеология.  Все сообщество безоговорочно (в худшем случае, с мелкими поправками) разделяет основные принципы групповой идеологии. Структура этой идеологии должна содержать следующие элементы:

a) Описание вызова, который делает данную идеологию легитимной.

b) Описание экзистенциального  врага, что может быть включено в структуру вызова.

c)  Описание ответа, даваемого этой идеологией на вызов. Этот ответ должен быть описан и как некий проект, и как практика.

d) Начертание плана действий, программы по обеспечению реализации ответа.

2. Зачастую ИС формируется вокруг некоей харизматической личности. Идея отождествляется с реальным персонажем и ИС формируется вокруг обоих сплачивающих факторов – идеологического и личностного. Харизматическое влияние, о котором мы много писали (см. Сосланд, 1997, 1999) воспринимается многими как проявление некоего демонического влияния, транслируемого посредством образа некой личности (так называемое обаяние).  На самом деле, харизма – это  способ продвижения идеи в массы, средство реализации идеобаллической мотивации  в обществе.  Харизматическая позиция всегда предполагает сочетание идеологического и организационного лидерства.

3. В продвинутых ИС зачастую принимаются определенные этические и дисциплинарные кодексы. Свод предписаний и запретов формируется для поддержания жизнестойкости внутри самого сообщества, а также для  усиления внешней экспансионистской активности. ИС почти всегда противопоставляют себя как другим аналогичным сообществам или же враждебному окружению в целом. Этические и дисциплинарные правила легитимированы именно этим обстоятельством. Наличие экзистенциального врага (неважно, реального или воображаемого) способствует процветанию дисциплинарно-репрессивной деятельности. 

4. Почти всегда ИС демонстрирует тенденцию к экспансии. Для ИС вполне типична деятельность, направленная на распространение идеологии и на расширение круга тех, кто с ней связан. Весьма важной является миссионерская, рекрутирующая работа. 

5. Очень часто (хотя далеко не всегда) в ИС используются разного рода экстатические практики. Транс разного рода является одним из важнейших соблазнов ИС. Мы видим безусловно глубокий смысл в сходстве аббревиатур ИС – идеобаллическое сообщество и ИСС – измененное состояние сознания.  Особенно это относится к религиозным и психотерапевтическим типам ИС (см. ниже классификацию).

6. Может иметь место всякого рода идентификационная символика (гербы и знамена, гимны и ритуалы). Эта символика может быть непосредственно связана с предыдущим моментом, но главное в ней – сплачивание единомышленников в единый организм, создание эмоционально насыщенной коммуникативной ткани внутри сообщества.

7. Идеология в таком сообществе встроена в структуру групповой динамики.  Эта групповая динамика, как и любом сообществе, оказывает решающее влияние на положение дел. Своеобразие ИС заключается в том, что внутренняя идеология становится важным фактором групповой динамики.  Такие факторы, как верность идеологическим принципам, поддержание их «строгости и чистоты» могут оказывать решающее влияние на иерархию в ИС, разделять на лидеров и маргиналов.  Она имеет как выраженный внутренний аспект (отношения между членами ИС, иерархическое разделение) и внешний – отношения с социумом и аналогичными или конкурирующими институтами.

Бонумизация

Тут было бы неплохо ввести в оборот еще один концепт, весьма достойный, но при этом вполне лапидарный. Самое простое соображение заключается в том, что деятельность ИС направлена на улучшение некоторых обстоятельств, признаваемых изначально неудовлетворительными. Политическая партия стремится к улучшению общества, филантропическое объединение – к улучшению нравственности, психотерапевтическая школа – к улучшению душевного здоровья. Именно это тривиальное обстоятельство является для всех ИС инвариантным. Именно оно формирует пафос их работы и, разумеется, нуждается в адекватной концептуализации.

Итак, бонумизация (bonum лат. – добро) – всякого рода глобальный проект социально ориентированного улучшения и деятельность, с ним связанная.  Обозначает движение от аксиологически отрицательного к аксиологически положительному полюсу, проще говоря, от «дурного» к «хорошему».

Улучшение происходит всегда через некое преодоление. Возможна, к примеру, внешняя и внутренняя бонумизация.   Пример первой – социальная революция, второй - психотерапия. Реализация бонумизационного проекта возможна  как через крупномасштабные действия или как результат, к примеру, «проповеди малых дел» в толстовском духе. Известный слоган: «Красота спасет мир», является, таким образом, бонумизационной сентенцией.

Таким образом, мы имеем дело с концептом, который позволяет нам  объединить воедино весьма разные, на первый  взгляд, практики. Бонумизация придает смысл существованию любой идеологии, делает ее психологически легитимной. В самом деле, невозможно представить себе никакую деятельность вне направленности на некое «улучшение».  Простота, даже некоторая тривиальность этого концепта вкупе с определенной оптимистической установкой делают его, на наш взгляд, вполне привлекательным, хотя он, конечно, нуждается в дальнейшем развитии.

Классификация ИС

Не составит труда перечислить теперь наиболее распространенные ИС.  Они, собственно у всех на виду, легко различимы простым мысленным взором.

Итак, это:

1. Мировые конфессии, включающие в себя клир и конфессиональную паству.

Здесь речь идет о самых заметных в мировой культуре ИС.  На примере больших конфессий можно проследить все основные особенности сообществ, о которых идет речь, все основные виды конфликтов, внутренних и внешних, которые формируют групповую динамику внутри таких сообществ.

2. Культовые сообщества (в том числе и так называемые тоталитарные секты).

Эта сфера маргинальной культуры имеет часто широкий общественный резонанс в силу активной рекрутирующей политики, противопоставления себя общественным институтам, а также активного противодействия со стороны традиционных конфессий. Однако, в сущности, они мало чем отличаются от больших религий, особенно на ранних этапах их существования.  Именно в силу этой схожести (секты – своего рода пародии на мировые религии) они вызывают не себя интенсивную агрессию традиционалистской части социального спектра.

3. Эстетические объединения.

Они провозглашают обычно свое появление на свет манифестом. Это может быть литературное направление – символисты, имажинисты, обэриуты, Серапионовы братья, дадаисты. Музыкальное объединение – русская «Могучая кучка», парижская «шестерка».  МХАТ в свой ранний период, театр В. Мейерхольда, театр на Таганке Ю. Любимова. Кинематографические объединения вроде группы “Cahiers du cinema” на рубеже 50-х – 60-х, скандинавской «Догмы». 

Манифест, провозглашающий появление нового направления встраивает его в определенный социально-политический контекст.  Провозглашаются обычно не просто новые эстетические принципы, но и указывается вызов, размещающийся в  крупнообъемном социальном пространстве.  Здесь важно отметить, что идеобаллическая деятельность здесь носит как-бы подчиненный характер. Все же самое важное в  деятельности этих объединений – художественные практики, производство арт-объектов. Идеологии здесь не носят самостоятельного характера, ей, естественно уделяется не столь интенсивное внимание как в «чистых» идеобаллических сообществах (религиозных, философских, политических, социальных).

4. Политические партии (в зародыше - революционные ячейки). 

Путь от узкого круга заговорщиков, расклейщиков листовок и бомбистов до крупной политической силы, берущей на себя ответственность за судьбу целой страны – известный сюжет.  При этом ясно, что любое - квазиэдиповское – стремление к бунту должно так или иначе быть легитимировано неким значимым кругом идей.  В политической идеологии весьма подчеркнута роль «экзистенциального врага».

5. Психотерапевтические школы.  Этому, собственно, мы посвятили специальное исследование (см. Сосланд А. И., 1999).

6. Так называемые  неформальные молодежные объединения – хиппи, панки, скинхэды. 

«Возрастной» контекст этих объединений минимизирует  удельный объем идеологически ориентированной деятельности в этих сообществах. При этом достаточно серьезное внимание уделено акциям, призванным привлечь скандальное внимание, равно как и эпатирующей демонстративности во внешнем облике. «Философия» уступает здесь «спектаклю», хотя ясно, что внешняя атрибутика, бросающаяся в глаза строго предписана исходными идейными принципами.

7. Философские объединения:  Платоновская Академия,  Синопские киники. Видимо,  Львовско-варшавская школа, ну и к примеру, Московский методологический кружок, созданный Г. П. Щедровицким.

8. Филантропические организации (вроде Армии спасения). Масонские ложи.

9. Социалистические (или какие угодно другие) коммуны.

Это организации вроде знаменитой «Новой гармонии» Роберта Оуэна, представителя т. н. «утопического социализма», основанной им в Америке.  К созданию коммун, как известно, тяготеют и некоторые тоталитарные секты (как, например, получившая известность в постсоветское время секта Виссариона), и  неформальные молодежные объединения, вроде хиппи и пр. Коммуна, как ИС сообщество, отличается определенным своеобразием в этом ряду: ее члены удаляются от враждебного мира, замыкаясь в собственном пространстве, пытаясь реализовать свои теоретические принципы в изоляции от остального мира. 

В идеологию таких организаций зачастую встроены эсхатологические мотивы.  Удаление «от мира» в коммуну мыслится как акт спасения, бегства от падшего миропорядка в мир особых отношений и благого образа жизни.  Остальной мир, погрязший в грехе и пороке, неизбежно катится к своему концу.  Сущность и психология апокалиптического дискурса описана нами ранее (Сосланд А. И., 2000).

10. Педагогические течения (скажем, Вальдорфская школа).

Конечно в этих случаях речь идет не просто об эффективной педагогической практике, но и об определенной антропологической концепции. Как и в других случаях ИС такого рода педагогические системы противопоставляют себя другим – якобы неэффективным, негуманным и пр.

11. Натурально, возможны всякого рода «синтетические» ИС. Здесь все сочетается со всем, то есть возможны самые разные сочетания вышеперечисленного.

Итак, чем же интересен предлагаемый концепт?  Главное, как было уже сказано, он создает связь между желанием и сообществом.  Трудно понять смысл существования и особенности функционирования  культурных сообществ вне глубинно-психологического контекста.  Брать здесь в расчет исключительно социологические факторы, соображения групповой динамики явно недостаточно.  В основе существования множества культурных сообществ лежит именно желание, которое мы попытались концептуализировать в данном тексте.  Говоря иными словами,  сообществу предшествует  желание быть источником.  С этого желания, собственно, все и начинается…

Литература:

  1. Eagleton T. Ideology: An Introduction. L., 1991. P. 1-2. 
  2. Беляев В.А. Взаимодействие социокультурных и личностных факторов научной деятельности: методологический анализ Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2001
  3. Бодрийар Ж. Соблазн. Пер. с франц. М.: Ad Marginem, 2000 
  4. Зорин А.  Идеология и семиотика в интерпретации Клиффорда Гирца // Новое литературное обозрение, 1998,  №1 (№29), с. 39-54 
  5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. с франц. Спб.: Алетейя, 1998
  6. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. - М.: Наука, 1972, c. 28-94

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:55 Кадыров обвинил Александра Сокурова в разжигании розни. Режиссер усомнился, достоин ли тот звания Героя России
17:46 Новый председатель СПЧ выступил против амнистии фигурантов «московского дела»
17:23 Иван Голунов подал заявление в ФСБ на полицейских
17:09 У берегов Японии найден пропавший полтора месяца назад российский катер
16:30 Time назвал Грету Тунберг человеком года
16:18 Создатели популярного антивируса Avast продавали информацию пользователей с 2013 года
15:59 ФБК подал документы на исключение из списка иностранных агентов и через день получил новый платеж из-за границы
15:32 Совет Федерации одобрил отмену «внутрибанковского роуминга»
15:28 Китайский мигрант попробовал перебраться через границу США в стиральной машине
14:50 Число жертв в перестрелке в Нью-Джерси выросло до 6 человек, в том числе убит полицейский
14:15 ФСБ задержала сторонника «Правого сектора» при попытке теракта в Мурманске
14:13 Любимое платье принцессы Дианы продали за $313 тыс. на лондонском аукционе
13:52 ТАСС: в 2022 году порог беспошлинного ввоза интернет-покупок снизится до €20
13:38 США остановили обучение всех военнослужащих из Саудовской Аравии
13:30 Бабушки-косатки увеличивают шансы внуков на выживание
13:29 На российском телевидении впервые покажут «Слугу народа» с Зеленским
13:08 Конституционный суд заставил московские власти выделить жилье жертвам репрессий
12:40 Под Владивостоком столкнулись 48 автомобилей
12:00 Сатурн наделил свой спутник Энцелад «тигровыми полосами»
11:46 ЛГБТ-активистке Юлии Цветковой назначили штраф 50 тыс. рублей
11:28 В Канаде совершил полет первый в мире электрический самолет
11:04 Напавшего на дом Памфиловой отправят в психбольницу
11:00 Археологи нашли на территории Омана древнеегипетский амулет «око Гора»
10:32 Боксеры сборной России отказались выступать на Олимпиаде под нейтральным флагом
10:13 В Москве прощаются с Юрием Лужковым
09:42 В России появился хайтек-омбудсмен. Это топ-менеджер фонда дочери Путина
09:28 На якутского шамана Габышева завели дело о насилии над представителем власти
08:19 Гендиректор «Метростроя» арестован в Петербурге по делу о присвоении и растрате
08:00 Новость из прошлого: 11 декабря 1999 года – Путин: на Северном Кавказе не война, а борьба с террористами
07:41 Компания Facebook отказалась предоставить властям США доступ к зашифрованным сообщениям
06:56 США ввели санкции против главы УМВД РФ по Грозному Аслана Ирасханова
05:54 Российские книгоиздатели просят признать Telegram пиратским ресурсом
10.12 23:40 Премию «Большая книга» получили авторы биографии Венедикта Ерофеева
10.12 21:51 Компания Apple начала продажу нового Mac Pro, топовая комплектация стоит более $52 тыс.
10.12 21:02 Издатель «Тинькофф-журнала» Александр Рай погиб при трагических обстоятельствах
10.12 20:44 Девятилетний вундеркинд не смог закончить университет из-за конфликта с ректором
10.12 20:02 Российский депутат арестован за торговлю наркотиками. Он продавал запрещенные вещества в подъезде
10.12 19:37 Twitter назвал самые обсуждаемые темы и персоны 2019 года
10.12 19:26 Главой Финляндии стала молодая женщина
10.12 18:31 Операторы связи купили оборудование за 10 млрд рублей для «закона Яровой»
10.12 17:40 В Петербурге 7 мужчин избили 18-летнюю девушку из-за внешнего вида
10.12 17:08 Кубанские полицейские заставили прохожего сорвать конопли и завели против него уголовное дело
10.12 16:32 Трое грабителей в Бурятии украли сейф с 2.7 млн рублей, но открыть его так и не смогли. Им грозит до 15 лет тюрьмы
10.12 16:32 Фигурантов дела о теракте в метро Петербурга приговорили к срокам от 19 лет до пожизненного
10.12 15:47 Умерла солистка группы Roxette
10.12 15:31 В Якутии задержали шамана Габышева. Два дня назад он возобновил свой путь в Москву для «изгнания Путина»
10.12 15:12 Глава ФСБ заявил о тотальном недопущении терактов на территории России в 2019 году
10.12 15:06 В Петербурге задержали двух полицейских. Они признались в пытках школьника
10.12 15:00 Новое исследование опровергает связь кесарева сечения с повышенным риском ожирения
10.12 14:35 Союз пчеловодов выразил соболезнования в связи со смертью экс-мэра Москвы Юрия Лужкова
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.