28 марта 2024, четверг, 15:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 июля 2005, 16:45

"Мы не будем писать в вазы Эрмитажа!"

Как известно, мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление о реорганизации театра «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Согласно этому постановлению, в основе которого лежит мысль о неэффективности использования пространства, здание театра на Поварской  и здание общежития театра на Сретенке передается в распоряжение дирекции проекта «Открытая сцена». «Открытая сцена» была создана для поддержки независимых театральных инициатив  четыре года назад Комитетом по культуре при правительстве Москвы.

Правительство Москвы выделяет гранты, которые распределяет Экспертный совет. Главой Экспертного совета является председатель Комитета по культуре Сергей Худяков,  то есть человек, отвечающий за финансирование проекта. Для того чтобы спектакль состоялся, необходимо, чтобы в его судьбе был заинтересован тот или иной театр, потому что денег для проката спектакля гранты не предусматривают. В результате не один спектакль исчез из афиши сразу же после возникновения, не имея возможности аренды. Разумеется, в таких условиях поиски специального помещения для проекта «Открытая сцена» становятся жизненно необходимыми. В качестве такой площадки предлагались самые разные варианты, включая МХАТ им. Горького на Тверском бульваре. Одним из самых разумных предложений было использовать помещение старой, уже не действующей фабрики в центре Москвы.

Наконец выбор пал на театр «Школа драматического искусства» на Поварской. Каким образом на его трех уникальных, авторских по духу площадках, может расположиться разношерстная гвардия независимых режиссеров, в постановлении, подписанном мэром, не говорится. Высшие московские чиновники многократно утверждали в печати, что они будут бережно поддерживать и развивать театральную деятельность «молодых» режиссеров Дмитрия Крымова, Игоря Лысова и Бориса Юхананова, чьи спектакли, созданные при поддержке грантов «Открытой сцены», идут в театре на Поварской, а также привлекать других участников.

В редакцию "Прагматики культуры" были переданы два открытых письма. Одно из них  принадлежит Борису Юхананову, спектакль которого был создан при поддержке проекта «Открытая сцена» и идет в театре «Школа драматического искусства» на Поварской. Оксана Мысина – актриса и режиссер, тоже не раз получавшая гранты проекта «Открытая сцена».

Если вы хотите присоединиться к этим обращениям, вы можете оставить свое, желательно не анонимное, сообщение на форуме "Полит.ру" - в разделе "Обсудить".

Требование об отмене постановления мэрии о реорганизации театра «Школа драматического искусства» под управлением Анатолия Васильева

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» одна занимает самое большое место Третьяковки, в то время как в иных залах лепятся друг к другу десятки картин. Так что – уплотнить, заставить потесниться? Уступить дорогу молодежи, передвижникам, импрессионистам?

Как все-таки чиновник Худяков, чиновница Швецова и подписавший постановление о реорганизации театра чиновник Лужков дошли до закамуфлированного вандализма, который, возможно, сами и не различаю? Впрочем – Бог их знает. Под воздействием каких страстей, ядов, ветров, наговоров упаковавших их сознание в броню властного, разрушительного жеста, они живут и управляют московской культурой? Ведь чиновник по определению фигура объективная, нейтральная, а не кем-то ангажированная, захваченная, как флюгер ветром. Кто помог им столь беспощадно, беспардонно, губительно и бесславно переориентироваться? Что за ветра дуют в мэрии, в московском театральном сообществе, в российской культуре? Месть чиновника за проигранный суд? Или уже Пушкиным изобличенная зависть толпы к гению? Криминальная страсть к лакомой недвижимости? Или всегдашний, особенно сегодняшний, зудящий, болтливый непокой мелкотравчатых душ – изготовителей суетных рыночных поделок-подделок перед сконцентрированной, твердой, неподкупной и озаренной работой? Или инстинктивные судороги гневливых и циничных политиков перед суровым жестом подлинного религиозного мастера, ушедшего в крепость художественной оппозиции?

Так или иначе, вроде бы дело сделано: документы подписаны, механизмы уплотнения и рассечения театра запущены в действие. Мастер унижен, оболган и как пионер поставлен в ряд. И что теперь? Признать в очередной раз необратимым поражение, нанесенное в самую сокровенную глубину, в источник знания, силы и достоинства отечественной театральной культуры? Нет, и еще раз нет!

Обращаюсь ко всем людям доброй воли и твердой памяти. Поддержите своими подписями требование об отмене постановления мэрии о реорганизации театра «Школа драматического искусства» под управлением Анатолия Васильева.

Борис Юхананов


Кто остановит еще один порочный круг нашей истории?

Кто остановит еще один порочный круг нашей истории?

До каких пор у нас молодое поколение будут вынуждать танцевать на костях своих предшественников?

Кто нам ответит на этот вопрос: Юрий Лужков или Владимир Путин?

К Вам обращаются молодые режиссеры, участвующие в проекте Правительства Москвы «Открытая сцена». Потрясающая сама по себе идея – дать возможность новой волне режиссеров экспериментировать с новой драматургией вне рамок репертуарного театра – обернулась для многих из нас огромными проблемами: не только в связи с невозможностью проката спектаклей из-за отсутствия реального пространства для «Открытой сцены», но и с проблемой морального, этического характера, перед лицом которой мы сейчас стоим.

То, что в течение четырех лет существования проекта в Москве не нашлось ни единого заброшенного здания, –  и это при грандиозном размахе строительства и реконструкции в городе (хвала Лужкову!) – несколько обескураживает. К слову, в Европе для подобных экспериментов используются пустующие фабрики или заводы, где с помощью современного дизайна создаются легко трансформируемые пространства, что позволяет проводить там даже международные фестивали, как, предположим, в Авиньоне, во Франции. Но это к слову.

Логика наших властей иная: отнять готовое, действующее, обжитое годами, знаменитое пространство театра «Школа драматического искусства» на Поварской у его создателя, одного из главных новаторов мирового театра Анатолия Васильева, и передать его в пользование «Открытой сцены». Кощунство высшей пробы! Пространство, где были рождены спектакли, ставшие вехой в истории современного театра! Уникальное творение художника и архитектора Игоря Попова!

Господа политики, позвольте Вам напомнить: отнимать Дом у его хозяев – очень неблагородное дело, это может неблаговидно отразиться на Вашем месте в истории, конечно, если Вы им дорожите!

Теперь без пафоса. То, что, безусловно, идеально для эстетики Анатолия Васильева, бессмысленно для тридцати-сорока голодных «экспериментаторов», нуждающихся в своих необычных условиях. Художник не может и не хочет топтать чужую территорию, он хочет создать свою. Иначе он не художник, а мародер. Нас хотят вовлечь в мародерство! В начале нашего пути нам предлагают поступиться своей честью! Это бессовестно со стороны властей!

Мы не будем писать в вазы Эрмитажа! Мы хорошо учились в школе, чтобы помнить, что сила действия равна силе противодействия! А уроки истории нам преподают и сейчас! Превратить живое, чистое начинание с прекрасным названием «Открытая сцена» в еще один «закрывающийся театр» в Москве – вот они, плоды Просвещения!

В ответе за происходящее не только те, кто разыгрывает этот сценарий, а и мы, те, кто еще верит в то, что Москва – театральная Мекка мира, а не выгодное место для раздела собственности.

С надеждой на поддержку театральной общественности Москвы.

Оксана Мысина

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.