20 мая 2019, понедельник, 06:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 августа 2005, 09:40

СНГ: Война за "свою" землю

"Виртуальный" характер существования непризнанных государств не мешает им быть вполне реальными игроками "большой игры" на постсоветском пространстве. Большинство знаковых событий на евразийском пространстве (СНГ-1) так или иначе связано с политическими хитросплетениями вокруг своеобразного СНГ-2.

Американизация и европеизация постсоветского пространства связана со стремлением признанных постсоветских государств вернуть контроль над утраченными территориями (непризнанными государствами). Появление (а затем и возрождение) ГУУАМа как альтернативы СНГ – реакция на поддержку этих образований со стороны России. Первая политическая заявка постреволюционной Украины в СНГ была сделана по поводу проблемы Приднестровья.

Проблема

Проблему непризнанных государств нередко сводят к формально-юридическому формату. Между тем речь идет не исключительно о правовых казусах. Спор признанных и непризнанных государств - не обычный межгосударственный спор и уж тем паче не дележ «бабушкиного наследства». Здесь нельзя ограничиться побиванием друг друга цитатами из очередной резолюции Совета безопасности ООН.

Непризнанные государства как феномен не могут быть исследованы и поняты исключительно в правовых терминах. Само создание непризнанных государств и начало борьбы за их признание - факты эмоционально-символического и социокультурного плана, без учета которых невозможно любое эффективное урегулирование межэтнических споров как неизбежного спутника этих особых государственных образований.

Трудно придумать лучшую тему  для исследования вопроса о соотношении формально-правовых и фактических аспектов государственного строительства (в равной степени нациестроительства, политической легитимации), чем проблема так называемых непризнанных государств. В свое время Фердинанд Лассаль предлагал формулу о существовании двух видов Конституций - «формальной» и «фактической». Думается, что анализ природы непризнанных государств более перспективен с позиций «фактического» конституционного права.

Понятие

Непризнанные государства… Подразумевается их непризнание мировым сообществом? Но сегодня само мировое сообщество как некий институт находится в глубоком не только политико-правовом, но и аксиологическом кризисе. К мировому сообществу апеллируют все - и признанные государства, и непризнанные. Однако внятного ответа нет и быть не может.

В эпоху глобального постмодерна, наступившего после распада ялтинско-потсдамского мира, не вполне понятны (так как они еще не прорисованы до конца) контуры нового миропорядка, а значит и критерии признания (непризнания) некоего образования как самостоятельного государства.

Что брать за основу? Единый суверенитет над подведомственной территорией? Тогда, очевидно, Грузию или Азербайджан не следовало бы признавать как государства, поскольку ни одно из этих образований к моменту своего официального признания не осуществляло единый суверенитет над всей территорией своих государств.

К 1991 г. Азербайджан фактически утратил контроль над Нагорным Карабахом, а Грузия над Южной Осетией (Абхазия будет впереди). В этом смысле и у России в конце 1991-начале 1992 гг. могли возникнуть проблемы из-за Ичкерии, оказавшейся фактически вне российского правового и политического пространства.

Кстати сказать, и у непризнанных государств с обеспечением суверенитета тоже не все хорошо. Та же Нагорно-Карабахская республика (НКР), контролируя семь районов Азербайджана, не осуществляет свой непризнанный суверенитет над всей территорией НКР (Шаумяновский, часть Мартунинского и Мардакертского районов). Абхазия фактически не контролирует Кодорское ущелье и весьма слабо реализует свой суверенитет над Гальским районом (мегрелоязычным). Южная Осетия фактически не контролирует грузинские анклавы (например, село Тамарашени), а Приднестровье (ПМР) лишь частично контролирует Бендеры.

Может быть, взять за основу критерий «состоятельности» государства? Тогда очевидно, что государственные институты (армия, полиция, чиновничий аппарат) НКР будут намного эффективнее азербайджанских, Абхазии намного результативнее грузинских (по крайней мере, в период Шеварднадзе), а Приднестровья не будут уступать молдавским.

По мнению немецкого политолога Штефана Трёбста, именно государственная состоятельность - главная препона в рассмотрении непризнанных государств в качестве эдаких бандитских анклавов.

Бандитским анклавам не нужны государственная символика, претензии на легитимность и  самое главное - государственно-исторический миф. Между тем идеологические системы непризнанных государств постсоветского пространства насквозь историчны. Не праздный вопрос «А что больше похоже на государство - Афганистан, Сомали, Либерия, являющиеся не более чем флажками на лужайке перед зданием ООН, или НКР, Абхазия или Приднестровье?»

Но самая большая проблема – это признание непризнанного государства его подданными. Можно сколь угодно обвинять в экстремизме политиков НКР, ПМР, Абхазии или Южной Осетии (и обвинять, заметим, справедливо), но их экстремизм опирался и опирается на массовую поддержку граждан государств, которые формально не существуют. Более того, в любой миротворческой инициативе, направленной на разрешение спора между признанным и непризнанным государством, этот самый экстремизм должен быть учтен. Иначе последствия могут иметь плачевный характер.

Очевидно, что даже успешно «купив» абхазскую элиту, невозможно успокоить Абхазию при решении о массовом возвращении грузинских беженцев на только в Гальский район, но и в Сухуми, Гагру, Леселидзе. Таким образом, непризнанные государства от самого факта отсутствия международного признания не перестают быть важнейшими политическими акторами постсоветского пространства и головоломкой для международного сообщества.

Причины

Для успешного разрешения проблемы непризнанных государств необходимо определить причины их массового появления в начале 1990-х гг., своеобразного «мирового рекорда» (по словам британского эксперта Томаса де Ваала). На наш взгляд, следует выделить два фактора: международный и внутренний (последний в большей степени социокультурный).

Анализ причин крушения ялтинско-потсдамской системы международных отношений не является предметом настоящей статьи. Тем не менее, отметим ряд принципиальных моментов. Среди первопричин «похорон Ялты» обычно называют два разнонаправленных процесса – объединение Германии и распад Советского Союза. Думается, что воссоединение «осси» и «весси» и исчезновение с карты государства, занимающего 1/6 часть суши, было бы более справедливым рассматривать лишь как следствия.

Более важной, с нашей точки зрения, причиной краха «ялтинского мира» стали внутреннее фундаментальное противоречие самой международной системы «Ялты и Потсдама» между принципами территориальной целостности и нерушимости послевоенных границ и правом этнических меньшинств на самоопределение. И тот, и другой принципы были зафиксированы во всех основополагающих декларациях и пактах ООН.

Ялтинский мир создавался друзьями-врагами (такого радикального разрыва вчерашних союзников Версальский мир не знал), что доказал и весь последующий ход истории, а потому он неизбежно базировался на сдержках и противовесах, коими и стали, с одной стороны, нерушимость границ и территориальная целостность, а с другой - защита прав этнических меньшинств. В 1975 г. в Хельсинки подвели черту под Второй мировой войной, торжественно провозгласив нерушимыми послевоенные границы.

Но в то же время в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН (принят 16 декабря 1966 г.) шла речь о том, что «все народы имеют право на самоопределение…Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования». Данный пакт по сути дела юридически формировал право народа на «свою» территорию и расположенные на ней природные богатства. «Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как ущемление неотъемлемого права всех народов обладать и пользоваться в полной мере и свободно своими естественными богатствами и ресурсами».

Подобное противоречие открывало возможности для двойной международной бухгалтерии. Советский Союз, защищая священное право этнических меньшинств, апеллировал к борцам за «национальное освобождение» от «наследия колониализма», а США и их союзники были готовы защищать «права человека» и «ценности свободы».

В результате два столпа ялтинского мира, два «полюса» международной системы укрепляли этносепаратизм и, как следствие, терроризм в борьбе друг с другом. В одном случае можно было констатировать необходимость сохранения территориальной целостности (тогда прав был Советский Союз, подавлявший выступления различных национальных движений в 1989-1991 гг., в том числе грузинское (события 9 апреля 1989 г.) или армянское (операция «Кольцо» по разоружению армянских формирований фидаинов). В другом можно было поддерживать «молодые демократии», бросившие перчатку имперской власти.

Если встать на позиции территориальной целостности и защиты государственного единства СССР, то можно оправдать позицию абхазов (что с успехом и делают историки и политологи этой республики) как защиту территориальной целостности Союза ССР от сепаратистских поползновений Грузии (участие абхазов в референдуме 17 марта 1991г. в отличие от грузин).

В любом случае поражение СССР и Варшавского блока, распад внешней и внутренней советских «империй» (освобождение стран Центральной и Восточной Европы из-под политической опеки Советского союза и разрушение самого Союза) открыли шлюзы для свободного плавания «молодых демократий», положивших в основу своих идеологий принцип этнонационального самоопределения.

По словам Вячеслава Никонова, «распад СССР положил начало явно недооцененному на Западе процессу формирования национальных государств. Никогда до 1991 года на планете не было таких организованных по этническому принципу суверенных стран…». Новые суверенные государства бывшего СССР с момента приобретения независимости где в явной, а где в закамуфлированной форме совершили конвертацию принципа права наций на самоопределение на принцип территориальной целостности. «Сдержки и противовесы» были принесены в жертву делу «национального строительства».

Следствием подобной «смены вех» стали этнополитические конфликты, переросшие в некоторых регионах (в особенности на Южном Кавказе) в «горячую фазу».

По мнению грузинского эксперта Александра Рондели, подобный результат стал следствием неготовности элит новообразований Южного Кавказа к современному госстроительству. «Южный Кавказ был периферией Российской империи, но все же он был органичнее связан с остальным миром, нежели постсоветские Азербайджан, Армения и Грузия, в одночасье оказавшиеся суверенными государствами…» В результате провала коммунистической теории и практики, а также разрушения коммунизма как ценностно интегрируемой идеологии в нацреспубликах в составе Союза произошло заполнение идеологического вакуума в виде замены «интернационализма» на идею этнической собственности на землю.

Идеология. «Своя» земля

Центральным моментом новой идентичности выступает «своя» земля. Родная земля здесь рассматривается как святыня, как нечто совершенно независимое от ее экономической или геополитической ценности. Абхазской стороне предлагается план возвращения грузинских беженцев в Гальский район, где они составляют подавляющее большинство. В ответ же выдвигают контраргумент о древней абхазской Самурзакани, где большинство было этнически абхазским. Ту же абхазскую элиту обвиняют в проведении этнической чистки, которой подверглись в 1993 г. более 200 тыс. грузин (составлявших численное большинство республики), а в ответ нам представляют таблицы, из которых следует, что к началу вооруженного конфликта между грузинами и абхазами в 1992 г. грузины оказались большинством в результате процесса «грузинизации» абхазской территории, проводимой руководством Грузинской ССР. Напротив, грузинскую сторону вопрошают об обоснованности силового подхода к разрешению абхазской проблемы. Самый распространенный аргумент в ответ имеет приблизительно такую систему аргументации. Это - земля, принадлежащая Грузии, и никто кроме Грузии не имеет права устанавливать там свои порядки. Получается замкнутый круг. Армянская сторона говорит о более древнем своем появлении на территории Карабаха, а азербайджанская о государственности своих соплеменников на этой же территории (Иреванское, Нахчыванское, Карабахское ханства).

В результате при таком подходе общественно-политические «картинки» мира разных конфликтующих сторон на Кавказе всегда будут непересекающимися параллельными прямыми. Для грузин борьба за Южную Осетию будет защитой грузинского Самачабло или Шида Картли, а для осетин борьбой против «малой империи». Армянская «историософия» будет «брать план» Сумгаита и Баку, а азербайджанская ограничится только панорамой Ходжаллы. Грузинская сторона будет помнить одну лишь этническую чистку 1993 г., а абхазы процесс насильственной грузинизации и вторжение войск Госсовета Грузии в августе 1992 г.

«Своя земля» как идеологический концепт предполагает приоритет этнической коллективной собственности. Этнос и только он может выступать верховным собственником и  распорядителем этой земли. При этом (в отличие от обоснования прав собственности в гражданском праве) права на «свою землю» трактуются произвольно, на основе исторического «презентизма», без учета реальных фактов прошлого.

Тот факт, что последовательная реализация принципа jus primae occupationis в конечном итоге обесценивает сам концепт «своей земли», в сознании лидеров национальных движений  не является логическим противоречием. В самом деле, если следовать этой логике, то у греков будет не меньше прав на Абхазию, чем у абхазов и грузин, а удин можно будет признавать «заинтересованной стороной» в защите «своего» Карабаха.

Легитимация власти в постсоветских государственных новообразованиях проходила на основе «принципа крови» именно под лозунгом создания «своих» государств, выражающих интересы «своей» земли. Но следование этому принципу в конечном итоге заложило мину замедленного действия под легитимность новых государств и национальных образований.

При этом под легитимностью следует, на наш взгляд, понимать не только восприятие власти как законной, но и как власти, выражающей интересы граждан. «Одна нация (этнически понимаемая) - одно государство» - не самый лучший подход для обеспечения легитимности власти в странах с полиэтничным и поликонфессиональным составом населения и с многочисленными образами «своих земель». Отсюда и непризнанные государства как бегство к «своей земле».

По словам Томаса де Ваала, «не имеет смысла рассматривать это (непризнанные государства - С.М.) как временное явление, которое само по себе исчезнет». Эти образования успели обзавестись многими атрибутами государственности: госсимволикой, правительством и парламентом, бюджетом,  армией, полицейскими силами и структурами безопасности, разработали основы национальной идеологии. Однако, по словам того же Томаса де Ваала, «не следует забывать, что эти образования утвердились как самоуправляющиеся единицы, только избавившись от больших сообществ…» А претензии на легитимность самопровозглашенных структур также основывались на апелляциях к «своей земле». Родившись в результате «бегства» от нелегитимности признанных образований Южного Кавказа, непризнанные государства сами оказались в той же ловушке. Абхазия оказалась чужой для грузин, а НКР для азербайджанцев. Круг замкнулся.

Было бы серьезной ошибкой трактовать ожидания признанных и непризнанных образований на постсоветском пространстве исключительно как утопии и иллюзии. За этими утопиями стоит тысячелетний исторический опыт. В условиях обретения политической свободы социумы нацреспублик в составе СССР принялись спасать самое дорогое с их точки зрения - свою этническую идентичность.

Защита своих прав таким образом стала одновременно нарушением прав чужих, «не наших». Но признав данный тезис, не стоит впадать и в другую крайность - признание культурологической «инаковости», «уникальности» цивилизации, ментальности и т .п. Если бы эта «уникальность» получала импульсы в замкнутом географическом (геополитическом) пространстве, то можно было бы признать это самое пространство особой этнографической территорией. Но в условиях глобализации «вызовы», идущие от непризнанных государств, затрагивают уже не только интересы  России, но и стран Европы, и США.

"Прагматичный" подход

Отсюда и необходимость международной кооперации ведущих государств мира в обеспечении легитимности на постсоветском пространстве. Кооперации по вполне прагматичным соображениям. Поддержание очагов нестабильности на постсоветском пространстве нигде не принесло России существенных дивидендов.

Проармянский крен российской политики и поддержка НКР обернулись для нас созданием  Культурного центра Чеченской Республики Ичкерия (январь 1995 г.) и офиса полпреда Ичкерии в мусульманских странах в Баку (1999 г.). «Неоценимую помощь в размещении беженцев нам оказал Азербайджан», - высказывался в свое время глава «внешней разведки сепаратистской Ичкерии Хож –Ахмед Нухаев. Некоторое исправление азербайджанского вектора российской политики в 2000-2001 гг. привело к экстрадиции ряда сепаратистов из Азербайджана и появлению любопытного документа - Открытого письма Чеченских беженцев ныне покойному Гейдару Алиеву. Проабхазский крен России аукнулся эхом в Панкисском и Кодорском ущелье в 2001-2002 гг.

Как же приблизиться к разрешению этой задачи? Очевидно, что денежными вливаниями и финансовой поддержкой «мирного процесса» дело не решить. Это показали такие два не менее «проблемные» региона как Балканы и Ближний Восток. Защитники «своей земли» охотно «осваивают» средства, идущие на защиту мира и прогресса для продолжения борьбы за этническую чистоту.

Поэтому, на наш взгляд, речь должна идти о масштабной идеологической (интеллектуальной) работе, рассчитанной на годы и десятилетия, нацеленной на изменение самих основ представлений о нации, этносе, их правах и взаимоотношениях. По сути, дело идет о масштабной культурной трансформации в политическом и социальном сознании кавказских народов.

«Видимо, историческая справедливость все же имеет свои пределы. Иногда попытки вернуться к прошлому становятся актом исторической несправедливости по отношению к настоящему», - считает профессор Украинского Национального института стратегических исследований Б. Парахонский. Эту истину в конечном итоге должны понять и принять лидеры как признанных, так и непризнанных государственных образований на Юге Кавказа.

Второй не менее важный принцип. Необходимо не отвлеченное, а прагматичное и даже циничное миротворчество. Вопрос об обязательном возвращении беженцев должен перестать быть несущей основой конструкции постконфликтного урегулирования (в случае с Абхазией и НКР). Необходимо совместными усилиями проработать сценарий «невозвращения» грузинских беженцев в Абхазию, за исключением Гальского района, и азербайджанцев в Карабах.

При этом беженцам за счет международных финансовых институтов должны быть выплачены компенсации за материальный и моральный ущерб и выделены средства на обустройство на новом месте плюс отдельный "бонус" за невозвращение.

Как бы цинично ни выглядел подобный план - это единственная возможность избежать нового передела собственности и сфер влияния, а также обострения межэтнических отношений в Абхазии и в Карабахе. Беженцы - это не только дети и старики, но и вчерашние "хозяева" жизни, потерявшие недвижимость и былой статус, опьяненные ненавистью и жаждой мщения.

Подобные же ксенофобские настроения весьма характерны и для "победителей" (если такой термин вообще уместен) конфликтов (абхазов и армян). В ходе конфликта с Грузией небольшой абхазский народ (чуть более 90 тыс. чел.) потерял 3 тыс. своих представителей. Сегодня абхазы не готовы к совместному проживанию с бывшими компатриотами. Можно их за это осуждать, но игнорировать сей факт невозможно.

Россия и США могли бы выступить совместным гарантом непередела собственности и власти в непризнанных образованиях. Очевидно, что только получив гарантии сохранения завоеванных ресурсов (и административных рент), нынешние непризнанные элиты, ставшие таковыми благодаря военным успехам в 1992-1994 гг., будут намного более сговорчивыми.

См. также другие тексты Сергея Маркедонова:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

05:59 Австрийский депутат выступила за отмену антироссийских санкций
05:35 Заключенным и арестантам дадут право на компенсацию за нарушение норм содержания
04:53 Мэй приготовила «новое смелое предложение» по Brexit
04:26 СМИ сообщили о новой схеме кражи денег у клиентов Сбербанка
03:59 Депутат ГД допустил выдачу российских паспортов жителям Приднестровья
03:40 Следователи выясняют обстоятельства гибели японца на камчатском вулкане
02:54 Трамп пригрозил Ирану «официальным концом» в случае войны
02:29 Счетная палата сообщила о затягивании сроков реализации нацпроектов
01:52 Фурам закрыли выезд на некоторые автотрассы в жаркую погоду
01:35 СМИ узнали об отказе Google от сотрудничества с Huawei
00:53 Сборная РФ по хоккею досрочно вышла в плей-офф ЧМ-2019
00:23 Премьер Армении анонсировал второй этап революции в республике
19.05 23:54 Лидера российских либертарианцев облили фекалиями в Казани
19.05 23:37 Порошенко уволил главу СНБО Украины менее чем за сутки до своего ухода
19.05 22:33 Ален Делон получил «Золотую ветвь» в Каннах за вклад в кинематограф
19.05 21:58 Организатор «Евровидения» отказался дисквалифицировать победителя
19.05 21:32 Глава Минэнерго РФ спрогнозировал возможный дефицит нефти
19.05 20:52 Порошенко назвал свою главную обиду за время президентства
19.05 20:22 Трамп отказался рассказать про кибератаку на «фабрику троллей»
19.05 19:54 Австрийская прокуратура не нашла ничего уголовного в разговоре Штрахе с «россиянкой»
19.05 19:33 Пассажир из Брянска хотел «заминировать» Шереметьево из-за жены
19.05 18:55 Участник полумарафона в Москве умер из-за проблем с сердцем
19.05 18:35 Зеленский рассказал о работе по возвращению «пленников Кремля»
19.05 18:18 Роспотребнадзор пересчитал умерших от ВИЧ россиян
19.05 17:55 Глава Сбербанка выступил против отмены комиссии за снятие наличных
19.05 17:32 Среди пострадавших при взрыве в Каире не оказалось россиян
19.05 17:31 УЕФА назвал цены на билеты на Евро-2020
19.05 17:11 При взрыве в Египте пострадали 12 человек
19.05 16:55 Свыше миллиона фанатов потребовали переснять финал «Игры престолов»
19.05 16:37 Бизнесмен Макаров отверг причастность к скандалу в Австрии
19.05 16:15 Власти Украины обжаловали отмену национализации Приватбанка
19.05 15:57 Глава «Газпрома» не нашел причин сдвигать сроки по «Северному потоку — 2»
19.05 15:37 Россия и Белоруссия согласовали дорожную карту по транзиту нефти
19.05 15:16 СМИ назвали дату досрочных выборов в Раду
19.05 14:52 Организаторы Евровидения осудили демонстрацию флага Палестины
19.05 14:32 Мария Бутина записала видеообращение из тюрьмы
19.05 14:14 Песков рассказал о перспективах новой встречи Путина и Трампа
19.05 13:51 В СМИ появились детали решения суда об отмене национализации Приватбанка
19.05 13:31 Лазарев рассказал о предвзятости к России на Евровидении
19.05 13:14 В Москве эвакуировали торговый центр
19.05 12:53 Джорджу Мартину передадут народный «Оскар» из России
19.05 12:32 Тереза Мэй пообещала «смелое предложение» по Brexit
19.05 12:10 В Израиле задержали протестовавших против Евровидения
19.05 11:41 В России ограничат движение грузовиков в дневное время
19.05 11:15 Петра Порошенко позвали на инаугурацию Зеленского
19.05 10:52 Минобороны рассказало о ситуации в зонах деэскалации в Сирии
19.05 10:31 Полиция опровергла сообщения о стрельбе у Большого театра
19.05 10:14 В Австрии пройдут досрочные выборы
19.05 09:53 США отправят пять человек на инаугурацию Зеленского
19.05 09:30 Еще один «Суперджет» сорвал рейс из-за неполадки
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.