28 марта 2024, четверг, 21:33
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 августа 2005, 19:00

Архитектура между экономией и авантюрой

Мобильные технологии обучили нас легкости в обращении с вещами. Мы модифицируем свой компьютер, заменяем ноутбук на PalmOne или коммуникатор, приобретаем мобильник с видеокамерой, MP3, диктофоном и прочими жизненно важными функциями. Мы уверены, что обязательно нужен плоский экран, керамическая плита и средства гигиены с нейтральным PH. И думаем, что разбираемся в интерьерном дизайне, и даже знаем, где заказать дизайн интерьера квартиры.

Мы хотим ровные стены и теплый пол, два санузла на 100 кв. метров и кондиционер. Мы хотим новой жизни в новом пространстве. Но что делать, если дому 50, 100 или больше лет? Не телевизор с лучевой трубкой - не выставишь на помойку. Можно, конечно, продать и купить новую квартиру в "типовом проекте" или "таунхаузе" на окраине, только есть подозрение, что разница не так велика. Что как-то это пространство с двумя прогрессивными санузлами не отвечает потребностям человека с "компьютером на рукаве" и поверхностью кожи вместо антенны.

Что мы должны пожелать увидеть в качестве современного дома, улицы, города? Что мы можем ждать сегодня от архитектуры – не только же "городской ансамблевости" и "диалога между старым и новым"?

Раньше спрос диктовал предложение. Сегодня – новые технологии и внедряемые в реальность фантастические идеи провоцируют появление потребностей, о которых доселе и понятия никто не имел. Чтобы понять, о каком доме мы можем или должны мечтать, необходимо потратить пару дней в году на Дни Архитектуры Германии "Tag der Architektur".

Магомет за выбором горы

В Северной Рейн-Вестфалии во время "Дней Архитектуры 2005" (последние выходные июня) в 177 городах было открыто для публичных посещений 512 объектов – от новых заводских корпусов и многоэтажных бизнес-центров до экологически продуманных коровников и игровых детских площадок.

Каждый заинтересованный заранее бесплатно мог получить в Архитектурной палате земли брошюру с адресами, картой, описанием зданий, интерьеров и садов, точным временем для посещения. В зависимости от области интересов и характера намерений можно было спланировать маршрут. Любитель архитектуры как вида искусства вполне мог сконцентрироваться на публичных городских объектах, владелец памятника истории и культуры, подлежащего реставрации, обратить внимание на сходные случаи. А берущий кредит на постройку собственного дома мог реализовать заветное желание – заглянуть в дом соседа и задать все, даже самые неприличные вопросы, рассмотреть работу архитекторов и инженеров и оценить результат. А заодно и понять, что за дом должен он пожелать, исходя из самых новейших представлений об экономичном и комфортном жилье. 

В зоне приватного

Подключаясь к сети мобильного оператора, мы учитываем стоимость звонков, покупая "трубку", – узнаем о мощности аккумулятора. Но, выбирая квартиру или строя дом, мы еще не задумываемся о растущей стоимости на воду и электричество, тем более не соотносим эти, а также многие другие инженерные проблемы, с задачами архитектора. "Дни Архитектуры 2005" убеждают в неправильности и неправомерности подобных установок.

Немецкие архитекторы полагают, что современный дом должен строиться из расчета конечности земных ресурсов, он должен обладать некоторой автономностью от остального мира – с его тающими запасами питьевой воды и энергии. Не забывают авторы и об антропологических факторах – возрасте, поле, семейном положении, здоровье тех, кто будет населять строение, о личных пристрастиях и увлечениях жильцов.

Во время  "Дней Архитектуры 2005" в Аахене был представлен отвечающий этим установкам жилой дом, являющийся частью общего проекта "Солярные поселения NRW (Северной Рейн-Вестфаллии)". Комплекс оснащен высокоэффективной системой отопления на природном газе, установленные на крыше солнечные батареи снижают расход электричества, а собираемая дождевая вода употребляется на работу туалетов и стиральных машин. И это не единственный в этом году пример постройки в соответствии с заданным энергетическим стандартом. Сюда же можно отнести новое здание мебельной фабрики, отопление которой основано на сжигании опилок, стружек и прочих отходов производства, и открытый коровник в предместье Дуйсбурга, поддерживающий оптимальный климат для экологически безупречного выращивания скота.

Тот же принцип экономии вынуждает архитекторов прикладывать массу усилий для самого оптимального использования дорогостоящего пространства: голубятня перестраивается в апартаменты, из подсобки во внутреннем дворе Дюссельдорфа делается современное бунгало с окнами во всю стену и даже скрытой от глаз террасой с кусочком зеленой травы, а в овраге выстраивается трехэтажное строение, с умом следующее за изгибами земной поверхности. Что же касается личных пристрастий, то поклонников фэн шуй вот уж никак нельзя посчитать обойденными вниманием. По всем законам китайского искусства оборудуются ателье и внутренний аптечный дворик, деревянный частный дом и колодец в саду – каких бы это инженерных усилий не требовало.

Оценить результат? Есть несколько точек зрения: возможного клиента – насколько траты соответствуют реализации замысла; профессионала – каким образом решена та или иная задача, с каким КПД; стороннего наблюдателя – этот взгляд будет, скорее всего, чисто эстетическим, более всего напоминающим рассуждение журналистов на страницах газет и журналов по поводу той или иной знаменитой новостройки. Только масштаб другой.

Цена публичного

Задача обнажения чистой визуальности не является первоочередной для большинства архитекторов, работающих по частным заказам, ведь такая постановка требует и других средств – какие возможны только у самых богатых заказчиков, как государство, город, банк. Чистое искусство – вещь дорогостоящая. Результатом такого инвестирования должен стать знаковый объект, приносящий доход либо в сфере материальной, либо в имиджевой. Именно поэтому приглашаются звезды. Из последних событий: Академия Искусств на Парижской площади в Берлине – немецкий архитектор Гюнтер Бениш, Центр Современного Искусства и Дизайна МАРТа в Херфорде (Германия) – калифорниец Фрэнк Гери, Центр Пауля Клее в Берне (Швейцария) – итальянец Ренцо Пиано. Только Берлинская академия была построена полностью на государственные деньги (что привело, кстати сказать, к банкротству строительной фирмы – известно, что государство никогда не спешит платить по счетам). В двух остальных большую часть затрат понесли частные инвесторы. В случае Центра Клее 60 процентов расходов оплатил врач-меценат Моритц Е. Мюллер, который и заказал музыку – потребовал не только пригласить знаменитого Ренцо Пиано, но и выполнить все его условия.

По указанию архитектора городом были выкуплены луга перед центром, и было дано обещание никогда не застраивать территории. Одним словом, никакой экономии, сплошная авантюра. Так Пиано позаботился о дальнейшем существовании собственного творения, визуально и морфологически вписанного в холмистый пейзаж.

"Профессия архитектора – авантюрное предприятие: пограничная деятельность в пространстве между искусством и наукой, в поле между волей к модернизации и подлинным вниманием к традициям. Жизнь архитектора опасна, ведь он работает со всеми видами "полезных ископаемых". Употребляя этот термин, я имею ввиду не только бетон, дерево или металл, но и – историю и географию, математику и физику, антропологию и экологию, эстетику и технику… Со всеми этими вещами он должен себя ежечасно соизмерять. Архитектор занимается самой прекрасной деятельностью на свете – ведь на нашей маленькой планете все давно уже открыто, и только творение остается еще единственно доступным и стоящим приключением", - считает знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пиано.

На фото - проект Цента Пауля Клее в Берне (Швейцария). Арх. Ренцо Пиано.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.