Адрес: https://polit.ru/article/2005/09/23/srokvst/


23 сентября 2005, 11:18

Приговор Ходорковскому вступил в силу

22 сентября Мосгорсуд закончил рассматривать кассационную жалобу адвокатов на приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. В итоге приговор вступил в законную силу, а срок наказания уменьшен с девяти до восьми лет: были отменены обвинения по нескольким эпизодам, связанным с неисполнением решения суда по акциям предприятия "Апатит" и Научно-исследовательского института удобрений и инсектофунгицидов (НИИ УИФ), а также по эпизодам растраты средств, переданных структурам группы "Мост" Владимира Гусинского. Суд также смягчил наказания по обвинениям Ходорковскому и Лебедеву в части уклонения от уплаты налогов с физических и юридических лиц.

Наиболее острым полем юридической борьбы стал эпизод с хищением акций НИИ УИФ. Дело в том, что, похоже, защита не очень рассчитывала на повторное подробное рассмотрение всего комплекса аргументов по делу в целом. Настоящая борьба шла вокруг того факта, что срок давности по эпизоду с НИИ УИФ должен был истечь как раз 22 сентября (по версии обинителя) и 21 сентября (по версии защиты).  

Защита была на грани того, чтобы поставить суд в ситуацию, когда бы он был вынужден существенно сократить срок заключения подсудимым в результате того, что не имел бы никаких процедурных возможностей поступить иначе. И здесь был главным фактор времени.

Защита очевидным образом по ходу всего процесса стремилась вынудить суд увеличить сроки рассмотрения кассационной жалобы. С другой стороны государственный обвинитель, напротив, стремился максимально экономить время, в том числе и за счет того, что не отвечал по существу по ряду существенных аргументов защиты по ряду эпизодов, в частности, по которым были отменены или смягчены решения первой инстанции. Суд также постоянно торопил защиту и сумел зачитать решение вечером 22 сентября, то есть до истечения суток.

Прокурор Шохин настаивал, что срок давности по эпизоду с хищением акции НИИ УИФ истекает не 21 сентября, как заявляли адвокаты, а 22 сентября - то есть еще не истек. Отметим, что за эпизод с НИИ УИФ Ходорковский получил 7 лет из 9, однако эти 7 лет из приговора вычтены не были. Адвокат Генрих Падва считает странным, что суд незначительно снизил наказание, несмотря на то что существенно переквалифицировал статьи обвинения. "Также мне кажется очень странным, что суд не прекратил уголовное дело в связи с истечением срока давности по обвинению в хищении Ходорковским и Лебедевым 44-процентного пакета акций НИИ УИФ", - сказал он журналистам.

До вчерашнего дня заседания суда три раза переносились из-за того, что адвокат Ходорковского Генрих Падва, единственный, кому экс-глава ЮКОСа доверил свою защиту, внезапно оказался в больнице.

Вчерашнее заседание началось с перерыва для общения адвокатов Генриха Падвы и Юрия Шмидта с Михаилом Ходорковским, поскольку за день до этого Падву, выписавшегося из больницы, не допустили в СИЗО для встречи с подзащитным. После перерыва адвокаты и Ходорковский подали ряд ходатайств. Они, в частности, сводились к тому, что Ходорковскому необходимо дополнительное время для подготовки к кассации, поскольку из 30 томов судебных протоколов ему были предоставлены только 15, и за 2 недели, которые были в его распоряжении, он подготовил возражения только на четверть документов. Кроме того, Юрий Шмидт говорил о нарушениях закона при назначения даты рассмотрения жалоб и просил перенести дату судебного заседания.

Прокурор Дмитрий Шохин заявил, что цель всех этих ходатайств - "затянуть судебное разбирательство", и в удовлетворении ходатайств было отказано. А на вопросы журналистов, сколько времени у самого прокурора заняло изучение протоколов судебного заседания, Шохин отвечать отказался. После этого Юрий Шмидт заявил отвод составу суда. "За семь рабочих дней после передачи дела в суд невозможно ознакомиться с несколькими сотнями тысяч страниц материалов уголовного дела, а также с сотнями страниц кассационных жалоб", - сказал он. Нарушения прав Ходорковского на защиту дают, по мнению адвоката, основания заявить отвод всему составу суда. И это ходатайство удовлетоворено не было.

Затем судебная коллегия приступила к рассмотрению дела по существу. Судья изложил суть жалоб подсудимых и их адвокатов. В частности, Михаил Ходорковский в своей жалобе просил отменить приговор как "основанный на неверном толковании закона" и указывал, что ряд доказательств были сфальсифицированы. Адвокаты просили отменить приговор и прекратить уголовное дело. По их мнению, суд первой инстанции нарушил принцип равенства сторон и "исходил из необходимости, чтобы защита доказывала невиновность подсудимых". Тем самым было нарушено право подсудимых на защиту. В своих жалобах адвокаты указывали, что судом нарушались принципы беспристрастности, гласности и открытости судебного разбирательства, а также имели место факты запугивания адвокатов.

После этого слово было предоставлено адвокату Генриху Падве, который подробно перечислил все нарушения, которые были допущены в ходе процесса, и просил судебную коллегию отменить приговор по всем эпизодам. Затем адвокат Юрий Шмидт говорил о несостоятельности доводов обвинения, касающихся уклонения физического лица от уплаты налога. Он просил суд отменить приговор в этой части.

И, наконец, суд предоставил слово Михаилу Ходорковскому. "Понять, что я не виновен - просто. Виновным меня признал не суд, а группа бюрократов, которая убедила власть в необходимости ограничить финансирование оппозиции, а заодно пытается получить приз в виде кусков ЮКОСа - лучшей, крупнейшей компании страны. Мещанский суд только озвучил решение этих лиц, не имеющих никакого отношения к судебной власти и позорящих Россию", - сказал он вначале. Затем он перешел к эпизодам обвинения. Собственно, он успел ознакомиться только с эпизодом, связанным с "Мостом", и поэтому подробно говорил только про него.

После чего Мосгорсуд вынес свое решение, фактически отказавшись еще раз подробно исследовать аргументы и доказательства сторон. Данное решение имеет свойство несимметричного компромисса: срок заключения был уменьшен незначительно, что устраивало обвинение, но зато суд показал, что некоторые аргументы обвинения, никак не оспоренные прокурором, он тоже услышал и отменил или ослабил решения первой инстанции по ним.

Прокурор Шохин остался доволен решением суда. "Суд кассационной инстанции признал доводы стороны обвинения убедительными, а собранные доказательства по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова - достоверными и достаточными, а в целом приговор - законным, обоснованным и справедливым, - сказал он. - Мы, безусловно, удовлетворены решением суда".

В свою очередь, адвокаты Ходорковского и Лебедева намерены обжаловать обвинительный приговор как в надзорной инстанции, так и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.

Решение кассационной инстанции лишает Ходорковского возможности участвовать в избирательной гонке по довыборам в Госдуму по 201-му Университетскому округу Москвы.

Право на условно-досрочное освобождение Ходорковский может получить через три года.  Как отметила адвокат экс-главы ЮКОСА Елена Левина, по закону Ходорковский получает право на условно-досрочное освобождение после того, как отбудет две трети назначенного ему срока. Два года он уже отсидел.

Между тем агентства сообщают, что у международного адвоката Ходорковского Роберта Амстердама изъят паспорт. Вечером 22 сентября в гостиничный номер адвоката пришли сотрудники милиции и обыскали его. Российская виза Амстердама аннулирована. Люди, отобравшие паспорт, заявили, что адвокат будет выслан из России сегодня, 23 сентября.

Неприятности начались и у других адвокатов Ходорковского. Елена Левина, Антон Дрель и Денис Дятлев вызваны сегодня в Минюст по вопросу о лишении их адвокатского статуса.
По словам Левиной, пока неизвестно, кто обратился в Минюст с таким запросом и что послужило основанием для него.

См. также:

Лейбин. Мелочность в главном процессе эпохи

Привалов. Приговор по нераскрытому делу