НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 октября 2005, 10:07

Подарки индийского гостя

Долгожданный аукцион по продаже металлургического комбината “Криворожсталь” дал достаточно неожиданные результаты. За этого изрядно потрепанного монстра эпохи советской индустриализации, гигантомании и централизованного планирования инвестор, причем иностранный, выложил сразу 24 млрд гривен (4,8 млрд долл.) при стартовой цене в 10 млрд гривен. При этом, кроме взноса живыми деньгами, покупатель должен будет выполнить широкую инвестиционную программу ценой в 2,4 млрд долл., специально разработанную для этого комбината украинским правительством.

Затраты покупателя как будто слабо соотносятся с реальной ценностью данного актива, но, как говорят эксперты, для транснационального покупателя – германского подразделения британо-голландской компании с индийскими корнями – эти деньги не будут выброшены на ветер. Mittal Steel давно и целенаправленно скупает металлургические предприятия по всему белому свету, и, пожалуй, единственный регион, где у нее ничего не было, – это страны СНГ. В России, понятное дело, металлургические активы уже не купишь, поэтому приобретение украинского комбината – это, кажется, единственный шанс попасть на большой и перспективный рынок СНГ. А за вход на такой рынок можно заплатить гораздо больше, чем стоит один завод, взятый сам по себе.

Каков будет эффект для Mittal Steel и от приобретения “Криворожстали”, и от вхождения на рынок стран СНГ - пока сказать трудно, но вот эффект для Украины от этой сделки прикинуть можно уже сейчас. Эта сделка - очень впечатляющий шаг, который еще долго будет оказывать влияние на все стороны жизни страны.

Начнем с того, что продажа частному инвестору имущества, которое по суду было возвращено в государственную собственность на том основании, что первая приватизация была проведена некорректно и цена продажи была искусственно занижена, мог бы запустить процесс реприватизации на полную мощность. Все-таки одно дело - отобрать у прежнего собственника имущество, используя административный ресурс, а другое дело – опять это имущество продать, да еще и по гораздо более высокой цене. Перед назначением аукциона по повторной продаже “Криворожстали” бытовало мнение, что он может просто сорваться, так как инвесторы теперь не доверяют украинскому государству. Мол, через несколько лет к власти придет новый президент, который снова проведет реприватизацию, и тогда на деньгах незадачливого приобретателя можно будет поставить крест. Но аукцион состоялся, инвесторы ничего не испугались и выложили за конфискованный у прежних владельцев актив немалые суммы, поэтому, вопреки политической целесообразности и заявлениям президента, у украинской власти может возникнуть соблазн продолжить политику отъема незаконно полученной государственной собственности у прежних владельцев с последующей продажей на открытых аукционах по рыночным ценам.

Второй эффект носит скорее пропагандистский характер, но и его тоже надо упомянуть. Не секрет, что в России к приватизации 90-х годов многие относятся отрицательно, считая, что государственная собственность была распродана за бесценок. Но до сих пор эти утверждения носили голословный характер, а вот сейчас получили достаточно серьезное обоснование. Любой желающий может теперь сравнить цену продажи “Криворожстали” с ценой продажи при приватизации государственного имущества какого-нибудь близкого по масштабу российского предприятия, чтобы сделать однозначный вывод в пользу тезиса о “грабительской прихватизации”. И как из этой ситуации будут выпутываться российское политическое руководство и российские олигархи, не совсем понятно.

Следующий эффект от данной сделки - финансовый. Выручка от реализации комбината просто гигантская, она бьет все рекорды и переводит украинский государственный бюджет в качественно иное состояние. Напомним, что доходы госбюджета Украины за прошлый год составили всего (!) 70 млрд гривен. А тут только за одну приватизационную сделку бюджет сразу получает 24 млрд гривен, то есть 34% от упомянутой доходной части! Где и когда такое еще было видано? Конечно, в качестве контраргумента можно сказать, что украинский бюджет сам по себе не очень большой, – это не Россия с ее нефтегазовой рентой - но все равно за одну операцию получить сразу же треть годового дохода – это фантастика. И безусловная победа нынешней власти.

По этому поводу хотелось бы сделать одно макроэкономическое наблюдение. До сих пор Украина жила в ситуации маленького государственного бюджета и большой государственной собственности. И это было плохо, так как с маленьким бюджетом социальных проблем не решишь, а эффективность управления государственной собственностью государственными же менеджерами, как известно, близка к нулю. То есть и на том, и на другом фланге экономика работала в минус. Но теперь ситуация может поменяться на противоположную – большой государственный бюджет и маленькая госсобственность дают возможность одновременно решать социальные вопросы (а их на Украине накопилось немало) и при этом иметь эффективно работающую частную экономику. И если такой размен получится (а сейчас сделан первый шаг в этом направлении), то тогда экономический рост можно считать обеспеченным на долгие годы.

Что же касается ситуации текущего момента, то в результате этой сделки нынешнее украинское политическое руководство получает в свои руки финансовый ресурс, который позволит ему добиваться почти всего, чего оно захочет. А захочет оно, скорее всего, выиграть парламентские выборы 2006 года, чтобы получить устойчивое большинство в Верховной Раде. И, как нам кажется, шансы на победу пропрезидентских партий существенно возрастают – на такие деньги электорат можно покупать в массовом порядке и на постоянной основе. Полученных 24 млрд гривен хватит на повышение пенсий и пособий на детей, на увеличение студенческих стипендий и заработных плат школьным учителям и, что самое главное, - на закупку дополнительного количества российского газа в отопительный сезон.

Если же реприватизация будет продолжена, то дополнительный источник доходов и, соответственно, ресурс для умасливания избирателей у теперешней украинской власти будет всегда под рукой, и сладкую жизнь можно будет устраивать еще несколько лет. Правда, в этом случае увеличивается вероятность чрезвычайной мобилизации финансовых усилий и на оппозиционных флангах.

Нельзя обойти вниманием крайне неудачное поведение бывших соратников нынешнего президента, которые не смогли надолго удержаться в коридорах власти и с большим скандалом их покинули, надеясь, наверное, заработать на своей неуживчивости кое-какой политический ресурс. Трудно пока сказать, что они заработали, но проиграли очень много – эти самые 24 млрд гривен, к дележу которых их теперь вряд ли кто допустит. Делить приватизационные деньги будут совсем другие люди, покупать на них политическое влияние – тоже, и поэтому можно предположить, что недавним скандалистам в ближайшем политическом будущем мало что светит.

Ну и, наконец, надо сказать о чисто экономическом эффекте от данной сделки, который может распространиться и на территории, отстоящие от Кривого Рога на приличном расстоянии. Понятно, что Mittal Steel покупала “Криворожсталь” не для того чтобы на нее любоваться, а чтобы загрузить комбинат по полной программе. Соответственно, работы для металлургов и для трудящихся сопряженных отраслей будет предостаточно. Но не это самое главное. Рискнем предположить, что теперь правительство Индии будет размещать существенную часть своих военных заказов не на предприятиях российского ОПК, а на военных заводах Украины. Имея в виду то обстоятельство, что эти военные заводы могут (или будут) потреблять чугун и сталь, произведенные на металлургическом предприятии, принадлежащем компании с индийскими корнями и связями. Это будет своего рода частно-государственное партнерство в международном масштабе. Государственный бюджет Индии сможет финансировать закупку военной техники (например, танков, БМП и боевых кораблей) у военных заводов, входящих в состав ВПК Украины, потому что металл для выполнения этих заказов заводы будут покупать на металлургическом комбинате “Криворожсталь”, принадлежащем Mittal Steel. в надежде на поступление части налогов в бюджет Индии. Более того, со временем вполне вероятно, что другие индийские или частично индийские компании могут поучаствовать в приватизации (или реприватизации) военных и машиностроительных заводов Украины, решая для себя проблему быстрого овладения промышленными активами, технологиями и квалифицированными кадрами, а заодно решая для Украины проблему загрузки предприятий, безработицы, доходов бюджета и т.п. Российские же предприятия в этой ситуации могут остаться в большом проигрыше.

См. также:

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.