Букеровское жюри, загнав себя в шестигранную клетку, из которой как будто был один выход – тот, что украшала надпись «Анатолий Найман», - показало литературному сообществу нос. Критики Алла Марченко, Евгений Ермолин, писатель Николай Кононов, музыкант Владимир Спиваков выбрали роман Дениса Гуцко «Без пути-следа». Только председатель жюри Василий Аксенов голосовал против.
За бортом остались Борис Евсеев с «Романчиком», скучновато и предсказуемо живописующим эпоху 1970-х; Олег Ермаков с «Холстом», затейливо-многословном повествовании о судьбе провинциального художника. Роман Солнцев с двумя романами – о строителях ГЭС («Золотое дно») и полуюродивом аутсайдере Лаврикове («Минус Лавриков»), Елена Чижова с «Преступницей» - мрачный роман о страшной мести, замешанной на еврейском комплексе. Наконец, Анатолий Найман с романом «Каблуков» - глубоком, содержательно предельно насыщенном повествовании о судьбе московского сценариста – судьбе, естественно встроенной в историческую панораму 1960-х-1990-х годов. Не самый хороший роман Наймана, не достигший совершенств, на мой вкус лучшего, небыкновенно цельного и яркого «Б.Б. и др» (без последней, написанной вдогонку части), и все же, как справедливо заметил негодующий Василий Аксенов, "на голову" опережающий всех остальных финалистов.
Но жюри, словно назло дружному жужжанию критиков о том, что исход нынешнего Букера предопределен, – Найман и только Найман - выкинуло коленце. Денис Гуцко.
Житель Ростова-на-Дону, вошедший в большую литературу после публикации автобиографической военной повести об армяно-азербайджанском конфликте («Знамя», 2002), продолжал публиковать в толстых журналах прозу – по-прежнему автобиографическую: о скитаниях молодого человека, родившегося и выросшего в Тбилиси, отслужившего в «горячей точке» (об этом повесть "Там, при реках Вавилона"), переехавшего учиться в Ростов, растерянном, но не потерянном. Слабый, но, быть может, как раз поэтому довольно симпатичный, мягкий, честно проживающий все свалившиеся на него горести (жена бросила, друг предал, российского гражданства не дают) герой - Роман Сенчин минус насупленность. Плюс доверие и доброжелательность к миру. Спокойная, в художественном смысле предельно неамбициозная, традиционная, подчеркнуто реалистическая, местами довольно музыкальная проза. Вполне актуальная - военный опыт, национальная самоидентификация. Однако не актуальность, а именно отсутствие внутренней претензии выносит эту прозу из разряда средней, на следующую ступень. Хотя и не на высшую. Звезд с неба не хватаем, зато родились под счастливой звездой - примерно так.
Да, это аванс, аванс молодому автору. Да, по справедливости надо было бы награждать Наймана, и все же выбор Гуцко – решение творческое, потому что неожиданное и веселое, поставившее на молодость, на туманну даль будущего. Сейчас, конечно, многие скажут, что Гуцко должен оправдать оказанное доверие, отработать кредит. Да ничего он никому не должен. Вытащил счастливый билет – искренние поздравления. Букера получать не стыдно, ну, а слава и тиражи – не более, чем шаг к внутренней свободе.
Фото с сайта "Открытая Россия"