Адрес: https://polit.ru/article/2005/12/02/studbuker/


02 декабря 2005, 10:30

Между курилкой и банкетным залом

Сначала это была игрушка. Студенты РГГУ решили переиграть премию Букер – правда, пока не ту, которую вручают в Британии, а премию «Букер – Открытая Россия», которую вручают у нас.

В этом году «Студенческий Букер» прошел во второй раз, победителем стал роман «Эвакуатор» Дмитрия Быкова.

3 года назад в рамках литературной студии историко-филологического факультета РГГУ, уже после вручения самой премии, на страницах «толстого» журнала «Октябрь» появился проект «Букер-бис» - альтернативный студенческий вариант, со своим жюри, критиками и рецензентами. Всем понравилось, и в 2004 г. при поддержке компании Atlantis communications проект превратился впремию – с одной стороны, дочернюю, с другой – отдельную и особенную. Дочернюю - в смысле названия и концентрации на жанре романа. Особенную - потому, что направлена она не только на определение лучшего среди авторов, но и на поиск лучших среди студентов. Именно они писали эссе-рецензии на романы, и наличие эссе уже гарантировало попадание автора, проза которого анализировалось, в длинный список финалистов. Затем выбирается 5 лучших эссе, авторы их и составляют студенческое жюри. Получилось, что важен не профессионализм оценки, а сама заинтересованность, симпатия к роману и автору. Не ученость суждений, а их открытость и непосредственность. На профессионализм Студбукер и не претендует, хотя его участники – будущие филологи, историки, просто образованные люди. Его цель – привлечь внимание молодых читателей к современной литературе. И еще – показать, что же этим молодым читателем нравится.

Университет – место для такого рода экспериментов самое подходящее. Пока литература по своим правилам взаимодействует с массовым читателем (а серьезная литература от него как раз удаляется), в университетах что-то еще читают и о прочитанном думают. Но никакого выхода эти размышления и споры найти не могут. Студенческий Букер отворяет двери этого замкнутого мира в публичность.

«Большой» Букер – статусная премия, которая отмечает, как правило, маститых литераторов. Она апеллирует к традиции и взывает к классике. «Студенческий Букер» делает попытку извлечь на свет ту литературно-читательскую среду, которая живет в коридорах и курилках, взглянуть на современную литературную жизнь другими глазами, со стороны. Поэтому ее лауреатами могут стать люди неожиданные, а решения – сенсационными. В прошлом году ожидали, что «студенты, конечно, выберут Гришковца, вроде как, что еще они читают. Вместо этого они выбрали Геласимова, который и сам тому немало удивился. Студенческий Букер как молодой и альтернативный не обязывает к строгости и значительности, а потому может позволить себе некоторую смелость.

При этом у Студбукера есть свои определенные критерии выбора. Они заявляются в манифесте «Студенческого Букера», который жюри составляет каждый раз заново, по своему усмотрению. Манифест – важная особенность премии, поскольку у других подобных премий его обычно нет. У «большого» Букера - нет. А тут - сразу понятно, кто, кому и за что вручает.
В этом году манифест звучит так: «чтобы претендовать на премию «Студенческий Букер», произведение должно быть оригинальным, но не провокационным, провокационным, но не бездуховным, духовным, но не назидательным, назидательным, но не публицистичным, публицистичным, но не откровенно, откровенным, но не без загадки, загадочным, но не темным, темным, но все-таки ясным, ясным, но не примитивным…» и так далее. Словом, соответствовать сложному и противоречивому мироощущению студентов.

Сразу посыпались упреки. Мол, а как же другие вузы, вот хоть МГУ, почему это РГГУ берет на себя ответственность за всех студентов? А он не берет. Просто для того чтобы проводить масштабную даже и студенческую премию, нужны совсем другие деньги и силы. А РГГУ-шный «СтудБукер» называется студенческим хотя бы потому, что в жюри - действительно студенты.

При этом Студбукер абсолютно открыт для предложений. В этом году заявил о желании присоединиться СПбГУ – и прямо на заседание по выбору короткого списка приехал Сергей Коробейников, автостопом, с походным рюкзаком.

Кроме того, в этом году по всем коридорам университета была развешана интригующая реклама: «Вы всегда этого ждали», «Все говорят только о ней», «Пришло время решать» и т.д. В общем, подготовка становится лучше, а участников все больше. В жюри 2005 г. вошли трое филологов из РГГУ (Дарья Ращупкина – аспирантка, председатель, Мария Великанова и я, Анастасия Векшина),  студентка факультета исторической антропологии Ксения Хомякова, и аспирант филфака СПбГУ Сергей Коробейников. Людям, почти или совсем друг с другом не знакомым, пришлось отстаивать свои мнения и делать выбор. Смеялись и общались. Спорили и находили компромиссы. В результате в шорт-лист попал Шишкин, роман «Венерин волос» - как безусловный претендент. Так же как и Быков, роман «Эвакуатор». Без особых споров включили Левитина, роман «Брат и благодетель». Со спорами – неожиданными – «Петровича» Олега Зайончковского, роман с прекрасным началом. За последнее вакантное место боролись Слаповский с Рыбаковой. Решили, что «Братство проигравших» - хорошо, но для массового читателя жутко интеллектуально, и оставили Слаповского. Хотя если уж заботиться о массовом читателе, то включать надо Пелевина. Плюс в короткий список «Студбукера» обязательно попадает шорт-лист «большого» Букера, так что победитель выбирался в этом году из 11 романов. Соперничали Быков, Шишкин и Зайончковский. Но никто в жюри не подрался, и никого не оскорбили. Просто выбрали «Эвакуатора» как хорошо написанный роман на сейчас и всегда актуальные темы, умный, живой и всем симпатичный.

Объявление лауреата прошло вместе с «большим» Букером – 1 декабря в гостинице «Золотое кольцо». Жюри «Студенческого Букера» считает, что прошло вполне удачно. А что думает обо всем этом сам Дмитрий Быков, станет ясно 4 декабря на Non/fiction в ЦДХ, где состоится презентация проекта и награждение.