29 марта 2024, пятница, 14:23
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 декабря 2005, 09:00

Дед Мороз и Снегурочка: от мифологии к коммерции

Стоп, Петрушка! Кажется, я увлекся стихами и совсем забыл,
что ни один Новый год не приходил к нам без… без кого, ребята?
(«Без Деда Мороза и Снегурочки!») Верно!
(Сценарий новогоднего представления)

Сегодня

Сегодня уже сложно представить себе Новый год без таких персонажей, как Дед Мороз и Снегурочка. Все равно что без елки. Кажется, уж Дед Мороз точно был если не всегда, то во всяком случае настолько давно, насколько хватает человеческой памяти. Поэтому, разумеется, авторы цитированного сценария новогоднего представления не имели ни малейшего основания сомневаться в детском ответе, столь простодушно прописанном в скобках. «Дедушка-мороз <...> внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки», - а так описывает рождественский праздник в 1909 году один из авторов «Русской речи».

Мы знаем о нем все. Или практически все. Длинная шуба, припорошенная снегом шапка, валенки, седая борода, усы, румяные с мороза щеки, посох и неизменный мешок с подарками. С недавнего времени добавилось еще и знание о летнем досуге этого знаменитого новогоднего героя, которому можно из любого конца страны написать письмо с просьбой о подарке или даже приехать и получить фотографию с автографом. Но материализовавшийся Дед Мороз никогда не смог бы появиться без прописанного мифологического образа.

Позавчера

Дед Мороз появился в России вслед за елкой, когда возникла потребность объяснить, откуда берутся рождественские елка и подарки. Именно рождественские: несмотря на то что Петр учредил празднование Нового года 1 января, праздник с елкой и подарками устраивался именно на Рождество. Обычай устанавливать елку, в свою очередь, был заимствован из Германии в 1830-е годы. Очень быстро «деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами», стало распространенным развлечением у детей, однако в этом явлении елки русским детям присутствовала некая загадка. Откуда, почему, зачем именно елка? Началось создание елочной мифологии и отстаивание права на елку в Рождество: долгое время русское духовенство опасалось, что с привнесением западной традиции Рождество утратит собственно религиозный смысл.

Одновременно создавался и образ Деда Мороза - совсем не сразу он обрел это имя, но для удобства будем звать его так. В фольклорной культуре был известен грозный Мороз, обычно изображаемый в виде седого старика (того самого, который у ворот "тепло уволок"). Его необходимо было задабривать, прося не губить урожай. Литературные сказки, например, «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского, предлагали более детализированный и заметно смягченный образ Мороза. Герой Одоевского, Мороз Иванович (из одноименной сказки) жил в ледяном доме, ел ледяные комочки, а спал на перине из пушистого снега. Любопытно, что некрасовский «Мороз Красный нос» объединял два противоположных полюса: его Мороз был и великим, и ласковым, однако и грозным - впрочем, эпизод, в котором главная героиня хрестоматийной поэмы замерзла, обычно отсекался из детских хрестоматий. Очевидно, что на составителей хрестоматий действовал уже устоявшийся образ доброго Деда Мороза, и они обтесывали Некрасова под готовый стереотип.

Соединение елки и Деда Мороза произошло в тот момент, когда традиция рождественского праздника с подарками укоренилась и возникла потребность объяснить детям, откуда все это появляется в доме. Дед Мороз приносит! Конечно, кому, как не хранителю зимнего леса, заведовать елкой?.. Существенную помощь оказала и елочная мифология - среди традиционных елочных украшений вдруг возник старик с мешком, довольно скоро превратившийся в главную фигуру и занимающий место уже непосредственно под елкой. Старый Рупрехт, святочный или рождественский дед, Дедушка Николай, добрый Морозко, Мороз, Санта Клаус, Елкич – все эти имена были последовательно перепробованы на протяжении почти 60 лет для обозначения главной фигуры торжества. В итоге – Дед Мороз. Как всегда в таких решениях, возобладала традиция – что-то среднее между исконным ритуалом приглашения в гости мифологического персонажа и посещением дома в Сочельник Дедом, умершим и почитаемым предком.

А вот внучка Снегурочка появилась у Деда Мороза значительно позже. Народные сказки о сделанной из снега и ожившей девочке, которая тает, прыгая через, очевидно, купальский костер, существовали, но в культуре крестьянской, автономной от городской - Дед Мороз же изначально персонаж городской. В 1873 году, вдохновленный народными образами, А.Н. Островский написал и поставил в Большом театре свою «Снегурочку», которая тут же оказалась осмеянной и раскритикованной современниками. А вот одноименная опера  Римского-Корсакова в 1882 году неожиданно прошла с колоссальным успехом. После чего Снегурочка, наряду с Зимой, Метелью и Снежинками, прочно вошла в состав околоелочных персонажей. Однако окончательное закрепление за Снегурочкой известной нам роли в празднике произошло уже в ХХ веке.  

Вчера

В 1927 году рождественская елка вместе с прочими «религиозными предрассудками» была упразднена, чтобы возобновиться в 1935 году, но уже в другом статусе. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею», - писала газета "Правда" от  28 декабря 1935 года. В оставшиеся три дня елка ударными темпами была поставлена практически во всех дворцах пионеров и учебных учреждениях, навсегда закрепившись уже как атрибут не Рождества, а Нового года.

Не без некоторых перегибов, конечно. В повести Лидии Чуковской «Софья Петровна», написанной в 1940 году, елка, помимо фигурки Деда Мороза, «удивительно эффектно» украшается изображением маленького Ленина, вклеенном в пятиконечную звезду, а в пакетики с конфетами вкладывается записка «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство». Собственно, пятиконечная звезда на верхушке елки – также атрибут советских времен, прочно заменивший бытовавшую ранее вифлеемскую звезду.

С этого момента и начинают писаться сценарии проведения новогодних праздников для детей, в которых прочную сюжетную роль получают оба персонажа – Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Участие детей в новогоднем представлении, согласно советскому образцу, становится даже некоторым символом избранности ребенка и его соответствия самым высоким установленным нормам. Все мы помним торжественное вручение лучшим ученикам начальных классов билетов на Кремлевскую елку, посмотреть на которую было мечтой практически каждого ребенка.

Советское время существенно трансформировало роль Деда Мороза и Снегурочки. Новогодние представления обрели четко выстроенный сюжет с неизменной интригой борьбы сил добра и зла, концентрирующейся вокруг ключевого момента смены одного года другим.

Минувший год был годом славным.
Но время торопливое не ждет,
Листок последний сорван календарный,
Навстречу нам шагает Новый год!

Так начиналась добрая половина детских новогодних представлений. А далее разворачивалась увлекательная борьба: похищалось драгоценное время, после которого должен был наступить новый год, предпринимались попытки испортить праздник, украсть мешок с подарками, задержать приход Деда Мороза. Нужное подчеркнуть. В роли злых сил выступали Баба-Яга, черти и прочая нечисть или же просто весьма вредные персонажи. Снегурочка же неизменно оказывалась посредником между детьми и Дедом Морозом: именно она помогала организовать поиски времени или подарков, придумывала, как обнаружить злодеев, и всячески вовлекала детей в ход представления.

Как видим, несмотря на официальную установку борьбы с околорелигиозными предрассудками, сценарии копировали фольклорные представление о святках - как времени разгула нечистой силы - в новгодне-светском варианте - просто зловредной. Подобно святочному, новогоднее время было пронизано ожиданиями и гаданиями, как сложится грядущий год. Известная примета "Как встретишь, так и проведешь", - тоже эхо все той же святочной культуры.

Снова сегодня

1990-е годы открыли новый этап в формировании образа Деда Мороза и Снегурочки, которые перестали быть единичными персонажами. Шуба Деда Мороза укоротилась, появились красные штаны (вместо традиционных белых, всегда спрятанных под шубой), круглую шапку заменил остроконечных колпак, а рекламные заставки с набегающими друг на друга дедами морозами и распространители рекламы в костюмах дедов морозов на улицах города окончательно разбили представление о единичности этого важнейшего персонажа. Однако, без сомнения, Дед Мороз по-прежнему остается главным новогодним героем. Столь же символичным и праздничным, как и елка.

Изменился и новогодний сценарий: все реже и реже можно увидеть борьбу сил добра и зла, страшная Баба-Яга теперь, наряду со Снегурочкой и Дедом Морозом, все чаще проводит всевозможные конкурсы с призами для победителей, словом, коммерциализация проникает даже в поры новогоднего праздника. Услуги же Деда Мороза и Снегурочки имеют четко выраженный денежный эквивалент.

Прагматика

Цены на услуги Дедов Морозов и Снегурочек

Дата и время до 23.12.05,  с 03.01.06 с 24.12.05 по 30.12.05, с 01.01.06 по 02.01.06 31.12.2005 (Новый год) до 12:00, с 02:00 31.12.2005 (Новый год) с 12:00, до 18:00 31.12.2005 (Новый год) с 18:00, до 23:00 31.12.2005 (Новый год) с 23:00, до 02:00
Вызов Деда Мороза и Снегурочки* 1500 руб. 2800 руб. 2900 руб. 3500 руб. 4900 руб. 6000 руб.
Дополнительный персонаж 500 руб. 600 руб. 1000 руб. 1000 руб. 1000 руб. 1000 руб.

*Подарок – одна мягкая игрушка, за каждую дополнительную игрушку – 100 рублей.

Продолжительность детской новогодней программы – 40 минут. В новогоднем поздравлении кроме Деда Мороза и Снегурочки могут участвовать дополнительные персонажи: Волк, Заяц, Лиса, Петрушка, Кикимора, Баба Яга, Приведение, Домовой.

Специальное предложение: 10-ти минутное поздравление с Новым Годом от Деда Мороза и Снегурочки всего за 1200 руб. (только до 31 декабря 2005 и без дополнительных персонажей).

При проведении новогоднего праздника на улице стоимость вызова Деда Мороза и Снегурочки увеличивается в два раза.

Стоимость новогодней программы не зависит от количества зрителей.
Дополнительное время оплачивается пропорционально стоимости программы.

Дополнительно оплачивается выезд за город:
- до 10 км – 500 рублей,
- от 10 км – 1000 рублей.

Информация о ценах взята с сайта: http://www.dedmoroz-2005.ru.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.