НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 февраля 2006, 12:10

Сергей Курохтин: "Радио болеет музыкой"

“Не слышны в саду даже шорохи...” с этой песней, а, вернее, со знаменитыми позывными, звучавшими из кухонной радиоточки,  просыпался каждый советский человек. Сейчас времена изменились, основная масса людей предпочла телевидение и музыкальные FM-станции, но, несмотря на это, “Маяк” остается безусловным брендом отечественного радиовещания и занимает первое место в рейтинге российских радиостанций по данным Gallup Media. 

Так что, ностальгические интонации можно отбросить -  старейшая радиостанция страны не собирается уходить в историю, она переживает очередную стадию обновления, о чем директор радиокомпании “Маяк”  Сергей Владимирович Курохтин рассказал корреспонденту "Прагматики культуры" Сергею Голикову.

Сергей Владимирович, можно ли назвать “Маяк” брендом российского разговорного радио?

Это будет абсолютно верно, только слово “разговорное” не совсем уместно. Радио “Маяк” начиналось в первую очередь как музыкальное радио, и его популярность в советское время связана именно с этим. “Маяк” стал прообразом современных музыкальных FM-станций. В то время, как другие радио были разговорными, “Маяк” впервые предложил схему “5+25”, т.е. 5 минут новостей, 25 минут музыки, что соответствовало международной практике музыкального радиовещания. Когда в 90-х на рынок вышло большое количество музыкальных станций, “Маяк” стал дрейфовать в сторону talk-radio. Сейчас “Маяк” по своей програмной политике в большей степени соответствует тому понятию “социального радио”, которое существует в Европе и США.

Почему в начале 90-х, с появлением музыкальных FM-станций, радио стало ассоциироваться именно с музыкой, другие же форматы ушли на телевидение или вовсе исчезли?

Это определенный период, который переживает наша страна, я бы назвал его “музыкальной болезнью” радио. Она не смертельна, это неизбежная “детская болезнь” радиовещания, и, к счастью, она лечится. Во всем мире, несмотря на изобилие форматов, музыкальное радио занимает первые места, хотя сейчас, в связи с популярностью тех же “айподов”, нашим музыкальным коллегам нужно будет начать волноваться.

На западе радио играет огромную роль в доставке информации. Это касается и новостей и talk-формата. Западное общество в большей степени разбито по группам интересов, у западного человека больше  свободного времени, которое он посвящает своим интересам: выпиливает лобзиком, обсуждает международные дела и футбол. В России культура “второго Я” не очень развита. У нашего человека после работы нет другой мысли кроме как отдохнуть: “Дайте мне музыку или юмористическую программу, и больше ничего мне не нужно”.

На Западе человеку еще много чего нужно: с такими же как он обсудить пару международных проблем, узнать, кто будет на левом фланге нападения на завтрашней игре любимой команды, обсудить, должны ли утки улетать из его краев на зимовья, прилетит ли птичий грипп, человек должен также знать как меняется ситуация на фондовых биржах, от какой страны что исходит, и как это отразится на его делах. Когда человек больше вовлечен в жизнь общества, все события становятся важными и начинают влиять на него. У нас этого пока, к сожалению, не существует. Вне зависимости от птичего гриппа и карикатур в Дании, российский человек продолжает делать свое небольшое дело и знает, что ситуация в той же Дании его никак не касается. Но, чем больше он будет вовлечен в жизнь общества, тем больше информация будет важна для него, значит радио, наряду с Интернетом, будет его первым помощником, и будут развиваться различные форматы. Кстати,  именно Интернет, а не телевидение - главный соперник радио  в своей области.

Т.е. социальная пассивность современного российского человека предполагает пассивность отдыха?

Безусловно, в то время как радио предполагает большую степень вовлечненности человека.

Но, на ваш взгяд, активная позиция победит?

“Маяк” тому пример. Несмотря на кажущуюся монументальность бренда, “Маяк” переживал разные периоды. Когда появились музыкальные FM-станции, музыка на “Маяке” перестала быть востребованной, и нам пришлось приложить большие усилия чтобы “Маяк” вернулся на первое место в рейтинге.

В итоге мы пришли к той многоформатности, которую сейчас можно видеть на “Маяке”, к образу общественного радио, которое существует в Европе, которое адресовано многим слоям населения и ориентировано на социально активных людей, в котором самые сильные позиции - это новости, для чего были сделаны серьезные вложения в информационную службу “Маяка”, а также актуальные интервью и авторские программы журналистов “Маяка” и приглашенных людей.

Немалую роль будут играть и музыкальные программы, но, очевидно, что плэй-лист, которым пользуются FM-станции, для “Маяка” не актуален. Мы хотим, чтобы про музыку рассказывали авторитетные люди, например, про классическую музыку - Артем Варгафтик, про джаз - Георгий Гаранян, про авторскую песню - Тимур Шаов.

Очевидно, что политику станции определяет ее возрастная аудитория. Какова на сегодня возрастная аудитория ”Маяка”?

Сейчас это основной вопрос для нас. Мы гордимся своим первым местом, но, согласно новой политике, нам нужно будет спуститься на несколько позиций вниз. Потому что, первое место обеспечивается, в основном, аудиторией 50+. Мы хотим “спуститься” в аудиторию 30-50. Во-первых, потому что это наиболее активная часть населения, а, во-вторых, “Маяк” - это часть холдинга ВГТРК, а в этом холдинге есть “Радио России”, которое прекрасно работает на старшую аудиторию. В будущем “Радио России” должно закрыть аудиторию 45-60, а мы - 30-50, это произойдет после того, как весной “Радио России” начнет выходить в FM-диапазоне. В Европе, кстати, не верят,что самая крупная государственная радиостанция страны не имеет FM-частоты. Мы будем биться за омоложение аудитории, и при этом  готовы потерять определеную ее часть, потому что, все таки, самые верные слушатели “Маяка” находятся уже в солидном возрасте. Мы ходим добиться того,чтобы аудитории “Радио России” и “Маяка” пересекались минимально.

Именно старшая возрастная аудитория сегодня определяет стиль подачи материала?

Конечно, менее агрессивная манера и скорость чтения текста, затрагиваемые темы - но в этой области “Маяк” уже проделал немалый путь, и вы можете заметить, что новости уже звучат в FM -стиле. В передачах, касающихся недвижимости, автомобилей, путешествий, стилистически мы уже ориетрируемся на молодую аудиторию 20 - 40 лет, которые нам и нужны.

На телевидении есть понятие прайм-тайм и рейтинги эфирного времени, как это работает на радио?

Для информационного радио главный прайм-тайм - это утро с 7 до 11 часов. Так же у “Маяка” есть исторически сложившийся “подъем” в 15 и 18 часов - традиционное время выпусков новостей.

В утренний прайм-тайм выходит информационный канал “Точное время”, днем - интервью с актуальными гостями, вечером - тематические программы.   В будущем мы планируем ввести вечерний информационный канал, в то время, когда люди едут с работы - так называемый драйв - тайм.

Вечером, конечно же, главный конкурент это телевидение?

Когда РТР транслировал “Мастера и Маргариту”, это здорово убавляло аудиторию радио. Конечно, если по радио шла программа про футбол, то аудитория ее не уменьшалась, а вот театральной передаче, идущей в это же время, культурная аудитория предпочла сериал.
Вообще я бы не стал преувеличивать конкуренцию радио и телевидения в вечернее время - наша задача, как я уже сказал, это утренний прайм-тайм. Нас будет больше беспокоить, если телевидение уйдет из своего искусственного мира в сторону интерактива и актуальных проблем. Но люди любят этот мир,  живут им, обсуждают его проблемы, развлекаются в этом мире и это замечательно. Пока существует этот телевизионный хрустальный замок, нам не о чем волноваться.

Да, но ведь существуют злободневные ток-шоу, есть Владимир Позднер...

Именно небольшое количество этих ток-шоу и показывает, что телевидение прекрасно представляет необходимую долю таких программ в общем эфирном времени и не думает набирать на них рейтинг. Тем более, что у людей, которые потенциально могут принимать участие в нашей дискуссии, ход дискуссии на телевидении ничего, кроме раздражения вызвать не может, потому что природа телевидения, увы, такова, что тебе не всегда дадут внятно высказаться, часто дискуссия уходит в сторону, и из-за крика ты даже не услышишь что происходит. На радио такого нет, там можно жестче отслеживать ход беседы и более толково обсудить проблемы.

Из чего складываются доходы “Маяка”?

Прежде всего из рекламы, причем именно благодаря известному бренду, нам удается занимать серьезные позиции на рекламном рынке. Другое дело, что сейчас наша реклама несколько однобока. Это реклама, связанная со здоровьем и расчитанная на старшую аудиторию. Сейчас мы уходим в сторону от этой политики, у нас уже размещают свою рекламу некоторые агенства недвижимости и операторы мобильной связи, так что на ближайшие пол года прайм-тайм федерального эфира “Маяка” уже занят.

“Маяк” с помощью рекламы окупает все расходы по программингу. Конечно, распространение сигнала по всей территории страны -  а это очень дорогостоящий процесс - осуществляется на бюджетные средства, и то, их не достаточно, так что, часть своих коммерческих денег мы тратим на доставку сигнала.

Кстати, раз мы упомянули разделение сфер деятельности “Маяка” и “Радио России”, то также важным будет разделение рынка доставки сигнала. Сейчас и “Маяк” и “Радио России” распространяются государственными средствами по всей стране и во всех диапазонах - это крайне накладно и не всегда эфективно.

Вообще в международной практике, как правило, существует одна государственная станция, эфир которой государство должно обеспечивть при любых условиях, во всех диапазонах и на всей территории страны. В нашей стране такой радиостанцией должно быть “Радио России”. А “Маяк”, который сейчас вещает по всем  нашим бескрайним территориям и во всех диапазонах, будет уходить в cторону FM-вещания в крупных и средних городах и формирования имиджа “общественного” радио.

Бюджетное финансирование каким-либо образом влияет на содержание эфира?

По большому счету мы и не видим бюджетных денег, они сразу направляются в РТРС (Российская Теле- Радиотрансляционная  Система), которая  и распространяет наш сигнал. А вот то, что мы входим в состав холдинга ВГТРК, оказывает прямое влияние на наш программинг.

Радио “Маяк” наверняка является для многих своих слушателей “голосом с Родины”. Насколько велика ваша русскоязычная аудитория за границей?

Это люди, которые слушают нас в Интернете. До недавнего времени мы вещали на  территории некоторых бывших республик, но, к сожалению, политика этих стран такова, что они не поддерживают вещание русскоязычного радио, а ведь оно в этих странах по настоящему помогало русскоязычным граждам. Из Туркменистана мы получили очень много просьб воостановить вещание, но мы ведь не можем вмешиваться в политику других стран....
А вот заграничная аудитория в Интернете действительно большая. Я не берусь называть точные цифры, но, судя по количеству откликов на форуме, есть очень большое число наших слушателей в США и Израиле.

Раз мы заговорили о новых технологиях, не было ли планов делать подкасты?

Я являюсь вице-президентом Европейского Вещательного Союза - он объединяет все общественные радиостанции Европы. Сегодня половина всех вопросов, обсуждаемых на заседаниях Союза связаны с использованием новых технологий и будущим обликом радио. “Маяк”  тоже не будет отставать от наших еворопейских коллег.

Я только что вернулся  с заседания радиокомитета ЕВС, где нам демонстрировали новый,пока еще не производящийся массово,   wi-fi-приемник - просто замечательная вещь! Ты заранее програмируешь каналы, азтем просто переключаешь их и слушаешь любое нужное тебе радио в пределах распространения wi-fi сигнала.

Развитие Интернет-технологий делает радио более эффективным, обратная связь становится удобнее, любой наш слушатель уже сейчас может мгновенно откликнуться через форум на нашем сайте. Сайт мы тоже планируем полностью переделать - это будет касаться как дизайна, так  и содержания.

Фото Сергея Владимировича Курохтина с сайта радио "Маяк"

См. также о РАДИО на "Прагматике":

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.