Адрес: https://polit.ru/article/2006/02/21/gerasimova/


21 февраля 2006, 09:00

Ирина Герасимова:"Все хотят слышать банальное "Доброе утро"

Директор Российского государственного музыкального центра, в который входит и многострадальная радиостанция классической музыки "Орфей", Ирина Герасимова рассказала Григорию Левонтину о том, что же сегодня происходит с "Орфеем" и куда подевались радио-пираты.

Ирина Анатольевна, Вы работали и гендиректором "Радио России - Ностальжи", радио "Маяк" - что для вас означает этот опыт?

Да, я на радио с 85 года, и  за эти двадцать с лишним лет я занималась практически всем, что связано с радио. Теперь я могу и придумать передачу и вести ее, хоть в прямом, хоть в «кривом» эфире (смеется). Занималась практически любой черновой работой – готовила программы к эфиру, брала интервью, делала репортажи, занимала должности директора программ. Работала и на телевидении, но вернулась в лоно радио. Моя нынешняя должность соединила в себе две мои ипостаси, у меня ведь музыкальное образование.

Что сейчас происходит с радио «Орфей»? Это был уникальный проект – когда в 1984 году была создана станция, специализировавшаяся на классической музыке. У «Орфея» всегда была пусть и не самая многочисленная, но очень преданная аудитория. Неудивительного, что на любые изменения на «Орфее» общество реагирует весьма нервно. «Орфей» обвиняют в разрушении традиций, неудачных изменениях в формате. Известно, что некоторые проблемы есть, насколько они серьезны?  

Да нет у «Орфея» проблем! Есть некоторые затруднения, без которых никогда не обходится. Их главная трудность – это диапазон вещания, частотный ресурс, вообще проблема многих хороших радиостанций. В Москве они вещают на УКВ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. УКВ, они же нижний FM – диапазон от 66 – до 88 Мгц, есть не на всех приемниках, низкое качество передачи сигнала в городе, что особенно  плохо для музыкальных радиостанций (cм. об этом "Бегущее по волнам"). Другая трудность, связанная с «Орфеем» - это конфликт старого и нового. Некоторые люди в руководстве «Орфея» не понимают  необходимости, развиваясь, обновлять фонотеку, менять манеру подачи материала.

Вы хотите сказать, что это не концепция, а недоработка?

Конечно! Это привычка. Это желание оставаться неизменными во всем, связанное, скорее с непониманием тенденций, а не с ортодоксальностью. И сложное финансовое положение радиостанции связано в частности с тем, что рынок не учтен. Есть люди, которым нужна классика, но никому не нужна такая манера подачи. Все хотят слышать банальное «Доброе утро…».  А что до музыки, то она востребована, но репертуар нуждается в обновлении.

А как же станции типа «Ретро-FM» или «Classic»? Ведь их репертуар тоже довольно статичен?

А вот и нет! Репертуар «Classic» лишь процентов на 30 – 40 состоит из классики как таковой. Эта радиостанция – суррогат, в самом хорошем смысле этого слова. А с «Ретро-FM», вообще пример совершенно неудачный. Вы видимо не помните старого «Ретро». В свое время они действительно крутили музыку пятидесятых – семидесятых годов. Но с тех пор их эфир претерпел существенные изменения, они добавили музыку восьмидесятых, музыку диско. Кроме того, все их проекты, связанные с неэфирной деятельностью, вечеринки в клубе «Огород», например. «Ретро» как раз является примером явной модернизации.

Каковы дальнейшие перспективы развития станции?

В руководстве станции есть два взгляда на перспективы ее развития: одни считают, что «Орфей» должен оставаться классическим во всем, в сухой и непривлекательной манере в том числе. Другие -  что пришло время перемен. Сторонники первой точки зрения не учитывают того, что трансляция концертов в эфире – это не радио. Изменения в эфире связаны именно с желанием сделать «Орфей» больше похожим на радио. Элементы оформления, привнесенные в эфир, именуемые у радийщиков лайнерами  и джинглами, направлены на то же.

Верно ли, что у радиостанции не слишком большой бюджет?

Да, он действительно скромный. Это связано и с малочисленной аудиторией, которая, к тому же становится все меньше и меньше, ведь «Орфей» не привлекателен для молодежи, а, следовательно, аудитория не расширяется. Довольно остро стоит проблема парка приемников УКВ диапазона, которые сейчас вообще сняты с производства. Противникам же реформ, могу ответить, что изменения коснулись лишь дневной части эфира и крупные концерты люди по-прежнему могут услышать в эфире «Орфея» после восьми часов.

И еще один вопрос - из другой оперы - Существуют ли сегодня радиостанции пиратские?

В последнее время я про это, слава Богу, ничего не слышала. Если они и есть, то явно в очень небольшом объеме. Вероятно это маргиналы, радикалы, любители специфической нишевой музыки. 

А почему «слава Богу»?

Дело в том, что любой нелегальный бизнес мешает легальному, честному. Такое количество достойных проектов и радиостанций имеют проблемы с волной вещания, что пираты могут вызывать и вызывают лишь негативные эмоции. Эти люди не платят за лицензию, в то время, как многие просто не могут ее себе позволить или разоряются на ней. Ситуация типичная, видео- и музыкальное пиратство осуждается во всем мире.

Но ведь раньше дело обстояло несколько по-другому?

Конечно, раньше пираты выполняли определенные общественные  функции, и отношение к ним было другое. Они являлись одной из немногих ниточек, которые связывали советского человека с внешним миром. Через них люди могли получать информацию, альтернативную официальной точке зрения нашего государства. Но политическая ситуация изменилась, и сейчас есть лицензированные радиостанции нелицеприятно высказывающиеся о нашей власти, «Эхо Москвы», например. Зато старый бренд «Свобода», связанный именно с диссидентской культурой пиратского радио, в последнее время сдает позиции. В музыке, в общем, тоже представлены различные форматы, другое дело, что есть вещи невостребованные, убыточные с экономической точки зрения и есть вещи неприличные, некорректные и незаконные, так они и не попадут в эфир, несмотря на всю свободу слова.

Фото Ирины Герасимовой с сайта "Авторадио"

См. также о РАДИО на "Прагматике культуры":