Из давних, вернее, недавних времен припоминается поучительная история. Известного американского писателя Апдайка спросили, чем он отличается от гремевшего тогда на весь свет Евтушенко. Тот ответствовал: «Евтушенко очень хочется знать, что о нем думает Генеральный Секретарь КПСС, а у нас, думаю, президенту очень хотелось бы знать, что я о нем думаю».
Вот и вся разница. А? Что?
Собственно, в этой формуле до сих пор таится серьезное отличие огромной части российской творческой интеллигенции от симметричной ей западной (то есть выходит, что даже и ассиметричной). Нет-нет, конечно, я не отрицаю, что и у нас народился некий слой людей, знать замыслы которых было бы очень интересно президенту. Скажем, тех же олигархов.
А вот, скажем, на полуторагодичной давности встрече с президентом в Российском отделении ПЕНа все выглядело вполне и заурядно традиционным – писатели заинтересованно выспрашивали мнение начальника по всевозможным вопросам. Даже он сам в конце не выдержал и подивился – вроде бы это он, скорее, должен интересоваться мнением творцов по разным вопросам. Да мало ли кто что должен. Вернее, кто что должен, тот то и делал.
Все это пришло мне на ум, когда смотрел я по телевизору многочисленные концерты, посвященные Дню защитника Отечества. На экране с разных каналов певцы, кто обряженный в военную форму, кто в цивильном, пели о своем единстве с вооруженными силами. Пламенный Розенбаум что-то яростно изображал мужественное и военное. Буйнов, обнявшись с ряженными под солдат мальчиками балетно-парадной выправки, пел что-то про спецназ. Певицы в военных прикидах с кафешантанным шармом пели тоже - то лирическое, то лукавое, нечто милитарное.
Нет-нет, я ничего против не имею. Я и сам, может быть, рад, да кто же пустит?
К тому же просто не могу припомнить, где бы, в какой стране я встречал подобные военно-эстрадные братания и милования. Да и праздников подобных не припомню. Ну, есть, конечно, везде государственный праздник. А там уж религиозных и всяких многочисленных святых – несть числа. Но чтобы святого Защитника Отечества, Святого Танкиста, Святого работника торговли… Однажды видел в Германии некую военную рок-группу. В смысле, тамошние солдатики в ней пели. Но она все больше о любви, о жизненных и социальных проблемах – в общем, как и все прочие рок и поп-группы. Да и одета была в цивильное.
Нет, все-таки до сих пор наши служители эстрадных (и далеко не только одних эстрадных) муз одолеваемы страстью слиться с чем-то покоряющим, государственно-властно-военно-патриотичным. Тут вот и комментатор из Турина по поводу победы наших женщин в эстафете по биатлону в экстазе восклицает: «Они тоже защитники Родины!» (хоть бы ради минимальной политкорректности назвал их защитницами). Они тоже на дальних рубежах бьются за нашу Родину! А вот хоккеисты оказались недостаточными защитниками отечества. Зато финны в качестве защитников отечества удались. Но другого отечества. Так сказать, линии Маннергейма. Но не будем о сегодняшнем и историческом печальном.
Все-таки, думается, на фоне недавно обнародованных печальных армейских событий эти государственно-гламурные усилия вряд ли поспособствуют повышению престижности армии. Даже принимая во внимание возможные вполне искренние позывы участников этих празднеств, ровно наоборот - они только замыливают, заглаживают поверхность над зияющими провалами.
Поспокойнее надо бы. Почеловечнее.
А праздники? Так я на каждую профессию ввел бы свой праздник, чтобы хоть раз в году можно было брататься с недоступными звездами и кумирами.