6 декабря 2019, пятница, 22:13
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 марта 2006, 08:38

Литературные трудни

Одна из недавних программ "Тем временем" на канале "Культура" была посвящена изображению труда в современной литературе. Накануне передачи три приятеля, президент фонда "Прагматика культуры" Александр Долгин, литературный критик Борис Кузьминский и гендиректор издательства "ОГИ" Дмитрий Ицкович  встретились и обсудили, умер ли сегодня "производственный роман", как он должен быть устроен, чтобы остаться интересным, и кто больше других заинтересован в появлении "трудовой" литературы.

Долгин: Мы начали обсуждать тему труда как попытку показать действительную внутреннюю конституцию трудового процесса как процесса сложного, интересного, увлекательного, а не просто как набор внешне воспринимаемых действий, которые совершенно никак не фундированы и вообще странным образом выглядят.

Я хотел бы обозначить несколько линий. Первая линия – это сделать для человека, для субъекта труда этот процесс интересным. Вторая линия – раскрыть для человека понимание того, как вообще устроены разные трудовые деятельности, для того чтобы он мог определиться, найти себя. Третья линия - а надо ли развивать тему «Этика труда» и кому это надо? Моя мысль состоит в том, что заказчиком должны быть корпорации, развивающие свою корпоративную культуру.

Ицкович: Мне кажется, в 50-е годы произошло разделение жанров, и появился производственный роман. В русской литературе самые главные производственные романы, на мой взгляд, - это «Раковый корпус» и «В круге первом», такие настоящие, большие производственные романы.

Кузьминский: На самом деле, были и официальные производственные романы очень хорошие. Например, «Битва в пути» Галины Николаевой. Действительно, в 50-е и 60-е годы производственный роман не просто существовал, а был одним из самых важных жанров. На этом материале реализовывались самые разные идеи, там даже идеологическая борьба шла. «Не хлебом единым» Дудинцева – это же тоже производственный роман. Или «Белые одежды». Там именно в работе проявлялись индивидуальности. Они просто экзистенциально раскрывались до своих глубин. То, как человек относился к технологии, - это полностью раскрывало его. Его любовь и поведение в быту целиком зависели от того, какую позицию он занимал по отношению к труду внутри технологического процесса. А со второй половины 60-х  люди не то что перестали писать, они продолжали писать производственные романы, но это начинало уходить в тень общественного интереса, и идеологическая поддержка сверху стала во многом формальная.

Долгин: Для меня раскрыть этику труда и тему труда – это раскрыть не по внешним признакам, что в итоге будет, а раскрыть, почему это интересно. Вот вы привели примеры произведений. Я тоже приведу пример произведений, которые почти соответствуют некоторому идеалу. Это  «Отель», «Аэропорт» Артура Хейля. В чем там фишка? В том, что на материале, казалось бы, простых, типологических операций (скажем, официанты сливают вино из бокалов и формируют коктейльный напиток) показываются многие приглядные или неприглядные секреты ремесла, которые просто любопытны. Вот именно из этих секретов, из того, как на самом деле все устроено, складывается интерес.

Труд составляет львиную долю человеческой жизни, и вообще попытка облагородить, сделать интересным, содержательным, нескучным этот процесс важна. Выбирая, чему учиться или куда пойти учиться, мы совершенно себе не представляем, что потом будет. Когда, предположим, человек получит диплом бухгалтера - в чем вообще состоит работа этого бухгалтера? Это совершенно непрозрачная область.

Кузьминский: А разве он из литературы должен об этом узнавать?

Долгин: А что же он, по-твоему, должен двадцать учебников сначала прочитать?

Ицкович: У него есть среда, у него есть знакомые тети и дяди.

Долгин: А среда не имеет языка или какой-то языковой системы, рожденной художниками, которую она могла бы по-своему переварить и ей пользоваться. Она сама не может рассказывать про это, потому что ей никто не показал, как про это можно рассказывать интересно.

Художественная деятельность есть средство обмена опытом между людьми. Так почему же вы нам этого опыта не даете? Конечно, нужен навык к восприятию такого рода жанра. Но интересу тоже учатся.

Когда в советские времена на знамени была металлургия, было несколько романов про сталеваров, и там было показано, как все устроено. В результате сталевар, плавильцик, литейщик становился необычайно одухотворенной фигурой, становился образцом для подражания, это была колоссальная величина для человека, который приходил третьим подручным, это была очень сильная мотивация карьерной лестницы - человеку было понятно, что он делает и зачем.

Ицкович: Из обычного поверхностного плана (сколько денег, как одет человек) что-то вычитывается, но не все. А вот из того, как человек действует на глубинном уровне, из его поведения, его отношения очень многое другое вычитывается. Вычитывается вообще его человеческое, изобретательское жизненное качество.

В производственном романе работа должна быть равна жизни. И это должно быть место свободного решения: жизнь - смерть, любовь – не любовь должны решаться  в этой теме. Ведь почему в литературе изображается досуг? Потому что на досуге человек свободен, он может пойти в этот ресторан или в тот. А по поводу работы, по поводу производства этого нет.
Долгин: В тоталитарном государстве потребления нет, свободы нет - значит, свобода будет там, где нам надо. Свобода и твоя жизненная сила будет в труде, мы вот создадим сейчас десять, двадцать, сто произведений, которые объяснят тебе, почему тебе это надо, почему так надо и почему так бывает.

И тут я возвращаюсь к уже заданному вопросу: каким должен быть заказчик, - может быть, государство - чтобы он в принципе мог влиять на этот процесс? То, что тоталитарное государство умело решать эту задачу, вроде бы видно. Сталин мог решить эту задачу. Поэтому Катаев пишет произведение «Время, вперед!», Мариэтта Шагинян пишет «Гидроцентраль».
А может ли государство или еще кто-то решать такую задачу в условиях свободы? Кажется ли вам, что сейчас корпоративная, фирменная индустриальная установка изменилась? Я утверждаю, что нет.

Ицкович: Изменилась. При соцреализме благо обобществлялась. Высшая ценность – благо народа.

Долгин: Это никак не связано с социализмом, это так же и при капитализме, то есть все хотят меньше тратить, больше создавать ценностей. Задача стоит, только решается по-другому. Раз это не может быть демократическое государство, то это должны быть корпоративные лидеры, лидеры отраслей.

Кузьминский: И что они делают? Они нанимают писателя?

Долгин: Они дают заказы, они действуют грантами, они тратят деньги.

Ицкович: Как в Америке, во Франции, где угодно.

Кузьминский: И какова их конечная цель?

Долгин: Устанавливаются цели, миссии, стратегии, так себя ведут крупные корпорации. Движущей силой всего являются мотивы. Общество решало задачу обучения потреблению и перехода от его полного отсутствия к его полному присутствию. Это заняло очень мало времени – десять-пятнадцать лет. Вроде потреблять как-то научились. Универсальные мировые практики потребления здесь полностью присутствуют, многим доступны и многие это вкусили. Вкусили, понравилось, есть мотивы. Теперь надо что-то сделать, чтобы эти мотивы воспроизводились, для того чтобы их постоянно удовлетворяли.
Корпорации реально определяют жизнеустройство огромных масс. И если они примут как свою задачу формирование миссии и внутренней мотивации, насколько им-то станет интереснее!

Кузьминский: Тогда надо не с литературы начинать, это совершенно точно. А с кинематографа, с телевидения.

Долгин: Вот американский сериал «Скорая помощь». Это ведь гимн работе врача.

Кузьминский: А у нас вспоминается то, что издал Саша Иванов про провинциального врача. Там все эти реалии профессии поданы как нечто подавляющее, омерзительное, в чем очень трудно выжить.

Долгин: Так тем важнее в этой ситуации разобраться. Мы же не знаем, как живут врачи на самом деле. Кто нам про это расскажет?

У меня, вообще говоря, сложилось впечатление, что 99% Голливуда – это и есть производственный роман, это и есть попытка показать жизнь во всех ее наличных формах, очень часто замешанная на такой повседневности: вот скачки, вот мотоциклисты, вот водители грузовиков так живут.

Кузьминский: В Америке действительно существует сложная конвенция. Связь власти, бизнеса с Голливудом.

Ицкович: И у них есть некоторая идея, что люди в принципе хотят научиться, как жить. Это протестантская идея, что вообще человек хочет научиться правильно жить. Нужно только рассказать, как это сделать.

Долгин: Я и исхожу из нее. Я разделяю эту идею.

Кузьменков: Но у нас и у них культурные ситуации совершенно разные.

Долгин: Дим, эту идею можно чуть-чуть смягчить. Я бы сказал мягче: человек способен принять ее и способен к проявлению интереса к образцам, некоторым сценариям, которые ложатся на его стилистику, на его типаж. Разве нельзя представлять себе человека как некоторого реципиента, который вычленит, что ему будет годиться, что ему просто нравится, интересно, называя это «правильно жить»?

Кузьминский: Слово «правильно» здесь ключевое. Для русских ключевое слово – «подвиг», а для них правильная жизнь – и есть подвиг. Подвиг протестантской этики – это правильная жизнь. Не выныривай из своего гнезда, сиди спокойно…

Долгин: А как ты соединишь это с американской идеей, что каждый может все и у всякого есть свой счастливый билет? Наоборот – «Выныривай!». Как ты это соединишь с гиперсоциальной мобильностью? Сейчас уже все изменилось. И изменилось под воздействием Голливуда. Когда государство хочет продвигать какую-нибудь важную институцию, оно ее продвигает через культуру, объясняет, как она работает, как надо делать.

Кузьминский: У нас это невозможно.

Долгин: Невозможно – это что значит? Это значит - нет такой спонтанной инициативы? Для этого я и говорю: давайте возьмем некоего заказчика, который выведет на орбиту то, что дальше пойдет само собой. То есть сделает тему модной.

То есть если есть в Липецке Новолипецкий металлургический комбинат, градообразующее предприятие, то именно ему нужно сформировать соответствующую корпоративную культуру, именно ему нужно создать некоторые образцы, делающие, расцвечивающие ту жизненную программу, которая приведет к нему людей на завод.

Кузьминский: Нет уверенности в абсолютной нравственной ценности того, что технологии развиваются, что это на самом деле знак «плюс». Находясь внутри корпорации, человек действительно может за что-то болеть, но за что он болеет? Он болеет в конечном итоге за свои собственные бабки и больше ни за что.

Долгин: Значит, необходимо сделать роман, в котором будут герои, работающие в среде. Сейчас снят только поверхностный слой, герой - это тот, кто очень много денег зарабатывает. Измените тип героя!

Ицкович: Герой – это победитель.

Долгин: Но победа может быть в денежном измерении, а может быть в символическом, в общинном. Неформальный лидер, герой, и вдруг оказывается, что он много денег не заработал по олигархическим меркам, а все равно - полноценный человек с завидной жизнью, объект для равнения.

Предположим, я сижу бухгалтером, уже сижу. Вы объясните людям, что бухгалтер – это суперкреативная профессия. Если у людей есть внутреннее ощущение нормы и оно не сломано, то возможно установление пробных образцов через успешность – потому что писаться, скорее всего, будут не технотриллеры, а истории про успехи.

Тогда вопрос стоит так: можно ли модальность нравственную, общеморальную, которая была в производственном романе 50-х – 60-х годов, перевести в модальность гедонистического, субъективно-прагматического? То есть, например, я не знаю, хорошо ли выпускать самые вкусные сигареты в мире или нет, но, по крайней мере, могу свою причастность к этому процессу наполнить интересом.

Давайте, может быть, вспомним еще раз какие-то знаковые, ключевые произведения интересующего нас жанра. Я их классифицирую в таком квадранте: наши – западные – современные – прошлые. Возьмем наши современные. Есть у нас сегодня созданное за последние 15 лет эталонное произведение, про которое мы могли бы сказать: «Вот так, вот это хорошо»? Я не знаю.

Кузьминский: Все зависит от того, насколько широко поднимать тему труда.

Долгин: Мы говорим о том, что эта тема стержневая в произведении.

Кузьминский: В прошлом году очень важным производственным романом был роман Алексея Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин». Он исторический, конечно, но там вся фабула построена на производственном процессе. Что, по-моему, Иванов сделал? Он именно применил на нашей почве матрицу совершенно западного технотриллера. Он специально это сделал. Он уже писал с учетом того, что это будет экранизировано, но там технология воспринимается как экзотика, там описана технология сплава. Целая профессия от начала и до конца.

Долгин: А западные примеры?

Кузьминский: Ну, Крайтон, конечно. Крайтон – это человек, который, например, написал роман «Парк Юрского периода». И это произведение (не фильм Спилберга, а роман) - это совершенно производственный роман, там очень подробно описано, как делать динозавров с научной точки зрения.

Долгин: Правильное ли я сделал наблюдение? Вот ты все-таки понимаешь производственный роман как книгу, где описано, как делать. А я понимаю роман как произведение, где описано, почему делают. Моя тема и мой интерес – как решения принимают. Как себя позиционируют.

Кузьминский: По-моему, это одно и то же, потому что если действуют люди, персонажи, то они, естественно, принимают решения по отношению к этому и как-то себя определяют. Другой вопрос, по отношению к чему они себя определяют. Я же просто говорю: релевантным является самоопределение персонажа. Одно дело - по отношению к любви, к семье и приятелям, а другое дело – когда по отношению к трудовой деятельности. И в последнем случае он глубже выявляется, поворачивается разными сторонами.

Долгин: То есть мы рассматриваем литературу как средство овладения опытом. Опытом любви, опытом чувств, опытом переживаний, отношений, образцов. В этом разговоре я исхожу из информационной модели человека, который хочет каким-то образом встроить себя в жизнь наилучшим образом.

И то, как об этом говорят специалисты по корпоративным культурам (американским, японским, совсем невнятно – российским), на уровне рациональном, во-первых, они очень плохо говорят, во-вторых, это действительно трудно рационализировать. Здесь нужно понимание каким-то внутренним, глубинным художническим чувством. Только так это можно ухватить.

В чем трудность этой задачи сегодня? Дело в том, что труд сейчас очень сильно специализирован, дифференцирован, и вообще через отдельную трудовую линеечку очень трудно понять, что происходит в целом. То есть для художника сейчас очень высоки барьеры входа в понимание того, как устроено производство на самом деле. Поэтому в условиях отсутствия жестких стимулов сверху, приказа сверху никто особо за это не берется, потому что это сложная тема.

Кузьминский: Мне кажется, что дело не в том, что это сложно, а просто в том, что нет спроса.

Долгин: Это не тот случай, когда спрос рождает предложение.

Ицкович: Но авторы пишут роман, про который считают, что он может быть продан. На что они ориентированы? Они ориентированы на современную западную литературу.

Долгин: Да, они могут быть ориентированы на заказчика в лице мировых образцов и премий, в лице государства. Однако в обществе есть колоссальный интерес к отечественному материалу, настолько, что приковывает внимание даже к очень бедным смыслом и содержанием продуктам, только по причине любви ко всему национальному, к своей стране. Колоссальный интерес к своему, к тому, как мы живем, что мы делаем.

Ицкович: Может быть, в этом и есть барьер входа? У нас писатели рекрутируются из сфер, довольно далеких от корпоративных дел. Так всегда было. Просто если вспомнишь, кто есть кто… например, вузовский преподаватель. Зайончковский вот холодильники ремонтировал.

Долгин: То есть это такой кустарь-одиночка, который в лучшем случае поскакал по лесосплавам, по всяким там пасекам?

Ицкович: У писателей всегда была чуть-чуть аутичная жизненная позиция. Соответственно, они вообще не понимают, как работает социальная сфера. У них этого социального нового опыта не накопилось.

Долгин: Между прочим, сегодня фишка момента как раз состоит не только в том, что делаешь ты, а в том, как человек в своей узкой локальной деятельности способен понимать и говорить на «чужих» языках, вести коммуникацию с другими ниточками. Здесь нужно понимание каким-то внутренним, глубинным художническим чувством. Это задача художника, он первый решает задачу, которая еще не рационализирована.

Кузьминский: То есть, по-вашему, проблема просто в том, что люди, которые пытаются это делать, не обладают достаточным талантом, а люди, которые обладают достаточным талантом, не в теме?

Долгин: Нет, я бы сказал так. Я стараюсь мыслить экономически. При наличии очень высоких барьеров входа в эту тему, при наличии потребности в больших инвестициях для того, чтобы там состояться, при отсутствии раскрученности темы, а также гарантий, что она вообще будет принята, нужна какая внерыночная мотивация, чтобы вывести это на орбиту. И в создании такой мотивации заинтересованы лидеры отраслей, чья цель - формирование эффективной корпоративной культуры и носителя этой культуры, который сделает стабильным, успешным, устойчивым их производство, их бизнес.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:43 Фигурантов «московского дела» Лесных и Мартинцова приговорили к реальным срокам. Мыльников получил условный срок
20:52 Сотрудники ФСИН запустили акцию «Бездомный полк». Они требуют дать им жилье
20:00 В США на авиабазе ВМС произошла стрельба. Ранены 11 человек, трое убиты
18:56 В Москве умер преподаватель МГУ. Он выпил «Крот»
18:11 Фигуранта «московского дела» Егора Жукова взяла на работу «Новая газета» и «Эхо Москвы»
18:05 Жителя Кубани обвинили в похищении персональных данных 700 тыс. сотрудников РЖД
17:08 Двоих экс-фигурантов «московского дела» арестовали на 15 суток за акцию 27 июля. В этот срок им засчитали время в СИЗО
16:57 Британское правительство показало фотографии русских хакеров из санкционного списка США
16:23 Журналиста Илью Азара оштрафовали на 300 тыс. рублей из-за участия в шествии
15:43 С фигуранта «московского дела» Сергея Фомина сняли обвинение в участии в «массовых беспорядах»
15:00 При недостаточном освещении самки африканских рыб могут спариваться с самцами других видов
14:59 За год от кори в мире умерли 140 тыс. человек. Большинство — дети без прививок
14:34 The Bell: патриарх Кирилл пользовался самолетом из расследования Навального
14:00 В Лондоне открылась выставка индийских художников, работавших в Ост-Индской компании
13:56 Uber: компания в день получает восемь жалоб на сексуальные домогательства
13:26 Суд приговорил Емельянова к двум годам условно по «московскому делу»
13:16 В Узбекистане появится аналог Голливуда Cinema City Sollywood
13:00 Древнеегипетские женщины наносили на свои тела татуировки
12:07 Тина Канделаки займется производством фильмов и сериалов для онлайн-кинотеатра ivi
11:57 Фигуранта «московского дела» Никиту Чирцова суд отправил в колонию
11:41 Суд назначил штраф бывшему фигуранту «московского дела» Павлу Новикову
11:30 Суд арестовал имущество и счета экс-замглавы ПФР Алексея Иванова на сумму 70 млн рублей
11:24 Стоимость продуктов для новогоднего стола увеличилась на 16%
11:00 Полет зонда «Паркер» к Солнцу принес первые научные результаты
10:42 Фигурант «московского дела» Егор Жуков получил три года условно
10:32 В ФСБ украли 600 млн рублей, выделенных на строительство погранзастав
10:18 Бывший майор КГБ Виктор Шеймов умер в США. Он сбежал туда во время холодной войны
08:31 Кинопортал IMDb назвал топ-10 самых популярных актеров и актрис 2019 года
08:09 В Испании реанимировали женщину через 6,5 часов после остановки сердца
07:41 Власти Сингапура арестовали попавшее под американские санкции российское судно
07:05 В ЕС запретили использование криптовалюты Facebook Libra
06:37 В Пермском крае колясочница сломала руки – она пыталась подняться по пандусу в администрацию города
05:40 В России самое популярное в 2019 году видео на YouTube – пародия на мультфильм «Фиксики»
05.12 22:03 Виктор Бут заявил о сети американских педофилов, куда могли попасть российские дети
05.12 21:13 Грузовой корабль SpaceX Dragon привезет на МКС генетически модифицированную мышь с чрезмерно развитой мускулатурой
05.12 20:29 На черном рынке начали продавать доступ к московской системе распознавания лиц
05.12 19:33 Бывший глава УФМС по Алтайскому краю получил взятку иконой
05.12 19:20 50 голодных белых медведей окружили село в Чукотке
05.12 19:18 Власти США наложили санкции на 12 россиян за киберпреступления
05.12 18:17 С 2020 года налог для самозанятых введут еще в 19 регионах
05.12 17:53 Суд обязал Навального удалить фрагмент расследования о главе московской «Единой России»
05.12 17:33 Китайский хакер украл $1 млн с помощью обычной поддельной переписки
05.12 17:21 Tinder рассказал о трендах 2019 года
05.12 16:38 В Подмосковье родился Король Лев
05.12 15:55 Убитый в Берлине чеченский полевой командир ранее готовил смертников. В его убийстве подозревают российские спецслужбы
05.12 15:06 Житель Новосибирска отсудил компенсацию за мат на концерте Сергея Шнурова
05.12 14:46 Стал известен главный цвет 2020 года
05.12 14:41 Госдума ввела штрафы до 5 млн рублей за нарушение закона о СМИ-иноагентах
05.12 14:23 Путин продлил полномочия ректора МГУ на пять лет. Ради этого изменили закон
05.12 13:44 Французские журналисты рассказали о секретной базе ГРУ в Альпах
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.