Адрес: https://polit.ru/article/2006/03/31/iceage/


31 марта 2006, 09:00

Весна на заречной улице

В "Ледниковом периоде" реально потеплело. И мамонт Манфред нашел свою любовь.

Но сначала, конечно, не о мамонте. А о саблезубой белке, которая на протяжении первого "периода" тщетно пыталась овладеть заветным желудем. Настырный зверек и во втором фильме жаждет обрести желудиное счастье - и снова тщетно. В самом финале он даже попадает в рай - через золотые ворота с изображением мистического желудя, с облаками, полными доступных плодов и главным Желудем Мира, до которого, кажется, лапкой подать. Но не тут-то было: мгновенное изгнание из рая и  возвращение на грешную землю обрекает несчастное животное на роль "Вечной Белки" и гениально найденного "лирического отступления",   а зритель с облегчением понимает, что через какое-то время он увидит "Ледниковый период 3". И так до тех пор, пока желудь, в котором хранится смерть сюжета, не будет, наконец, расколот.

Эпизод с желудевым раем - один из самых остроумных и смешных в картине. Или, вернее, один из немногих, которые поддаются пересказу. Все остальное надо видеть: и то, как будущая возлюбленная Манфреда не знает, что она мамонт и ведет себя как опоссум, только трехметровый, и то, как настоящие опоссумы называют ее сестренкой и не дают в обиду, и то, как семья хищных птиц в ожидании падали поет песню об обеде на музыку из знаменитого мюзикла "Оливер!"...  И вообще все "ужимки и прыжки" персонажей, которые не дают вам расслабиться, потому что перерывы между взрывами смеха даже меньше, чем вам бы хотелось,  ведь сложно смеяться полтора часа подряд.

Вообще, по сравнению с первой серией, в "Ледниковом периоде 2"  гораздо меньше страшного и гораздо больше смешного (хотя некоторые сцены сделаны так, что кажется, что смотришь не мультик, а кадры из  "Челюстей" или "Титаника"). Светлый взгляд на окружающую действительность связан с  изменением темы: если раньше мамонт спасал мир и был готов принять смерть за  други своя, то теперь он решает проблему личного счастья. Правда, высокий моральный облик не позволяет ему думать только о себе, поэтому поначалу Манфред убеждает себя, что заботится о продолжении рода, но от любви не скроешься и себя не обманешь, так что героическая сага  о путешествии зверей, которые спасаются от глобального потепления, неуклонно превращается в love story с идиллическим финалом. Враги у наших героев, конечно, есть, но они какие-то отмороженные, причем в самом прямом смысле этого слова: две гигантские хищные рыбы, пытающиеся то и дело  напасть на бродячих друзей, появляются из-под льда, в который они когда-то были закованы.

Проблема поиска личного счастья "В ледниковом периоде" решена, как сказали бы раньше, на "широком эпическом материале" - в окружающем мире все неладно: грядет глобальное потепление. Да какое это потепление! Это всемирный потоп, и звери смогут спастись, если вовремя дойдут до долины гейзеров, где их ждет Ноев ковчег, т.е. простите, корабль, потому что какой же Ной, когда людей нет. И это принципиальное отличие нового "Ледникового периода" от первого фильма. В сюжете первой картины чувствовался киплинговский замес, здесь же режиссеры решили обойтись без венца творения. Да и зачем: ведь ничто человеческое звериной компании не чуждо.

Итак, перед нами звери, которые, с одной стороны, постоянно рассуждают о теории эволюции, с другой, - неуклонно следуют библейскому сюжету. В этом столкновении "науки и религии" кроется актуальная идеологическая подоплека мультфильма. Говорят, что в последнее время церковные круги, как на Западе, так и у нас, пытаются вновь опровергнуть учение Дарвина, чтобы в школах на уроках биологии преподавали не теорию возникновения видов, а теорию божественного сотворения. Ученые, конечно, против. Налицо общественный конфликт, и непонятно, как его решать.

Режиссер Джон Вити нашел способ решения конфликта. "Ледниковый период" примирит атеистов и верующих. И все уйдут счастливыми, потому что в конце побеждает любовь.
Все. Кроме несчастной белки.