28 марта 2024, четверг, 13:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 марта 2006, 08:00

Гламур кисти Айвазовского

Я гламурных журналов не читаю, но не видеть их не могу: в Америке это часть уличного антуража. Их и не надо читать, текста в них – одна двадцатая, главное – картинки. Картинки по технике исполнения хороши. Это образцовая демонстрация победы визуальной культуры над словесной: итог и достижение двадцатого века.  Все они одинаковы. Судя по заголовкам на обложке, главная, если не единственная,  их тема – женский оргазм. Для феминисток гламурные журналы – основная база темных сил женского порабощения, каковое и есть сведение женщин к сексу.

Несомненно, «гламур» -  не просто журналы, это мировоззрение, мировоззрение продвинутого гедонизма: гедонизм, ставший «культурой», и даже в более сложном смысле, чем придают понятию культуры в Америке. «Культура» в Америке – это быт и нравы населения, нечто наличное, а не долженствующее быть. Словоупотребление то же, что в биологии, где говорят о «культуре бактерий». В этом смысле гламур, конечно, способствует повышению культуры, если брать это слово всегда и только в кавычках.

Гламур в России более интересен, главным образом для понимания меняющегося отношения русских к Западу. Русское западничество в прошлом всегда было ориентировано на Европу, но с большевиков стало смотреть на Америку. «Американизм» в 20-х годах был позитивным термином. Существовала формула АД + РРР: американская деловитость плюс русский революционный размах, отчеканенная самим Сталиным в «Основах ленинизма». Любимец партии Бухарин говорил, что нынешний, победивший и властвующий, большевик – это американизированный марксист. Есть очень живой тип такого советского американца в литературе: Андрей Бабичев из «Зависти» Олеши. Талисманом этого американизма был трактор «фордзон».

И в 30-е годы советское отношение к Америке оставалось положительным, США помогали «возводить социализм» на всяческих Днепростроях и ГАЗах. Очень интересно это отразилось в кино. Тогдашние советские фильмы, в сущности, Голливуд: ковбои, переделанные в пограничников, и мюзиклы, где характерным был не Александров, прямой эпигон, а Пырьев, у которого «звезда» не только пела и танцевала, но и водила тот же трактор. Всё это мотивировалось новой формулой тов. Сталина «жить стало лучше, жить стало веселее»: веселье-то и шло с киноэкрана.

После войны положение изменилось на государственно-политическом уровне, США стали «геополитическим противником», но позитивное отношение к ней, наоборот, усилилось у людей. Причиной был тот же Голливуд в форме так называемых трофейных фильмов. Любовь Орлова и Марина Ладынина состарились,  - но кто мог противостоять обаянию Дины Дурбин да и вообще картинкам американской жизни? Помнится, в ее фильме «Первый бал» кто-то отодвигал дверь стенного шкафа, и советские люди ахали, увидев, сколько  там повешено шмотья: на всю стену, конечно. О таком и подумать было нельзя, только мечтать; Америка и стала некоей мечтой, страной молочных рек и кисельных берегов. В послевоенном СССР гедонизма по определению быть не могло, но его образ в коллективное бессознательное проник.

Сейчас по-другому, Америку знают, а многие и видели. Увидели, что это не только Пятая авеню. «Нью-Йорк называется Брайтон Бич», как написал Лев Лосев. Конечно, миллиардеры американские никуда не делись, но это не для их жен издают «Комополитен», «Базар» или даже «Воуг»: жены имеют дело непосредственно с парижскими модельерами. Зато в России появились «новые русские». Парадокс российского гламура в том, что эта масскультовская дешевка – гламур как мировоззрение, - не стала и не может стать в России массовой. Она предназначена «верхним десяти тысячам».

Эренбурговский Хуренито, сидя в немецком лагере и услышав о Февральской революции в России, сказал ученикам: эти картофельные очистки, что мы здесь едим, в России будут сервированы гораздо интереснее. Сегодняшняя сервировка или, если угодно, «сервис» - это и есть российский гламур. Фильм «Прогулка», к примеру, построенный в безмятежной философии гламура,  или другой фильм (забыл название), где за купленную дачу расплачиваются наличными, - всё те же картофельные очистки.

Важно, однако, то, что русский гламур появился, и он не менее реален, чем сталинские фильмы о красивых трактористках и свинарках. Появились новые ценностные ориентиры, которых раньше не было. Дело остается за малым: создать массовое общество, на которое и ориентировано мировоззрение гламура - массового гедонизма, так сказать, гедонизма для бедных. Речь идет уже даже не о ценностях, а просто о ценах, причем доступных. А россияне в массе своей  остаются всё теми же «бедными людьми» русской литературы. И если сейчас в России (да и нигде) невозможен Достоевский, то надо хотя бы Макара Девушкина и Вареньку Доброселову научить правильным оргазмам. То есть создать рынок, ориентированный на них, а не на «новых русских».

Что касается последних, то им тоже не нужен Достоевский. Им не нужен даже эстетский журнал «Золотое Руно», издававшийся предшественником Рябушинским. Они удовлетворяются Айвазовским на  аукционах Сотби. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.