17 июля 2019, Среда, 10:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 апреля 2006, 08:19

Нерожденная армия

После августа 1991 г. и октября 1993 г. мы наивно считали, что распрощались не только с властью КПСС, но и со всеми институтами Советского государства. Однако старое оказалось живучим, в действительности все фундаментальные основы государственного устройства – структура госаппарата, силовые, правоохранительные и дипломатические структуры – в сущности, не изменились. Сохранились функции, идеология, люди. За все прошедшие годы ни в среде политической элиты, ни в среде предпринимателей и интеллигенции, ни среди народа не выработалось понимание того, что Россия – не усеченный СССР. У РФ не только другие внешние границы, другая территория, другие цели, другие партнеры и союзники. Главное – у России другой народ. В новой России должны быть не только новая Конституция, новый гимн и новые государственные символы, но и новые армия, полиция, МИД и спецслужбы.

 Новое государство, способное решать новые задачи, невозможно получить путем пересаживания одних «уважаемых товарищей» на места других «уважаемых товарищей». Такие перестановки не помешают нашей славной милиции, обученной ловле «спекулянтов», по-прежнему ловить «тунеядцев», она не сможет охранять собственность гражданина и будет защищать честь мундира после сплошной зачистки города Благовещенска в Башкирии. Такие «реформы» не помешают спецслужбам, многие годы боровшимся с «врагами народа» и инакомыслящими, видеть союзников среди старых друзей и проталкивать антидемократические законы, которые как в насмешку назвали «антитеррористическими». Сотрудникам МИДа, на словах защищающих соотечественников, не помешают восхищаться порядком и исполнительностью в Таджикистане и Белоруссии. А армии, сменившей красную звезду на орла, но все так же обученной ведению наступательных и оборонительных действий против НАТО и завоеванию мирового господства, не поможет поддерживать союзнические отношения с армиями демократических государств и не сможет защитить новую Россию от современных угроз.

Существующее положение можно исправить только радикальными мерами, как это было сделано Петром Первым или большевиками после октябрьского переворота. Путь решения проблемы не в том, чтобы разогнать имеющиеся формирования, а в том, чтобы планомерно создавать принципиально новые структуры, постепенно заменяющие старые. Именно таким путем проходила замена Стрелецкого войска на новую армию; с нуля, а не путем трансформации создавалась и Красная Армия. Если говорить о новейшей истории России, то такие попытки уже были. Прообразом новой Российской армии могла стать Российская Гвардия образца 1991 года. Заменить старые спецслужбы могла бы Служба безопасности Президента образца 1996 года. Старый МВД могли бы заменить недолго просуществовавшие подразделения муниципальной милиции, где шел жесткий отбор, все сотрудники имели специальное образование, проходили психологические тесты на коммуникабельность и т.д. К сожалению, в первом случае сыграл человеческий фактор, во втором – бешеное сопротивление МВД сломило конкурента.

Военная организация государства не может пожаловаться на отсутствие внимания со стороны политиков и журналистов. Ни в одной области государственного строительства не было предложено столько вариантов реформ, как в военном вопросе. Предлагавшиеся «Нашим домом», «Яблоком», СПС, ЛДПР, КПРФ, «Отечеством», «Единой Россией» реформы в содержательном плане почти не различаются. В сущности, все сводится к обсуждению принципа комплектования, изменению денежного довольствия, численности; при этом остается без изменения суть армии – ее структура и решаемые задачи.

Армии необходимо как можно меньше перемен, это вообще консервативная структура. Партиям нужны голоса на выборах. Населению хочется найти лазейку, чтобы в армии служил чей-то чужой сын, не свой. Поэтому всех устраивает нынешнее положение дел. Копья в спорах ломались по одному вопросу – как комплектовать армию, хотя вопрос комплектования стоит на десятом месте, по сравнению с реальными проблемами Вооруженных сил.

Если считать, что Россия – новое демократическое государство, что народ – источник власти, а не просто электорат, то в армии должны служить те же граждане, но только в погонах. Это означает, что военнослужащий занимается только своими прямыми обязанностями, достойно обеспечен, его человеческое достоинство не попирается, цена его жизни выше стоимости любого вооружения, и мы не собираемся заваливать противника трупами, как это было во время Великой Отечественной войны или происходит сейчас в Чечне. Военная карьера должна делаться на очевидных для всех основаниях: офицеры части путем баллотировки рекомендуют, какого офицера назначить на вышестоящую должность, и это выдвижение не зависит от кумовских отношений, взяток и протекций. Только при этих условиях военная служба станет почетной, уважаемой и привлекательной.

 Почему армия не пользуется уважением собственных граждан? Почему звание российского офицера теряет престиж, а реформы буксуют? Необходимо оглянуться назад и честно признать, что были объективные причины, которые могли тормозить реформы армии. В советские времена лучшими соединениями и частями были группировки войск в Германии, Польше, Венгрии и Чехословакии. Чуть похуже – войска Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского, Закавказского и Туркестанского военных округов. Ленинградский, Московский, Приволжский, Уральский и Сибирские военные округа были, как говорится, тыловыми – и этим все сказано. Не секрет, что наиболее современное вооружение, которое СССР имел в группах войск, сейчас хранится от Смоленска до Владивостока на всевозможных базах таким образом, что не подлежит восстановлению. После распада СССР в Белоруссии остались АСУВ оперативно-стратегического назначения. На Украине большая часть современных танков. Правда, с территории Прибалтийских республик успели вывести «на ремонт» большую часть бронемашин, числившихся за военными кафедрами. Армию пришлось строить из того, что было, а это не самые лучшие части, за исключением, пожалуй, воздушно-десантных войск и РВСН. Другой объективной причиной стала частая смена высших должностных лиц, ответственных за разработку программ проводимых реформ.

Все остальные причины носят субъективный характер. Все сменяемые за тринадцать лет первые лица, от Константина Кобеца и до Сергея Иванова, определяя основные военные угрозы, исходили и исходят из предпосылки, что у России был, остается и будет один враг – НАТО и США. Хотя фактически через два-три года после распада СССР стало ясно, что это угроза больше политическая. В современных условиях у России есть совершенно другие угрозы, которые все никак не могут быть прямо названы нашим Генеральным штабом. Это, во-первых, угроза со стороны так называемого «международного терроризма». Во-вторых, замороженные конфликты Южного Кавказа и не просчитанные последствия войны в Ираке. В-третьих, распространение ОМП и организованная преступность. В-четвертых, угроза со стороны КНР (оговорюсь сразу: при возможном развале Китая по Югославскому или СССРовскому варианту). В-пятых, очаги напряженности на Ближнем Востоке, связанные с угрозой возможных несанкционированных пусков одиночных ракет, в том числе и с ядерными боеголовками, с территорий Ирана и Пакистана. В-шестых, военная угроза со стороны США и НАТО является на сегодняшний день гипотетической и станет реальной только при смене вектора власти в России или странах Азии. То есть это угроза в большей степени внутренняя, а не внешняя. В-седьмых, угроза со стороны тоталитарных режимов в СНГ, непредсказуемое поведение которых постоянно будет создавать напряженность.

Среди множества невоенных угроз наибольшую опасность представляют: новые угрозы в области пограничной сферы (наркотрафик, незаконная миграция), угрозы безопасности трубопроводным и энергетическим системам, угрозы в информационной сфере, беспробудное пьянство и дороги, построенные при Петре Первом. Очевидно, что к перечисленным новым угрозам национальной безопасности и суверенитету государства Российские вооруженные силы готовы менее всего. Почему?

В Российской армии нет подготовленных, сколоченных уже в мирное время командований, центров управления на театрах или направлениях предполагаемых локальных конфликтов или боевых действий. Как встарь, с началом войны начнется формирование командных пунктов и передача в их оперативное подчинение соединений и частей Сухопутных войск, ВВС и ПВО, разведки, связи, РЭБ, инженерных, химических и других специальных войск. Существующая структура управления (Министр обороны – гигантский Генеральный штаб – штабы военных округов – армии – корпуса – дивизии – бригады – полки) – это архаичная структура управления 1960-1980-х годов, оставшаяся неизменной до XXI века. Генеральный штаб в России, в отличие от подавляющего большинства стран мира, исполняет несвойственные ему функции: финансирование, снабжение, техническое обеспечение, закупки техники и вооружения, комплектования.

Отсутствуют подходы к новым теориям стратегии, оперативного искусства и тактики в современных исторических реалиях. По старинке, по опыту Великой Отечественной войны, все сводится к понятному и простому управлению тысячами танков, БТР, САУ, ЗСУ и другими бронированными и небронированными машинами (ну, как в славные 1960-1980-е годы). Быстро возникающие и развивающиеся вдоль границ России или на приморских территориях локальные войны и конфликты требуют совершенно других теорий совместных операций – как на своих приморских, так и на удаленных от наших берегов направлениях – в интересах выполнения гипотетических союзнических обязательств. В этих войнах и конфликтах в основном будут задействоваться мобильные, легковооруженные соединения. Войска будут действовать при активной поддержке информационных войск, взаимодействовать с космическими, противоракетными войсками, а при действии на зарубежных территориях – и Российского иностранного легиона. Эти войска будут всесторонне оснащены навигационной аппаратурой в каждой роте, а также на каждой бронемашине будут установлены приемники получения и дешифрирования информации в реальном масштабе времени.

В условиях новых реалий соотношение теории и практики противодесантных и морских десантных операций к оборонительным и наступательным должно быть 60 к 40, а не 1 к 99, как сейчас. Можно только сожалеть, что в российских военных училищах (на военных кафедрах институтов и университетов, в академиях), за исключением Академии Генерального штаба, полностью ликвидированы дисциплины по тематике противодесантных, морских десантных операций. Возможно, потому, что во Второй мировой войне образцами в организации и проведении как стратегических, так и оперативно-стратегических и оперативных противодесантных операций зарекомендовали себя в основном американцы и англичане.

Между тем в условиях отсутствия явных военных угроз, имея в запасе 10-15 мирных лет и наличие политической воли, Россия могла бы начать трансформацию устарелой по большинству параметров армии в современную, всесторонне подготовленную для действий на приморских и морских театрах XXI века. Основная проблема заключается в отсутствии не денег, а политической воли.

 Так, например, при приблизительно равных размерах бюджета у России и Индии, последняя закупает сразу дивизионные новые комплекты танков (330 в 2004 году), не растрачивая впустую средства на модернизацию старой техники, а Россия в угоду казнокрадам по-прежнему «не может» закупить более одного батальона тех же танков или бронетранспортеров.

Минимизировать возможные огрехи в решении основных задач национальной безопасности можно только при выполнении ряда правительственных мер, направленных на совершенствование всей системы Вооруженных сил, практически – создание новой, параллельно существующей армии, структуры.

Основой для этого должна стать разработка новой теории военного искусства, стратегии и тактики, а на ее основе – выработка требований к перспективной военной технике, определение способов ведения боевых действий соединениями и частями, вооруженными этой новой боевой техникой. Главное – разработка новых требований к генералам, офицерам, корпусу профессиональных сержантов, которые соответствовали бы новой демократической России.

Гражданскому министру обороны должны быть подчинены гражданские структуры обеспечения всей деятельности вооруженных сил: финансовые, материально-тыловые, технические, комплектования, определения заказа для ВПК, а также НИИ по разработке новых способов ведения боевых действий и выработки требований к боевой технике и вооружениям. Взамен Генерального штаба необходимо создать Главное командование с подчиненными ему Командованием сил общего назначения, Командованием специальных сил, Командованием стратегических сил и территориальными командованиями «Запад», «Юг», «Восток», что позволит вести боевые действия объединенными группировками, состав которых соответствует конкретным существующим и перспективным угрозам и задачам. Территориальные командования не должны быть аналогами нынешних военных округов и привязываться должны не к административно-территориальному делению РФ, а к потенциальным театрам военных действий.

 Руководством Министерства обороны в конце 2005 года было объявлено, что проводится эксперимент по переводу одного из военных округов на организацию территориального командования, однако только ближайшее время покажет, станет ли этот эксперимент руководством к действию по переводу всех военных округов на такую структуру. Есть еще ряд существенных нововведений: в этом году функции призыва переданы от армии к губернаторам и мэрам; личный состав военкоматов будет заменяться по принципу ротации через каждые три года; сокращается срок срочной службы - сегодня до полутора лет, через год планируется переход до одного года.

Однако множество решений первостепенной важности все еще не принято. Во-первых, необходимо внести изменения в сроки альтернативной службы (до 14 месяцев). Во-вторых, нужно ввести трехлетние коллежи для профессиональных сержантов, поскольку в Российской армии эта прослойка практически отсутствует, и ими укомплектовать только должности командиров отделений, танков, орудий, расчетов и экипажей. В-третьих, нельзя укомплектовывать «пехоту» (Сухопутные войска, ВДВ, Внутренние войска) контрактниками. Тогда было бы  вполне возможно сокращение армии до 10-12 дивизий, но для этого нужно признать, что перевод под крылышко МВД 10 дивизий и формирование войск гражданской обороны был ошибкой.

В-четвертых, возможно, следует разработать теорию информационных войск Российской Федерации. Информационные войска аналогов до сих пор не имеют, тогда как части и подразделения психологических операций существуют почти во всех основных армиях мира. Задачи информационных войск: информирование и дезинформирование, нарушение информационных сетей противника и защита своих, формирование нужной реальности в общественном сознании, психологическое подавление противника. В XXI веке выиграть военные действия, но проиграть информационную войну – равноценно проигрышу.

На сегодняшний день о коренных реформах в Российской армии говорить не приходится. Это понятно: пока в директивах Министра обороны РФ будет ставиться задача по «нейтрализации: сепаратистских и радикальных религиозных движений, широкомасштабной деятельности организованной преступности, трансграничной преступности, контрабандной и иной противозаконной деятельности»(1), реформы будут продвигаться не в направлении строительства современной армии, а в направлении превращения Министерства обороны в силовой придаток ФСБ.

Примечание

1) Сергей Иванов. Вооруженные силы России и ее геополитические приоритеты. Россия в глобальной политике. Т.2. №1. январь – февраль. 2004. С.42.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10:31Саакашвили рассказал о хорошей жизни украинцев при Советском Союзе
10:30Связанный с болезнью Альцгеймера белок быстрее распространяется в мозге женщин
10:11В крымском Минздраве подтвердили массовое отравление в детском лагере
10:09В Эмиратах проводят конкурс в честь первого космонавта
10:04Палата представителей осудила Трампа за расизм
09:59Один российский город попал в мировой рейтинг безопасности
09:45В России резко вырос спрос на продукты с «обозначениями натуральности»
09:42В Жуковском готовится сесть борт МЧС с неисправностью
09:28Суд в Москве заочно арестовал двух фигурантов дела экс-сотрудника ФСБ Черкалина
09:20Впервые замечено формирование спутника у экзопланеты
09:15Володин предложил поправки о балансе ветвей власти в Конституцию
09:01В «Фобосе» предупредили о возможном вечернем подтоплении в Москве
08:52Шойгу заявил об одобрении Путиным повышения оклада рядовых контрактников
08:48Приморский суд дал подпольным банкирам условный срок за хищение 17 млн рублей
08:41Траты Мосгоризбиркома на повышение правовой культуры избиркомов оценили в 16 млн рублей
08:35Больше половины опрошенных россиян хорошо относятся к Украине
08:19Екатеринбурженка отсудила 20 млн рублей за неисправную Tesla
08:16Лагард покинула пост главы МВФ
08:09«Игре престолов» дали 32 номинации на «Эмми»
08:00Сенат США раскритиковал Facebook за планы по выпуску криптовалюты
07:45Меньше трети опрошенных россиян боятся повторения чернобыльской аварии
07:29В доклад для НАТО случайно вошел список мест хранения ядерного оружия в Европе
07:14Каждого десятого россиянина кредиты подводят к черте бедности
06:58Гордума Комсомольска-на-Амуре приняла досрочную отставку мэра
06:47Власти Тувы ввели в республике режим ЧС из-за подъема воды в реках
06:32Байден вызвал Трампа на состязание по отжиманиям от пола
06:15Три российских банка за год отменили выплату кешбэка в рублях
05:58Видеоблогера из РФ приговорили к 37,5 года тюрьмы за убийство мексиканца
05:44Россия отказала в выдаче виз 30 учителям Англо-американской школы
05:34В красноярском зоопарке ягуар выбрался из вольера
05:11СМИ узнали о подорожании ледокола «Виктор Черномырдин» до 12 млрд рублей
16.07 20:55Эксперты сообщили о стремительном росте частного капитала в России
16.07 20:32Избиркомы отказали Соболь и Жданову в регистрации на выборах в Мосгордуму
16.07 20:07«Газпром» отчитался о готовности «Северного потока — 2» на 66%
16.07 19:57Турецкие отели увеличили количество спецпредложений для туристов из РФ
16.07 19:37Из-за дрожи Меркель начали менять протоколы мероприятий
16.07 19:13В Чечне власти запретили артистам несогласованные выступления
16.07 18:54Министр экологии Франции покинул свой пост из-за скандала
16.07 18:36Из-за отравления едой из автоматов в больницы Москвы попал 21 человек
16.07 18:21В чемпионате России по футболу откажутся от поздних матчей
16.07 18:01Силуанов назвал причину распада СССР
16.07 17:45Вынесен приговор по делу об убийстве старейшей сотрудницы Мариинского театра
16.07 17:25Уровень смертности от СПИДа в мире сократился на треть
16.07 17:07Власти Украины не нашли следов вмешательства России в выборы
16.07 16:55Власти Австрии согласовали экстрадицию Фирташа в США
16.07 16:35Депутаты Госдумы согласились вернуть курилки в аэропорты
16.07 16:15СМИ рассказали о подорожании биткоина в 16 раз
16.07 15:59В Минпросвещения не стали рассматривать идею ввода ЕГЭ по экологии
16.07 15:43В Минобороны решили запретить военным рассказывать о службе в интернете
16.07 15:22Памфилова отказалась от встреч с оппозицией из-за операции на плече

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.