29 марта 2024, пятница, 18:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 мая 2006, 09:16

Кто Канн грядущий нам готовит?

1. Кино-география

В этом году Канны говорят с явным романским акцентом. Согласно представлениям отборочной комиссии 59-го Каннского фестиваля, самые кино-процветающие страны сейчас – Италия, Австралия и Румыния, на пятки которым наступают Испания и Мексика. Это не принимая во внимание то, что большинство конкурсантов все-таки французы.

Италия представлена двумя яркими работами: «Кайманом» Нанни Моретти и «Другом семьи» Паоло Соррентино, плюс еще три менее заметных фильма в официальной подборке. Но самые большие надежды возложены именно на Соррентино, маленького последователя большого Скорсезе, чей предыдущий фильм «Последствия любви»,  стильный психологический триллер, лидировал в Каннах 2004 г.

И все же, такого широкого освещения Италия не получала с 2001 года, когда в программу были включены «Комната сына» Моретти и «Профессия – оружие» Эрманно Ольми. Итальянский бум в Каннах неслучаен; в этом году объем итальянского рынка вырос на 4% и заметно потеснил Голливуд на родине. В частности, этот рост стал возможен благодаря все увеличивающейся роли итальянских культурных финансовых институтов, в частности, FilmItalia и Министерства культуры.

Гораздо более непредсказуемо возникновение серьезного игрока в лице австралийского кино. 3 картины в категории «Особый взгляд» («2:37», «Десять каноэ», «Пригородная суматоха»), по одной в «Двухнедельнике режиссера» («Jindabyne») и «Неделе критики» («Посмотри в обе стороны») и три короткометражки («Сексуальная штучка», «Снег» и «Водный дневник»). В 2006 году Австралия повторила свой успех 20-тилетней давности, когда в 1986 году в Каннах были одновременно Брюс Бересфорд, Билл Беннетт и Пол Кокс. И это при том, что объем австралийского рынка, наоборот, упал: всего 2,8% по сравнению с обычными 5%.

Увы, России, несмотря на ее растущие амбиции и долю на мировом кинорынке, за ними не угнаться. Единственный российский фильм будет показан в  «Особом взгляде» - картина Николая Хомерики с интригующим названием «977». В качестве утешительного приза мы еще распушим хвост в «день российского кинематографа», наряду с Сингапуром, Израилем, Венесуэлой, Чили, Тунисом и Швейцарией. Короче, в хорошей компании.

Более вычурным, хотя, быть может, и чуть более ироничным оказался поклон Канн в сторону США. На протяжении последних пяти лет Каннский фестиваль добросовестно пиарил голливудские премьеры и включал их в свою программу, правда, без особого успеха для американцев. «Мулен Руж», «Матрица», «Звездные войны», а теперь и «Люди Икс-III» и «Код Да Винчи» с завидным постоянством отмечались на самом престижном фестивале Европы. Правда, с «Кодом да Винчи» непонятно: то ли это реверанс американцам, то ли собственному Лувру, получившему по 30 тысяч евро за каждый день съемок.

Азиатских фильмов по сравнению с прошедшими годами представлено на удивление мало; Японии так вообще не будет в официальной подборке.

2. Персоналии

Как и любой другой, Каннский фестиваль представляет из себя мозаику не только географическую, но и социальную – эдакая пестрая небесная канцелярия звезд. И хотя в определенной степени Канны давно уже потеряли свой статус тренд-сеттера в кинобизнесе, и, говорят, фильмы там смотрят только байеры (закупщики), критики и жюри, да и то – за деньги, все же фестиваль представляет собой репрезентативный срез того, что творится в кино сегодня.

Самая разнообразная подборка, как всегда, в «Особом взгляде»: Раба Амёр-Заимеш "Захолустье номер один" (Алжир), Дьёрдь Пальфи "Таксидермия" (Венгрия), Гарин Нугрохо "Серамби" (Индонезия), Кристионас Вильдзюнас "Ты есть я"(Литва), Пас Энсина "Парагвайский гамак", (Парагвай), Славомир Фабицки "З Одзиску" (Z Odzysku) (Польша), Каталин Митулеску "Как я встретил конец света" (Румыния), Джамшед Усмонов "Чтобы попасть на небо, нужно умереть" (Таджикистан).

Не потерялись и ветераны, как старые – Педро Альмодовар («Возвращение»), Аки Каурисмяки ("Огни предместья"), Кен Лоуч ("Ветер, колеблющий ячмень") и Нанни Моретти («Кайман»); так и довольно молодые – София Коппола («Мария-Антуанетта»).

Гламура добавят голливудские премьеры да «Девушки мечты» Байонс Ноулз. Звездным пафосом отличается и жюри, все участники которого успели примелькаться за последние два-три года: и Вонг Кар-Вай, и Моника Беллуччи («Братья Гримм»), и Хелена Бонем-Картер («Труп невесты», «Чарли и Шоколадная фабрика»), Чжан Цзыи («Мемуары гейши») и т.д.
К тому же, фильм молодого мексиканского таланта Алехандро Гонсалес Иньярриту "Вавилон" представит таких звездных актеров, как Кейт Бланшетт, Брэд Питт и Гоэль Гарсия Бериаль. Так что каждой твари найдется по паре.

Кстати, один из интереснейших фильмов – стилистически выдержанная жанровая картина другого мексиканца, Гильермо дель Торр, «Флейта Пана», рассказывающая о девочке, которая вместе с родителями путешествует по Испании времен диктатуры Франко и замыкается в мире собственных фантазий. Как и все, кто приезжает в Канны, надо заметить.

3. Войны за независимость и покупателя

Однако показать фильмы – одно дело, но и продать их было бы неплохо.

Несмотря на то, что своеобразная подборка «Оскара» в этом году позволила чересчур поспешно провозгласить наступление «эпохи независимого кинематографа», сами «независимые» не очень-то с этим соглашаются. Если речь идет об успехе «Столкновения» (производство компании Lionsgate) - то пожалуйста, никаких вопросов не возникает, это настоящий один-в-поле-воин на просторах кинобизнеса. Но вот причислять его к войску и «Горбатую гору» (производство Focus Features) можно только с большой оглядкой, т.к. Focus Features все же является отделением большой компании, а значит, в голосах ковбоев изначально «звучали деньги», по меткому выражению Фитцджеральда.

Настоящим же «независимым» приходится несладко. По словам Ави Лернера (Nu Image) в интервью Variety, "в Америке, со всеми нашими трейд-юньонами и прочими ассоциациями, снять фильм фактически невозможно".  "Мы все чаще работаем в бывших коммунистических странах, потому что, по ощущениям, Америка давно превратилась именно в коммунистическую страну".

При этом международный рынок малобюджетников тоже не спасает. Даже учитывая тот бум кинематографа, который сейчас переживают Россия и Азия, байеры из этих стран, прежде всего, нацелены на масштабные блокбастеры, которые могут окупить себя в прокате. Но подобных фильмов не так уж и много, и большинство из них производят голливудские мэйджоры или крупные европейские компании вроде Pathe.

Сами американцы тоже не торопятся покупать европродукцию и тоже из-за провальных кассовых сборов большинства документалок и артхаусного кино. В конце концов не всем выпадает успех «Крадущегося тигра» - на них с драконом приходится львиная доля успеха иностранного кино. А реальный шанс есть разве что у испанцев и латиноамериканцев, учитывая рост испаноговорящего населения США, или у старых добрых британцев, чьи фильмы по старой памяти пользуются своеобразным успехом в странах бывшей британской империи.

Тем не менее, цифры позволяют надеяться на лучшее. В этом году объем заявок на участие в Каннском рынке увеличился на 8 процентов. Значительно возросло участие Латинской Америки (на 20%) и Азии (на 23%). Всего же на рынке будет представлено около четырех тысяч фильмов, уже готовых или в стадии пост-продакшена. Значит, нам, простым зрителям, будет что посмотреть.


СПРАВКА.

С официальной программой Каннского фестиваля можно ознакомиться здесь.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.