22 июля 2019, понедельник, 16:56
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Образование: реформа и трансформация

Мы публикуем резюме регулярного вторничного "Открытого семинара "Полит.ру", созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. Резюме показывает содержательное движение всего обсуждения, работу "коллективного колумниста", которая будет продолжена на следующих семинарах. Открытый семинар 25 апреля обсуждал проблемы российского образования и его реформы. Участники (кроме собственно "Полит.ру") – Александр Даниэль, Александр Долгин, Симон Кордонский, Ольга Лобач, Олег Мудрак, Виталий Найшуль, Арсений Рогинский, Александр Черкасов.

Советская система

В СССР была построена система образования, решавшая задачи обучения (приобретения навыков и информации) и воспитания (социализации). Потом, по системе распределения, человек попадал на производство и там окончательно становился специалистом.

Существовала не только противопоставленность дореволюционной системе образования, но и преемственность по отношению к ней. Атомная бомба не была бы сделана, если бы не выжили какие-то традиции. Когда носителей их уже не стало, власть предприняла значительные стратегические шаги, чтобы вырастить в рамках новой системы образования инженеров, потребных для разных новых отраслей. Например, создание специальных кафедр, пропаганда через литературу геологической романтики с гитарой привели к тому, что урановая база появилась.

Существовали научные школы, которые можно было считать носителями абсолютного качества и предметом гордости перед остальным миром.

Наряду с традиционной линией (школы, вузы, послевузовская переподготовка) существовали структуры “народного” просвещения – общество “Знание” и др.

При этом советский “рынок” работал таким образом, что можно было произвести ракету, но нельзя было произвести красивую женскую одежду.

Одновременно нельзя говорить о том, что была какая-то одна стабильная советская система образования – в СССР было как минимум 8 реформ образования (переход от общего обучения девочек и мальчиков к раздельному и назад, к платному обучению в старших классах и уход от этого, переход от десятилетки к одиннадцатилетке, возвращение к десятилетке, возвращение к одиннадцатилетке и т.д.), но нет серьезных исследований, охватывающих их в целом и подводящих итог этим изменениям, а ведь каждая из реформ была ответом на какую-то социальную правду.

Российская ситуация

Советская образовательная система распалась: из структуры среднего образования исчез элемент воспитания, из системы высшей школы изъят институт распределения, на котором во многом строилось обретение профессиональных навыков – базовые знания, полученные в вузе, дополнялись навыками, приобретенными уже на производстве, что и делало человека специалистом. Неудивительно поэтому, что сейчас более 60% выпускников института, в новых условиях решающих проблему трудоустройства самостоятельно, работают не по специальности.

Система высшего образования практически потеряла функцию профессионализации, это структура, роль которой сейчас – обеспечивать социализацию. Есть несколько мотивов для поступления в вуз: получить диплом (то есть не стать специалистом, а иметь на руках документ, который можно предъявить), откосить от армии, выйти замуж и обрести связи для будущего устройства. Существующая система решает все эти задачи.

Люди сначала отдают своих детей в хорошую школу, потом в приличный вуз, для того чтобы они освоили языки (языки общения, языки и логики бизнеса, иностранные) и обрели знакомых. А после получения диплома родители их трудоустраивают по знакомству. В этом смысле очень важно, с кем дети учились вместе. Понятно, что в Высшей школе экономики один круг знакомых, в МГУ – другой, и в зависимости от этого выстраиваются разные стратегии поведения.

Описание ситуации осложняется отсутствием знания о ней – на всех уровнях.

Никто, включая Министерство образования и науки, не может сказать, сколько вузов у нас в стране, сколько студентов. Задачу на описание образования как системы (как набора возможных социальных траекторий и инструментов для их обеспечения) никто не ставил – ни статистически, ни содержательно. Нет социологического анализа ситуации расслоения, возникшей в результате дифференциации среднего образования: есть большое количество зимних и летних школ, где дети получают дополнительное образование, есть лицеи и гимназии, а есть учебные заведения, где не учат ничему, есть реальная проблема наркомании в средней школе и т.п.

С позиции студента – это проблема навигации в сфере, где существует огромное количество красивых вывесок, липовых институтов, есть проблема экспертизы качества услуг. Когда студент обладает достаточной компетенцией для оценки уже осуществляющегося образовательного процесса или хотя бы интересом к нему, он нередко разочаровывается, увидев, что его учат не тому и не так.

При сравнении советской системы и нынешней нельзя не учитывать структурные изменения в сфере. Специфика нынешнего момента заключается еще и в том, что запрос на получение профессиональных навыков может удовлетворяться разными способами, в том числе и через самообразование: есть Интернет, есть множество форм самообучения. Дети получают знания нередко не от стариков-преподавателей, не имеющих доступа к современным знаниям и технологиям, а из собственной практики.

Общим местом при разговоре об образовании и науке является апелляция к советскому опыту и вопрос о преемственности традиций. При этом, как правило, не учитывается ни то, что советская система не была стабильной, ни главное отличие нынешних реформ от советских: в СССР с 30-х годов они шли поверх уже существующей более или менее стабильной системы, а сейчас система очень динамична.

Дело не в том, менять или сохранять советскую систему, – ее уже нет. Вопрос стоит иначе: изучать ли реальные изменения в сфере образования, строить ли цели образования и критерии соответствия им, исходя из которых можно будет выбирать тренды изменений, на которые можно опереться, погашая противостоящие им и помогая встроиться в выбранные тренды оставшимся на обочине, но еще живым продуктивным “остаткам” старой системы.

Это нисколько не отменяет необходимости изучения имевшихся (порой остаточно присутствующих) отечественных и зарубежных моделей – для анализа ситуации и построения проекта необходим материал, на который можно опереться. Но это должно быть тонкое исследование механизмов, а не недальновидный абстрактный подход “какую модель мы принимаем”. И дело не в том, что плохо заимствование как таковое, – при проведении реформ нормально учитывать существование моделей, которые можно, адаптируя, заимствовать. Но в сфере образования нет такой страны, где была бы система, которую можно взять за образец. Нам придется быть креативными.

Наличие знаний о реальных процессах, существующих механизмах и моделях неизбежно ограничивает спекуляции. При наличии демографических, культурных, институциональных и прочих ограничений отсекаются в принципе нереализуемые предложения.

Постановка целей

Бессмысленно говорить о любых изменениях в сфере, будь то реформы или, напротив, консервация оставшихся элементов советской системы, без ответа на базовый вопрос – кому и зачем нужна система образования, на что есть запрос и как он формулируется. Можно выделить четыре типа запросов на образование: цивилизационный, экономический, социальный и научно-образовательный.

Цивилизационный запрос исходит от государства и, в принципе, есть всегда. Воспроизводство культурных норм и некоторого базового объема знаний является способом удержать собственные рамки. Это то, что должно транслироваться и воспроизводиться.

Когда в Грозном заработали три вуза, учащихся там, начиная с 2000 года, стало больше, чем рабочих мест. Понятно, что там чудовищный уровень коррупции, что в значительной степени обучение направлено на решение задачи социализации типа “выйти замуж”, а у студентов Нефтяного института нет перспектив профессионального устройства. Серьезная проблема заключается также в том, что нет никакой специфики преподавания для этого важнейшего региона. Не разработаны специальные подходы к преподаванию в сложившихся условиях – непонятно, как читать грозненским студентам курс российской истории, например. Но сам факт того, что в Чечне люди получают через вузы общие для страны культурные навыки, – это решение задач государственных. В чеченских школах учат русский язык – а без этого эта часть народа была бы оторвана от всей страны.

Врастание человека в культуру – это государственная задача, которая решается через образование. Не случайно во многих европейских странах важнейшим пунктом иммиграционной политики является условие, по которому все беженцы и мигранты в первую очередь обязаны выучить язык.

Экономический запрос. Экономический запрос исходит от государства и от бизнеса.

Государство заинтересовано в том, чтобы на смену специалистами, на которых держится экономическая инфраструктура, приходили новые. Чтобы не взрывались атомные станции и не летели под откос поезда из-за недостатка знаний и навыков тех, кто строил, и тех, кто контролировал строительство и эксплуатацию.

Государство заинтересовано в гарантированном пополнении бюджета и обеспечении граждан рабочими местами за счет конкурентоспособной экономики страны, нашедшей свое место в международном разделении труда. Что невозможно без квалифицированных кадров.

Экономический спрос со стороны государства может выражаться через методы прямого и косвенного финансирования: через налоги, через создание специальных финансовых схем, мотивирующих бизнес вкладываться в сферу.

В высококвалифицированных кадрах заинтересован и бизнес.

Сейчас есть вузы, частично воспроизводящие американскую модель высшей школы, то есть дающие коммерциализированное, специализированное образование. Это пытаются делать в Высшей школе экономики, где готовится человек труда, человек по типу западного специалиста-менеджера, знающий конкретную узкую область и эффективный в ней. Это ответ на спрос со стороны бизнеса.

Сейчас ясно мыслящие, хорошо подготовленные, компетентные выпускники рейтинговых вузов, знающие менеджмент и языки, – это люди с почти гарантированной карьерой и высоким окладом. То есть бизнес осуществляет свой запрос не персонифицированно, а через мотивацию. Если отличник уже на четвертом курсе зарабатывает 5 тысяч долларов, а двоечник – нет, то в среде студентов делаются выводы.

При этом возникает вопрос, является ли спрос со стороны бизнеса на такого рода профессионалов одновременно и запросом на позитивные изменения в образовательной сфере. Очевидно, что ситуация двояка: с одной стороны, бизнес заинтересован в качественном образовании, так как даже при том, что карьерный рост выпускника во многом обусловлен его обучением уже в процессе работы, повышением квалификации через систему корпоративного образования, приобретение этих вторичных профессиональных навыков невозможно без той базы, которую человек получает в вузе. С другой стороны, не очевидно, что бизнес готов вкладывать деньги в высшую школу: ему нередко достаточно отбирать полезного для себя работника, одного из тысячи, которого и так выпускает существующая вузовская система. Возможны, правда, такие специфические формы инвестиций бизнеса в образование, как создание институтов “под себя”: так, например, все идет к тому, что бурно развивающаяся металлургическая отрасль вложит деньги в создание нового вуза вместо не удовлетворяющего имеющимся требованиям Института стали и сплавов – если к тому моменту еще будет за кого “зацепиться” из профессуры.

Однако такие возможные вложения в систему высшего образования носят единичный характер – гораздо более развита система вторичного образования, финансируемая корпорациями. Этот рынок очень бурно развивается: это система тренингов, семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации и т.п. При этом надо понимать, что к существующей системе образования он имеет косвенное отношение: вторичное образование направлено на получение узких навыков, это повышение квалификации кадров.

Значительная часть запроса бизнеса – это запрос не на образование, а на гибкий и способный человеческий ресурс, который быстро приобретает профнавыки. Бизнес очень скептичен. Он предпочитает не образовывать, а учить навыкам. Здесь возможны два подхода: бизнес может рассматривать людей просто как кадры, чьи навыки надо развивать, а может – как ресурс развития, в образование которого надо вкладывать деньги. При этом второй вариант всегда будет сдерживаться опасениями, связанными с проблемой текучки кадров.

Еще один источник запроса на отечественное образование находится за рубежом. Гуманитарные курсы в университетах читает множество российских мигрантов, Восточное побережье США “забито” нашими компьютерщиками.

Социальный запрос – это запрос на социализацию со стороны общества. Многие готовы платить за образование. Во всяком случае, пока.

Интересны в этой связи процессы, происходящие с детьми, которых отправляли в начале-середине 90-х учиться за границу. В среднем 1 из 5 остается там и социализируется в том обществе, вернувшиеся часто не способны к социализации, они приспосабливаются спустя какое-то время с большим трудом.

Есть проблема сужения социальной мобильности из-за растущей коммерциализации и поляризации образования на элитарное и массовое. Остается открытым вопрос, может ли это стать точкой социального протеста. На данный момент процент “выходов” за родовые и коммунальные страты как при получении образования, так и при дальнейшем трудоустройстве невелик. Родители отдают ребенка, чтобы он получил диплом. А последующая социальная траектория, карьера чаще всего формируются в зависимости от бытовой страты, где живет человек, от коммунальных контактов, в том числе приобретенных в период обучения в вузе.

Научно-образовательный запрос на образование исходит со стороны научной корпорации: на воспроизводство и развитие, то есть на создание социальных условий для того, чтобы в науку и образование приходили новые люди, которые через несколько лет после этого не эмигрируют или не уйдут в бизнес.

Когда сама культура не имеет больше заказа в виде неполитических и неэкономических статусов, когда падает статус ученого – она начинает “схлопываться”. Надо сказать, что культурная действительность пережила экономические передряги последних 15 лет, хоть и существенно регрессировала.

Научно-образовательная корпорация не может быть самостоятельным заказчиком преобразований в себе, она решает только задачу самовоспроизводства. Для того чтобы ее заказ был принят, нужен политический субъект, заинтересованный в этом воспроизводстве.

См. также по теме:

Резюме обсуждения "Открытого семинара "Полит.ру"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

16:47 Президент Путин отменил санкции в отношении Эритреи
16:35 Лукашенко призвал ЕС «устранить головную боль» на Украине
16:13 Партия Зеленского сохранила отрыв после отработки большей части протоколов
15:59 Производитель сообщил о падении выручки от продаж SSJ-100 в 7 раз
15:34 «Краснодар» проведет дебютный матч с «Порту» в Лиге чемпионов
15:10 Осужденная за картинки в соцсетях студентка отсудила у РФ 100 тысяч рублей
14:47 Индийцы вывели аппарат «Чандраян-2» на нерасчетную орбиту
14:37 Обвиняемый в краже картины Куинджи оплатил ее реставрацию
14:17 Директора ФБК Ивана Жданова задержали у мэрии в Москве
13:49 Партия Зеленского сумела упрочить свое лидерство на выборах в Раду
13:27 Фильм «Мстители: Финал» стал самым кассовым за всю историю
13:21 Не стало гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано
13:10 Депутат Госдумы предложил ограничить наценку на питьевую воду
13:00 Российский наездник подтвердил свою эффективность в борьбе с опасным вредителем
12:55 В Россельхознадзоре отказались от ужесточения правил провоза багажа
12:38 Рок-фестиваль «Нашествие» посетили около 200 тысяч человек
12:28 Независимые кандидаты в Мосгордуму собираются всю неделю пикетировать мэрию
12:03 Полиция ХМАО задержала мужчину с самодельной бомбой
11:49 Москвичи попросили проверить размещение штаба Навального в подвале жилого дома
11:39 Спецслужбы заявили об аресте 17 шпионов ЦРУ в Иране
11:21 Савченко не смогла попасть в украинский парламент нового созыва
11:12 Партия Зеленского обошла конкурентов на выборах в Верховную Раду
10:59 Китайские инвестиции в США при Трампе сократились на 90%
10:46 Средний размер потребкредита в России вырос почти на 7% за год
10:30 Новый вид деревьев открыт в Танзании
10:29 В России разработана стратегия развития торговли до 2025 года
10:14 Составлен рейтинг самых угоняемых автомобилей в России
09:57 В НИИ Склифосовского рассказали о состоянии Инны Чуриковой
09:46 Аналитики предсказали замедленное развитие мобильных сетей 5G
09:33 СМИ узнали о несоответствии половины зоопарков России новому ГОСТу
09:31 Вещество из кожуры винограда поможет покорителям Марса предотвратить атрофию мышц
09:30 Царапины на найденных в Китае костях приписывают денисовцам
09:15 Самолет Utair вернулся в Тюмень из-за датчика неисправности шасси
08:58 На выборах в Раду за пределами Украины победила партия Зеленского
08:46 Задержаны подозреваемые в краже 12 млн рублей у пенсионеров
08:29 Судьбу арт-объекта Покраса Лампаса в Екатеринбурге решат местные чиновники
08:14 Названы регионы России с самой сложной ситуацией на рынке труда
07:59 СМИ узнали сумму неудавшихся хищений с банковских счетов россиян
07:44 В ДНР сообщили о случайной гибели украинских военных на учениях
07:31 Пираты ограбили южнокорейское грузовое судно в Сингапурском проливе
07:16 СМИ узнали о планах по введению экзамена для охотников
06:59 Матвиенко поддержала введение единой валюты Союзного государства
06:46 Козак поручил подготовить отмену запрета на участие иностранцев в госзаказе
06:29 В августе в России ужесточатся правила ввоза цветов и фруктов в багаже
06:15 Вице-президент США назвал срок размещения астронавтов на Луне
05:58 На совещании у и.о. главы Читы задержали сотрудника МЧС
05:45 Western Union ввела новое ограничение на переводы за границу
05:29 Авиакомпания «Победа» начала работать как туроператор
05:03 Россиянин на грузовике насмерть сбил двух человек в Финляндии
21.07 19:04 Орешкин предрек прекращение выплат долгов по кредитам россиянами в 2021 году
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.