28 марта 2024, четверг, 16:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 мая 2006, 08:31

Правило места

В советское время принадлежность к тому или иному неформальному объединению была связана с определенной долей риска. Будь то диссиденты, битники, фарцовщики, спекулянты, битломаны - кто угодно, вхождение в их круг требовало от человека не только определенного мужества, но и усилий: в жестких условиях советской действительности каждая тусовка обладала известной степенью закрытости. С приходом в страну демократии, взрослые игры в самоидентификацию стали вестись по более простым правилам. С тех пор, как выбор «взрослой» тусовки перестал напрямую соотноситься с угрозой для жизни, делать его стало значительно легче,  равно как проще стало попасть в тот или иной круг.

Скажи, где бываешь - скажу, кто ты

Один из вернейших способов оказаться в нужной тусовке – ходить в те места, где эта тусовка обитает. Таких мест на карте одной лишь Москвы – десятки. Ведь любому человеку, затевающему открытие клуба или кафе, известно: чтобы заведение было популярным и посещаемым, менеджмент его должен выстраиваться из расчета на конкретную тусовку, которая будет приходить сюда и ткать из воздуха добрую репутацию этого места.  

Два ярчайших примера подобного целевого маркетинга -  рестораны Аркадия Новикова и проекты Дмитрия Ицковича. Первые призваны обслуживать московский бомонд высшей финансовой категории, вторые работают на более маргинальную публику, привыкшую считать себя интеллектуальным андеграундом.

Лет пять или шесть назад один знакомый, примерно год как переехавший в Москву, затащил меня, тогда еще и не думавшую покорять столицу, в тихие чистопрудные переулки и увлек в подвал за железной дверью. «Вот, - с гордостью сказал он. – «Это «Проект ОГИ». Секретное место. Смотри внимательно. Тут за каждым столиком какой-нибудь режиссер, писатель или критик». Люди (лица которых действительно были мне смутно знакомы из эстетских телепрограмм и сети интернет) ели еду и пили водку. Проникшись духом сопричастности, я взирала на происходящее: вокруг меня со всей очевидностью протекал тот самый, пресловутый творческий процесс.

За время, которое понадобилось мне, чтобы перебраться в Москву и стать своей в этом храме с алтарем в виде круглосуточного книжного магазина, концентрация творцов на квадратный метр ОГИ заметно уменьшилась. Точнее, их число оказалось сильно разбавлено все прибывающими тусовщиками самых разных мастей.

"Проект ОГИ" планомерно превращался из конспиративной явки мегатворческих личностей в общее место на карте развлечений столицы, где под водку подавали интеллектуальный продукт – книги, литературные чтения, выступления Псоя Короленко и Хоронько. Ответить на вопрос «Где бываешь?» короткой фразой «В ОГИ», означало нечто большее, чем просто посиделки в приятном месте. Подобный ответ автоматически помещал отвечающего в негласное сообщество людей, причастных альтернативной интеллектуальной жизни.  Все, кто желал прослыть интеллектуалом, стекались в душный полуподвал, те же, кто населял его изначально, покидали это место в поисках иного пристанища по одной простой причине: в подвале стало нечем дышать.

Не место красит человека

Дело в том, что первые завсегдатаи заведения  и тусовка, которая оформляется себя под крышей того же заведения, – суть два разных сообщества. Первое есть узкий круг людей, чьи личные отношения выходят за рамки приятного времяпрепровождения в одном и том же месте: это могут быть художники, литераторы, телевизионщики или рекламщики, связанные друг с другом общим делом, схожими политическими или художественными взглядами. На них-то и ориентирован первоначально менеджмент нового места. Второе – это люди, которые приходят в заведение, привлеченные его имиджем и набором персонажей-завсегдатаев. 

Репутация и имидж заведения всегда зависит от тех, кто станет его первыми завсегдатаями. Поэтому новым пафосным ресторанам так важно завлечь на открытие весь «бомонд» и засветиться в светской хронике глянцевых журналов. По тому же принципу заведениям вроде ОГИ или FAQ-cafe важно привлечь несколько имен, широко известных в узких кругах, на которые стеклась бы вся остальная публика. Новиков и Ицкович в данном случае – монополисты. Нужная публика приходит в каждое новое заведение просто потому, что знает, кто является его владельцем.

«Многие ходили в ОГИ, а теперь ходят в Билингву просто потому, что в их записной книжке есть мой мобильный телефон. Они чувствуют себя защищенными – можно всегда позвонить мне и пожаловаться на официанта или менеджера. Таких людей у меня порядка пяти тысяч. Они приходят в мои заведения с чувством, будто пришли ко мне в гости. И этого достаточно, чтобы мои клубы никогда не пустовали», - говорит Дмитрий Ицкович.

Схема привлечения первых «правильных» клиентов проста: сарафанное радио  + несколько «правильных» мероприятий, куда точно придут нужные люди. И тут уж им ясно дадут понять: здесь вас хотят и любят, вы – избранный круг и можете чувствовать себя как дома. Чтобы подкрепить чувство исключительности посетителей, можно запереть заведение на замок и выдать желанным клиентам ключи, как это сделали в «Апшу», можно установить жесткий фейс-контроль в соответствии с критериями,  известными только топ-менеджменту и службе охраны заведения, как в «Пропаганде»; наконец, выдать клубные карты с огромной скидкой, как в FAQ-cafe.

Порой тусовка сама вырабатывает критерий, по которому «свои» будут отличаться от чужаков. Ксюша Собчак, например, раскрыла страшную тайну читательницам своей книги «Стильные штучки». С определенной периодичностью в ее тусовке объявляется дресс-код, который обязан соблюсти каждый причастный к. Например, выбирается марка джинсов, да не какая-нибудь попса типа Dolce&Gabbana, а позаковыристей - такое, чтоб и в России-то не всегда продавалось. И вот все тусовщики как один рыщут по магазинам столицы в поисках этой марки, а если не находят, мчат на уик-энд в Париж или Милан. О том, что это за марка, знают только избранные. Кто не нашел, того на небесах назовут лохом. Не говоря уж о тех, кто и знать ничего не знал, разоделся в пух и прах и не понял, почему в нем немедленно распознали чужака. Своей откровенностью Ксюша ясно дала понять тем, кто рвется в высший свет: не пытайтесь, вам все равно не светит.

Однако это, все же, случай исключительный. В случаях попроще каждый вновь прибывший и желающий приобщиться определенного круга имеет на это все шансы.

После того, как в заведении поселяются первые обитатели – 100-200 человек постоянной клиентуры, - за ними начинает подтягивается следующая волна: знакомые, знакомые знакомых, знакомые знакомых знакомых... К заведению прирастает и некоторое количество случайных посетителей, привлеченных вечерними программами или его ценовой политикой. Затем приходят те, кто «много слышал» и тоже остаются. Те, чей поведенческий код и образ жизни в действительности соответствует атмосфере заведения, автоматически становятся «своими» - то есть принимаются первоначальной тусовкой и сотрудниками заведения (которые в таких местах, как правило, тесно общаются с посетителями). Но помимо них в любом заведении образуется неизменный балласт посетителей, которых «местные» отказываются принимать в свой круг. «Эти люди не принадлежат собственно тусовке, но пытаются позиционировать себя как ее персонажи, - размышляет завсегдатай одного из популярных московских клубов. - А так как на самом деле они не чувствуют, в чем суть тусовки, частью которой они пытаются быть, все выливается в подражание по внешнему признаку. Выглядит это убого, так как в итоге коды все равно считываются неверно. И вот пока в заведении таких людей меньшинство, ядро тусовки чувствует себя комфортно. А когда эти люди заполняют все заведение и толкают тебя локтями в проходах, тусовка уходит».

Великий исход

Тусовка уходит всегда. Срок «первой жизни» заведения – от года до трех в зависимости от грамотности менеджмента. Первая жизнь заканчивается в тот момент, когда сам хозяин заведения начинает относиться к своему детищу как к налаженному бизнесу. Место приносит прибыль, душа хозяина рвется к новым горизонтам, душа тусовки – в новые места. Дальше у заведения может быть и вторая, и третья жизнь, но тех, с кем изначально связывался имидж места, она уже не волнует. Равно как и вновь прибывающая тусовка рано или поздно забывает «своих героев».

«Мы столкнулись с тем, чего изначально не ожидали: за два года существования FAQ-café блоггерская аудитория, на которую мы ориентировались изначально, сильно помолодела. Изначально это были люди от 25 до 40, а сейчас им всем по 18-20 лет. И они идут к нам, и делают это место своим. Происходит вымывание более агрессивной аудиторией первых посетителей - нормальная, естественная эволюция. Ведь FAQ – очень демократичное место, низкие цены. Кроме того, наша ориентация на творческих людей и людей, активно «сочувствующих» творчеству, вполне сохранилась. Студенты, которые стали к нам ходить –  креативные молодые люди, и от первых посетителей их отличает только возраст. А FAQ-café предоставляет им площадку для творчества, возможность реализовать и показать себя, что для них очень важно», - говорит Татьяна Халевина, арт-директор FAQ-cafe.- Конечно, мы заботимся и о первых, любимых посетителях. Но понимаем, что эта аудитория уже отправилась на поиски нового места, и в наших интересах, чтобы это место открыли мы, а не кто-то другой».  

Тусовка всегда уходит откуда-то, а не куда-то. Одни и те же люди, числом не более пяти тысяч, имеющих мобильный телефон любимого ресторатора в своем блокноте, обитают в одних и тех же местах, плавно перетекая из одного заведения в другое.

Кто-то бредит «Проектом ОГИ» пятилетней давности, кто-то грустит о «Кофе In». Кто-то печалится, проходя мимо «Гоголя» и вспоминая, как хороша, как свежа была здесь сельдереевка три года назад. Кому-то дороги «ПирОГИ» на Дмитровке тех времен, когда первые пользователи ЖЖ устраивали там соревнования по распитию водки на скорость. Да и «Пропаганда» конца девяностых – совсем не та, что сейчас. Едва ли не у каждого из нас есть место, где мы проходили обряд инициации, вступая в стройные ряды завсегдатаев. Есть любимые бармены, давно пропавшие из виду, и менеджер, первым запомнивший твое имя. Есть право на кредит и большую скидку, и есть определенное высокомерие, позволяющее нам с полным правом, зайдя в любимое заведение, осмотреться кругом, воскликнуть с негодованием: «Чьи все эти дети?», - и отправиться на поиски нового места, пригодного для вечерней жизни. Хотя бы на ближайший год.

См. также про неформальные сообщества:

Алексей Михайловский. Телефон неДоверия. Новое молодежное объединение разыгрывает своих жертв по телефону

Лиза Биргер "Молодые и некрасивые"

Михаил Лурье. Бомбежка цветом. (Графферы)

Дмитрий Громов. Любера: субкультура кризисной эпохи

Юлия Идлис "О поэтах и поэзии"

Эд Мишин: "Правильного" гея не существует

Юлия Идлис. Анти-менйстримизм

Настоящий пАдонок - это хороший человек на хорошем мотоцикле (Разговор с членом одной из байкеровских организаций).

Елена Омельченко. Ритуальные битвы на российских молодежных сценах начала века, или Как гопники вытесняют неформалов

Игорь Веселов. Компьютерный маньяки: люди будущего или деструктивные элементы?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.